Презентация по окружающему миру на тему "На заре человечества" (4 класс). На заре человечества. презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему Что было создано на заре человечества

1. Проследи по рисункам, как менялся человек. Допиши, чем отличается современный человек от своих предков.

У современного человека лоб стал выше (выше или ниже) поскольку увеличился объем мозга . Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились (уменьшились или увеличились), так как отпала необходимость разгрызать куски сырого мяса.

2. Выдели синим цветом те качества, которые были более необходимы животным - предкам человека, зелёным цветом - древним людям, красным - современным людям.

3. Что удерживает нас от проявления звериных привычек?

воспитание, традиции общества, закон

4. Благодаря чему человек смог добывать себе пищу?

Благодаря смелости, ловкости, умению договариваться с другими людьми и действовать сообща.

5. Обведи красным цветом те орудия труда, которые ты смог бы сделать или найти за 1 час, синим цветом - за 1 день, зелёным - не смог бы сделать без обучения. Подпиши, каким из этих орудий пользовались предки человека, древние люди и люди современного типа в доисторический период.

6. Покажи стрелками особенности человека разумного, которые отличают его от древнейшего человека. Подпиши рисунки.

7. Как ты думаешь, почему у современного человека подбородок более острый, чем у его предков?

У человека больше нет необходимости разрывать челюстью большие куски мяса, в том числе и сырого.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

– Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

– Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

– Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение человека .

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике.

– На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

– В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

– Почему древние люди охотились сообща?

– Как они готовились к охоте?

– Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

– Кто заботился о детях?

– Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

– Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

– Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

– Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

– Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

– Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

– Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

– Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

– Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

– Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

– Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

– Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

– Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (два-три на выбор ).

Выполняют задания.

3. Проверочная работа № 8.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 8.

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Ум и хитрость. Умение договариваться. Использование орудий. Способность передавать знания и опыт.

Повышенный уровень . Человек стал человеком, сделав простейшее орудие. Позднее люди научились поддерживать огонь. Общение стало совершенным, когда возникла речь. Воспитание детей обеспечила постоянная семья. 2. Необходимый уровень Повышенный уровень . Передвигается на двух конечностях . Большой палец руки противопоставлен другим . Лоб высокий . Челюсти развиты слабо .

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Развитое умение общаться с сородичами. Развитой головной мозг. Длительный период обучения родителями. Повышенный уровень . От холода человека защитила одежда. Вражде внутри племени стала препятствовать мораль. Отобразить жизненный опыт помогла культура. Дать истолкование всему непонятному смогла религия. 2. Необходимый уровень . Предок человека изображён на правом рисунке. Повышенный уровень . Положение тела вертикальное . Чувствительность пальцев высокая . Объём мозга большой . Челюсти развиты слабо .

Класс: 4

Тема урока: На заре человечества.

Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Задачи урока:

1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

Оборудование:

1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

2. Выставка творческих работ учащихся.

3. Презентация “На заре человечества” с

использованием ИКТ.

4. Экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

! Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

– Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

(Ответы учащихся )

– По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

С-2. Чем же человек отличается от животного?

(Ответы учащихся)

III. Сообщение темы урока.

Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

С-3. “На заре человечества”

С-4. “Первые предки”

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

С–5. “Древесные жители”

Это были древесные животные, напоминающие по своему

строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

линии животных, ставших впоследствии предком человека.

С-6. Почему современного человека называют разумным?

(Ответы учащихся)

– Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

(Ответы учащихся)

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

(Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

– На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

С-9. Почему охотились сообща?

Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

С-10. Первые орудия труда

Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

С-11. Орудия труда сделанные людьми.

С-12. Каково было основное занятие древних людей?

(Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

– Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

(Ответы учащихся )

– Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

С –14. Как вы думаете, моглали семья выжить в одиночку?

(Ответы учащихся )

– В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами .

С-15. В чем жили неандертальцы?

(Ответы учащихся )

С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

С-19. Вследствие чего возникла религия?

(Ответы учащихся)

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

(Ответы учащихся)

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

– Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

IV. Закрепление.

С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

– Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

С-29, С-30. Соотнесите людей и животных.

Найдите сходство и различие.

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

V. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.

– Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо– инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл –
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.

Где и когда, при каких обстоятельствах началась история человечества? Эти вопросы интересуют каждого.

Начало правильному, научному объяснению происхождения человека было положено около ста лет назад. Много сил затратили ученые, чтобы развеять религиозный миф о сотворении человека богом и доказать, что люди на ранней ступени развития выделились из животного мира.

