Тропы. Тесты и задания для подготовки к егэ изобразительно- выразительные (2) - Тесты Пустых небес прозрачное

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Приложение 1

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

I . Тропы:

1).Эпитет - образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер,

ледяной взгляд хрупкая девушка; туманные мечты.

2). Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия,

явления с другим.

И, как ребенок после сна, Дрожит звезда в огне денницы. (И. Бунин.)

Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

А сама-то величава Выступает будто пава. (А. Пушкин.)

3) Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно . (И. Бунин.)

Развернутая метафора - метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

4) Олицетворение - частный вид метафоры, перенос свойств жи­вого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин.)

Уж небо осенью дышало. (А. Пушкин.)

Россия вспрянет ото сна... (А. Пушкин. )

5) Гипербола - преувеличение: не видел тебя целую вечность: слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский ).

II . Стилистические средства изобразительности (фигуры речи):

1) Антитеза - противопоставление.

Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю род­ ном? (М. Лермонтов.)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могу­чая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов.)


Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом.(С. Есенин.)

2) Градация - расположение слов или выражений по нараста­нию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о ры­баке и рыбке» Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец за­гремели на весь дом.

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

2) Оксюморон - сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

4) Синтаксический (образный) параллелизм - одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин.)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы (И. Бунин.)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И. Бунин.)

5) Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одно­го и того же слова или словосочетания.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали дере­ вья, спали облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А. Блок.)

Когда умирают кони - дышат, ко­ гда умирают травы - сохнут, когда умирают солнца - они гас­ нут, когда умирают люди - поют песни. (В. Хлебников.)

Последнее предложение - пример анафоры (единоначалия ), повторяющихся элементов в начале смежных фраз.

6) Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.)

Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин.)

Швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пуш­ кин.)

В этих примерах наблюдается еще один прием - бессоюзие -придающий фразе динамику; а в следующем примере:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и - любовь. (А. Пушкин.) - многосоюзие, придающее предложению плавность, замед­ляющее фразу.

7) Парцелляция - особое членение предложения, неполные предложения:

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы. (И. Бунин.)

8) Инверсия - необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.)

(Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин.)

(Обычный порядок: Мне вспоминается ранняя погожая осень.)

9) Риторические фигуры:

а) вопрос: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин.)

б) восклицание: Неужели любовь, святая, преданная лю­ бовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

в) обращение: Мечты, мечты, где ваша сладость! (А. Пушкин.)

Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Твардовский.)

Часто риторические фигуры выступают вместе.

III .Фонетические изобразительно-выразительные средства:

1 . Аллитерация - повторение согласных звуков в слове,

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.)

Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор с в: ва, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний хих согласных с сонорным ж. тл, кл, кл - передает клокотание разбушевавшейся реке. А вот пример из Бальмонта:


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

2. Ассонанс - повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури);

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок). (сочетание ассонансов на у и а, создающий ощущение воздуха , парения, простора).

Приложение 2

I. Работа с текстом.

(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.

(2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. (3)Но не быть патриотом - значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель , а есть долг, обязательный для всех.

(4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь - везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания , как хранитель Просвещения . (5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь в стенах Московского университета , и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания , необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

(6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности , богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев , пока мало-помалу - хочется этому верить - в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира , с другой, - в смиренном сознании, что есть ещё целая область бытия , куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель учёного , но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.

(7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

(9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.

Приложение 3

II. Анализ фрагмента рецензии.

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как («смиренно», «вечный свет»)».

Список терминов:

1) антитеза

3) риторическое восклицание

4) синтаксический параллелизм

5) лексический повтор

6) метафоры

7) сравнение

8) вопросно-ответная форма

9) гипербола

10) гипербола

Приложение 4

I вариант

1. Какая стилистическая фигура используется в строчках: «В синем море волны плещут, / В синем небе звёзды блещут». (А. Пушкин)?

1) градация

2) инверсия

3) синтаксический параллелизм

4) эпифора

2. Какой троп используется в предложении: «Там припомнят кремлёвского горца» (О. Мандельштам)?

