Программа проведения вступительного испытания по предмету «биология» На экзамене по биологии поступающий в высшие учебные заведения должен показать. Конспект урока по обществознанию "современное общество" Проблемы развития духовной культуры в нашей стране

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер, относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики, изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

Глава 1

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

§ 1. Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин

Особенную важность для современного понимания места обществоведения в школе имеют первые годы советской власти, когда происходило становление этого предмета: с 1917 – до середины 20-х г.г.

Курс обществоведения появился в переломный момент развития школы. Его становление обусловлено потребностями времени, тенденциями развития российской школы предшествующего периода.

Уже к началу XX в. передовая отечественная педагогика обладала развернутой программой преобразований системы обучения и воспитания, вобравший в себя опыт борьбы общественности за обновление школы. Многочисленные педагогические форумы широко обсуждали вопросы совершенствования школы (к этому времени насчитывалось более 200 педагогических журналов). Основные идеи и требования этой программы были следующие: изменение общественного строя, его демократизация как первейшая и непременнейшая предпосылка образовательной реформы, демократизации образования; разгосударствление образования, его демонополизация и деполитизация, широкое привлечение общественности к управлению образованием и деятельности школы, активное участие родителей в этой деятельности; предоставление местному самоуправления обширных полномочий в школьном деле, в самой школе – автономии; всемерное поощрение частной инициативы в образовании; создание единой школы, единой образовательной системы, с преемственностью всех ее ступеней; содействие развитию национальных школ с правом обучения на родном языке учащихся; отделение школы от церкви, гарантии равенства прав граждан на образование, доступности и бесплатности школы, отмена всех сословных, национальных, конфессиональных и прочих ограничений; обеспечение всеобщего и обязательного начального образования, образования детей с отклонениями в развитии и бездомных детей; введение совместного обучения; свобода преподавания и отмена цензуры школьных учебников, радикальное обновление содержания образования. Представляется, что эта программа предложена совсем недавно, такими актуальными кажутся многие идеи этой реформы.

Реальная педагогическая практика еще до революции настоятельно требовала изменений. Если обратиться к учебным планам дореволюционных учебных заведений, то нетрудно заметить, что в них доля предметов социально-гуманитарного цикла невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ. Обращает на себя внимание тот факт, что практически не представлены в этих учебных планах предметы, так или иначе обращенные к современности.

Первые декреты советской власти о школе конца 1917-1918 гг., казалось бы, открывали новую, долгожданную эру в жизни российского образования. Они вобрали многое из того, что было накоплено передовой педагогической теорией и практикой дореволюционной России, и получило отражение в реформаторской программе начала XX в. Они опирались на гуманистические и рационалистические идеи, которые содержал в себе марксизм.

Однако уже в первых решениях новой власти о школе были заметны политическая нетерпимость, жесткая партийность в образовании, классовый подход, установка на замену семьи школой и т.д. Образование, по убеждению новой власти, являлось той сферой, в которой и с помощью которой коммунистическая идеология может быть внесена в массовое сознание и продвинута в нем почти немедленно.

Дискуссионный характер в начале поисков путей развития советской школы носил вопрос о соотношении истории и современности. Этот вопрос был напрямую связан с определением характера школы. Мы можем обратиться к оценке ситуации ее свидетелями и непосредственными проводниками в жизнь. Характерно даже название одной из работ по этой проблеме «Борьба за обществоведение и школьная практика 2-х лет», вышедшая в 1925 г. Известный методист Б.Н. Жаворонков в своей статье в этой книге пишет, что в борьбе за обновление школы после октября сначала победили приверженцы школы действия или так называемой свободной школы. Это объяснялось естественной реакцией на неприятие порядков старой школы.

В новых условиях поиски обновленного содержания образования происходили силами педагогов и ученых-обществоведов в разных регионах России, носили децентрализованный характер и отражали различные подходы к обновлению содержания обучения.

12 мая 1918 г. основной состав работников ЦК РКП (б) и Совнаркома переехал в Москву. В Петрограде из оставшихся работников Совнаркома был создан Совет комиссаров Союза коммун Северной области (вошли Петроградская, Новгородская, Череповецкая, Олонецкая, Вологодская и Архангельская губернии). Через некоторое время Комиссия из состава Наркомпроса оформилась как Народный комиссариат просвещения Союза коммун Северной области во главе с А.В. Луначарским, который одновременно оставался на посту народного комиссара просвещения РСФСР в Москве.

Поиски нового шли трудно. К началу 1918-19 учебного года Петроградская комиссия экспертов и отдел реформы школы Наркомспроса РСФСР, возглавлявшийся в то время П.Н. Лепешинский накануне нового учебного года формулировал свою позицию: «…в интересах Единой школы требуется непрерывность в учебном плане. Вместо деления на классы производится группировка по уровню сознания.

Определенные зафиксированные программы излишни, они должны быть примерными, а не безусловными. Преподаватели группируются не по предметам, а по отделам. На всю школу достаточно 3-4 преподавателей. Взамен учебников должны быть справочники для учащих и учащихся и живые беседы. Все эти отвлеченные принципы должны сопровождаться конкретной работой по выработке учебных программ и планов и живым обменом мнений с перифериями, работающими в этом направлении».