Предками людей были человекообразные обезьяны, которые существенно отличались от других животных и от современных обезьян: они ходили на двух ногах и, добывая пищу, пользовались камнями и палками - выкапывали ими съедобные коренья, убивали птиц и мелких животных. Употребление палок и камней давало этим предкам человека большое преимущество в борьбе за существование. Им уже не был так страшен самый лютый враг животных - голод; они успешно боролись и с другим врагом - хищниками, потому что жили не в одиночку, а небольшими группами - стадами - и всегда были готовы прийти на помощь ДРУГ другу. Такая взаимопомощь была для них жизненно необходимой. Благодаря употреблению палок и камней и взаимной поддержке предки человека, или предлюди, как называют их ученые, становились все многочисленнее и сильнее. В конце концов они стали главенствовать в животном мире.

Жизнь в среде «себе подобных» имела и другие важные последствия. Совместная деятельность вызывала у предлюдей потребность общаться друг с другом при помощи выразительных жестов, мимики, гортанных звуков. Это требовало сосредоточенной и напряженной работы головного мозга.

Когда же предки человека стали людьми?

Ученые так отвечают на этот вопрос: когда они начали изготовлять орудия из камня и труд стал основным условием их жизни. С этого момента и возникло человечество.

Древнейшие люди, которых ученые назвали обезьянолюдьми, жили в Европе, Азии и Африке. Из обезьянолюдей достаточно хорошо изучены питекантропы с острова Ява и синантропы из Китая. По костным остаткам и орудиям труда обезьянолюдей можно многое узнать об их жизни.

Заглянем на минутку в пещеру синантропов, побываем «в гостях» у древнейших представителей человечества, уже изготовлявших каменные орудия и пользовавшихся огнем.

Почти у самого входа, как бы сторожа его, сидит на камне мужчина постарше других, прикорнувших у огня. В левой руке на полураскрытой ладони он держит еще не обработанный камень, в правой - тоже камень со следами ударов. Мастер как бы пронизывает взглядом камень, лежащий в левой руке, стараясь наметить форму будущего орудия. Он ставит перед собой задачу - убрать лишние выступы и заострить край: ведь этим камнем придется вырубать дубину, разделывать звериную тушу, выкапывать съедобные коренья. Около мастера лежат уже готовые орудия - небольшие кремни со слабыми следами искусственной доработки природной формы. Но есть здесь орудия и побольше - это своеобразные топоры: топорищем к ним служила рука.

Рядом с мастером вертятся дети. Они заглядывают ему в глаза, подают то один, то другой камень, стараясь понять, чего он добивается.

У древнейших людей, заимствовавших друг у друга опыт, повседневно упражнявших мозг и руки, постепенно развивались новые черты приспособленности к труду. Изменялось строение мозга, руки, органов чувств, менялся наклон лица, увеличивая поле зрения для глаз. Труд изменял физический тип человека и развивал способность мозга к мышлению.

В процессе труда устанавливались и взаимоотношения людей. Более опытные в изготовлении орудий и наиболее искусные в их применении становились «мастерами» и вожаками. Одновременно намечалось разделение труда между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Наиболее полезным членом общества все чаще оказывался не самый сильный, а наиболее сообразительный и инициативный труженик.

Древнейшие люди - питекантропы, синантропы и даже их потомки неандертальцы - еще сильно напоминали своих предков - обезьян. Жили они стадами. Это было первобытное человеческое стадо, отношения между его членами строились на взаимопомощи, покровительстве слабым, заботе о малышах.

Но чем сложнее становилась трудовая деятельность людей, тем дальше уходили они от обезьян и по своему физическому типу, и по умственным способностям, и по характеру взаимоотношений. У людей постепенно формировалась словесная, или членораздельная, речь.

К концу эпохи древнекаменного века - палеолита, - первого и самого продолжительного периода в истории человечества (он длился около 800 тыс. лет) - у людей усовершенствовалась прямая походка, руки в процессе труда уже могли выполнять сложные и точные движения. Люди стали объединяться в более организованные группы, чем первобытное стадо. Так появился род.

Род - это прежде всего группа людей, связанных тесным кровным родством. Род - это также и единая хозяйственная организация. Члены рода совместно добывали и делили на равных началах пищу. По существу у родича не было ничего своего - все принадлежало родовой общине, хотя оружие, одежда и украшения находились в его личном пользовании. Земля и охотничья территория принадлежали общине, своих постоянных владений у членов общины не было.