1) перифраз

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

3. Какой троп используется в строчке: «Горит костёр рябины красной» (М. Цветаева)?

1) гипербола

2) олицетворение

3) метафора

4) сравнение

4. Какая стилистическая фигура используется в предложении: «Есть тоска весёлая» (С. Есенин)?

1) эллипсис

2) оксюморон

3) градация

4) умолчание

5. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза - это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора - это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия - это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация - это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.

2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?

А. Гипербола.

Б. Риторический вопрос.

В. Многосоюзие.

II вариант

1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая» (Е. Гришковец)?

1) парцелляция

2) градация

3) анафора

4) эллипсис

2. Какая стилистическая фигура используется в высказывании: «О времена! О нравы!» (Цицерон)?

1) градация

2) оксюморон

3) риторическое восклицание

4) антитеза

3. Какой троп используется в строчках: «И пишет боярин всю ночь напролёт, / Перо его местию дышит» ()?

2) гипербола

3) метонимия

4) сравнение

4. Какая стилистическая фигура используется в предложении: «Мужики – за топоры» (А. Толстой)?

1) градация

2) оксюморон

3) эллипсис

4) лексический повтор

5. В каком случае дано неправильное определение тропа?

A) Метафора - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Б) Метонимия - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение - это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

6.Определите, какое средство выразительности использовано

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.

2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.

3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!

А. Историзмы

Б. Лексический повтор

В. Олицетворение

Тесты и задания для подготовки к ЕГЭ

Изобразительно- выразительные

средства языка

(Назвать средство выразительности, используемое автором)

Нормы оценок за тест:

«5» - 13-15 правильных ответов

«4» - 10-12 правильных ответов

«3» - 7-9 правильных ответов

Тест 1

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

(М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

(А.Пушкин)

11.Живой труп. (Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

(А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

(В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь.

(В.Набоков).

Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома…

2.Суровою зимой я более доволен.

(А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.

(В.Пикуль)

4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик.

(Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта.

(А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури.

(М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною.

(М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

(И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет.

(Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А.Пушкин).

Той грустной радостью,

Что я остался жив?

(С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.

15.Швед, русский- колет, рубит, режет…

(А.Пушкин).

Тест 3.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

2.Вдали, в долине играют Грига.

(И.Северянин)

3.Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(А.Ахматова).

4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.

(С.Антонов).

5.Солнце золотило верхушки деревьев.

(Соколов- Микитов).

6.Лес поет.

7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов).

8.Люблю тебя, Петра творенье.

9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,

Он связан с этой зимой суровой…

(Б.Слуцкий).

10.Ленивый боится при деле труда,

а праздный не терпит самого дела.

(Д.Фонвизин).

11.Не дорого начало, а похвален конец.

(Пословица).

12.Где умному горе, там дураку веселье.

(Пословица).

13.По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносица.

(В.Маяковский).

14.А Васька слушает, да ест.

(И.Крылов)

15.Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.Есенин).

Тест 4.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Беспечно смеется иволга.

2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.

(Л.Леонов).

3.Мать русских городов - сердце России.

4.Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(М.Цветаева).

5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

(Д.Фонвизин).

6.Умей видеть великое в малом.

7.Не по чину берешь!

(Н.Гоголь).

8.Величавая ширина Днепра…

(Н.Гоголь).

9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

(Б.Горбатов).

10.Не то на серебре, на золоте едал!

(А.Грибоедов).

11….Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

(М.Лермонтов).

12.Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин).

13.В сто сорок солнц закат пылая.

(В.Маяковский).

14.Пришел, увидел, победил.

(Ю.Цезарь).

15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

(Е.Коптяева)

Тест 5.

1.Снег сказал:

Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей…

(Я.Козловский).

2.Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов).

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.Некрасов).

4.Завод решил работать.

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин).

6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

(Аксаков).

7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

(И.Неверов).

8.Мужичок с ноготок.

9.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев)

10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

(М.Горький).

11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!

(И.Крылов).

12.Горькая радость победы.

13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев).

14.Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.

. (А.Пушкин).

Тест 6.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

(Пословица).

2.Слова умеют плакать и смеяться.

