Конспект урока по обществознанию на тему "познание окружающего мира". Урок по обществознанию на тему «Познание и знание Понятие познания и знания

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР

Проблема познаваемости происходит из реальных тpyдностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Oптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Cкeптики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма - философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, xapaктeризовавшееся быстрым развитием экспериментального ecтествознания, английский ученый Д. Юм (1711-1776) cдeлал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания . Первая из них - ощущения,т. е. отражение отдельных свойств, отдельных при знаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания - восприятие, которое дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания - представление, поскольку здесь нет уже кOнкpeтнoгo предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остается конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «ycpeднен» , на нeгo действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление».

В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, yмoзаключение (иногда сюда включают гипотезы , теории, мeтоды).

Вы уже знаете, что понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, нaпример, понятия «человек», «самолет» не ограничиваются образом кaкoгo-тo конкpeтнoгo человека или маркой летательного аппарата.

Более сложной формой рационального познания являются суждения - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, cyществующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Посредством opгaнoв чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесс а получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания мoгeт оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме и знания eгo ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Отпосительпая иcтипа - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вpeменем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из oтносительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютпая истипа - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж мнoгo. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процесс её познания?

Более надежным критерием истины считается практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нpaвствeнности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Ближе вceгo к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых , научное познание руководствуется принципо.м. объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом дeле. Вo-втopыx, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих , науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развepнутoгo теоретического понятия. В-четвертых , научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания мoгYт быть и научное нaблюдение, и практика, и логические рассуждения.

В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются, прежде вceгo, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта,выраженной специальным научным языком.

Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных cтopoнах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук - это прежде вceгo знание об относительно устойчивых и систематически вocпроизводимых отношениях между народами, классами, coциально- демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические ocoбенности.

Если представитель общественных наук - историк, социолог, философ - обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом eгo исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы eгo дeятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гyманитарное знание . Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения cyти исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия , поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в кpyгe целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария - понять eгo помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания.

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

При всем уважении и при знании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое пракстическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мaстeром, владеющим необходимыми приемами.

Немало полезных сведений о мире таит в себе нapoдная мудрость. В ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл. Народная мудрость , как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. 3дравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взг ляды людей на окружающую действительность и на самих себя. 3дpaвый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и дaже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.

Особый тип познания представляет собой искусство . Оно прежде вceгo имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от лат. para - после, при, околонаучное знание). Она, в отличие от здравoгo смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos - ложь), т. е. ложнонаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения.

Тема познания мира была актуальной еще в древние времена. Античные философы впервые сформировали мысль о видах познания человеком окружающего мира.

Понятие познания и знания

Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание мира бывает двух форм: чувственное и рациональное. В основе чувственного познания находятся три основных критерия – ощущение, представление и восприятие.

Рациональное познание базируется на процессе мышления. Рациональное познание происходит за счет поисков человеком следственно – логических объяснений происходящим явлениям объективного мира.

Чувственное познание ведет к ложному познанию. Опираясь на свои чувства, человек зачастую не может сделать правильные выводы на счет тех или иных событий. Рациональное познание может порождать как истинное, так и ложное познание.

Современная гносеология трактует истинное познание, как неопровержимые факты, которые не требуют дополнительного доказательства.

Истина и ее критерии

Истина – это степень соответствия приобретенного человеком знаний с действительностью. Человек не может узнать истину в полном объеме, поэтому это понятие всегда остается теоретическим.

Ограниченное суждение человека о явлениях или вещах называется ограниченной истиной. Система ограниченных истин иногда может складываться в понятие абсолютной истины.

Многообразие форм человеческого знания

Человеческие знания приобретаются через несколько форм: искусство, наука, верования, паранаука. Наиболее древней формой человеческого знания является верование человека. Древние люди познавали окружающий мир через верования в потусторонние силы, что выражалось в первых религиях – магии, язычестве и фетишизме.

Паранаука представляет собой изучение человеком астрологии, астрономии и других наук, которые не входят в категорию классических. Благодаря искусству человек приобретает возможность познать мир с художественной точки зрения, раскрыть все его грани, которые скрываются за логическими представлениями.