Зачем понадобилось такое обобществление? Оно не придумано людьми, а сложилось само собой в те далекие времена, когда люди были еще беззащитны перед лицом природы, которая угрожала им голодом, холодом, страшными зверями, стихийными бедствиями. Что сталось бы с людьми, если бы они захотели жить каждый по-своему? Они бы погибли. Люди были сильны благодаря коллективному труду и полному равенству. Все, чем пользовался член рода, принадлежало общине, все, что он добывал, шло в общий «котел», но зато и все, чем располагал род, было к его услугам.

Тех, кто нарушал исстари сложившиеся обычаи, укрощали силой, а непокорных изгоняли. В те времена это было равносильно смертному приговору. «Один за всех, и все за одного» - было законом жизни, и нарушивший этот закон погибал.

Время образования родового общества ученые обычно связывают с появлением людей, имевших большое сходство с современными. Этих людей принято называть кроманьонцами- по месту первой находки их костных остатков во Франции, в пещере близ деревни Кро-Маньон. Их также называют «людьми позднего палеолита».

Родовая община - это уже настоящее человеческое общество.

Каждый член родовой общины принимал посильное участие в труде всего коллектива. Археологи нашли много самых разнообразных каменных орудий, изготовленных при помощи новых, более совершенных технических приемов. Отсюда сделали вывод, что у кроманьонцев началось уже разделение труда по специальности. В это время наряду с каменными появились и костяные орудия.

Пищу добывали в основном охотой. Она обеспечивала людей также одеждой, а кости животных иногда служили топливом. Охотой обычно занималось большинство членов рода. О высоком уровне их искусства говорит многочисленное оружие для добывания зверя и рыбы, в том числе костяные гарпуны и крючки.

Среди орудий труда найдены костяные иглы с ушками, шила, маленькие ножички. Значит, кроманьонцы умели уже искусно шить одежду, выделывать шкуры и кожи.

Наконец, само обилие и разнообразие оружия и орудий говорит о том, что были люди, специально занимавшиеся их изготовлением. Кроманьонцы жили обычно не в пещерах, а в шатрах из кож, подобных вигвамам индейцев, или в землянках. Очевидно, среди них были и строители этих своеобразных «домов».

Велика роль женщины в жизни древних родов. Мать и хозяйка, она кормила всех в дни ненастья и неудачной охоты заготовленной впрок пищей, особенно плодами и кореньями; шила одежду, хранила огонь и имущество рода; растила детей и ухаживала за больными и стариками.

Нередко плечом к плечу с мужьями и братьями женщины шли добивать загнанного в ловушку мамонта или вступали в смертельную схватку со свирепыми хищниками, иногда нападавшими на жилища людей.

При раскопках были найдены фигурки женщин, вырезанные из кости. Этими фигурками - их ученые назвали «кроманьонскими Венерами» - древние люди выражали, возможно, особое уважение к прародительнице рода. В те времена родство считалось только по женской линии.

Изучив «план» кроманьонского жилища, в котором жил весь род, ученые узнали, что родовая община делилась на семьи, каждая ютилась вокруг своего «семейного» очага. В больших родах было до десяти и более семей. Трудно сказать, кто правил родом. Но, изучая жизнь современных нам народов, сохранивших пережитки родового строя, ученые пришли к выводу, что главой рода был старый, вероятно, самый опытный и энергичный человек.

О сравнительно высоком уровне мышления кроманьонцев свидетельствуют образцы их искусства: рисунки и скульптура из кости и камня, изображающие обычно животных. В длинных извилистых лабиринтах пещер, как бы хоронясь от постороннего взгляда, при свете факелов художники расписывали каменные стены фигурами животных. Вероятно, это были «магические» изображения: здесь колдуны рода творили заклинания над изображением живой «пищи», чтобы охота была удачной. Быть может, здесь же происходило посвящение юношей в охотники и собирались советы старейших по особо важным делам. Не исключено, что в этих пещерах хранилась пища и укрывались люди при нашествии врагов.

Преданность родичам проявлялась в отношении к умершим. Тела их не бросали на растерзание птицам и зверям, а хоронили в пещерах, засыпая вход камнями, или прямо в земле, если смерть настигала охотника в поле.

Высшего развития родовой строй достиг в новом каменном веке - неолите. Неолит отделен от палеолита «переходным» периодом - мезолитом (по-гречески «мезос» - средний, промежуточный). В это время усиливается процесс расселения человечества по Земле. Через Берингов пролив люди проникли в Америку. Под влиянием разных условий жизни появились различия физических типов людей, которые ученые называют расовыми (см. ст. «Происхождение рас «).