(Б.Слуцкий).

3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.

4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин).

5.Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин).

6.Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не отдам врагам.

(О.Бертгольц).

7.Сначала очень была огорчена.

(А.Пушкин).

8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.Некрасов).

9.Досадно было, боя ждали.

(М.Лермонтов).

10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

(А.Пушкин).

11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.

12.Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,-

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю с высока!

(В.Островой).

13.Царь зверей спал безмятежно.

14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

(Г.Успенский)

15.Своя биография.

Тест 7.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.Пушкин).

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

(Пословица).

3.Отцы и дети.

(И.Тургенев).

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

(В.Катаев).

5.Но тих был наш бивак открытый.

(М.Лермонтов).

6.Горячий снег.

(Ю.Бондарев).

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

(А.Пушкин).

8.Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин).

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панферов).

10.Каждая минута времени дорога.

11.На кого не действует новизна?

(А.Чехов).

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

(А.Твардовский).

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

(А.Чехов).

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

(А.Серафимович).

15.Стояла мертвая тишина.

Тест 8.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

(А.Пушкин).

2.Стояла звонкая тишина.

3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.

4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(М.Горький).

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.

6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А.Пушкин).

7.А в двери-

(В.Маяковский).

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

(М.Лермонтов).

9.Я видел это собственными глазами.

10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

(М.Горький).

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

(А.Толстой)

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь).

13.Мой закадычный друг.

14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев).

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

(М.Цветаева).

Ответы

(афоризм, «крылатое выражение»)

2.Сравнение (прямое)

3.Метафора

4.Олицетворение

5.Метонимия

6.Синекдоха

8.Анафора

9.Антитеза

10.Градация (нисходящая)

11.Оксюморон

12.Параллелизм

13.Риторический вопрос

14.Инверсия

15.Звукоподражание

ТЕСТ 2

1.Аллитерация

2.Ассонанс

3.Фразеологизм

6.Сравнение (прямое)

7. .Метафора

9.Гипербола

10.Эпифора

11.Градация (восходящая)

12.Оксюморон

13.Риторическое обращение

14.Метонимия

15.Синекдоха

ТЕСТ 3

1.Риторическое восклицание

2.Звуковые повторы

3.Звукопись

5.Метафора

6.Метонимия

7.Сравнение

8.Перифраз

9.Омонимы

10.Синонимы

11.Антонимы

12.Антонимы

15Метафорический эпитет

ТЕСТ 4

2.Метафора

3.Перифраз

4.Омонимы (омографы)

5.Синонимы

9.Сравнение

10.Метонимия

11.Анафора (морфемная)

12.Антитеза

13.Гипербола

14.Градация (восходящая)

15.Инверсия (главных членов)

ТЕСТ 5

1.Омонимы

2.Антитеза

3.Сравнение (отрицательное)

4.Метонимия

5.Анафора (лексическая)

6.Градация (восходящая)

7.Инверсия (согласованных определений)

9.Инверсия

10.Развернутая метафора

11.Метонимия

12.Оксюморон

13.Олицетворение

14.Параллелизм

15.Перифраз

ТЕСТ 6

1.Антонимы

2.Антонимы

3.Сравнение (развернутое)

4.Аллитерация

5.Анафора (звуковая)

6.Градация (нисходящая)

7.Инверсия (обстоятельства меры и степени)

9.Инверсия

10.Метонимия

11.Олицетворение

12.Параллелизм

13.Перифраз

14.Парцелляция

15.Плеоназм

ТЕСТ 7

1.Анафора (синтаксическая)

2.Антитеза.

3.Антонимы

4.Инверсия

5.Метонимия

6.Оксюморон

7.Олицетворение

8.Отрицательный параллелизм,

построенный на отрицательном сравнении.

9.Парцелляция

10.Плеоназм

11.Риторический вопрос

12.Синекдоха

13.Сравнение

14.Сравнение

ТЕСТ 8

1.Инверсия

2.Оксюморон

3.Перифраз

4.Парцелляция

5.Плеоназм

6.Риторическое обращение

7.Синекдоха

8.Сравнение

9.Плеоназм

10.Сравнение

12.Эпифора

13.Фразеологизм

Документ

Русак Инна Николаевна. Подготовка к ЕГЭ . Задание В 2. Справочные материалы. Изобразительно -выразительные средства. Задания тестов требуют определить, какие...), наши меньшие братья (животные). Для создания определенного художественного эффекта ши...

МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ЧАСТЬ В)

Тест 1

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

(М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

(А.Пушкин)

11.Живой труп. (Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

(А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

(В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь.

(В.Набоков).

Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома… (А.Белый)

2.Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом. (В.Пикуль)

4. «Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик. (Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта. (А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною. (М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина).

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног (А.Пушкин).

Той грустной радостью, (С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.

15.Швед, русский- колет, рубит, режет…

(А.Пушкин).


Тест 3.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

2.Вдали, в долине играют Грига.

(И.Северянин)

3.Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(А.Ахматова).

4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.

(С.Антонов).

5.Солнце золотило верхушки деревьев.

(Соколов- Микитов).

6.Лес поет.

7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов).

8.Люблю тебя, Петра творенье.

9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,

Он связан с этой зимой суровой…

(Б.Слуцкий).

10.Ленивый боится при деле труда,

а праздный не терпит самого дела.

(Д.Фонвизин).

11.Не дорого начало, а похвален конец.

(Пословица).

12.Где умному горе, там дураку веселье.

(Пословица).

13.По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносица.

(В.Маяковский).

14.А Васька слушает, да ест.

(И.Крылов)

15.Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.Есенин).


Тест 4.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Беспечно смеется иволга.

2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.

(Л.Леонов).

3.Мать русских городов - сердце России.

4.Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(М.Цветаева).

5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

(Д.Фонвизин).

6.Умей видеть великое в малом.

7.Не по чину берешь!

(Н.Гоголь).

8.Величавая ширина Днепра…

(Н.Гоголь).

9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

(Б.Горбатов).

10.Не то на серебре, на золоте едал!

(А.Грибоедов).

11….Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

(М.Лермонтов).

12.Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин).

13.В сто сорок солнц закат пылая.

(В.Маяковский).

14.Пришел, увидел, победил.

(Ю.Цезарь).

15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

(Е.Коптяева)


Тест 5.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Снег сказал:

Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей…

(Я.Козловский).

2.Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов).

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.Некрасов).

4.Завод решил работать.

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин).

6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

(Аксаков).

7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

(И.Неверов).

8.Мужичок с ноготок.

9.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев)

10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

(М.Горький).

11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!

(И.Крылов).

12.Горькая радость победы.

13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев).

14.Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.

. (А.Пушкин).


Тест 6.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

(Пословица).

2.Слова умеют плакать и смеяться.

(Б.Слуцкий).

3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.

4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин).

5.Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин).

6.Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не отдам врагам.

(О.Бертгольц).

7.Сначала очень была огорчена.

(А.Пушкин).

8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.Некрасов).

9.Досадно было, боя ждали.

(М.Лермонтов).

10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

(А.Пушкин).

11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.

12.Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,-

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю с высока!

(В.Островой).

13.Царь зверей спал безмятежно.

14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

(Г.Успенский)

15.Своя биография.


Тест 7.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.Пушкин).

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

(Пословица).

3.Отцы и дети.

(И.Тургенев).

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

(В.Катаев).

5.Но тих был наш бивак открытый.

(М.Лермонтов).

6.Горячий снег.

(Ю.Бондарев).

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

(А.Пушкин).

8.Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин).

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панферов).

10.Каждая минута времени дорога.

11.На кого не действует новизна?

(А.Чехов).

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

(А.Твардовский).

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

(А.Чехов).

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

(А.Серафимович).

15.Стояла мертвая тишина.


Тест 8.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

(А.Пушкин).

2.Стояла звонкая тишина.

3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.

4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(М.Горький).

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.

6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А.Пушкин).

7.А в двери-

(В.Маяковский).

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

(М.Лермонтов).

9.Я видел это собственными глазами.

10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

(М.Горький).

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

(А.Толстой)

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь).

13.Мой закадычный друг.

