История создания оды. В долине тишина глубокой

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 )


Открытый урок по русской литературе в 8 «Б» классе

Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.


Краткий план урока I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний II.Историческая разминка. III.Литературный парад IV. «Понятийная разминка» V. Сообщения. VI. «Литературное лото». VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …» IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» . XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». XIII. Домашнее задание. XIV.Самооценка активности на уроке. Приём «Зигзаг »: 1-2 ; 1-6 ; 4- 6 -12 ; 4-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная



II . Историческая разминка . XVIII век


II . Историческая разминка . XVIII век


Пётр I 1682-1725гг.- время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война , 1703г .- основание Петербурга, 1707-1708гг .- крестьянская война под предводительством К.Булавина , 1725г - смерть Петра I, основание Академии наук в России.


Елизавета Петровна 1741-1761гг. - время правления Елизаветы, 1755г. - основание Московского университета, 1756-1763гг - Семилетняя война, 1756-1761гг .- основание публичного театра в России, 1757г .-основание Академии художеств в России


Екатерина II

  • 1762-1796гг .-

правление Екатерины II,

  • 1768-1774гг .-

Русско- турецкая война

  • 1773-1775гг. -

крестьянская война

под предводительством

Е.Пугачёва

  • 1787-1791гг.

война Турции с Россией.


Павел I 1796-1801гг.- время правления Павла I , 1799-1815гг- Наполеоновские войны


III. Литературный парад

Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.

А.Н.Толстой


Прокопович Кантемир (1681-1736) (1709-1744)


Тредиаковский Ломоносов (1703-1769) (1711-1765 )


Сумароков Херасков (1717-1777) (1733-1807 )


Майков Фонвизин (1728-1778) (1744-1792)


Державин Радищев (1743-1816) (1749-1802)


Крылов Карамзин (1768-1844) (1766-1826)


Как эти понятия связаны

с литературой XVIII века?

  • Обличение пороков
  • Древнерусская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература

Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»

Традиции

классицизма

Новаторство

классицизма

  • Обличение пороков
  • Герой – русский, православный человек
  • Новая русская сатира, драма, проза.
  • Идеи государственности и просвещения
  • Древнерусская литература
  • Западноевропейская литература
  • Русский фольклор
  • Античная литература

Назовите это литературное направление. Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. » В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).


Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.


Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?

  • 1.Природа.
  • 2.Античное искусство.
  • 3. Простота композиции.
  • 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
  • 6.Подчинение жанрам.
  • 7. «Три штиля».
  • 8. Положительные и отрицательные герои.
  • 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».

Эстетические принципы классицизма

1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».


  • Высокие :
  • Средние :
  • Низкие :

Высокие - Средние – Низкие.

Основные жанры классицизма

  • Высокие : трагедия, ода, эпопея.
  • Средние : научная поэзия, элегия, послание.
  • Низкие : комедия, басня, сатира.

«Система амплуа». Герои классицизма .

Герои классицизма


«Система амплуа». Герои классицизма.

Служанка (помощница героини)

Идеальная героиня

Обманутый отец

Резонёр

Герои классицизма

Второй любовник

(неудачник)

Герой- любовник


  • Действие развивается …
  • Автор не должен переносить действие из…
  • …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10).

Правило трёх единств

  • Действие развивается не более суток
  • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
  • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).

Время 1 день

Место 1

Действие 1 конфликт


Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное,

давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли.

Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути

М.В.Ломоносова .


1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания.

Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства ».



Три группы слов

I (высокий) II (средний) III (низкий )

  • Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
  • Слава взываю (зову) говорю
  • Ныне десница (рука) ручей
  • I – о делах важных, событиях значительных
  • II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
  • III – комедии, песни, дружеские послания.

Теория «трёх штилей»

Лексика

Жанры

Высокий: церковнославянизмы

Средний: общеупотребительные слова

Высокие

Средние

Низкий: разговорные, простонародные слова

Редко, не нарушая стиля

Низкие


2.Реформа стихосложения

Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века.

