Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина. Предреволюционная и послереволюционная Россия (по поэме С. А. Есенина «Анна Снегина») Отношение к войне в поэме анна снегина

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.









Назад Вперёд

Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

Цели:

  • в ходе разбора лирических стихотворений, аналитического чтения поэмы и эвристической беседы показать глубину осмысления революционных событий в творчестве С. Есенина;
  • обратить внимание учащихся на философскую направленность поэзии С. Есенина, связь её с философской лирикой А.С. Пушкина;
  • повторить основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина;
  • раскрыть лиро-эпический характер поэмы “Анна Снегина”;
  • родчеркнуть своеобразие авторской позиции;
  • обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
  • монологической и диалогической речи;
  • формировать аналитическое мышление;
  • прививать интерес к русской поэзии (в частности к творчеству С.А. Есенина);
  • воспитывать внимательного, творческого читателя.
  • повышение мотивации учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников.
  • углубление знаний о творчестве Есенина и о поэме.
  • формирование у учащихся важнейших для современной жизни компетенций и творческих способностей;
  • показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность поэмы;
  • воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.
  • Оборудование.

    • Компьютер, экран, проектор.
    • Портрет Есенина.
    • Таблицы-памятки.
    • У учащихся: тексты поэмы.
    • Готовые проекты, тексты киносценария, альманах, исследовательские работы.
    • Ребята садятся группами.

    Эпиграф к уроку:

    “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве” (С. А. Есенин).

    Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия.

    План урока

    Аналитическое чтение поэмы:

    1. Роль лирических отступлений.
    2. Художественное своеобразие.
    3. Структура и звукопись заглавия поэмы.
    4. Тема поэмы и способы её выражения.
    5. Время действия в поэме.
    6. Система образов.
    7. Пейзаж и цветовое решение поэмы.
    8. Автор и герой.
    9. Л. Кашина – прототип Анны Снегиной.

    Литературоведческая концепция: Лирический план поэмы. Название.

    Образ Анны Снегиной. Образ главного героя – поэта.

    Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

    В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

    Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

    Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

    Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

    Ничто не пробилось мне в душу,
    Ничто не смутило меня.
    Струилися запахи сладко,
    И в мыслях был пьяный туман...
    Теперь бы с красивой солдаткой
    Завесть хорошо роман.

    И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

    И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

    Иду я разросшимся садом,
    Лицо задевает сирень.
    Погорбившийся плетень.
    Когда-то у той вон калитки
    Мне было шестнадцать лет,
    И девушка в белой накидке

    Далекие, милые были!..
    Тот образ во мне не угас.
    Мы все в эти годы любили,
    Но, значит,
    Любили и нас.

    Эпический план.
    Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;
    образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

    Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

    Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

    У нас здесь теперь неспокойно.
    Испариной все зацвело.
    Сплошные мужицкие войны –
    Дерутся селом на село.

    Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны – империалистической и гражданской – одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

    Я думаю:
    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек.

    Уродов теперь и калек!
    И сколько зарыто в ямах!
    И сколько зароют еще!
    И чувствую в скулах упрямых
    Жестокую судоргу щек...

    Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

    Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

    Фефела! Кормилец! Касатик!
    Владелец землей и скотом,
    За пару измызганных "катек"
    Он даст себя выдрать кнутом.

    Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

    Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

    Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

    Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

    Оглоблин стоит у ворот
    И спьяну в печенки и в душу
    Костит обнищалый народ.
    "Эй, вы!
    Тараканье отродье!
    Все к Снегиной!..
    Р-раз и квас!
    Даешь, мол, твои угодья
    Без всякого выкупа с нас!"
    И тут же, меня завидя,
    Снижая сварливую прыть,
    Сказал в неподдельной обиде:
    "Крестьян еще надо варить".

    Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон – разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он – вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

    "Скажи, Кто такое Ленин?"
    Я тихо ответил: "Он – вы".

    "Вы" – то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее – желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

    Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя – братья.

    У Прона был брат Лабутя,
    Мужик – что твой пятый туз:
    При всякой опасной минуте
    Хвальбишка и дьявольский трус.
    Таких вы, конечно, видали.
    Их рок болтовней наградил...
    Такие всегда на примете,
    Живут, не мозоля рук...

    Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

    Язык поэмы

    Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

    Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

    Сюжет, композиция и события поэмы.

    В центре лирического сюжета поэмы - встреча “знаменитого поэта” со своей первой любовью летом 1917 года:

    “А,
    Здравствуйте, мой дорогой!
    Давненько я вас не видала.
    Теперь из ребяческих лет
    Я важная дама стала,
    А вы - знаменитый поэт.

    Какой вы теперь не такой!
    Я даже вздохнула украдкой,
    Коснувшись до вас рукой...

    Мы вместе мечтали о славе...
    И вы угодили в прицел,
    Меня же про это заставил
    Забыть молодой офицер...”

    Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: “И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...”. Встреча Сергея с Липой происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - “первый в стране дезертир” - жив и здесь):

    Теперь я отчетливо помню
    Тех дней роковое кольцо...
    Но было совсем не легко мне
    Увидеть ее лицо.

    Выше уже отмечалось “многоголосие” поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове “скатилась со счастья вожжа”: криушане убили старшину их деревни. С тех пор “то радовцев бьют криушане, то радовцы бьют криушан”. Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия “говорящая”) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в “помощники”, чтобы ехать “к Снегиной... вместе... Просить”. Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристики персонажей (например, того же Прона: “Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ”) и через предметные детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года “первым описывать барский дом” поехал брат Прона Лабутя, член Совета и “герой” войны, которому дается такая убийственная характеристика: “Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде).

    Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

    Я помню -
    Она говорила:

    “... вас
    Оскорбила случайно...
    Жестокость была мой суд...

    Была в том печальная тайна,
    Что страстью преступной зовут...”.

    Спустя многие годы Сергей узнает причину отказа “девушки в белой накидке” :

    “Конечно, до этой осени
    Я знала б счастливую быль...
    Потом бы меня вы бросили,
    Как выпитую бутыль...
    Поэтому было не надо...
    Ни встреч... ни вообще продолжать...
    Тем более с старыми взглядами
    Могла я обидеть мать”.

    Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

    Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

    Далекие, милые были,
    Тот образ во мне не угас...
    Мы все в эти годы любили,
    Но мало любили нас, -

    так заканчивается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны “беспричинное письмо” с лондонской печатью, в этих стихах изменено всего одно слово. В любые, даже самые “суровые и грозные годы”, внутреннее (мир души, чувства) - главное для человека. Это неуничтожимо, вечно. Об этом - финальные стихи поэмы:

    Мы все в эти годы любили,
    Но, значит, любили и нас.

    Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

    Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

    Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

    Есенина потрясло полное Вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

    Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

    В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

    Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Сне-гина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонан-, сом на фоне времени.

    В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 годуй заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

    Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

    В скандале убийством пахнет.
    И в нашу и в их вину
    Вдруг кто-то из них как ахнет! -
    И сразу убил старшину.

    Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

    Оглоблин стоит у ворот
    И спьяну в печенки и в душу
    Костит обнищалый народ:
    "Эй вы! Тараканье отродье!
    Все к Снегиной! Р-раз и квас
    Даешь, мол, твои угодья
    Без всякого выкупа с нас!"

    "Тараканье отродье1." - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

    Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

    Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" -и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением".

    Скажите,
    Вам больно, Анна,
    За ваш хуторской разор?
    Но как-то печально и странно
    Она опускала свой взор...

    Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - у империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

    Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

    Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

    Я думаю,
    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек!

    Рассказ Возницы:

    Село значит наше Радово.
    Дворов почетай два ста
    Тому кто его оглядывал
    Приятственны наши места…

    Контрастно выписаны братья Оглобины: Прон и Лабутя.

    Первый подлинный выразитель мужитских чаяний прямой и открытый, то второй - лентяй, пьяница, трус и приспособленец, в русско-японскую войну каким-то чудом получивший медали.

    Интонационная переменчивость поэмы сама по себе без ремарок повествователя создает сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, в тоже время до жалости банален. Это редкий поэтический документ революционной эпохи, подлинность, которой подтверждена временем. Красны цвет революции, как символ прекрасного в жизни. Главная тема - Октябрь в деревне, кульминация разговор мужиков об этом.

    Кричат нам, что землю не троньте…
    Он - вы.

    Народный характер Ленина, народности его политики, взглядов, свидетельство подлинной связи вождя революции с широкими трудящимися массами.

    С революцией связаны судьбы главных героев - помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали в волость с хозяйкой и со скотом; крестьянина бедняка Оглобина, борющегося за власть советов и мечтающего быстрее открыть коммуну в своем селе: старика мельника и его жены, рассказчика поэта.

    В отличии, от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь, как единое целое в поэме разные мужики: крестьяне, труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным; есть среди крестьян и такие, которых по глубокому убеждению Прона надо ещё варить; есть закоренелые собственники возница; есть крикуны и бездельники – Лабутя, ищущего в революции легкой жизни.

    Деревня в поэме неоднородна и многолика.

    В поэме человек испытывается временем революционной эпохой. Природа одухотворена, но и душа героя находит выражение в пейзажных зарисовках описаниях природы.

    Поэма написана амфибрахием - трехсложным размером, который часто использовал Некрасов.

    Уже в ранних стихах поэта по сути дела нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного - равнодушия к судьбам миллионов тружеников, к человеку.

    Тоже можно сказать о поэме. Поэма представляет собой в некоторой степени итоговое произведение, в котором поэт отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции свои философские раздумья о жизни человека на земле и, наконец, своё святое отношение к первой любви. Поэма о судьбе героини и о судьбе России. Мы видим черты эпического повествования, но поэму трудно назвать эпосом, настолько она лирична. Эпическая и лирическая тема идут параллельно.