14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев).

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

(М.Цветаева).


Тест 9.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Да, мы дружные были очень.

(Л.Толстой).

2.Красноречивое молчание говорило о многом.

(Л.Леонов).

3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

(Н.Ильина).

4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.

(А.Гайдар).

5.Там стонет человек от рабства и цепей.

(М.Лермонтов).

6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

(Ф.Тютчев).

7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.

(«Слово о полку Игореве»).

8.Гордо реет Буревестник!

(М.Горький).

9.Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в этом тихом доме

Возле мирного огня!

10.Море синее, поле чистое, тучи черные,

Солнце красное – все это Россеюшка моя.

(Н.Клюев).

11.Опять попал впросак.

12.У него семь пятниц на неделе.

(Поговорка).

13.Толстый и тонкий.

(А.Чехов).

14.Для чего это ему нужно?

15.Дворянское гнездо.

(И.Тургенев).


Тест 10.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Но им назад не воротиться.

(В.Жуковский).

2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

3.Ну что ж,

Садись, светило!

(В.Маяковский).

4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

(А.Сурков).

5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

(В.Белинский).

6.Не зарывай талант в землю!

(Поговорка).

7.Моцарт и Сальери.

(А.Пушкин).

8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.

(И.Андронников).

9.Живой труп.

(Л.Толстой).

10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.

(Н.Носов).

11. За Троицкой дули

авто и трамы ,

обычные рельсы взмеив .

(В.Маяковский).

12.Страшен враг за горами , но страшнее за плечами .

(Пословица).

13.Мир щедр и скуп, богат и беден.

(В.Алатынцев).

14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.

Быть молодым, да поздним – вот беда.

(Е.Евтушенко).

15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

(К.Паустовский).


Тест 11

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано

1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)

2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.Достоевский)

4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.

5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)

6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)

7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)

9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)

10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.

12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)

14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

Той грустной радостью, что я остался жив?

(С.Есенин)


Тест 12

1.Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хруста.

(И.Северянин)

2.У ежа в гостях ужата,

У ежа в гостях ужата.

Учит бегать еж ужат,

Учит ползать уж ежат.

(Скороговорка)

3.Часовые любви на Смоленской стоят,

Часовые любви у Никитских не спят,

Часовые любви по Петровке идут неизменно…

Часовым полагается смена.

(Б.Окуджава)

4.Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

(М.Цветаева)

5.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки…

(А.С.Пушкин)

6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.

(И.Ильф и Е.Петров)

7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

(И.Ильф и Е.Петров)

8.Моя жена говорит по-французски и по телефону

9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

(А.С.Пушкин)

10.Человек-горошина.

11.Не забыть нам лесов раздолье,

Бриллианты дождинок-слез,

Санаторий «Русское поле»

В кружевах плакучих берез.

(В.Соколов)

12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)

13.Мы выпили весь самовар. (С.Есенин)

14.Город шумел. (Ю.Олеша)

15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)


Тест 13

1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)

2.Как ты можешь смотреть на него?

Как ты можешь всходить на мосты?

(А.Ахматова)

3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)

4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)

5.О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!.. (Ф.И.Тютчев)

6.Твои уста- два лепестка граната…

Твои ресницы- крылья черной ночи…

Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)

7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)

8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)

9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)

10.Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

11.Конь бежит, земля дрожит.

12.Это - круто налившийся лес,

Это- щелканье сдавленных льдин,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)

13.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)

14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)

15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)


Тест 14

1.Шли два студента, один - в галошах, другой- в институт.

2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.

3.А мы называем грядущим будущее.

Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)

4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)

5.Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)

6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)

7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)

8.Убогая роскошь наряда.

9.И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)

10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.

11.Он человек умный

12.Живет не тужит, по свету кружит.

13.Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)

14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)

15.Корабли пустыни.


Словарь средств выразительности

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа (весы – а. правосудия, крест – а. веры, сердце – а. любви).

Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)

Аллюзия – употребление ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой.

«Семейство – вздор, семейство – блажь»,-

Любили здесь промолвить гневно.