В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением .

Ломоносов описал все

слогом чистым и внятным”

А. Н. Радищев.


Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится

  • . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»

Те-рек во-ет дик и зло-бен

(хорей)

М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб )

«Открой мне бывшие, о древность, времена »


3.Ода как жанр героической гражданской лирики .

Строгие нормы:

  • высокий стиль речи”,
  • много церковнославянизмов,
  • строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм - абабввгддг
  • Ода торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды - оды-рекомендации.

  • Каково творческое наследие Ломоносова?
  • Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры .
  • Назовите основные темы од Ломоносова.
  • Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора?

  • 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение:
  • вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»


  • 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета . Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
  • Тези с:Елизавета- просвещённая монархиня.
  • Д оказательство : сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
  • Вывод: «Сия тебе единой слава…».


  • 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему : проблема- тезис- развитие доказательства – вывод . Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела .
  • 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
  • Композиция оды в целом
  • очень цельная и продуманная.

План анализа текста

по предложенным фрагментам

  • Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
  • Тема в предложенном фрагменте
  • Лирический сюжет
  • Проблемы
  • Композиция.
  • Лирический герой. Основные образы.

VIII. Работа с текстом. Анализ оды

План работы групп:

1.Анализ с первой строфы по 13-ю строфу .

2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.

3. Анализ финальной строфы


IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы»

Тонкие вопросы- тонкие ответы

  • 1. Как построена ода?
  • 2.Какой предстала Россия?
  • 3.Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?
  • 4.Что воспевает автор?

Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы

  • 5. Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое?

7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?

  • 8.Как бы вы определили главную тему оды?

  • усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
  • славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
  • сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”) ;
  • эпитеты ( в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).

  • 3. «Издание иллюстраций оды»(отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы:
  • Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
  • Что тебя удивило, заставило задуматься?
  • Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
  • 5.Написание своей оды.


1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.

Образы

Лексическая цепочка

Елизаветы

Ассоциации

Душа её зефира тише,

взвела с собою доброт своих прекрасный лик!

«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.

Елизаветы

Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»

твоей великодушной воле»,

Труженик

Спопокойствие

Великодушие

«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,

Реформатор

Полководец

«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»

Щедрость


  • 1-3. Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня . 4-6. Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.
  • 7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
  • 10-13 .глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
  • 14-21. Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
  • 22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
  • 24 .Щедроты ангела мирных лет.






  • XII .Итог урока .
  • «Плюс- минус- интересно
  • Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
  • XIII. Домашнее задание . Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова.

XIV.Самооценка активности на уроке

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был
  • понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно








Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого




Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.


Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.




Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись













Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга. В.К.Кюхельбекер

3 слайд

Описание слайда:

Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

4 слайд

Описание слайда:

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 вв., а идеальным героем был Петр 1. Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

5 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Патриотический восторг, призыв и т.п.) Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.

7 слайд

Описание слайда:

Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической. Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими? Картины мирной жизни; Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?); Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России; Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками. Это и структура оды, и ее основные темы.

8 слайд

Описание слайда:

Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины. Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

9 слайд

Описание слайда:

Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.

10 слайд

Описание слайда:

Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

11 слайд

Описание слайда:

Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равному которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра 1.

12 слайд

Описание слайда:

Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

13 слайд

Описание слайда:

вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

Cлайд 1

Cлайд 2

«Ода на день восшествия…» Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей», разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Cлайд 3

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

Cлайд 4

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Cлайд 5

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Cлайд 6

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1711 – 1765) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

«Ода на день восшествия…» Почему Х VIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей» , разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей» . Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Тест 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму 2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в… а) в Духовную семинарию б) Славяно-греко-латинскую Академию в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет б) Итонский университет в) Марбургский университет 4. В России Ломоносов служил в… а) Академии Наук б) Академии Искусств в) Военной Академии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока: Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе. Работа с понятием «ода», с...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.

На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду....



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то