Иная точка зрения была ближе к традиционной организации учебного процесса.

Активная работа Наркомпроса способствовала пробуждению массового педагогического энтузиазма.

Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти. Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: «Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности же на преподавателя истории». Совещание обратилось к учителям России со словами о том, что весь русский исторический процесс привел к зияющей пустоте, государственное единство погублено и у народа осталось только «неопределенное этнографическое родство да религиозная общность», авторы обращения утверждали, что спасти Россию может только интеллигенция, так как все классы отреклись от нее. В это же время возникли «Ассоциация научно-педагогических организаций», насчитывавшая свыше 1200 членов, и «Научно-педагогическое общество преподавателей истории». О направлении деятельности этих организаций можно судить по документу, в котором говорилось, что «…после кошмарных ударов мировой войны, после великих февральских дней и … октябрьских прегрешений перед народом интеллигенция идет на подвиг воскрешения родины».

В сложной исторической обстановке 1918 г. в ходе острой борьбы мнений шли поиски основ содержания историко-политического образования и методов его раскрытия. Так, в Петрограде при участии гуманитарной комиссии и Совета экспертов Народного комиссариата Союза коммун Северной области, был составлен учебный план и примерные программы по истории, социологии и истории труда (политической экономии). Эти программы не были по своему содержанию последовательно марксистскими, но они принципиально отличались не только от программ, действовавших в дореволюционной школе, но и от примерных программ, выработанных в 1915 г. комиссией министра народного просвещения П.Н. Игнатьева.

К моменту разработки примерных программ по общественно-историческим дисциплинам (осень 1918 г.) в распоряжении гуманитарной комиссии Наркомпроса и Совета экспертов было несколько документов не только общего характера, но и специально обращенных к постановке историко-политического образования учащихся советской школы.

Накануне учебного года прошел I Всероссийский съезд по просвещению (26 августа – 4 сентября 1918 г.), на котором В.И. Ленин выступил со следующими словами: «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие». Это высказывание позднее стало использоваться в борьбе против идеологических противников, а связь с политикой и с жизнью стали пониматься как приобщение школьной молодежи к изучению марксизма в единственной версии – ленинской.

Многие ученые-историки и педагоги не разделяли в первые послеоктябрьские годы эту позицию. Активно выступал против политизации школьного дела видный педагог, профессор П.Ф. Каптерев. Он писал: «Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями, куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое».

Идея аполитичности школы находила известное распространение в среде интеллигенции. Со страниц педагогических изданий слышались призывы «спасти детей от социального отравления, от ядовитого дыхания современности». Им вторили голоса о том, что «учитель истории – не партийный секретарь. Он не должен принимать сторону той или иной партии… Его задача состоит в исследовании возникновения различных партий совместно со своими учениками».

Между тем позиция партии большевиков постепенно становилась довлеющей, а потом и единственно допустимой. Но все же в 1917 – 23 гг. еще возможно было высказывание иных позиций без опасения расстаться не только с позицией, но и с жизнью.

В обращении к учителям комиссариата просвещения Союза коммун Северной области от 18 июля 1918 г. говорилось, что в стенах школы не должна иметь места политика в смысле политиканства и агитации. «Но обходить молчанием и скрывать от детей и юношей развертывающиеся перед ними грандиозные события нашей Великой революции было бы нелепо и непедагогично. Поэтому совершенно необходимо знакомить учащихся с основами социального мировоззрения и провозглашенного революцией нового социалистического строя». Обратим внимание на сдержанный характер этой рекомендации.

«Основные трудовые принципы единой трудовой школы», принятые Наркомпросом 16 октября 1918 г., провозглашали, что новая школьная реформа «имеет… характер акта борьбы масс за знание, за образованность», что «дело идет о коренной перестройке школы в духе школы подлинно народной». Единство школы предполагало преемственность ее ступеней, равенство образовательного старта, но отнюдь не унификацию, не однотипность школы. Различие в понимании единства новой школы сохранялось и в дальнейшем. Оно не могло не сказаться на поисках содержания и формы обучения школьников.

«Положение о единой трудовой школе», утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 г., предусматривало: широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле; развитие частной инициативы в образовании: создание школьного самоуправления и организацию школьных советов, которые включали в себя всех работников школы, представителей учащихся и «трудового населения»; отмену всех наказаний, отметок, экзаменов, обязательных домашних заданий; введение примерных учебный программ и гибких учебных планов применительно к местным условиям; поощрение разнообразия учебников, учебных пособий и т.д. Все это открывало широкое поле для педагогического творчества и экспериментирования в образовании.

Наряду с поисками нового содержания истории и социальных дисциплин в школе появлялись новые учебные курсы. Так, после принятия Пятым Всероссийским съездом Советов первой Советской Конституции вводилось «… во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции».

В сентябре 1918 г. на курсах для педагогов в Петрограде нарком просвещения А.В. Луначарский специально посвятил свою лекцию преподавании истории. В этой лекции особое внимание он обратил на роль истории и социологии в воспитании чувства историчности и ответственности каждого за общее дело, непрерывность и прогрессивность которого доказывает каждому только история.