А в глубине души все та ж

«Княгиня Марья Алексевна». (А. Блок)

(а. на строки комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Ах, боже мой, что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»)

Алогизм – умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).

Если б был я

маленький

как великий океан,

на цыпочки б волн встал. (В. Маяковский)

Анафора – единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических конструкций в начале стихов, строф, абзацев.

Как ни гнетет рука судьбины

Как ни томит людей обман

Как ни браздят чело морщины. (Ф. Тютчев)

Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (добро и зло).

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлись вещие зеницы ,

Как у испуганной орлицы.

(А. Пушкин)

Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, один из видов звукописи.

Взложу на тетиву ту гую

Послу шный лу к согну в ду гу . (А. Пушкин)

Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль.

Мысль изреченная есть ложь. (Ф. Тютчев)

Бессоюзие – отсутствие союзов, соединяющих во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)

Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.

чертям с матерями

любая бумажка. (В. Маяковский)

Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении.

Раздирает

шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего

Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)

Гротеск – один из видов комического, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. («Нос» Н.В. Гоголя)

Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.

Поднялись прихожане у чащи,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишка ледащий:

«Спаси, господи, люди твоя». (С. Есенин)

Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воровской).

Вышел на арапа. Канает буржуй. (И. Сельвинский)

Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил. (А. Пушкин)

Прямая последовательность: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.

Ирония – тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.

Отколе, умная, бредешь ты,

голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)

Каламбур – стилистический оборот или самостоятельное произведение, основанное на комическом использовании одинакового или сходного звучания слов или групп слов, либо – разных значений одного слова или словосочетания, видов омонимов.

Иссяк. (А. Раскин)

Контекстуальные синонимы и антонимы - слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Когда бы не Елена ,

Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении.

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)

Реализация метафоры – возвращение известной метафоре прямого смысла.

сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где же половина другая? (В. Маяковский)

Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.

Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Многосоюзие – построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин)

Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением в жизни нового понятия (электорат, сисадмин).

По морям, играя, носится

с миноносцем миноносица. (В. Маяковский)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Боролася заря с последними

звезда"ми (В. Соловьев)

Омонимы – слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению.

…будет муко"й

Нет, лучше му"кой. (М. Цветаева)

Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.

Трус умирает много раз,

Храбрец – только однажды. (В. Шекспир)

Парцелляция – разделение фразы на части и даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию.

Эй, синеблузые!

За океаны! (В. Маяковский)

Перенос поэтический – несовпадение интонационно-фразового членения в стихе, фраза начатая в одном стихе, переносится в следующий стих.

Здравствуй! Не стрела, не камень:

Я! – живейшая из жен:

Жизнь… (М. Цветаева)

Период – длинное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части: повышение тона – пауза – понижение тона.

И все, что на душе берег,

С чем в этот год заснуть не мог,

С чем утром встал, а на ночь лег,

С чем ел не впрок

И пил не прок, - //

Все вновь обдумал Моргунок… (А. Твардовский)

Перифраз (перифраза, перефраз) – описательный оборот, в котором указываются признаки неназванного прямо предмета.

Смотрите, первенцы свободы:

Мороз на берегах Невы! (З. Гиппиус)

Речь идет о декабристах.

Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении.

Что там думать, что там ждать:

Дунуть, плюнуть – наплевать:

Наплевать да растоптать:

Веселиться, пить да жрать. (А. Белый)

Реминисценция – воспроизведение поэтом фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

Прощай, свободная стихия (А. Пушкин)

Прощай, немытая Россия (М. Лермонтов)

Риторические обороты (риторические фигуры ) – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи.

Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынче труден мой урок.

Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)

Риторическое восклицание

Так много тайн хранит любовь,

Так мучат старые гробницы! (Н. Гумилев)


Похожая информация.


ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я три тарелки съел (И,А. Крылов)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А) единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого.

И слышно было до рассвета, как ли­ ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­ канского залива (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)

Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выраже­ний в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием зна­чимости.

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани прав­ды

Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, ко­гда снега метут,

Жди, когда жа­ра,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где граница

Между Се­вером и Югом,

Я не знаю, где гра­ница

Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.

Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!"

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по значению только вданном тексте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то