Конспект занятия по развитию речи звук и. Конспект занятия по развитию речи для дошкольников "звук и буква ш". Произнесение звуков в словах и словосочетаниях

Тема : Звук [б - б"] и буква Б

воспитатель: Хакимова Наталья Михайловна,

МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Программное содержание: уточнить артикуляцию звуков [б - б"]; отличать твердый и мягкий звуки; научить звуко - слоговому анализу слов на примере слова булка; научить печатать слова и предложения с буквой б; научить подбирать однородные определения.

Материал

Демонстрационный: предметные картинки: белка, барабан, карточка с буквой Б, презентация «Буква Б», наглядный материал для игр, Том, Тим.

Раздаточный: индивидуальные зеркала, тетради, зеленые, синие, красные фишки, карандаши, раз­резные азбуки.

Образовательная область «Здоровье»

Проверка соблюдения правил рассаживания за столом, осанка,

Проведение физминутки.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

На месте!

На месте!

II.Повторение пройденного материала(«Коммуникация», «Музыка»)

Послушайте музыку и угадайте сказочного героя (фрагмент из мультфильма «Приключения Буратино»

У отца он мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Любит всё ж папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
И зовется? (Буратино)

Всюду нос сует он длинный,
Вот только в школу он, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней не знаю я!

Поможем, ребята, Буратино разобраться с этой книгой.

Посмотрим, что за азбука такая, непростая.

Какие красивые в ней картинки.

Повторение гласных.

- Назовите буквы. Как мы называем эти звуки? Гласные звуки. Ещё раз назовите первый звук, последний.

Игра «Немые звуки»

Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны. (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)

Выделение твердых и мягких согласных в словах.

Давайте посмотрим следующую страницу.

Ребята, давайте расскажем, что мы обозначаем такими кругами.

Показ красного круга.

Дети: Красный круг горит, значит, путь во рту открыт.
Нет преграды на пути – гласный звук ты назови.

- Ребята, давайте проверим. Вы запомнили гласные звуки? Назовите их.

Показ синего круга.

Дети: Синий семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – согласный твёрдый назови.

Назовите слова, чтобы они начинались с твердого звука [м, н].

- Что мы обозначаем зелёным кругом.

Дети: Зелёный семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – язычок как склон горы.
Согласный мягкий назови.

Теперь назовите слова, в названии которых первый звук согласный мягкий [м", н"].

- III . Знакомство со звуком

Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.

Буратино вам хочет загадать загадки.

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.

Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки [б],[б’]. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [б], [б’] и познакомим с ними Буратино. Работа с зеркалами Определение характеристики звука [Б].

Звук [б] произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук [Б]. (Дети самостоятельно дают характеристику звуку)

IV . Определение твердости и мягкости звуков

Игра «Кто внимательный»

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть. Когда я назову согласный твердый звук[б], встанут друзья Тома, а когда – согласный мягкий звук [б’] встанут друзья Тима. Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ, булка, белка, банан, болт, бинт)

V . Физминутка

Звучит фрагмент мультфильма «Приключение Буратино»

Танец «Буратино» (дети повторяют движения за педагогом)

VI . Составлении звуковой схемы слогов

А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АБ. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АБ (Аналогичная работа проходит со слогом БИ)

Потренируем язычок – проговорим чистоговорки/

Ба-ба-ба – балалайка, поиграй-ка!
Бя-бя-бя – веселить будем тебя!
Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу,
Бе-бе-бе – он играет на трубе!
Бя-бя-бя- - трубы трубят,
Бу-бу-бу – они будят ребят!
Бу-бу-бу – бубны бубнят,
Бю-бю-бю – блюдца звенят!

VII . Знакомство с буквой Б

Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?

Показ шуточной буквы Б.

Показ видеоролика и презентации о букве Б.

VIII. Упражнения в чтении слогов с буквой «Б»

Буква Б подружилась с гласными буквами. Давайте посмотрим, что из этого получилось, и прочитаем слоги все вместе.

Ребята, а если мы соединим знакомые нам слоги и буквы, получится вкусное слово.

Игра «Летящие слова»

На карточке написаны знакомые слова, которые перед ними пролетают, дети должны прочитать знакомые слова.(Ни-на, ма –ма, Ан-на, ба-на-н)

IX .Работа в тетрадях

Заштрихуй букву Б.

X . Итог

С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Что было интересно? Что было тяжело?

Материалы к занятию: вязаный снеговик; изображение буквы «С»; доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.

(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Какое сейчас время года? (Зима)

А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т.д. – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Стук в дверь.

Ребята, вы слышите, к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.

Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.

Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?

Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?

Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.

Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок. Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.

2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.

Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.

Но сначала отгадайте загадки:

1. Прилетают к нам зимою

И кружатся над землёю.

Очень лёгкие пушинки.

Это белые... СНЕЖИНКИ.

Молодцы, ребята! (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).

2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её… (синичка)

Давайте на картину поместим и синичку . (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)

А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.

Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?

3. Сообщение темы. Характеристика звука.

Произнесите звук (С).

Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)

Очень много зимних слов на этот звук начинается: сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;

Снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.

И очень много получается родственных слов к слову снег.

Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)

Произнеси те звук (С*).

Какой это звук? (согласный, мягкий).

А какие зимние слова вы знаете с этим звуком?

4.Упражненя на развитие фонематического слуха.

1) (на столе разложены картинки большим комом)

Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.

Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).

Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с мягким звуком (С*).