    Кольцевая композиция еще заметнее выявляет идею произведения. Лирическая и эпическая, личная и общественная тесно связаны. Судьбы героев Сергея и Анны - лирическая линия - переплетаются с событиями классовой войны - эпическое повествование. Повествование о суровых, грозных годах органично соединяется с историей жизни рассказчика. Без нее перед нами были бы лишь отдельные разрозненные зарисовки, не составляющие целостной картины. В поэме реальные факты сочетаются с художественным вымыслом. В этом отношении и интересен образ рассказчика - главного героя поэмы. Он говорит о себе, как об активном участнике войны, который воспринял ее, как трагическое народное бедствие, хотя воевать Сергею Есенину с оружием в руках не пришлось:

    Война мне душу изъела.
    За чей-то чужой интерес
    Стрелял я мне близкое тело
    И грудью на брата лез.

    Используя этот художественный прием, Сергей Есенин понимает, что на читателей более сильное впечатление произведет слово фронтовика и более убедительно прозвучит осуждение войны. Это одно из воплощений мысли о том, что война противоестественна человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских позиций, считая прекрасной землю и человека; война же уничтожает это прекрасное. Такой вот контраст:

    Я думаю,
    Как прекрасна Земля
    И на ней человек.
    И сколько с войной несчастных
    Уродов теперь и калек!
    И сколько зарыто в ямах!
    И сколько зароют еще!
    Как своевременно звучат эти слова!

    Октябрь…1917 год.

    Прон Оглобин, “булдыжник, драчун, грубиян”, возглавляет строительство новой жизни в деревне. Возможна ли она, новая жизнь, под руководством такого человека?

    Судьбы человека и его отечества неразделимы, это единое целое. Это главнейшая идея поэмы.

    Контраст, как одно из художественных средств воплощения идеи поэмы, используется в рассказе о судьбе Анны Снегиной, покинувшей Родину.

    Целых 6 лет не был лирический герой поэмы в деревне. Картины природы, пейзаж помогают понять мысли переживания, чувства, настроения героя. Письмо от Анны, пришедшее тому назад почти, что два месяца с лишком, в нем тоска, выраженная в воспоминаниях картин родной природы. Письмо как письмо, но сколько воспоминаний и чувств пробудилось в душе героя, как ожила душа! Время, родина, человек, суровые, грозные годы, шестая часть земли с названием кратким Русь, судьба человека в ее неразрывной связи со временем и судьбой отечества - это идея не только поэмы “Анна Снегина”, но и лейтмотив всего творчества Сергея Есенина. Сергей - это одновременно и главный герой, и лирический герой, и автор, и рассказчик, но многие оценки, происходящие переживания, реакции на события могли принадлежать и самому поэту. Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять. Средство спасения от всех невзгод чистое чувство юношеской любви, пронесенной через всю жизнь.

    Ход урока. Приемы

    1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока.

    Учитель. О поэме “Анна Снегина” Есенин сказал: “Это лучшее, что я написал”.

    Это произведение, созданное в 1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой “Анна Снегина”, он писал: “В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину”.

    Вступительное слово учителя о С. Есенине.

    Сергей Есенин – самый любимый читателями поэт из всех поэтов начала 20-го века. Но ведь и при жизни, и после смерти он был самым критикуемым, да и сам не скрывал своих недостатков. И в недавно продемонстрированном телесериале личность Есенина в исполнении С. Безрукова упрощена до крайности. В нем нет никакой мыслительной деятельности, нет душевного надлома. Талант поэта – будто дар божий, упавший с неба. За внешней жизнью поэта, светскими сплетнями, пьянками-гулянками, весельем, истерическими обидами на большевиков авторы фильма не показали напряженной жизни израненного сердца, работы ума, огромную жалость и любовь к людям, к животным, к своей стране, ко всему человечеству. А ведь как многозначительны слова Есенина из поэмы (обращение к эпиграфу):

    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек!

    Почему же произведения Есенина до сих пор волнуют сердца читателей? В чем сила его обаяния? Ответ на эти вопросы мы постараемся найти в поэме “Анна Снегина”.

    Итак, тема нашего урока: “Суровые, грозные годы!” (поэма Сергея Александровича Есенина “Анна Снегина”).

    Презентация 1. Слайд №1. “Суровые, грозные годы!”.

    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”. Сергей Есенин

    “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве” (С.А. Есенин).

    Презентация 1. Слайд №2. Попробуйте ответить на вопрос: Почему поэма считается главным итоговым произведением Сергея Есенина?

    Мотивация:

    Сегодня нам предстоит осмыслить эту поэму, выявить мировосприятие Есенина, его позицию.

    (Запись в тетради темы урока)

    Прочитайте эпиграф и попробуйте соотнести его с содержанием поэмы и нашим уроком.

    (Вернуться к эпиграфу в конце урока)

    Когда вы слышите слово родина, что вы чувствуете? Что рождается в вашем воображении?

