Биография беруни. Абу ар-райхан мухаммед ибн ахмед аль-бируни - биография. Служба и путешествия

БИРУНИ (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни) (973–1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна) , Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) – основатель алгебры. С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых (Индия , закончен в 1030). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – Канон Масуда по астрономии и звездам.

Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму. Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

В завершенном в 1030 труде Индия ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или «естества», или «времени», или «материи». Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с «тонким телом» и др.

Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду. К сожалению, современники ал-Бируни не поняли значимости проделанного им труда – Индия редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. Этот труд был частично переведен на французский язык и издан М.Рено в Париже в 1845; в 1887 в Лондоне Э.Захау опубликовал арабский оригинал, а в 1888 им же был издан английский перевод. Русский перевод был подготовлен в 1961 А.Б.Халидовым и В.Г.Эрманом.

Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод Санкхьи (вероятно, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны Санкхья-Карика ; перевод не сохранился) и Патанджалы (Йогасутры Патанджали) на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит.

В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда , посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси.

Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией.

Как исследователь ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять... мог бы опыт и повторное испытание» (Минералогия ); «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя» (Геодезия ). Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному, Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» (Индия ). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой «предположения преобладают над достоверным знанием» (Геодезия ), ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.

] Автор: Абу Рейхан Бируни. Издание подготовили А.Б. Халидов, Ю.Н. Завадовский, В.Г. Эрман. Перевод с арабского А. Халидова, Ю. Завидовского. Комментарии В. Эрмана, А. Халидова. Ответственный редактор В. Беляев. Художник Д. Шимилис. Репринт с издания 1963 г.
(Москва: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995)
Скан, OCR, обработка, формат Pdf: uminotori, формат Djv: white_colonizer, 2016

