В чем же отличие бакалавриата от специалитета?

Довольно часто соотечественники, уезжающие работать в зарубежные страны, сталкиваются с проблемой не принятия нашей образовательной системы.

Заграничным работодателям не понятен термин «специалитет», поскольку общепринятая международная система получения высшего образования сведена к четырехлетнему обучению или к бакалавриату.

Поэтому, претендующим на работу за границей необходимо либо подтверждать свой диплом, либо и вовсе учиться заново.

Например, понятия «инженер» и «доктор наук» за границей неоднозначные.

Из расхождения понимания и созрела необходимость приведения дипломов к международным стандартам, чтобы их обладателям было проще и без проблем устраиваться на работу в выбранной стране.

Несмотря на то, что Лиссабонская конвенция гласит, что все те страны, принявшие и подписавшие ее, обязаны признавать дипломы друг друга, на практике это выглядит совсем не так. Россия вступила в это соглашение в 1999 году.

В этом же году состоялся Болонский процесс, направленный на сближение образовательных систем высшего уровня тех стран Европы, где была подписана декларация о двухступенчатом высшем образовании: бакалавриат (4 года) и аспирантура (2 года).

Россия подписалась под этой декларацией в 2003 году, а в 2009 году официально был дан старт переходу на двухуровневую систему образования.

Большинство ВУЗов приняли переход на новую систему , но при этом «старая» классическая система пятилетней подготовки специалистов также осталась.

Теперь перед современными будущими студентами стоит вопрос не только о выборе специальности, но о выборе системы обучения.

В чем же отличие бакалавриата от специалитета?

Под бакалавриатом понимается определенный базовый уровень высшего образования, длительностью 4 года и имеющий общетеоретический характер.

После окончания обучения в рамках этой системы, выпускнику ВУЗа присваивается степень бакалавра и вручается диплом о высшем профессиональном образовании.

Значит, по сути своей, новоиспеченный выпускник это тот же специалист, но получивший фундаментальную подготовку без какой-либо определенной специализации.

Бакалавр имеет то же право замещать все те должности, для которых в принципе необходимо наличие высшего образования в соответствии с квалификационными требованиями к вакансии.

Под специалитетом также понимается определенный уровень высшего образования, по окончании которого выпускник получает степень специалиста.

Для россиян специалитет является более привычной и понятной образовательной системой, где специалисты получают профессиональной подготовку для последующей деятельности в определенной отрасли.

Срок обучения и подготовки специалистов – 5 лет.

Но система пятилетнего обучения в российских ВУЗах постепенно сворачивается.

Те учебные учреждения, которые перешли на двухуровневую систему образования, просто не будут набирать студентов на специалитет, а только лишь на бакалавриат и магистратуру.

При этом нужно понимать, если студент уже учится на специалитете, то и выпускаться он будет со степенью специалиста.

Новой системой обучения могут воспользоваться только вновь поступившие студенты.

Отличия бакалавриата от специалитета существенны и понятны. Но что же лучше выбрать?

Основные плюсы и минусы бакалавриата

Зачастую бакалавриат называют «незаконченным высшим», несмотря на то, что он является хоть и базовым, но полноценным высшим образованием.

Студенты, учась по очной или заочной форме обучения получают необходимые общие знания по выбранной специализации и могут приступать к трудовой деятельности по окончании ВУЗа . Или же воспользоваться дальнейшим обучением в магистратуре.

К плюсам бакалавриата можно отнести:

  • Получение диплома европейского образца;
  • Право на поступление на уровень магистратуры не только на территории РФ , и в любой выбранной европейской стране;
  • Возможность сменить ВУЗ или даже специальность после обучения , если вдруг сделанный выбор будущей профессии оказался не по душе.