    Первичный обзор текста.

    Словестное рисование.

    Представьте что в художники и вам нужно создать обложку для книги: какие краски вы возьмете и почему? Как вы представляете себе деревню?

    Кто-нибудь из вас был в деревне?

    Давайте представим, что мы с вами не знаем автора поэмы? Как мы сможем его узнать, и может ли кто-то другой написать эту поэму?

    Презентация 1. Слайд №3.

    В основе лироэпической поэмы “Анна Снегина” (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже “известного поэта”, со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности. В произведении поднимаются проблемы революционных преобразований в деревне, расслоения крестьянства, войны.

    Презентация 1. Слайд №4.

    Все знают, что прототипом Анны Снегиной явилась Лидия Кашина – дочь помещика, хозяина имения в Константинове. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации. Лидия Кашина после разгрома поместья никуда не уехала, работала в Рязани, в Москве, умерла в 1937 году от болезни и похоронена по удивительному стечению обстоятельств на Ваганьковском кладбище рядом с Есениным.

    Безусловно, у нее были отношения с Есениным, но мало кто знает, что прототипами являются еще две женщины. Анна Сардановская напоминала девушку в белой накидке именем, возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково “нет”. Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина – перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе-снег). Три возраста героини – это три разных облика.

    Презентация 1. Слайд №5.

    Неподалеку от мемориального дома-музея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит “дом с мезонином”, принадлежавший помещице Л.И. Кашиной, - музей поэмы “Анна Снегина”, двери которого широко открыты для многочисленных почитателей поэзии Сергея Есенина. Это здание – одно из немногих, сохранившихся в селе со времен С.А. Есенина, и оно дорого тем, что с ним связаны яркие страницы жизни и творчества поэта.

    Беседа с классом.

    Какие впечатления и ощущения остались после прочтения поэмы?

    Какие из слов, называющих наше эмоциональное состояние, подошли бы после знакомства с текстом поэмы?

    (На доске слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, ужас.)

    Учащиеся объясняют свой выбор.

    А сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как Есенин отразил в своем творчестве события революции?

    Работа с текстом.

    Как вы определите тематику поэмы “Анна Снегина”?

    Революция, деревня, любовь. В поэме изображена частная жизнь людей и исторические события, коснувшиеся основных сословий России: дворянства и крестьянства.

    Время действия в поэме…

    1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
    основное действие – весна 1917 года.
    2 глава : весна 1917 года.
    3 глава : лето 1917 года.
    4 глава : осень (ноябрь) 1917 года.
    5 глава : 1917 год + 6 лет = 1923 год,
    в 1920 году убит деникинцами Прон,
    в апреле 1923 г. – письмо Анны,
    в мае – приехал Сергей.

    Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923 года.

    Какие исторические события произошли в России за это время?

    Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война.

    Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные моменты истории?

    Приведите примеры таких произведений.

    Эпопея: Л.Н. Толстой “Война и мир”. Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо. Разумеется, масштаб художественного изображения в поэме “Анна Снегина” иной, чем в этих монументальных произведениях XIX века, но события этих 9 лет имели огромное историческое значение как для всей России, так и для земляков поэта.

    Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?

    Расскажите о мельничихе и её муже.
    - Какие это люди?
    - Почему они так независимы?
    - Почему Сергей приехал именно к ним? Они добры. У них спокойно. Здесь красивая природа.
    - Как изображена весенняя природа в начале поэмы?
    - Чьими глазами мы видим эту красоту?
    - Что вы узнали из 1 - 2 глав о главном герое поэмы?
    - Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?
    - Насколько история жизни главного героя поэмы – Сергея совпадает с реальной биографией поэта Сергея Есенина?

    Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек. Он способен видеть красоту мира, верит в добро, любит людей.
    Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным. Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – стихи про “кабацкую Русь” будут написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна.

    Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя, который во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к войне, природе).

    Вспомните, как называется такое произведение?

    Лиро-эпическая, или лирико-эпическая поэма. Это важно, так как в поэме “Анна Снегина” действительно тесно связаны события личной жизни героев и исторические перемены, и все эти разломы проходят через сердце поэта.

    О чем поэма? Какие события в ней отражены?

    - О какой войне идет речь?

    - Какова позиция героя к войне? (1 глава, 2 глава)

    - Кто и как рассказывает в поэме о гражданской войне. (2 глава)

    О чем говорит название произведения?

    Какова позиция героини, суть отношения ее к миру. Где это выявлено? Рассказ о ее судьбе. Чтение письма.

    Каким чувством оно проникнуто?

    Какие чувства вызвало оно у героя?

    Как рассказывает о советской власти в поэме? О чем тоскует?

    Вопросы.