В 1918 г. были подготовлены Примерные программы по истории, опубликованные в Петрограде. В объяснительной записке говорилось о том, что преподавание истории в единой трудовой школе ставит своей задачей дать учащимся в возможно более наглядной и доступной форме представление о сущности исторического процесса, прививать им навыки и умения самостоятельно разбираться в явлениях прошлого и подготовить их к правильному уразумению явлений и фактов современной жизни. На изучение истории отводилось по 3 часа в неделю в течение каждого из 4 лет обучения. Предполагалось изучение событий от первобытности до русской революции.

Программы по истории не были едиными. До 1919 г. каждая школа имела право создать собственные программы, однако многие из них содержали мало новизны. Основная масса учителей старой школы предпочитала работать по старым программам, которые вовсе не учитывали запросы и интересы детей.

С 1919 г. в крупных городах стали создаваться программы по истории. В них в противовес старому подходу к истории преимущественно включался материал по истории культуры. Наряду с историей культуры создавались программы по ряду общественных дисциплин (политической экономии, истории социализма и др.). Тем не менее большинство программ хронологически охватывало период до конца XVIII в., и учащиеся, оканчивавшие школу, не получали знаний о современности. А курсы по общественным дисциплинам не имели целостных программ, строились как фрагментарные и нередко были довольно случайными по отбору содержания.

Одновременно с примерными программами по истории были разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по обществоведению. Это были первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9). Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии. Всего на предмет отводилось 144 часа. В 8 классе предполагалось изучить историю труда от «первобытного коммунизма до империализма». В первом полугодии 9 класса предлагалось изучать вопросы политэкономии эпохи империализма. 1

Примерная программа в качестве основных задач курса истории труда выдвигала следующие: дать учащимся общую мировую схему ступеней развития современного экономического строя, т.е. формы развития производственных отношений; выяснить законы развития современного экономического строя, который должен сменить старый. В этой же объяснительной записке учителей ориентировали на то, что «преподавание истории труда должно вестись таким образом, чтобы учащиеся по возможности принимали непосредственное участие в анализе эмпирического материала, в образовании понятий и построении законов. Достичь этого можно, с одной стороны, путем ведения урока в форме собеседования и, с другой стороны, при помощи рефератов, разрабатываемых дома и критикуемых учащимися в классе». Под критикой здесь понималось дискуссионное обсуждение.

Программа содержала списки обязательной и рекомендуемой литературы. В обязательном списке были представлены и пособия для преподавания, и для реформирования. К числу обязательных отнесены 24 крупных работы и исследования, в том числе «Антидюринг» Ф. Энгельса, «К критике политической экономии» К. Маркса, «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция» В.И. Ленина. Кроме того в этот перечень входили работы К. Каутского, курс политической экономии А.А. Богданова и И.И. Скворцова-Степанова и другие.

Та часть курса, которая называлась социологией, была рассчитана на 57 учебных часов в выпускном 9 классе, должна была синтезировать естественные, исторические и политико-экономические знания учащихся и опираться на приобретенные к началу второго полугодия 9-го класса навыки социального мышления. Курс, состоявший из 7 тем, предварялся обширной объяснительной запиской с подробным анализом идейного содержания курса и методическими указаниями, а также списком литературы, как ко всему курсу, так и к отдельным темам. В программе отмечалось, что изучение курса должно «завершить развитие у учащихся умения ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей жизни и способствовать выработке научного понимания мира». Методы преподавания школьного курса социологии должны по возможности точно соответствовать методам социологического исследования, дабы учащиеся не были вынуждены что-либо принимать на веру, но вместе с преподавателем участвовали бы в процессе образования социологических выводов на основе конкретного материала.

Для этой цели, безусловно, следует избегать априорных суждений, хотя бы и подтверждаемых примерами; гипотезу следует считать возможной лишь при указании на ее вспомогательный характер; необходимо главным образом придерживаться индуктивного исследования сырого материала». Предлагалось также широкое использование реферирования и собеседования.

Можно с уверенностью утверждать, что примерные программы по обществоведческим курсам не учитывали реальных возможностей учащихся, никак не соотносились с возможностями школы обеспечить учеников текстами монографий и подготовленностью учителей и учеников к изучению нового предмета. Тем не менее, первая попытка введения в школе теоретического общественно-политического курса свидетельствует о признании необходимости дать школьникам социологические и политические знания. Заслуживает высокой оценки мысль авторов о том, чтобы методы науки в своей логике стали и методами их преподавания в школе. Убежденность ученика должна была стать результатом работы его собственной мысли. Ориентация работы на самостоятельную работу с книгой, выявление личного отношения к изучаемым вопросам путем обсуждения ученических рефератов делала ставку на привитие умения отстаивать и защищать свою точку зрения. На наш взгляд, этот подход программы к развитию самостоятельности и активности школьников может быть оценен положительно, хотя в дальнейшем в условиях одностороннего изложения материала, господства в содержании единой точки зрения дискуссионные методы нередко только декларировались.

