Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников. "влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника" Влияние искусства на развитие творчества детей

Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно - образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и натюрморт (Н.А. Зубарева), скульптура меткой пластики (Г.М. Вишнева), портрет (А.М. Щетинина), иллюстрации (В.А. Езикеева, В.Я. Кионова).

Исследования, проводимые под руководством доктора психологических наук К.В. Тарасовой по проблеме синтеза разных видов искусства с целью развития художественных способностей, художественного творчества детей, являются основой для раскрытия теоретических предложений современного подхода к проблеме творческого развития личности. Ребенок живет в мире, который является частью жизни.

Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно - прикладного искусства, произведения изобразительного искусства.

Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера.

Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа.

Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Итак, основой художественно - творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:

  • * личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • * развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
  • * создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно - силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
  • * синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
  • * изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера).

На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.

Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Например, знакомя детей с любым видом декоративно - прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно - творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме:

На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • 1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
  • 2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  • 3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.

Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки - клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы - лепят, рисуют и т.д. способность творческий педагог образование

Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • - активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
  • - умение находить новые способы для художественного изображения;
  • - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное - приобретают возможность неограниченного творчества.

На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности - рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой - устанавливаются тесные связи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.

Главное - вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить).

Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых ребенок может выполнить только научившись чему-то новому.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

1 этап .

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап . Познавательный:

  • 1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
  • 2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения (см. приложение), что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения (см. приложение). А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Например, при проведении занятия «Путешествие в сказочный лес царя Палитры» можно использовать следующее упражнение. Вместе с детьми читать стихотворение и выполнять движения:

Мы в дремучий лес заходим (дети идут по студии, разводя руки

Ветви в стороны разводим в стороны, поворачивая туловище

Все заходим и заходим, влево и вправо)

Ветки в стороны разводим.

На пути у нас болото,

Мочить ноги не охота. (прыжки на одной ноге, или

Все по кочкам прыг да скок переменные прыжки)

И не нужен нам мосток.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние искусства на развитие творчества детей

ребенок изобразительный эстетический

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство. Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у школьников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими.

Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

Проблема - ребенок и изобразительное искусство - таит в себе много загадок и вопросов. В последнее время все больше внимания уделяется знакомству школьников с изобразительным искусством, однако, в большинстве случаев сохраняется информативный подход в обучении, сухие сведения о жизни и действительности художников, скульпторов и т.д., иногда заменяются на информацию образно-эмоционального содержания произведения искусства общего характера, и мало времени посвящается главному - постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и постижению языка различных видов искусства как пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном, чувственном и смысловом многообразии.

Сила воздействия изобразительного искусства на ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда мировой опыт, заложенный в искусстве, соприкасается с опытом ребенка. Педагог, работающий с ребенком, должен досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику, должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом.

В школе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Искусство пробуждает у детей школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи школьников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Учить видеть в жанровой живописи отражение человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображение - значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Эстетическое воспитание - это сложный и длительный процесс, дети получают первое художественное впечатление, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Изобразительное искусство интересно, увлекательно для школьника, так как он имеет возможность об окружающей действительности с помощью карандаша, красок и бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.

Изобразительное искусство - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. На занятиях рисованием младшие школьники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки трудовой деятельности, планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.

Занятия направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей младшего школьного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется эстетическое чувство. Детей волнует яркий цвет, блестящая поверхность, старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений младшие школьники воспринимают более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов.

Непосредственно эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей дерева. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических предметов. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения, возрастные особенности его проявления. Воображение и формирование ребенка как личности. Исследования возможностей развития детей на уроках изобразительного искусства.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    курсовая работа , добавлен 24.03.2016

    Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на уровень творческих способностей. Влияние пластических видов искусства на данную сферу. Программа занятий пластическими видами искусства, направленная на развитие творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2016

    Изобразительная деятельность. Методы формирования эстетического и художественного восприятия дошкольников. Представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Знакомство детей с произведениями живописи великих русских живописцев.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2008

    Пейзаж как жанр изобразительного искусства, его особенности. Развития творческих способностей детей в процессе изображения природы. Методы и приемы руководства рисованием на темы природы на занятиях и вне занятий. Эстетическое развитие личности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Понятие интеграция и интегрированный урок. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка. Содержание серий интегрированных уроков изобразительного искусства, способствующих формированию интереса школьников к народному искусству.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2012

    Изучение проблемы патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Определение методов, приемов и принципов, применяемых на уроках художественного творчества. Разработка конспекта урока на тему: "Башкирский национальный костюм".

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

Анастасия Головня
Влияние творчества на дошкольников

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Творчество и живопись развивают эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы ребенка, формируют основные представления о цвете и его разнообразных оттенках, особенностях их классификации.