    • Последовательность картин, открывающихся взору?
    • Определите настроение каким окрашена каждая картина (воспоминание)
    • Как будет меняться характер и темп вашего чтения от начала к концу?
    • Какие слова и мысли вы интонационно выделите как особенно важные, значимые?
    • Форма выражения авторского сознания? (образ автора)
    • Сравните начальные и заключительные строфы. С какими изменениями в поэтическом чувстве это связано?
    Ранние
    произведения
    Поэма “Анна Снегина”
    герой героиня
    1. Цитаты (фигура)
    2. Кроссворд
    3. План произведения
    Герои Поступки Черты характера

    Галерея образов (характеристика и цитаты).

    Дорога героя, встречи.

    Аналитическое наблюдение

    1. Какая тема главная в поэме?
    2. Какие новые черты поэзии Есенина нашли воплощение в этом произведении?
    3. Кто главный герой поэмы?
    4. Что изменилось в изображении русской деревни по сравнению с ранней лирикой поэта?
    5. Каковы отношения между Есениным и лирическим героем поэмы? Как они соотносятся?
    6. Как высказывается отношение к войне?
    7. Каковы настроения земляков?
    8. Какие вопросы волнуют мужиков?
    9. Как изображается в поэме новая власть?
    10. В какую сторону изменился тихий ход жизни крестьян с приходом революции? Стал ли быт крестьян лучше богаче или наоборот?
    11. Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки ее начала? Это абсолютный повтор или что-то меняется?

    3-я глава – центральная в поэме. Перечислите её основные события.

    Болезнь Сергея – посещение Анны – свидание - записка Прона – совместный визит Сергея и Прона к Снегиным – известие о гибели мужа Анны… Кольцевая композиция: между двумя встречами героев такие события!

    Мы говорили, что прямых аналогий между романом Пушкина “Евгений Онегин” и поэмой “Анна Снегина” нет, но композиционное сходство несомненно. Жизнь героев – череда встреч и разлук. “Чужой для всех”, Онегин приезжает в Петербург и вновь встречает Татьяну. Герой поэмы Есенина приезжает на родину, где он не “чужой”. Здесь он происходит его встреча с первой любовью - Анной.

    Прочитайте, как пишет об этом свидании Есенин?

    В чём двойственность отношения героя к тому, что произошло?

    Сергей под впечатлением “наплыва шестнадцати лет”, красоты летней ночи, но “луна хохотала как клоун” - луна вечная спутница влюблённых. Как это может совпадать?

    Как вы думаете, почему в этом эпизоде так много многоточий?

    Фигура умолчания… о чём?

    События в 3-4 главах разворачиваются стремительно. В центре, кроме Сергея и Анны, Прон и земляки Сергея.

    Как изображён Прон в 3-ей главе поэмы?

    Почему или зачем Сергей поехал с Проном к Снегиным – ведь не хотел?

    При каких обстоятельствах происходит новая встреча с Анной?

    Пришло известие о гибели мужа.

    В чём причина такого резкого тона Анны?

    Оскорбительные слова Анны от осознания своей вины, от злобы на себя - ведь существует поверье, что воин в бою невредим до тех пор, пока его ждут.

    Глава 4 начинается с прямой реминисценции с Пушкиным:

    Всё лето провёл я в охоте
    Забыл её имя и лик…
    Шли годы… Бурь поры мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.

    Поэт суров к своим героям, как сурово к ним само время. Вновь события накатываются как волны. Наступает ноябрь 1917 года.
    Какие приметы этого времени можно отметить в речи Прона, в его поведении?

    Чем закончилась эта смута для Снегиных?

    Прочитайте сцену прощания Сергея и Анны.

    Как отнеслась Анна к утрате дома? Почему в этом эпизоде так много умолчаний? О чём молчат герои?

    Преступная страсть. Молчание. Разрушен дом Анны, но разрушена и жизнь во всей России.

    Прочитайте выразительно начало 5 главы.

    Какой самый страшный для себя вывод делает “последний поэт деревни”?

    Анархия, грабежи, разруха. Мужики не работают на земле. Грустный итог: “Удел хлебороба гас”. Это трагедия русской деревни.

    - Прон убит – и стало спокойнее. Лабутя получит орден и “конечно, в Совете”, а сам-то трус и пьяница.

    Вспомните, кто участвовал в изгнании Снегиных? Лабутя.

    Расскажите, что вы знаете об этом герое поэмы.

    По словарю Даля, Лабутя –неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля – длинная деревянная жердь, подобие дубины.

    Как в судьбах братьев Оглоблиных отразились размышления Есенина о крестьянах и революции?

    Теперь, когда, по словам мельника, “буря пришла в угомон”, оглянитесь на весь крестьянский мир. Кто вам наиболее симпатичен? Почему?

    Мельник. Но он стар, одинок, хотя стремление творить добро не угасло. Он приютил Снегиных. К нему попадает письмо Анны, к нему вновь приезжает Сергей.

    Прочитайте эпизод возвращения Сергея на родину через 6 лет. Сравните его с изображением первого приезда.

    Слова-возвращения. Всё возвращается из прошлого. Всё, в том числе и воспоминания об Анне.

    Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев?

    Родина, весна, юность, первая любовь – единственное и неповторимое в жизни человека.