(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)

Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.

5. Физминутка.

Снежный ком на снежный ком,

А морковка вместо носа

Не боится он мороза…

Угадали речь о ком?

Знает мал и велик,

Это точно снеговик!

Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.

(педагог помещает снеговика на доску)

Снежинки пуховые, (взмахи руками)

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете (покружиться)

В молчании лесном

И землю устилаете (присесть)

Блестящим серебром.

6. Фонетический анализ слова.

Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?

Правильно с горки должны кататься дети.

(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и мальчика на санках)

Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)

Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)

Сделаем разбор слова Сима.

(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)

Какой звук первый? (мягкий согласный (С), значит зелёный кружочек)

Какой звук второй? (гласный (И), значит красный кружочек)

Какой звук третий? (твёрдый согласный(М), синий кружок)

Какой звук четвёртый? (гласный (А), значит красный кружок)

Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.

(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)

7. Знакомство с буквой С.

Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.

Правильно, это буква С.

Посмотрите на букву, на что она похожа?

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Пальчиком в воздухе напишем букву «С».

Возьмите доски, напишите букву на доске.

8. Автоматизация звука в слогах и словах. На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.

Дети читают слоги.

Напишите эти слоги на своих досках.

Проверьте друг у друга.

9. Итог занятия.

Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.

Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.

(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т.д.)

Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)

С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).

Вам понравилось на занятии?

Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.

Каждый ребёнок получает снежинку.


Конспект фронтального занятия по развитию речи.

Тема: звук [Ж].

Цель : познакомить детей со звуком [Ж].

Задачи:

1. Образовательная:

· уточнитьартикуляции звука [Ж]

· дать характеристику звуку

· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

· составление предложений по опорному слову

· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

· активизировать и расширить словарь детей.

2. Коррекционно-развивающая :

· развитие фонематического слуха

· развитие слухового и зрительного внимания

· развитие кратковременной и зрительной памяти

· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

· коррекция речи.

3. Воспитательная:

· воспитание культуры поведения на занятии

· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

· наборное полотно

· карточки с заданием

· картонный цветок с разноцветными лепестками

· маски пчел

· карточка с буквой Ж.

Ход занятия

Этап занятия

Хронометраж

Организационный

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

Введение в тему занятия.

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

Изучение нового материала.

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

Физкульминутка.

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

Закрепление материала.

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

(снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издает жужжащий звук:

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

Итог занятия.

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!


Воронкова Ирина Дмитриевна

Задачи:

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель: Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз

Вправо, влево

(соответствующие движения глазами)

Глазками посмотрело

И закрыло глазки

Не хочется солнышку просыпаться

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка).

Воспитатель: Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянимся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большеглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устанете

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель: На высокой сосне, в лесной тишине,

Добрый филин - у да у

Будем подражать ему.

Филин: (мальчик)

Губы «Хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, с начало громко. Потом тише.

Змея: (девочка)Подражайте вы змее

С нею будьте на ровне

Высунем языки спрячем

Только так, а не иначе (артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками).

Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте песенку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

День — жуки жужат и летают

Ночь — ложатся на спину и медленно шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж? Выслушивает (10 детей)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова

«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужал:

Жук: - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить».

Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужжал жук? (Жить можно)

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз? (ответ детей)

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере?

Юлия Курбатова
Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква» и «»

Тема : Звук и буква И .

Цель : закрепление понятия «гласный звук » ;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков ;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И .

Оборудование : зеркала, домик для гласных звуков , красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам ; кукла мальчик; мешочек, предметы : индюк, ириска, изюм; картинки : санки, коньки (или предметы) ; карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

Ход занятия.

1. Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии ? (Звуки а , у) .

Вы помните, какие это звуки ? Гласные. Почему они называются гласные звуки ? Потому что их можно пропеть голосом.

2. Игра «Повторяй-ка» .

Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван) . Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И) . Правильно, звук и . Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть ? Давайте попробуем : и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук ? (Гласный звук ) . Каким кружочком обозначим звук и ? (Красным) . Показываем красный кружок.

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и .

3. Игра «Поймай звук » .

А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками . Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и .

И-а-и-у-а-и-о-у-и-а-и-о-ы…

4. Игра «Подарки» .

Как зовут нашего гостя? (Иван) . Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы : индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале (В начале слова) .

Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и ? (В начале слова) . Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.

В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки : санки, коньки. Где вы услышали звук и – вначале , в середине или в конце слова? (В конце слова) .

Коньки – покажите на полоске, где находится звук и ? (В конце слова) . Поставьте на это место красный кружок. Санки.

5. Игра «Один-много» .

Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много» . Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки? (В конце слов.)

6. Физкультминутка «Подарки» .

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.

7. Буква И . Выставляется домик для гласных звуков и буква И .

Педагог знакомит детей с буквой .

Это – буква И . Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный , а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным) .

Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил .

Сколько здесь дощечек? – Три!

А какая буква ? –(И.)

Пишем букву И большую и маленькую.

Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа) . Сколько звуков вы услышали ? (два) . Какой звук первый ? (И) . Второй? (А) . Прочитайте, что здесь написано? (Иа) .

Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали ? (Три) . Какой первый звук ? (А) . Второй? (у) . Третий? (И) . Прочитайте, что написано на карточке. То же : Иуа, Уиа.

8. Итог. Игра «Отгадай слово» .

Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука И . Вы дополните его звуком И и скажите все слово. _ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука . Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то