Занятие способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которой начинает развиваться речь. Использование разных техник рисования (рисование пальцем, губкой или кисточкой, применяя при этом разные поверхности) позволяет ребенку развить воображение, проявить свои художественные способности с самых ранних лет. Постепенное усложнение программы позволяет ребенку овладеть различными техниками изобразительного искусства.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства : рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция) ; живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности . Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж) . Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов : гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников Дошкольный возраста – это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

Буклет «Влияние дымковской игрушки на эстетическое развитие дошкольников» Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная.

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

По предмету: Теория и методика изобразительной деятельности.На тему: Влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности дошкольника.

Выполнила студентка заочного отделения

группы 04/474 зд

Багаутдинова Т.А.

Москва 2006

1.

Введение………………………………………………………………3

2.

Изобразительнаядеятельность детей ………………………………3

3.

Этапы развития детскогорисунка………………………………......7

4.

Творческая деятельность. Влияниеизобразительного

искусства на творческую личностьребенка………………………….15

5.

Вывод………………………………………………………………...18

6.

Использованная литература………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного образованияявляется воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так какименно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – времяинформационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которыебудут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основтворческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годысензитивны для творческого развития, а именно для становления процессоввосприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературысвидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процессдеятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитиеребенка-дошкольни­ка. Наиболее благоприятными для творческого развития являютсяигра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разныестороны развития ребенка. В своей работемы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности ребенка дошкольного возраста.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюциядетского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализсвязи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка ирисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок сточки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этимсвязано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природудетских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительнаядеятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивногостановления физиологических и психических функций. Рисование при этом играетроль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.

В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.

Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.

Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходитсяво мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетическогомышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их междусобой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить изафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или двапросидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе поднос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьевбольшие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь наимеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще оченьнеточных и схематичных.

Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.

Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.

Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.

Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.

Всекажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.

Рисуютдети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенноизлишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам нетребуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисункуребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе,но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и можетусовершенствоваться в работе над рисунком.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Итальянский психолог К.Риччи выделяетдва этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный.Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительногоэтапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересуетне изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотретьна карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеетсвязывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самихдвижений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисоватьчто-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например,яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадиикаракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием.Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот периодрисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту крисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, посколькуэтот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ - насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.

Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - »круг".

Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.

Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.

Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.

Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просточеловека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости».
Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опытеребенка (другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.

Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается - по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудьподпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этогооказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческойфигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище можетиметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски ит.п.

Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас.Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.

Полные профили такжеимеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально немогут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемаятуловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно несоответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеетнаибольший объем, либо его длина непропорционально велика.

Следующая стадия развитиярисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок,в точности повторяя логику развития самого маленького художника.

Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению - стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятнуюокруглость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом упятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак небиологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходитсяусваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша,когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз вприхожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это дляребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто - те же «слои» - три параллельные линии - намножестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образногомира в рисунке также происходит - от человека к его окружению.Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерныйрисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажнымдомом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашегонедоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этомдоме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А намкажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира:«Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.

Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношенияи демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии - правильных изображений.

Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» - те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.

К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

Творческая деятельность. Влияние изобразительного искусства на творческуюличность ребенка.

Одним изважнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестведетей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общегоразвития и созревания ребенка.

Творческая деятельность -форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате формулирования нестандартнойгипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации,привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видоввзаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплениюпонятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущилюбому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их иразвить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и яркихталантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решенииповседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном»мыслительном процессе).

Чтобы передать творческий опыт,необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения исоздающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуацийобусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется напроблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требуеткорректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей дляобщества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровнесвоего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и дляобщества.

Формированиетворческого мышления. В практической и теоретической деятельности человек сталкиваетсяс задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих ме­тодов ипонятий. Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще нерешенные задачи, называют творческим мышле­нием, О его формах иоперациональных структурах пока изве­стно мало. Слова типа «озарение»,«вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапене может целиком протекать в форме понятий и логических опера­ций, которых учеловека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результаттворческого мышления не просто при­менение известных представлений, понятий иопераций, а созда­ние новых образов, значений и способов решения задач, причемтаких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новыеспособы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многомсближается и даже сливается с творческим воображением.

Главноедля творческого мышления - нешаблонность,уме­ние охватить действительностьво всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены впривычных понятиях и пред­ставлениях. Чтобы полнее обнаружить свойстваопределенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней.Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления,надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений втворчес­ком мышлении.

Н.П. Сакулинапишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоениядействительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание,оценка.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразиеприменяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнениязаданий следует предлагать разнообразныематериалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель,восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначалапедагог предлагает детям тот илииной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта,формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующиевопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий длявоплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловленатем, что введение новых художественныхматериалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразныххудожественных материалов, применение смешаннойтехники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели иакварели и др.) не только позволяет детямдобиваться большой образной выразительности, нои содействует развитию художественного творчества.

На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, вовзаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияниеизобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства удетей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлыхэпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарнойтворческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образыпредметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всехдетей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способностидетей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намногопозднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Какпоказывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько ототсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неуменияраспорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умениирисовать», но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часторешение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому неможем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какойдолжна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческиеспособности.