    Кто же, по-вашему, главный герой поэмы?

    Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной Сергея?

    Лиро-эпический характер поэмы. Достоевский, например, считал, что в романе Пушкина “Евгений Онегин” главный герой не Онегин, а Татьяна.

    В судьбе Анны Снегиной отозвались личные мотивы первой любви героя, его внезапно вспыхнувшей страсти и конкретно-исторические приметы общей участи дворянского сословия, интеллигенции.

    Судьба Анны – это судьба тысяч русских людей оказавшихся в эмиграции. Есенин одним из первых в литературе XX века заговорил об этой теме, отсюда, из России, почувствовав их трагедию, их любовь к покинутой Родине, тоску по ней. Однако судьба женщины, ставшей прототипом Анны, сложилась иначе.

    Пётр Кошель: “Это поэма-поэма характеров. На первом месте стоит характер самого повествователя. Через него эпическая конструкция поэмы окрашена лирическими красками порой светлыми порой мрачными. Характеры героев проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя”.

    Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности… Он яркий драматический символ непримиримого раскола старого с новым. Максим Горький.

    Синквейн:

    1. 5 существительных
    2. 4 прилагательных
    3. 3 глагола
    4. фраза - 5-6 слов
    5. Эмоциональное отношение.

    Презентация1. Слайд №6.

    Презентация1. Слайд №7.

    Презентация1. Слайд №8.

    Презентация1. Слайд №9.

    Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки его начала? Это абсолютный повтор или что-то меняется?

    Так мил моим вспыхнувшим взглядам
    Состарившийся плетень.
    Когда-то у той вон калитки
    Мне было шестнадцать лет,
    И девушка в белой накидке
    Сказала мне ласково: "Нет!"
    Далекие, милые были.
    Тот образ во мне не угас...
    Мы все в эти годы любили,
    Но мало любили нас.

    Так мил моим вспыхнувшим взглядам
    Погорбившийся плетень.
    Когда-то у той вон калитки
    Мне было шестнадцать лет.
    И девушка в белой накидке
    Сказала мне ласково: "Нет!"
    Далекие милые были!..
    Тот образ во мне не угас.
    Мы все в эти годы любили,
    Но, значит,
    Любили и нас.

    Любовь. Она была, и память о ней – это вечное и нерушимое чувство в душе человека. Прошли не годы – десятилетия, отшумели войны и революции, но нетленные строки поэмы о любви – всё-таки и о любви – звучат и звучат в нашей памяти:

    Но вы мне по-прежнему милы,
    Как родина и как весна.

    Презентация 1. Слайд №10.

    Современная постановка поэмы

    Поэтический спектакль “Есенин-любовь” - это новая версия постановки поэмы “Анна Снегина”. Режиссер и художественный руководитель студенческого театра “Переход” Г.Д. Кириллов расширил пространство спектакля стихотворениями С. Есенина разных лет.

    Крепко обнявшись, словно соединившись в единое целое, выходят на сцену и начинают спектакль пять актеров – пять ипостасей личности поэта (С. Шишов, А. Бабахин, А. Николаев, Д. Шарпанов). Каждый уникален и своеобразен, каждому подвластна и тонкая задушевная интонация стиха (“Не жалею, не зову, не плачу”, “Заметался пожар голубой”), и хулиганский образ гуляки-поэта (“Сыпь, тальянка, звонко”, “Веселись, душа молодецкая”), и затаенная внутренняя боль и тревога о судьбе Родины. Многоликим и неоднозначным предстает поэтический мир С. Есенина в спектакле. Ненавязчиво, но ностальгически остро проступает сквозь ткань поэмы тема любви к Анне Снегиной (Анна Герасина), переплетаясь с темой коренных социальных изменений в России. В монологе жены мельника (Э. Сарычева) звучит горькое раздумье об ушедшей в прошлое патриархальной России, где теперь нет места ни Анне, эмигрировавшей в Лондон после разорения поместья, ни единственной настоящей любви поэта, бесконечно дорогой и милой, “как Родина и как весна”, но превратившейся просто в воспоминание. Музыка Георгия Свиридова, сопровождающая спектакль, органично оттеняет тонкий лиризм игры актеров в спектакле.

    Презентация 1. Слайд №11.

    Опера А. Холминова “Анна Снегина” (либретто А. Машистова) ставилась в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных театрах г. Горького, Улан-Удэ, народном театре Астрахани, Югочешском театре из Чешских Будейовиц (1976). По опере Г. Агафонникова “Анна Снегина” (либретто Г. Шапиро) снят телефильм (1970).

    Презентация 1. Слайд №8.

    • Поэма (здесь находится текст поэмы)
    • Толковый словарь по поэме (помощь в понимании текста поэмы)
    • Рисунки к поэме " Анна Снегина"

    Презентация 2. “Рисунки к поэме “Анна Снегина”. Слайд №1.

    “Тебе, о родина, сложил я песню ту…”. Сергей Есенин

    Презентация 2. Слайд №2.