Характеризуя поиски этого периода спустя несколько лет, Н.К. Крупская в докладе на I Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы, отмечала: «После Октября перед советской школой встали новые задачи. Цели обучения, цели воспитания были поставлены совершенно по-иному. Вся школа должна была служить задачам воспитания нового человека, вооружения его знаниями. Для осуществления этих целей, требовали пересмотра содержания все предметы преподавания. И, конечно, требовало пересмотра содержание преподавания и обществоведения. Всякий понимал, что преподавать обществоведение по-старому немыслимо, что нужно вложить новое содержание. Сначала все внимание было приковано к тому, как построить эти программы по обществоведению, как ввести в них достаточное освещение всех событий с марксистской точки зрения, как увязать историю с современностью, как узнать, что история служит для более ясного и отчетливого понимания современности. Задача заключалась в том, чтобы указать, как надо увязать экономику с политическим строем, дать картину революционной борьбы, дать картину развития человечества. И так как в старом обществоведении все эти вопросы – вопросы экономического развития, вопросы политического развития – или вовсе не освещались, или освещались вкривь и вкось, то на них было обращено главное внимание, а вопросы литературы отступили несколько на задний план».

ФИЛОСОФИЯ

1. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.

В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями "индивид" и "личность". Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид - это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью.

В качестве аргументов можно привести известный пример детей -"Маугли". Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

2. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Я считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.

Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.

3. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек - это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. Человек - это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим "био", которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. "Социо" же человека может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек - индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.

Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т. е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.

Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.

4. "Создает человека природа, но развивает и образует его общество". (В.Г. Белинский)

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.

Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома "маугли", когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

5. "Создает человека природа, но развивает и образует его общество". (В.Г. Белинский)

Каждый человек в широком смысле это "дитя природы". Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.

Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом.

Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).

Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.

С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - "общество" и "природа" - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать иди мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.

Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.

Особенности обществознания заключаются в том, что это интегративный курс, который включает в себя основы нескольких дисциплин, таких как социология, философия, социальная психология, экономика, культурология, политика и право.

Обществознание относится к числу самых популярных предметов из числа тех, которые предоставляются по выбору.
Большинство гуманитарных и педагогических специальностей в ВУЗах принимают результаты экзамена по обществознанию.
Не совсем верное представление о том, что обществознание является очень легким предметом. На самом деле предмет более чем серьезный, ввиду того, что здесь выпускнику необходимо владеть понятиями и понимать их смысл, понимать смысл ведущих идей культурологии, политологии, экономики, права и философии. Требуется определенный уровень общей эрудиции, интерес к социальным проблемам.
Многие задания имеют практико-ориентированный характер. Необходимы умения анализировать определенные события, определять факты, мнения, теоретический характер суждения.
Научиться этому за короткий срок просто невозможно. Оптимальное время подготовки при нулевом уровне это 10 класс. Подготовка к ЕГЭ должна быть систематической, на протяжении всего учебного года.
Предмет обществознание очень важный и его роль также высока в процессе социализации.

Три важнейших документа при подготовки к ЕГЭ. Это спецификация, кодификатор и демоверсия. В спецификации отражена вся та необходимая информация которая касается непосредственно теста. В демонстрационном варианте обратите внимание на систему критериев оценивания работ. В кодификаторе отражаются темы курса, которые необходимо знать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
При подготовке к экзамену необходимо использовать учебники школьной программы рекомендованные Министерством образования и науки.

Работа представляет собой задания с 1 по 36. Максимальный первичный балл за всю работу 62 балла. Время выполнения работы 235 минут. Минимальный порог 42 балла.
Ответы в 1 части записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В заданиях 25, 26 и 27 обращайте внимание на инструкции порядка записи ответа.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой задания с ответами в свободной форме.
Доля заданий с развернутыми ответами в общем результате экзаменационной работы - 43,5%.

Задания второй части позволяют проверить умение целостно формулировать, логично последовательно излагать свои мысли, делать выводы, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию.
Основные типы заданий второй части, встречающихся на экзамене:
- поиск, анализ, интерпретация информации из неадаптированного текста;
- дать определение обществоведческому термину;
- привести примеры раскрывающие обществоведческий термин;
- решить жизненно-практическую задачу;
- сформулировать собственные суждения и аргументировать их.

Все тексты, включаемые в задания 28-31 должны соответствовать следующим критериям:
а) они должны быть тематически связаны с темами школьного курса обществознания;
б) в них должна присутствовать точка зрения автора;
в) они не должны быть перегружены научными терминами или статистической информацией.