Список литературы

1.

Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под.Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г

2.

Г.Фолькельт. «Экспериментальнаяпсихология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г

3.

С.Степанов «Тайна детскогорисунка»//Няня, №9, 1997г

Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий смладшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.:Просвещение, 1991г

4.ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельностьдошкольников. – М., 1999.

5.ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника визобразительной деятельности. - М., 2000.

6.СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. - М., 1973.

7.Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.

8. КомароваТ. С. Обучение детей техникерисования. - М., 1994.

9.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

Шедевры искусства давно используются для психокоррекции и психотерапии эмоционального состояния как взрослых, так и детей.

При этом нейробиологи утверждают, что восприятие искусства или занятия искусствами не только воздействуют на эмоциональную сферу человека, но и подстегивают работу мозга и прекрасно готовят мозг к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию.
В этом сообщении - информация о наиболее интересных фактах и наблюдениях ученых, свидетельствующих о влиянии искусства на умственное развитие.

Слушайте Моцарта!

"Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С.В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.
Бета- волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Бета - волны вибрируют на частоте от 14 до 20 Гц.
Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа- волнами, распространяющимися на частоте от 8 до 13 Гц.
Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета - волнами, имеющими частоту от 4 до 7 Гц. А глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта - волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 Гц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное состояние мы испытываем. Избыток усиленных дельта-волн практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных функций.
С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета - волн в направлении альфа - диапазона, повысив, таким образом, самочувствие и внимательность.
Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества."
/источник - В.М. Элькин "Методика психодиагностики и психотерапии произведениями искусства/

С 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.


Ученые из Римского университета Ла Сапиенца утверждают "Полученные результаты указывают на то, что музыка Моцарта способна активировать нейроны в коре головного мозга, отвечающие за внимание и познавательные функции. Но далеко не всякая музыка вызывает подобный эффект". / /

Особенно сильно воздействует музыка Моцарта на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее.

Не возьмусь воспроизводить научные обоснования такого необычного воздействия на мозг именно музыки Моцарта, но в целом они сводятся к идее резонанса циклов работы мозга и ритма музыки, а также её насыщенностью звуками высокой частоты.

Согласитесь, очень заманчивый и приятный способ развития умственных способностей ребенка, к тому же полезный и в плане воспитания хорошего музыкального вкуса!

При этом призываю читателей проявлять критичность при поисках музыки Моцарта в интернете: очень часто по запросу предлагается совсем не музыка Моцарта (а подписанная его именем), лучше уж приобрести диск в музыкальном магазине, или при скачивании проконсультироваться со специалистами.



О пользе занятий ребенка танцами

Ученые из Медицинского колледжа имени Эйнштейна в Нью-Йорке доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Сочетание логики танцевальных па и свободомыслия в импровизации оптимизирует работу обоих полушарий на 76 процентов. Даже чтение книг и отгадывание кроссвордов не дает таких результатов.

Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор., заслуженный деятель науки РФ в лекции "Творчество как предназначение мозга" говорит об искусстве танца и сложнейшей работе мозга танцора (смотреть фрагмент 2-3 мин с 7 мин. 25 сек., в целом очень интересная лекция, очень рекомендую послушать в свободное время!) :



Визуальные виды искусства

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект.

В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Поэтому будет справедливо заметить, что приобщение к искусству и собственно творческая деятельность будет стимулировать развитие правого полушария мозга ребенка.


К одним из видов искусства, доступных для восприятия дошкольников, являются визуальные виды искусства (живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, архитектура и др.)

Понятно, что маленький ребенок знакомится с визуальными видами искусствами посредством взрослых - близких родных и педагогов.

Детям дошкольного возраста наиболее близко и доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты.

Так, наши кубанские дошкольники, знакомясь с изобразительными мотивами старинной русской, кубанской вышивки, выделяют ритм, повторяемость узоров, в схематичных изображениях угадывают образы коня, льва, жар - птицы, постигают символику цвета - белого, красного, черного.

Возвращаясь к своему детству, которое прошло в Оренбурге, я вспоминаю изящные ажурные узоры пуховых паутинок, которые вязала моя бабушка Мария, те узоры напоминали скорее снежинки, зигзаги, вьюжные взмывающие линии, но и там присутствовал ритм, гармония.

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию.

Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание простейших терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, музейных экспонатов и т.д.). Немаловажную роль для формирования такого понимания играют книги по искусству для малышей.


Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме.

Словесное искусство

Постараюсь здесь быть уж совсем краткой. Приведу 2 цитаты:
1. С.Л. Рубинштейн: " Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект."

2. Иосиф Бродский: "Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель".

По - моему, очень сильно сказано! Читайте детям хорошую литературу, развивайте и обогащайте речь ребенка, приобщайте детей к искусству, и вы вырастите поколение умных, мыслящих, духовно богатых людей!



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то