Социальное и гуманитарное знание

В основе гуманитарных и социальных знаний лежат общественные науки. Так предметом изучения истории и социологии являются взаимодействия в социуме. Знания, приобретенные во время изучения этих процессов, представляют собой социальное знание.

В отличие от социального знания, гуманитарное знание носит частный характер. Гуманитарное знание раскрывает чувства человека во время его социальных взаимодействий.

Что такое знание?

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

1.Пессимисты

Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

формы

свойства

Чувственное познание

Ощущения

Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира

Восприятие

Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

Представление

Отражение некого «усредненного» образа.

Рациональное

(логическое) познание

Понятие

Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Суждения

Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается

умозаключения

Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?

(Мышление речь язык)

Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

  1. Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.
  2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

Кто же прав?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

3. Истина и ее критерии.

Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина –это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина

Абсолютная Относительная

Полное, неизменное, неполное, ограничен

раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в

ное знание о каком-либо определенных усло-

предмете или явлении виях знание

На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

  1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
  2. Признание истинным того,что полезно для человека
  1. Практика - более надежный критерий истины.

Отметьте в тетраде главный критерий истины.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

  1. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности(выводятся на интерактивною доску)

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6.Многообразие человеческого знания

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Мифология
  2. Жизненный опыт
  3. Народная мудрость.
  4. Паранаука.
  5. Искусство.

Обществознание 10 класс

Урок № 1

Тема: Познание окружающего мира

    выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания, изучить особенности научного познания, его уровни; сравнить понятия истина и ложь;

    совершенствовать умения анализировать, обобщать и делать выводы; закрепить навыки работы с учебным текстом;

    воспитывать у учащихся чувство толерантности.

Ход урока

    Оргмомент

    Актуализация знаний

Знание – сила (в чем суть?)

    Изучение новой темы

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатами которого является новое знание о мире.

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека

Как видите эти оба термина (познание и знание) сильно между собой связаны. В чем разница? (Знание - результат, а познание - процесс)

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Знание понимается:

В широком смысле – любой род информации

В узком смысле – подтвержденная научными средствами информация

Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное (логическое) познание. (работа по вариантам, стр. 8-9 уч.)

Чувственное познание – осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений.

Фиксируется внешняя сторона проявлений

Рациональное познание – происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. (из данных, полученных органами чувств, человек, строя суждения, познает закономерности окружающего мира)

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

    вы читаете научную статью;

    проводите эксперимент;

    выдвигаете теорию;

    доказываете теорему;

    проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

    пробуете вкусную пищу;

    наблюдаете прекрасный пейзаж;

    слушаете музыку;

    наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

Эти две ступени познания находятся в единстве. Если одно господствует за счет другого – объективно верное знание не получите – одна форма.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»

Рационализм – философское направление, признающее разум основной и главной формой познания

Процесс познания включает в себя следующие формы мыслительной деятельности:

    предвидение;

    фантазия;

    гипотеза;

    воображение;

    мечта;

    интуиция (это вспышка проницательности(истинной или ложной), источник ее появления невозможно объяснить)

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Методом получения научного знания выступает научное исследование (процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей) Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Уровни научного познания:

    Эмпирический (нахождение новых фактов)

    Теоретический (формулирование общих закономерностей)

Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания. Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент» , т. е. идеальное моделирование.

Итог любого исследования – получение истины

Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Вечных неизменных истин не существует! Истина всегда относительна!

Критерием истины является практика.

Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение. (неверные факты)

Дедукция и индукция (сам. стр. 13 – 14)

    Индукция - это вид рассуждений "от частного к общему".

Дедуктивный метод Шерлока Холмса при каждом его конкретном применении даёт пример ИНДУКТИВНОГО рассуждения: Шерлок Холмс от частного (грубо говоря, от конкретных улик) приходил к общему пониманию картины происшедшего.
все грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, то ВСЕ грачи чёрные"
2. Дедукция - это вид рассуждений "от общего" (обычно к частному) .

Все люди смертны – я тоже смертный

3. Есть ещё трансдукция - вид рассуждений от частного к частному (так часто рассуждают дети).

Он до конца дороги не доходит, потому что конца у нее нет

    Повторение

    Выставление оценок

    Д\З П. 1, записи



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то