Задания 28-31 (С1-С4) это составное задание с определенным фрагментом неадаптированного текста научного, научно-популярного и философского характера объемом 250-300 слов.
Задание 28 (С1) вопрос по тексту. Ответ на который находится в тексте в явном виде. Здесь проверяется способность выявить информацию и точно ее воспроизвести в ответе. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
Задания 29 (С2) на интерпретацию текста, и ответ находится в тексте не в явном, а в завуалированном виде. Здесь проверяется способность анализировать и интерпретировать текст. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
В задании 30 (С3) зачастую просят дать ответ, который находится в явном виде в тексте. Однако, помимо этого, во второй части этого задания просят как правило привести несколько примеров или аргументов, иллюстрирующих или подтверждающих ответ. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Задание 31 (С4) - это задание на подтверждение или опровержение оценочного суждения связанного с положением текста. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Многие выпускники, как показывает практика, не видят разницы между примером и аргументом. Так вот, пример - это факт, частный случай, в качестве иллюстрации подкрепляющий уже установленное положение; аргументы - это довод, доказательство, посредством которого обосновывается истинность какого-либо суждения.
ВАЖНО!!!
В случаях, когда в заданиях 28-31 присутствуют несколько вопросов и ученик, отвечает на них не в той последовательности, в которой они были обозначены, или не пронумеровав их - то все равно экспертом оцениваются все элементы ответа, которые удастся идентифицировать, независимо от их порядка.
Если в задании 28-31 необходимо найти ответ из тексте в явном виде, например перечислить признаки или виды какого-либо объекта, а ученик переписывает фрагмент текста целиком, то экспертом этот ответ будет оценен в 0 баллов
Всегда сначала прочитайте внимательно текст до конца, затем переходите к вопросам.
Все что кажется вам банальным, типа "Это и так понятно" - все равно нужно писать. Если вы чего-то не напишите, это будет означать одно - вы этого не знаете.

ОШИБКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Популярные ошибки, допускаемые выпускниками в заданиях 28-31 (С1-С4)
1. Раскрытие в ответе часть предложенного вопроса - зачастую в одном задании несколько вопросов и выпускники по своей невнимательности отвечают не полностью на вопрос.
2. Несоответствие ответа предъявляемому вопросу.
3. Неграмотная запись ответа с точки зрения стилистики, структурирования, логических связей.
4. Присутствие в ответе противоположных положений, когда одно исключает присутствие другого.
5. Ошибочные суждения выпускника.
6. Отсутствие требуемых аргументов и обоснований.
7. Нечеткие, расплывчатые формулировки.

Рекомендации.
В целях не повторения вышеизложенных ошибок во второй части экзаменационной работы, необходимо при ответах руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Прежде чем выполнять задание 28-31 (С1-С4) обязательно внимательно прочитайте текст.
2. Соотнесите проблематику теста с темами обществознания.
3. Дайте ответ на вопрос: "О чем этот текст?".
4. Читайте вопросы внимательно, отвечайте только на поставленные вопросы, избегайте лишних ответов.
5. Обращайте внимание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторская мысль, социальный опыт или материал обществоведческого курса.
6. Сформулировав ответ, еще раз вернувшись к вопросу, проверьте его правильность.
7. Один и тот же фрагмент текста не может служить ответом на два разных вопроса. Если Вам кажется, что это так, повнимательнее прочитайте задание.
8. В заданиях где Вас просят выразить свое мнение обязательно писать "Я согласен/Я не согласен".

Главная > Программа

Развитие обществознания в XX веке

Идея технократизма в социальном познании. Современный «неодарвинизм». Духовные ценности и их роль в жизни общества. Проблемы сущности и существования человека в философии экзистенциализма. Сущность теории социальной стратификации. Научная разработка понятий «социальная роль» и «социальный статус». Проблема периодизации исторического развития. История сквозь призму цивилизационного подхода. Причины появления различных направлений развития марксистской мысли. Развитие радикально-революционных идей марксизма в ленинизме. Понятие ревизионизма и центризма, их историческая эволюция. Дискуссия о месте и роли марксистского учения в современном мире.

Проблемы современного обществознания

Современный этап развития общественных наук. Возрастание роли научных дискуссий. Дискуссии о социализме и его перспективах. Обсуждение вопросов нравственного совершенствования личности в условиях реформ. Дискуссии по проблемам молодежи и молодежной политики.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО

Что такое цивилизация

Соотношение понятий «формация» и «цивилизация». Признаки цивилизации. Цивилизация и культура. Общечеловеческие ценности.

Особенности древних цивилизаций

Переход от доклассового, дописьменного, догосударственного и догородского состояния общества к цивилизации. Изменение взаимодействия человека и природы. Становление гражданского общества в древности. Вклад народов мира в достижения цивилизации древности. Единство и взаимосвязи древних цивилизаций. Проблемы современного понимания древности.

Древние цивилизации Европы

Специфические особенности древнегреческой цивилизации: классическое рабство; полис как единство политической структуры и гражданского общества. Великие достижения древнегреческой культуры. Зарождение философии. Цивилизация эллинизма – своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Гражданские ценности Рима. Римское право. Римское красноречие.

Мир варварства

Натуральное хозяйство и его роль в жизни варвара. Противоречия между демократическими родовыми структурами и возвышением знати. Милитаризация общественной жизни. Знать и дружинная среда – источник воинской идеологии. Ценности мира варваров, их единство и противоречия. Столкновение варварского и античного обществ.

Европейская цивилизация эпохи Средневековья

Образ жизни и мышления эпохи. Сословия средневекового общества. Характеристика их ценностей. Связи сословий и непреодолимые психологические барьеры между ними. Монархия и церковь как гарант стабильности средневекового общества. Христианство как центральная ось средневековой цивилизации. Город – колыбель новой цивилизации.