    Иду голубою дорожкой
    И вижу - навстречу мне
    Несется мой мельник на дрожках
    По рыхлой еще целине.

    "Сергуха! За милую душу!
    Постой, я тебе расскажу!
    Сейчас! Дай поправить вожжу,
    Потом и тебя оглоушу.

    Чего ж ты мне утром ни слова?
    Я Снегиным так и бряк:
    Приехал ко мне, мол, веселый
    Один молодой чудак.

    (Они ко мне очень желанны,
    Я знаю их десять лет.)

    А дочь их замужняя Анна
    Спросила:
    - Не тот ли, поэт?
    - Ну, да, - говорю, - он самый.

    Блондин?
    - Ну, конечно, блондин!
    - С кудрявыми волосами?
    - Забавный такой господин!
    - Когда он приехал?
    - Недавно.

    “Анна Снегина”. “Иду голубою дорожкой...”

    Презентация 2. Слайд №3.

    Сегодня ко мне под вечер,
    Как месяц, вкатился Прон.
    "Дружище!
    С великим счастьем!

    Настал ожидаемый час!
    Приветствую с новой властью!
    Теперь мы всех р-раз - и квас!
    Мы пашни берем и леса.

    В России теперь Советы
    И Ленин - старшой комиссар.
    Дружище!
    Вот это номер!

    Вот это почин так почин.
    Я с радости чуть не помер,
    А брат мой в штаны намочил.
    Едри ж твою в бабушку плюнуть!

    Гляди, голубарь, веселей!
    Я первый сейчас же коммуну
    Устрою в своем селе".

    “Анна Снегина”. “Приветствую с новой властью!”

    Презентация 2. Слайд №4.

    Под вечер они уехали.
    Куда?
    Я не знаю куда.
    В равнине, проложенной вехами,
    Дорогу найдешь без труда.
    Не помню тогдашних событий,
    Не знаю, что сделал Прон.
    Я быстро умчался в Питер
    Развеять тоску и сон.

    “Анна Снегина”. “Под вечер они уехали”

    Презентация 2. Слайд №5.

    Вскрываю... читаю... Конечно!
    Откуда же больше и ждать!
    И почерк такой беспечный,
    И лондонская печать.

    "Вы живы?.. Я очень рада...
    Я тоже, как вы, жива.
    Так часто мне снится ограда,
    Калитка и ваши слова.

    Теперь я от вас далеко...
    В России теперь апрель.
    И синею заволокой
    Покрыта береза и ель.

    Сейчас вот, когда бумаге
    Вверяю я грусть моих слов,
    Вы с мельником, может, на тяге
    Подслушиваете тетеревов.

    Я часто хожу на пристань
    И, то ли на радость, то ль в страх,
    Гляжу средь судов все пристальней
    На красный советский флаг.

    Теперь там достигли силы.
    Дорога моя ясна...
    Но вы мне по-прежнему милы,
    Как родина и как весна".

    . . . . . . . . . . . . . . . .
    Письмо как письмо.
    Беспричинно.
    Я в жисть бы таких не писал.

    “Анна Снегина”. “Письмо как письмо”

    Презентация 2. Слайд №6.

    По-прежнему с шубой овчинной
    Иду я на свой сеновал.
    Иду я разросшимся садом,
    Лицо задевает сирень.

    Так мил моим вспыхнувшим взглядам
    Погорбившийся плетень.
    Когда-то у той вон калитки
    Мне было шестнадцать лет.

    И девушка в белой накидке
    Сказала мне ласково: "Нет!"
    Далекие милые были!..
    Тот образ во мне не угас.

    Мы все в эти годы любили,
    Но, значит,
    Любили и нас.

    Январь 1925

    “Анна Снегина”. “Мы все в эти годы любили...”

    Презентация 2. Слайд №7.

    Презентация 2. Слайд №8.

    • Журнал “Красная новь” (май 1925 г.), в котором была опубликована поэма С. Есенина “Анна Снегина”.
    • Автограф заключительных строф поэмы “Анна Снегина”.
    • Журнал “Город и деревня” (№ 5, 1925 г.), в котором была опубликована поэма “Анна Снегина”.

    Итог урока.

    Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?

    Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку.

    Вывод: любить - значит простить. Есенин верен своей Родине. Он простил все обиды и остался с ней в трудные годы.

    В поэзии С. Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина. Эта связь отчётливо проступает в самых серьёзных, трагических произведениях поэта, где он размышляет над важнейшими для себя и нас вечными вопросами: о вечном и преходящем в жизни человека, о любви, родине, о месте человека в непростом переменчивом мире.

    Домашнее задание.

    Ребята делятся на четыре группы: программисты, журналисты, исследователи и сценаристы. Журналисты сотрудничали с исследователями, а сценаристы – с программистами. Группы разрабатывают проекты по поэме Есенина “Анна Снегина”.