Хотя дальнейшая судьба «поселенцев» во многом определялась климатом и составом растительного и животного мира, они успешно приспосабливались с помощью самого мощного «орудия» - труда - к жизни в непривычной для них среде. Преодолеть любые трудности людям помогало то, что жили они сплоченной родовой общиной. Постепенно все материки, кроме Антарктического, стали обитаемы.

В мезолите развилась особая техника выделки каменных орудий-микролитов. Тонкие ножевидные кремневые пластинки раскалывали на кусочки в форме треугольников и трапеций. Микролиты использовались как наконечники стрел и лезвия режущих орудий.

Мезолит считают временем изобретения лука и стрел. Это было выдающимся техническим достижением. Охотиться стало намного легче, и охота приносила больше добычи.

Там, где охота не могла прокормить разросшийся род, развились новые способы добывания пищи - земледелие и скотоводство. Одновременно шагнула вперед и техника изготовления каменных орудий - топоров, долот, наконечников копий. Камень стали шлифовать, пилить, сверлить. Возникло гончарное мастерство: начали лепить глиняную посуду. Время развития новых технических приемов обработки камня ученые назвали новым каменным веком - неолитом.

В отличие от кроманьонцев, часто менявших места охотничьих стоянок, в неолите люди стали жить оседло, в родовых селениях. Это способствовало развитию земледелия и скотоводства. Появились также и кочевники-скотоводы, кочевавшие целыми родами с места на место в поисках лучших пастбищ.

Как же люди перешли к занятию земледелием?

Еще в очень далекие времена древние люди не могли обеспечить себя круглый год мясной пищей и занимались сбором кореньев и плодов. Сменилось много поколений, постепенно развивалось человеческое сознание. Люди стали замечать сезонность в созревании плодов и злаков, места скопления плодоносящих деревьев, кустарников и трав.

Со временем люди заметили, что из семени, попавшего в землю, вырастают новые травы и деревья. Они догадались, что, зарывая семена в землю, можно получать урожай. Так, шаг за шагом люди дошли до примитивного земледелия: рыхлили землю мотыгой и бросали в нее семена.

Сначала земледелие развивалось по берегам полноводных рек и в орошаемых горными потоками предгорьях, где мягкую плодородную почву можно было обрабатывать самыми примитивными орудиями. Позже земледелием стали заниматься и в лесных областях.

Приручать животных люди начали раньше, чем заниматься земледелием.

В мезолите человек приручил собаку, позже и других животных. Вначале их держали при себе как живые запасы пищи. Убив на охоте матку, детенышей брали живьем, выращивали их и съедали, когда охота становилась менее добычливой. Со временем люди увидели, что животные привыкают к ним и даже размножаются в неволе. Рожденные в неволе телята, ягнята и козлята становились совсем домашними, и их можно было пасти вблизи от селения, перегоняя с места на место. Домашние животные давали людям не только мясо, но и молоко, из которого можно было получать сыр и масло, из шкур изготовляли одежду, шкурами покрывали жилища.

Для прирученных животных нужно было заготовлять корм на зиму, приходилось увеличивать пашни, чтобы прокормить и людей, и животных. Потребовалась дополнительная рабочая сила, и люди стали использовать животных для обработки полей. Изобрели упряжь и плуг. Хлебопашество и скотоводство стали развиваться, как бы помогая друг другу.

Между племенами издавна существовал обмен разными продуктами и изделиями: оружием, посудой, украшениями. Теперь появилась возможность обменивать в большом количестве излишки продуктов земледелия и скотоводства. Обмен стал источником обогащения общинного хозяйства. Чтобы получить больше излишков, люди начали увеличивать стада и запахивать все новые земли. Понадобились хозяйственные постройки, инвентарь, посуда для хранения запасов пищи, оружие для охраны большого родового селения. Особенно быстро стал развиваться рыбный промысел, и потребовались сети, грузила, поплавки, веревки. Снаряжение охотников пополнили капканы, самострелы, силки. Стали выделяться группы людей и даже целые семьи, которые снабжали общину различными видами изделий. Так возникло ремесло.

Роды богатели, разрастались, расширялась территория общинных земель и угодий. Далеко вперед продвинулась техника обработки камня - шлифование, пиление и сверление. Орудия стали более совершенными, и труда на их изготовление затрачивалось теперь гораздо меньше.