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (7).
    [Введение] (57).
    Глава I, в которой излагаются и устанавливаются общие сведения об индийцах до начала нашего рассказа о них (64).
    Глава II, в которой излагается вера индийцев в бога, - хвала ему! (71).
    Глава III, где рассказывается о вере индийцев относительно разумных и чувственных созданий (75).
    Глава IV - о причине действия и связи души с материей (84).
    Глава V - о состоянии душ и их странствиях в мире посредством переселения из одного тела в другое (88).
    Глава VI, рассказывающая об иных мирах и местах воздаяния в раю и аду (94).
    Глава VII - о том, как происходит избавление от бренного мира, и описание пути, ведущего к этому (101).
    Глава VIII - о различных видах созданий и их названиях (116).
    Глава IX - рассказывающая о кастах, которые индийцы называют «цветами», и более низких кастах (123).
    Глава X - об источнике религиозных и светских законов индийцев, о пророках и о возможности отмены отдельных законов (127).
    Глава XI - о начале поклонения идолам и о том, каковы эти идолы (131).
    Глава XII, где рассказывается о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев (141).
    Глава XIII, где рассказывается о книгах индийцев по грамматике и поэзии (149).
    Глава XIV, где рассказывается об индийских книгах по другим отраслям знаний (161).
    Глава XV, в которой излагаются сведения об индийской системе мер, чтобы облегчить понимание встречающихся в этой книге мер (167).
    Глава XVI, в которой излагаются сведения об индийском письме, арифметике и тому подобных предметах и некоторых индийских обычаях, которые могут показаться диковинными (174).
    Глава XVII, где рассказывается об их науках, которые простирают крылья над горизонтом невежества (188).
    Глава XVIII, содержащая различные сведения об их стране, реках, море и некоторых расстояниях между их областями и границами (195).
    Глава XIX - о названиях светил, знаков зодиака, лунных станций и тому подобном (207).
    Глава XX, в которой рассказывается о Брахманде (213).
    Глава XXI - о форме земли и неба согласно религиозным представлениям, которые восходят к устным известиям и преданиям (218).
    Глава XXII, где рассказывается о полюсе и преданиях о нем (226).
    Глава XXIII, где рассказывается о горе Меру согласно представлениям, коих придерживаются авторы пуран и другие (229).
    Глава XXIV, в которой подробно рассказывается о семи двипах по пуранам. (234).
    Глава XXV, где рассказывается о реках Индии, их истоках и их течении через различные области (239).
    Глава XXVI - о форме неба и земли по учению индийских астрономов (244).
    Глава XXVII - о первоначальных двух движениях по учению индийских астрологов и авторов пуран (255).
    Глава XXVIII - об определении десяти направлений (263).
    Глава XXIX - об определении заселенной части земли согласно представлению индийцев (267).
    Глава XXX, в которой рассказывается о Ланке, известной как «Купол Земли» (279).
    Глава XXXI - о разнице расстояний между областями, которую мы называем «разностью двух долгот» (282).
    Глава XXXII, где рассказывается о длительности и о времени вообще, о сотворении мира и его конце (287).
    Глава XXXIII - о различных видах суток и о дне и ночи (293).
    Глава XXXIV - о делении суток на меньшие части (298).
    Глава XXXV - о различных видах месяцев и годов (306).
    Глава XXXVI - о четырех мерах времени, которые называются мана (311).
    Глава XXXVII - о частях месяца и года (313).
    Глава XXXVIII - о том, что составляется из суток, включая длительность жизни Брахмы (316).
    Глава XXXIX - о том, что превосходит длительность жизни Брахмы (318).
    Глава XL, в которой рассказывается о сандхи, то есть промежутке, соединяющем два отрезка времени (320).
    Глава XLI - о разъяснении терминов кальпа и чатур-юга и об определении одного из них посредством другого (323).
    Глава XLII - о делении чатур-юги на юги и о противоречивых мнениях по этому вопросу (326).
    Глава XLIII - об особых чертах, присущих четырем югам, и рассказ обо всем, что ожидается в конце четвертой из них (330).
    Глава XLIV, в которой рассказывается о манвантарах (336).
    Глава XLV, рассказывающая о созвездии Большой Медведицы (339).
    Глава XLVI - о Нараяне, его явлении в разные времена и о его именах (344).
    Глава XLVII, рассказывающая о Васудеве и войнах Бхаратов (347).
    Глава XLVIII - о разъяснении меры акшаухини (351).
    Глава XLIX - общие сведения об эрах [индийцев] (353).
    Глава L - о том, сколько звездных циклов входит в каждую кальпу и каждую чатур-югу (362).
    Глава LI - об определении терминов адхимаса, унаратра и ахаргана, выражающих различные периоды, составленные из дней (367).
    Глава LII - об общем объяснении вычисления ахарган, то есть обращении годов и месяцев в дни и обратном действии по переводу дней в годы (373).
    Глава LIII - об обращении годов [в месяцы] частными действиями, применяемыми для некоторых подразделений времени [в эрах] (388).
    Глава LIV - о вычислении среднего положения планет (396).
    Глава LV - о порядке, расстояниях и размерах светил (398).
    Глава LVI - о лунных станциях (413).
    Глава LVII - о солнечных восхождениях звезд и рассказ о жертвоприношениях и обрядах индийцев в это время (421).
    Глава LVIII - о последовательной смене прилива и отлива в водах океана (429).
    Глава LIX, рассказывающая о солнечном и лунном затмениях (433).
    Глава LX, где рассказывается о парване (439).
    Глава LXI - о хозяевах времен с точки зрения религиозного закона и астрономии и о других примыкающих к этому вопросах (442).
    Глава LXII - о шестидесятилетней самватсаре, называемой также шаштьябда (446).
    Глава LXIII - о том, что особо касается брахманов и о том, что они должны делать в течение своей жизни (452).
    Глава LXIV - об обычаях, которым следуют на протяжении своей жизни представители других, кроме брахманов, каст (456).
    Глава LXV, рассказывающая о жертвоприношениях (458).
    Глава LXVI - о паломничестве и посещении почитаемых мест (460).
    Глава LXVII - о милостыне и о том, что следует с имущества (465).
    Глава LXVIII - о том, что дозволено и запретно для употребления в пищу и питье (466).
    Глава LXIX - о браках, месячных, о состоянии зародышей и о родах (468).
    Глава LXX - о судебных тяжбах (471).
    Глава LXXI - о наказаниях и искуплениях (473).
    Глава LXXII - о наследствах и правах умершего на наследство (475).
    Глава LXXIII - о выполнении долга по отношению к телу умершего и о долге живых к своему телу (477).
    Глава LXXIV - о посте и его разновидностях (481).
    Глава LXXV - об определении дней поста (484).
    Глава LXXVI - о праздниках и увеселениях (487).
    Глава LXXVII - об особо почитаемых днях, о счастливых и несчастливых моментах для достижения [небесной] награды (492).
    Глава LXXVIII, где рассказывается о каранах (498).
    Глава LXXIX, рассказывающая о йогах (507).
    Глава LXXX, в которой рассказывается об основах юдициарной астроолгии индийцев и дается краткое изложение их вычислений (512).
Известен как:

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ (4 сентября , город Кят, Хорезм , - 9 декабря , Газни , совр. Афганистан) - великий учёный из Хорезма , автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак . После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей , где работал у ал-Ходжанди . Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II. С 1017 года , после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну , где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - изумленно воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны.

Главное сочинение Бируни по астрономии - «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии .

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду .

Сочинения ал-Бируни

  • Бируни Абу Рейхан. Памятники минувших поколений Пер. и прим. М. А. Салье // Избранные произведения, Том I. Ташкент: Фан, 1957.
  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963.
  • Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
  • Беруни Абу Райхан. Канон Мас’уда. / Пер. и прим. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Tом V, ч. 1-2. Ташкент: Фан, 1973. Книга 1, глава 1.
  • Беруни Абу Райхан. Книга вразумления начаткам науки о звездах / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Том VI. Ташкент, Фан, 1975.
  • Беруни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
  • Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: , вып. 3, 1963, с. 93-147.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока , вып. 3, 1963, с. 148-170.
  • Беруни и Ибн Сина. Переписка. Пер. Ю. Н. Завадовского. Ташкент: Фан, 1973. Десять вопросов Беруни относительно «Книги о небе» и ответы Ибн Сины.
  • ал-Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141-160.

Фильмы

Примечания

Литература

  • Бируни. Сборник статей. Под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950.
  • Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент: Фан, 1972.
  • Булгаков П. Г. «Геодезия» Бируни как историко-астрономический памятник. , 11, 1972, с. 181-190.
  • Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри. Историко-астрономические исследования , 11, 1972, с. 211-220.
  • Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни «Индия» . Историко-астрономические исследования , 8, 1962, c. 195-220.
  • Джалалова З. Г. Учение ал-Бируни о движении Солнца. Историко-астрономические исследования , 12, 1975, с. 227-236.
  • Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Райхан Беруни и его математические труды. М.: Знание, 1978.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии. Ташкент: Фан, 1990.
  • Рожанская М. М. О реконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах. Историко-математические исследования , 7(42), 2002, с. 223-243.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас’уда». Историко-астрономические исследования , X, 1969, с. 63-95.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни, 973-1048. М.: Наука. 1973.
  • Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд». Историко-астрономические исследования , XII, 1975, с. 205-226.
  • Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М.: ГТТИ, 1953.
  • Тимофеев И. В. Бируни. М. Молодая гвардия, 1986.
  • Шарипов А. Великий мыслитель Абу Райхан Бируни . Ташкент, Фан, 1972.
  • Щетников А. И. К реконструкции итерационного метода решения кубических уравнений в средневековой математике. Труды третьих Колмогоровских чтений. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005, с. 332-340.
  • Shlomo Pines, Tuvia Gelblum. Al-Biruni’s Arabic Version of Patañjali’s Yogasutra // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1977, Vol.29, № 2, pp. 302-325.
  • Scheppler B. Al-Biruni: Master astronomer and muslim scholar of the eleventh century. Rosen, 2006.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 4 сентября
  • Родившиеся в 973 году
  • Родившиеся в Кяте
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1048 году
  • Умершие в Газни
  • Математики по алфавиту
  • Математики средневекового Востока
  • Математики XI века
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы средневекового Востока
  • Астрономы XI века
  • Астрологи XI века
  • Историки по алфавиту
  • Историки X века
  • Хронисты
  • Историки XI века
  • Арабские историки
  • Географы XI века
  • Географы средневекового Востока
  • Хронология
  • Энциклопедисты
  • Полиглоты
  • История Узбекистана
  • Учёные Хорезма
  • Алхимики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аль-Бируни" в других словарях:

    Аль Бируни Снимок Лунного орбитального зонда … Википедия

    - (4.10.973 ‒ 13.12.1048, по другим данным ‒ после 1050), среднеазиатский учёный энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезён Махмудом Газневи в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Б. относятся… … Большая советская энциклопедия

    БИРУНИ, БеPуни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - , ср. азиат, учёный энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник… … Российская педагогическая энциклопедия

АЛЬ-БИРУНИ, Абу ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед

Среднеазиатский учёный-энциклопедист Абу ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни родился в в предместье города Кят, столицы Хорезма (современный Узбекистан). Возглавлял Академию, объединявшую выдающихся среднеазиатских учёных, среди которых были великий врач Абу Али ибн-Сина (Авиценна) и основатель алгебры Мухаммад ибн-Муса ал-Хорезми. В 1017 г. был увезён султаном Махмудом Газневи, завоевавшим Хорезм, в Газни, где оставался до конца жизни. Аль-Бируни писал свои сочинения на арабском языке; его перу принадлежат около 150 трактатов.

Сочинения Аль-Бируни посвящены математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории и хронологии. В «Хронологии древних народов» (1000 г.) Бируни дал детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. Его трактат «Ключ к астрономии» не дошёл до наших дней, но сохранилось небольшое «Введение в элементы астрологического искусства», содержащее в популярной форме изложение основ математики и астрономии.

Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, определил длину окружности Земли. Произведя довольно точные астрономические и геодезические измерения, Аль-Бируни установил угол наклона эклиптики к экватору и исторический ход его изменения, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных. Аль-Бируни утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел – планет, подвижность звёзд и их огромные по сравнению с Землёй размеры, высказывал идею о существовании сил тяготения.

В «Книге о нахождении хорд в круге» Бируни разработал ряд оригинальных математических методов и доказательств. В большом трактате по математической и описательной географии «Канон Масуда», между прочим, излагается тригонометрический метод определения географических долгот, близкий к современным триангуляционным геодезическим методам. Аль-Бируни принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени.

Аль-Бируни написал также обширный труд по топографии Средней Азии. Здесь особенно интересны его исследования изменений течения Амударьи в далёком геологическом прошлом. Исторический трактат Аль-Бируни «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых», материал для которого был собран им во время индийских походов Махмуда, является важным источником по истории Индии раннего средневековья.

В 1038 г. Аль-Бируни написал «Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой чрезвычайно точно определена плотность (удельный вес) многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах и сплавах.

Исключительная образованность сочеталась у Аль-Бируни с передовыми для его времени взглядами. Аль-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: возникающие у исследователя сомнения, по его мнению, «устранять... мог бы опыт и повторное испытание». Он иронически относился к астрологии и религиозным суевериям, выступал против вражды между народами.

Абу Рейхан Мухаммед Ибн Ахмед Аль-Бируни- родился 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, - 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан) - великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, заняло 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма"али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - изумленно воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам уче0ний, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астролог. Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас`уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» - книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то