Минусы бакалавриата:

  • Работодатели все еще не доверяют нововведению и предпочитают брать на работу специалистов , мотивируя это тем, что они обладают более глубокими знаниями в профессии;
  • Сложность продолжения бесплатного (бюджетного) обучения в магистратуре – мест мало, желающих больше;
  • Дороговизна обучения на платной магистратуре;
  • Без окончания магистратуры в аспирантуру нельзя поступить, то есть прибавляется еще один год к обучению . 4+2 против 5 лет обучения.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществами специалитета являются:

  • Более высокая котировка в глазах работодателей на рынке труда;
  • Получение полноценной специализированной подготовки по выбранному направлению, то есть «готовый специалист»;
  • Поступать в аспирантуру можно сразу после окончания пятилетнего обучения и присвоения статуса «специалист».

Недостатки специалитета в следующем:

  • диплом специалиста за границей достаточно не просто, поскольку в Европе не существует даже самого понятия «дипломированный специалист»;
  • нет права на бесплатное обучение в магистратуре , поскольку для специалиста она приравнивается ко второму высшему образованию;
  • при поступлению таки в магистратуру нет отсрочки от армии, что весьма актуально для студентов мужского пола;
  • практически невозможно перейти на бакалавриат, поскольку новая система образования действует еще пока не во всех ВУЗах и программы обучения по одной и той же специальности схожи только на первых двух годах обучения.

Как видно, что у каждая система образования имеет свои как положительные моменты, так и отрицательные. Будущему студенту необходимо тщательно подходить к выбору и системы обучения и к будущей профессии.

Что дает диплом бакалавра и на что сейчас могут рассчитывать специалисты?

Самое главное, что получит студент, имея на руках диплом бакалавра – это большую свободу в выборе своей дальнейшей собственной судьбы как профессионала в выбранной им конкретной области.


Помимо этого, если выбранная изначально специальность пришлась не по душе и возникнет желание сменить профессию, обучение в 4 года обойдется дешевле в плане экономии времени, а также финансов , если студент обучается на платной основе.

Помимо этого, бонусом к диплому бакалавра выступают возможность бесплатного обучения в магистратуре и использование диплома для продолжения обучения за границей.

Диплом специалиста более востребован на рынке труда и будет еще котироваться долгое время.

Также, наличие диплома специалиста говорит о том, что выпускник хорошо подготовлен по профилю конкретной специальности и его знания имеют непосредственное отношение к выбранной профессии.

Это выгодно отличает выпускников узкопрофильных специальностей перед выпускниками бакалавриата. И, конечно, если выпускник мечтает степени доктора наук, то путь в аспирантуру ему открыт сразу же после окончания специалитета.

Бакалавры и специалисты: возможности трудоустройства

Востребованное образование на рынке труда – пожалуй, самый главный критерий выбора направления обучения и специальности.

Сейчас студентов больше волнует не «простота» обучения, то есть какие-либо гуманитарные специальности без особого профиля, а их дальнейшая нужность на рынке труда.

Ведь выучиться и приобрести специальность по душе и стать профессионалом своего дела мечтает каждый.

Пока, к сожалению, работодатели недоверчиво относятся к претендентам на замещение вакансии с четырехлетним стажем обучения и по-прежнему актуально расхожее мнение о том, что бакалавр является «недостаточным специалистом», что связано, конечно, с более короткой программой обучения.

Специалист, при таком стереотипном мышлении, частенько выигрывает на фоне бакалавра.

Однако для бакалавров в нашей стране все только еще начинается.

На сегодняшний день в Российской Федерации уже есть немало крупных, как правило, иностранных, компаний, которые делают ставку на студентов-выпускников с бакалаврским дипломом.

Здесь кроется обыкновенный экономический расчет: проще взять якобы «недоученного» бакалавра с более низкой заработной платой, готовить его под конкретную специальность с внушительной практикой на рабочем месте и постепенно растить в нем магистра.

Способ «взращивания» сотрудника «под себя» не нов, но весьма эффективен, что смогли оценить те компании-работодатели, которые ориентированы за модель развития по западному сценарию.

Поэтому, как уже неоднократно писалось, все зависит от выбора профессии будущего студента.

Выбрав направление, по которому хочется обучаться, работать и достигать профессиональных высот, сразу станет понятно, какая форма обучения необходима для реализации поставленных целей.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то