Переход к индустриальной цивилизации

Предпосылки ускорения общественного прогресса в Европе. Первоначальное накопление капитала и формирование экономического суверенитета собственников. Ценности эпохи Возрождения: гуманизм, свобода личности. Слом духовного единовластия церкви в эпоху Реформа-ции. Добродетели раннего капитализма: хозяйственность, бережливость, умеренность. Зарождение и развитие парламентаризма. Значение промыш-ленного переворота и буржуазных революций в переходе к индустриальной цивилизации.

Цивилизация Востока

«Непрерывность» развития. Неразрывная связь восточной цивилизации с природой. Традиционность как определяющий момент жизни. Особенности в восприятии религии. Отсутствие свободы и демократии в европейском понимании. Различия социальной психологии Китая, Индии и Японии.

Исторический путь России

Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Крестьянская община. Самодержавие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ И НАШЕ ОБЩЕСТВО

Современные цивилизации

Многообразие путей и форм общественного развития. Современный этап цивилизационного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного общества». Достижения и противоречия западной цивили-зации. Переход к индустриальному обществу. Целостность и взаимозависи-мость современного мира.

Глобальные проблемы современности

Происхождение глобальных проблем и их взаимосвязь. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы. Угроза экологического кризиса. Проблемы войны и мира в современных условиях. Отставание освободившихся стран от развитых государств. Пути разрешения глобальных проблем. Новое политическое мышление. Проблема терроризма.

Российское общество в современном мире

Необходимость обновления общества. Цели и задачи реформ. Преобразования в обществе и общецивилизационный процесс. Экономи-ческий и социально-политический кризис. Пути выхода из кризиса.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Экономика и ее роль в жизни современного общества

Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Система экономических отношений. Производство. Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распределение, его зависимость от форм собственности. Источники доходов различных групп населения. Экономические реформы в России. Проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица.

Рыночные отношения в современной экономике

Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономической жизни. Закон стоимости. Закон спроса и предложения. Рынки товаров, труда и капитала. Конкуренция и монополия. Противоречия рыночной экономики. Рыночный механизм и государственное регулирование. Современный рынок. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Россия в системе международных экономических отношений. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Научно-технический прогресс и материальное производство

Сущность научно-технической революции (НТР). Новый этап НТР. Изменение положения человека в процессе производства. Воздействие НТР на различные сферы деятельности. Экологическая угроза. Новое качество экономического роста. Социальные последствия НТР.

Человек в системе экономических отношений

Человек в системе отношений собственности. Изменения в условиях и содержании труда. Отношение человека к труду. Распределение по труду. Возможности увеличения личного дохода. Потребности и потребление.

Экономическая реформа в нашей стране

Необходимость экономической реформы. Значение перехода к рыночной экономике. Условия перехода к рынку. Дискуссия о последствиях перехода к рынку. Необходимость создания системы социальной защиты. Обострение кризисной ситуации в экономике. Пути стабилизации экономики.

Право

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Административное право. Гражданское право. Уголовное право. Трудовое право. Признаки и виды правонарушений.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальная структура общества

Социальная структура общества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных институтов. Разновидности социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Причины социально-структурных изменений. Роль социальных перемещений в жизни общества. Семья в современном обществе. Социальные отношения и взаимодействия. Социальная политика. Молодежь как социальная группа. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен.

Нации и национальные отношения

Нация и ее признаки. Развитие наций и национальных отношений в современном мире. Межнациональная интеграция, ее объективные причины. Этнические кризисы, их основные причины и пути преодоления. Обеспечение прав и свобод личности – условие свободы всего народа. Действие двух тенденций в развитии наций и национальных отношений в РФ. Кризис в развитии национальных отношений и пути выхода из него.

Социальный статус и роль личности

Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных социальных позиций, занимаемых людьми: авторитет, престиж. Социальная мобильность. Социальная роль человека. Социальные гарантии. Отклоняющееся поведение.

Тенденции развития социальных отношений в нашей стране

Развитие и современное состояние социальной структуры общества. Изменения социальной структуры, происходящие в настоящее время. Проблемы социальной сферы и перспективы развития социальных отношений.

СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Роль политической системы в жизни общества

Власть, ее происхождение и виды. Государство: его признаки, формы, функции. Политические отношения. Структура политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Типы политических режимов. Управление обществом. Субъекты и объекты политики. Принцип разделения властей и формы его реализации. Гражданское общество.

Правовое государство

Верховенство закона – основополагающий принцип правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности.

Политический плюрализм

Политический монополизм и плюрализм. Принципы политического партнерства. Формы разрешения политических конфликтов в условиях правового государства. Многопартийность. Демократия в современном мире: ее формы и механизм реализации.

Политический статус личности

Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Критерии оценки предвыборной программы кандидатов в депутаты. Политические лидеры и имитаторы. Политическая культура.

Реформа политической системы в нашей стране

Необходимость реформы политической системы. Обновление избирательной системы. Развитие политического плюрализма. Противоречия процесса демократизации политической системы. Политическая система РФ. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство России. Политическая система Мордовии. Основы конституци-онного строя РМ.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Духовная культура

Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Преемственность и новаторство в развитии культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культура. Экранная культура. Взаимодействие культур. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

Наука и образование

Понятие науки. Отличие научного знания от обыденных знаний. Функции современной науки. Свобода творчества и нравственная свобода ученого. Понятие образования. Государственное регулирование системы образования. Разнообразие типов учебных заведений. Общие тенденции в развитии образования. Система наук, изучающих человека.