Развилось и гончарное ремесло. Много ли глиняной посуды можно было вылепить от руки, да и получалась она неказистая. С изобретением гончарного круга, который вращали ногами, из-под рук мастеров стало появляться множество тонкостенных стройных кувшинов, разнообразных блюд, огромных сосудов для хранения запасов. Готовые изделия стали украшать скульптурным и расписным орнаментом. Люди научились изготовлять ткани из растительных волокон, и более удобная матерчатая одежда стала вытеснять звериные шкуры. Научились делать и шерстяную одежду, войлок для подстилок и стен передвижных жилищ - кибиток.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, обмен излишками-все это улучшило и облегчило жизнь людей. Но вместе с тем изменились и отношения между членами рода. Теперь каждая семья могла производить достаточно продуктов, чтобы существовать самостоятельно, и родственные связи между отдельными семьями ослабли. У каждой семьи появилась своя собственность, независимая от общинной. Земледельцы стали присваивать себе урожай с полей, которые из поколения в поколение обрабатывались их семьями; скотоводы оставляли себе выращенных животных; ремесленники сами распоряжались изготовленными вещами. Более сильные, многочисленные семьи притесняли и обделяли более слабые, что приводило к имущественному неравенству. Появились бедные и богатые семьи. Особенно выделялась родовая «старшина», образовавшаяся из потомков влиятельных членов рода - старейшин, главных охотников, предводителей. К имуществу, уже накопленному дедами и отцами, присоединялось все новое в виде «львиной доли» общественного дохода и военной добычи - рабов, скота, оружия, захваченных при набегах на соседние племена. Земля, скот, общественное хозяйство в целом хотя и считались по-прежнему общими, на самом же деле ими распоряжались немногие - вожди, старейшины и их родичи. Так постепенно появилась частная собственность. Особенно возросла роль мужчины, хозяина, владельца имущества, ставшего теперь полновластным главой семьи. Женщина стала целиком зависеть от мужа и отца.

В более древние времена пленников, захваченных при вооруженных столкновениях между племенами, убивали. Держать их было невыгодно, так как пищи не хватало и кормить лишние рты было нечем. Но когда хозяйство общины выросло, появились излишки продуктов, а рабочих рук недоставало, и пленников стали сохранять, превращать в даровую рабочую силу. Так возникло рабство. Развитие рабовладения особенно ускорилось с распространением металлов.

Вначале металлические изделия были предметами роскоши. Из металла делалось оружие знатных и богатых членов рода, украшения для женщин, знаки отличия военачальников и старейшин. Но все чаще дымились примитивные «домны» и раздавался стук молотов у пылающих горнов, все быстрее металлы вытесняли камень.

Бронзовые мечи и медные доспехи появились и у простых воинов. Железные стрелы легче поражали противника. Войны приносили все больше рабов.

Металл произвел революцию в производстве. Острым лемехом было намного легче взрезать пласты земли, а металлическим резцом - обрабатывать древесину и камень. Металлические инструменты как бы удесятеряли силу рук.

Постепенно каменный век сменился веком металла - меди, бронзы, железа. Менялась техника, совершенствовалось производство, улучшалось качество и росло многообразие изделий. Увеличивались потребности рабовладельцев, и они стремились получать больше доходов, все шире и шире используя труд рабов. Среди рабов появились охотники, ремесленники.

С развитием рабовладения и ростом частной собственности родовая община распадалась. Появились классы - рабовладельцев и рабов. Первым принадлежало все имущество, в том числе и рабы. Рабы же не владели ничем и были лишены права даже иметь семью. Раба можно было убить, обменять, подарить, он был «вещью» в хозяйстве своего господина. Но и среди свободных тоже не было равенства, как мы уже говорили. Шаг за шагом на смену доклассовому обществу шел новый, рабовладельческий общественный строй.

Итак, сделаем вывод.

История человечества - это история развития его трудовой деятельности. Труд создал человека. Коллективный труд стал законом жизни людей, которые не могли бы в одиночку бороться с суровой природой. Именно в труде сформировался первобытнообщинный строй - первая, наиболее простая форма общественных отношений. Благодаря труду развилась техника, улучшились условия жизни людей. Но вместе с тем изменились отношения между людьми, появились классы и государство, началась классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров, которая заполнила собой, всю историю человечества до эпохи социализма.

Законы общественного развития одинаковы для всех стран и народов, но условия жизни иногда ускоряют, а иногда и замедляют это развитие, и поэтому общинно-родовой строй сохранялся у некоторых народов до недавнего времени. Это дало возможность ученым проследить все фазы развития и распада родовой общины, пользуясь не только археологическими памятниками, но и прямыми наблюдениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то