    Разберёмся во всём,что видели Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. По чужой и по нашей вине. С.Есенин С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму. Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.


    Словарная работа Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.


    Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме? Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?


    Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.


    Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.














    Физминутка Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза






    И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим. И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим.


    Иду я разросшимся садом, Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Погорбившийся плетень. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Что изменилось? Что изменилось?


    В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: Мы все в эти годы любили, Мы все в эти годы любили, Но, значит, Но, значит, Любили и нас. Любили и нас. Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф). Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф).



    Мыв важные очень не лезем,
    Но все же нам счастье дано.
    Дворы у нас крыты железом,
    У каждого сад и гумно.
    У каждого крашены ставни,
    По праздникам мясо и квас.
    Недаром когда-то исправник
    Любил погостить у нас.
    Радовцы умели ладить и с прежней властью:
    Оброки платили мы к сроку,
    Но - грозный судья - старшина
    Всегда прибавлял к оброку
    По мере муки и пшена.
    И чтоб избежать напасти,
    Излишек нам был без тягот.
    Раз - власти,на то они власти,
    А мы лишь простой народ.
    Однако еще до революции благоденствие жителей Радова было нарушено крестьянами соседней деревни Криуши, где «житье... было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре
    заезженных кляч». Вожак криушан Прон Оглоблин в одной из драк убил радовского старшину. По признанию возницы-радовца:
    Стехпор и у нас неуряды.
    Скатилась со счастья вожжа.
    Почти что три года кряду
    У нас то падеж,то пожар.
    Отмечу, что годы несчастий Радова совпадают с годами первой мировой войны. А затем грянула Февральская революция. И вот Сергей приезжает в родные места. Здесь он узнает, что Прон Оглоблин вернулся с каторги и опять стал вожаком криушан. Сергей думает: «Как прекрасна земля и на ней человек». Ему близки чаяния крестьян, требующих «без выкупа пашни господ», хотя Сергей и сохраняет в сердце любовь к местной помещице Анне Снегиной. Они с Проном приезжают к Анне просить отдать землю крестьянам как раз в тот момент, когда она получает известие о гибели на фронте мужа. Хотя Прон довольно грубо говорит матери Снегиной про землю: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!», у него все же хватает совести отстать от нее в эту трагическую минуту, согласившись с доводами Сергея: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...»
    Прон - человек довольно бесшабашный. Друг Сергея старый мельник отзывается об Оглоблине без симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но стихийная сила характера привлекает Сергея к Прону. Ведь Оглоблин - человек бескорыстный, болеющий за интересы народа. После большевистского переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». В гражданскую он гибнет от рук белых, и к власти в Криушах приходит его брат Лабутя:
    ...Мужик - что твой пятый туз:
    При всякой опасной минуте
    Хвальбишка и дьявольский трус.
    Таких вы,конечно, видали.
    Их рок болтовней наградил.
    До революции он носил две царские медали и хвалился мнимыми подвигами в войне с Японией. Как очень точно указывает Есенин: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». А после революции Лабутя:
    ...Конечно, в
    Совете Медали запрятал в сундук.
    Но с тою же важной осанкой,
    Как некий седой ветеран,
    Хрипел под сивушной банкой
    Про Нерчинск и Турухан:
    «Да,братец! Мы горе видали,
    Но нас не запугивал страх...»
    М едали,медал и,медали
    Звенели в его словах.
    В свое время Лабутя поехал первым описывать имение Сне-гиных:
    Взахвате всегда есть скорость: -
    Даешь! Разберем потом!
    Весь хутор забрали в волость
    Схозяйками и со скотом.
    Когда деникинцы расстреливали Прона, Лабутя благополучно спрятался в соломе. Есенин чувствовал, что в революции и гражданской войне уцелели гораздо чаще такие, как Лабутя, чем такие, как Прон, уцелели трусы, привыкшие только «грабить награбленное», действовать по принципу: «Даешь! Потом разберемся!» Поэта явно беспокоило, что подобные люди играли главную роль не только на местном уровне, но и в руководстве партии и государства. Возможно, не случайно Лабутя говорил о своей мнимой ссылке в Туруханский край, месте, куда в действительности был до революции сослан, Сталин. Есенин понимал, что при господстве лабутей мечты крестьян о счастье по образцу радовского будут окончательно похоронены. И главная героиня поэмы, олицетворяющая прекрасное, в финале покидает Россию. В последнем письме из Лондона Анна пишет Сергею:
    Я часто хожу на пристань
    И,то ли на радость,то ль в страх,
    Гляжу средьсудов все пристальней
    На красный советский флаг.
    Теперыам достигли силы.
    Дорога моя ясна...
    Но вы мне по-прежнему милы,
    Как родина и как весна.
    В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с февогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

    Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

    Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

    Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.
    Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России.

    Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».
    И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать.
    Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:
    Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет.

    До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище!
    С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!

    Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.
    Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

    Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?
    Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.
    Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

    Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте,
    Мы губим себя и других?

    Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.
    Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы...

    Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

    Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
    Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

    И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.



    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то