Мораль и искусство

Понятие религии. Культ, религиозное мировоззрение. Церковь. От-личие обыденных представлений верующих от богословия. Объединяющая и разъединяющая роль религии в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость как одна из общечеловеческих ценностей.

Духовная жизнь современного человека

Человек – творец и носитель культуры. Общечеловеческая культура и личность. Мировоззренческие ориентиры в выборе духовных ценностей. Роль литературы, искусства в нравственном и эстетическом развитии личности. Критерии духовности человека. Бездуховность: причины и последствия, пути преодоления.

Проблемы развития духовной культуры в нашей стране

Развитие духовной культуры в условиях обновления общества. Возвращение культурного наследия в духовную жизнь Отечества. Противоречия между духовным потенциалом нашего общества и возможностями приобщения к нему людей. Освобождение литературы, искусства, гуманитарных наук от идеологического и политического диктата. Приоритет общечеловеческих духовных ценностей. Возрождение культуры – необходимое условие обновления общества. Особенности цивилизации России.

ДОРОГА К НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Социальные прогнозы будущего развития

Социальные прогнозы и их роль в общественно-политическом развитии. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Глобальные проблемы и пути их разрешения. Приоритет общечеловеческих ценностей.

Информационное общество

Понятие информации. Информационное общество. Перспективы развития общества в различных сферах, его противоречия. Роль средств массовой информации в жизни общества.

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Задание по русскому языку предполагает многоаспектный языковой анализ небольшого текста. При этом проверяются орфографические и пунктуационные навыки и умения, владение нормами русского литературного языка, знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также истории языка и его территориальных и профессиональных разновидностей.

Фонетика

Фонетическая система русского языка. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, ударение. Безударные гласные, их правописание.

Лексика

Понятие о лексике. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие об устойчивых словосочетаниях.

Словообразование

Основа слова и окончание. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными о – а в корнях гор- – гар-, кос- – кас-. Правописание слов с чередующимися о – а в корнях лож- – лаг-, рос- – раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок при- и пре-. Различные способы словообразования в русском языке. Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание.

Морфология и орфография

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Типы склонения. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важнейших суффиксов. Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание важнейших суффиксов прилагательных. Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание. Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Первое и второе спряжения. Наклонения (изъявительное, условное, повелительное). Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Причастия и деепричастия. Правописание глагольных форм. Наречие. Значение наречий. Правописание наречий. Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов. Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частицы. Понятие о частицах и их употребление в речи. Правописание частиц. Междометие. Значение междометий и знаки препинания при них.

Синтаксис

Простое предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Члены предложения (подлежащее, простое и составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные второстепенные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания при них. Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (соподчиненными и последовательно подчиненными). Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

При проведении экзамена по физике основное внимание должно быть обращено на понимание экзаменующимся сущности физических явлений и законов, на умение истолковывать смысл физических величин и понятий, а также решать физические задачи по разделам программы. Экзаменующийся должен уметь пользоваться при расчетах Международной системой единиц (СИ), а в ряде случаев знать единицы основных физических величин. Экзаменующийся должен проявлять осведомленность в вопросах, связанных с историей важнейших открытий в физике и ролью отечественных и зарубежных ученых в ее развитии.

МЕХАНИКА

Кинематика

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Основы динамики

Инерция. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Масса. Импульс. Сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения. Закон трения скольжения. Третий закон Ньютона. Момент силы. Условие равновесия тел.

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Ракеты. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Механика жидкостей и газов

Давление. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Барометры и манометры. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Архимедова сила для жидкостей и газов. Условия плавания тел на поверхности жидкости. Движение жидкости по трубам. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

ТЕРМОДИНАМИКА

Основы молекулярно-кинетической теории

Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия. Масса и размер молекул. Измерение скорости молекул. Опыт Штерна. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Взаимодействие молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Основы термодинамики

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Абсолютная температурная шкала. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Теплоемкость вещества. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Изотермический, изохорный и изобарный процессы. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ

Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц газа. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Универсальная газовая постоянная.

Жидкости и твердые тела

Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Электростатика

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Энергия электрического поля плоского конденсатора.

Постоянный электрический ток

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, p–n-переход.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрические заряды. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Наука есть систематизированное и
теоретически оформленное знание
об окружающей человека природной
и социальной действительности.

Категории социальной философии

Общество
Прогресс
Общественное сознание
Общественное бытие
Социальный детерминизм
Цивилизация
Гуманизм
Общественно-экономическая формация и
т.д.

Объект исследования естественных наук

Объектом исследования
естественных наук является природа,
где действуют слепые стихийные
силы.

Объект исследования общественных наук

Объектом исследования общественных наук
выступает общество, представляющее
собой продукт взаимодействия людей,
сознательно преследующих свои цели.

Специфика социального познания

Общество является не только объектом изучения, но и
субъектом.
Общественные отношения сложнее природных процессов
и явлений.
Социальное отражение общества имеет не только
непосредственных, но и опосредованный характер.
Социальное познание может осуществляться через ряд
опосредованных звеньев.
Люди не живут изолированно друг от друга.
Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа,
и наши знания о нем быстрее устаревают.
Социальное познание непосредственно связано с
практической деятельностью человека.

Уровни осуществления социального познания

Эмпирический уровень, связанный с
непосредственной деятельностью, с
повседневной жизнью человека.
Теоретический уровень как обобщение
эмпирических наблюдений (хотя теория
может выходить и за пределы эмпирии)

Социальное знание гетерогенно

Философское знание
Социологическое знание
Правовое знание
Экономическое знание
Политологическое знание
Историческое знание и т.д.

Этапы становления обществознания

Обществознание
является частью
философии, которая возникла в
античную эпоху (VI век до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Основные проблемы

Социальная структура общества

Власть
Нравственные отношения
Справедливость

Происхождение государства

Платон
связывает с потребностями, когда каждый
человек, будучи не в состоянии
удовлетворить свои потребности,
обращается к другому человеку,
производящему то, что необходимо
остальным.

Идеальное государство

Единое государство (не слишком большое)
Все слои общества чувствуют себя
счастливыми (ни бедности, ни богатства)
В нем царствует справедливость
Правильное воспитание (мусическое и
гимнастическое)
Общие цели и интересы
Правителями должны быть философы

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Основные проблемы

Возникновение государства
Форма государственного правления
Проблема собственности
Этика и эстетика

Происхождение государства

Государство есть ОБЩЕНИЕ, организуемое
для блага граждан и охватывающее все
другие формы общения.
Государство, как и общение, есть продукт
естественного возникновения.

Виды государственного устройства

ПРАВИЛЬНЫЙ вид: наличие общей пользы
НЕПРАВИЛЬНЫЙ вид: выгода одного, либо
немногих.

Homos Politicus

Человек есть политическое существо.
Человек, живущий вне государства,
ненормален.
Государство предшествует каждому
человеку, находящему в нем свое
завершение.

Частная собственность

«Люди об общем плохо заботятся, в то
время как каждый о своем постоянно
думает».
Лучше, чтобы собственность была частной,
а пользование ею – общим.
Частная собственность способствует тому,
что люди оказывают друг другу
безвозмездную помощь.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

Homo homini lupus est

Люди рождаются с одинаковыми
физическими и умственными
способностями
Из естественного равенства вытекают и
естественные возможности для достижения
одних и тех же целей, что приводит к
конфликту.
Естественное состояние людей – это ВОЙНА
ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ.
Чтобы люди не уничтожили друг друга, они
договариваются о создании государства.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Основные идеи

Естественная и общественная свобода
человека
Труд как генезис частной собственности
Принцип разделения властей
(законодательная и исполнительная)
Взаимоотношения государства и церкви
Веротерпимость
Нетерпимость к атеистам

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.)

Основные идеи

Социальный мир разнообразен, и каждый
народ создает свои собственные законы
Изначально люди, живущие отдельно,
чувствовали свою слабость, боялись
окружающей среды, поэтому мир был
естественным состоянием человека.
Начав совместный образ жизни, люди
становятся сильными, исчезает равенство и
наступает эпоха войн.
Возникают международное, гражданское и
политическое право.

Географический детерминизм

Климатические особенности
определяют индивидуальные
особенности развития человека, его
телесную организацию, характер и
склонности. Они же влияют на
образование форм правления.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)

Основные идеи

Происхождение неравенства людей
В естественном состоянии люди были
невинны и добры, жили в мире и дружбе.
Сострадание – главное чувство человека.
Причина всех бедствий – в возникновении
частной собственности.
Человек рождается свободным, однако
затем продает свою свободу ради
общественных благ.
Общественный договор по ограничению
своих свобод.

Поль Анри Гольбах (1723-1798 гг.)

Основные идеи

Человек всегда находился внутри общества,
без чего невозможна его жизнь.
Любовь к обществу – естественное чувство.
Общество обязано обеспечить гражданину
благосостояние, а также обеспечить его
безопасность.
Социальное неравенство как следствие
природного неравенства.
Общество – хозяин верховной власти.
Фундамент свободы – разум и добродетель.

Основные идеи

Проблемы политической экономии
Материалистическое понимание истории
Базис и надстройка
Общественно-экономическая формация
Способы производства материальной жизни
Производственные отношения

Основные направления современной общественной мысли

Марксизм
Постмодернизм
Неолиберализм
Неоконсервативизм

Марксизм

Способы производства материальной жизни
обуславливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще.
Производительные силы есть основа
всемирной истории: чем больше продукции
производится в единицу времени, тем
богаче общество
Наука как производительная сила.
Социальное равенство.

Постмодернизм

Радикальный разрыв с верой в разум,
прогресс и пр.
Отказ от иерархического характера
различий.
Отказ от классической философии и
культуры в целом.
Отказ от объективного характера истории
Главный принцип – наслаждение вместо
духовного обогащения.
Иррационализм вместо логики.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то