Котельников Глеб Евгеньевич — изобретатель парашюта: биография, история изобретения. История создания парашюта Когда был изобретен парашют

Долгое время считалось, что Леонардо да Винчи был первым изобретателем парашюта. В 1495 году этот флорентийский ученый в своей рукописи о том, что с помощью тканевой палатки из накрахмаленного полотна определенного размера можно безопасно спуститься с большой высоты. Позже ученые подсчитали, что предложенная да Винчи конструкция – кусок полотна площадью около шестидесяти – действительно обеспечила бы спуск человека с любой высоты.

Диаметр же современных парашютов составляет всего около семи метров.

Позже выяснилось, что еще до Леонардо да Винчи разными людьми предлагались похожие конструкции парашюта. Так, в древности люди пытались научиться с помощью подобных устройств, напоминающих палатки или зонтики. Но их несовершенные «парашюты» не могли использовать сопротивление воздуха, поэтому все идеи были провальными – ни одному человеку не удалось безопасно спуститься с высоты.

Поэтому да Винчи можно считать настоящим изобретателем проекта парашюта, так как он первым предложил конструкцию, которая действительно должна работать.

Первые создатели парашюта

Французский заключенный Лавен, живший в начале семнадцатого века, стал первым парашюта да Винчи. Его нельзя назвать изобретателем, но ему удалось успешно реализовать идею великого ученого и сбежать из тюрьмы с помощью шатра, сшитого из простынь и веревок.

Другого француза, физика Ленормана, можно по праву считать вторым изобретателем парашюта, так как он усовершенствовал конструкцию, обтянув льняное прорезиненное полотно деревянной рамой, и даже придумал само слово «парашют».

Долгое время считалось, что перед прыжком ткань должна быть полностью раскрыта, иначе спуск будет не безопасным. Поэтому до начала XX века парашюты были неудобными, их приходилось подвешивать к летательным аппаратам. Изобретателем первого компактного парашюта стал русский отставной поручик, работавший актером, Глеб Котельников. Он создал прототип ранцевого парашюта, который можно было использовать при падении.

Это был настоящий прорыв в парашютном деле, хотя сначала изобретение Котельникова не оценили по достоинству. Но этот небольшой шелковый купол, который укладывался в деревянный ранец, спас немало жизней. Впоследствии его конструкция была дополнена и усовершенствована, и сегодня парашюты представляют собой небольшое, удобное и безопасное устройство для спуска с высоты.

Считается, что идею парашюта впервые подал Леонардо да Винчи, рисунки сохранилась в его тетрадях. Но первый парашют изобрел, создал и испытал хорват Фауст Вранчич.

Создание парашюта

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Видео по теме

Стремление к покорению воздушного пространства у людей было во все времена, но во все времена стоял вопрос не только о том, как подняться в небо, но и как спуститься на землю. На помощь покорителям вершин пришел парашют.

Инструкция

По легенде, в 1483 году великий итальянский ученый флорентийского происхождения Леонардо да Винчи задумался на тем, как можно было бы спасти древнегреческого мифологического героя Икара от падения на землю при его неудачном полете. Следствием этих размышлений стало появление набросков пирамидального парашюта. На основании проведенных расчетов было установлено, что площадь парашюта должна быть не менее 60 квадратных метров для того, чтобы человек мог безопасно спуститься с любой высоты. Эти расчеты легли в основу современных парашютов. Но во время жизни Леонардо да Винчи его изобретение не получило применения по той простой причине, что купол со стропами было негде применять, изобретение пылилось на полке истории до XVII века.

Человеку всегда было свойственно мечтать о великом — о покорении неба, космоса, водных просторов, северного и южного полюсов и даже других, неизвестных еще миров.

Возможно, кто-то, когда-то, в холодной пещере, нарисовал обломком угля на каменной стене человека с крыльями, летящего по воздуху словно птица, и вот, спустя тысячелетия, это стало вполне обычной реальностью благодаря изобретению самолета.

Ранние изобретения

Чьей эта мечта была изначально – изобрести устройство, позволяющее безопасно спускаться с высоких скал и деревьев, мы точно не знаем.

Первое описание с рисунком, дошедшее до наших дней, относится к эпохе итальянского Ренессанса и содержится в рукописи 1470 года, неизвестного автора.

На рисунке изображен человек, держащийся руками за раму, к которой прикреплен купол конической формы. Немного позже, в 1485 году, Леонардо да Винчи изобразил набросок подобного устройства в своей работе «Атлантический кодекс».

Он описывает свое изобретение как пирамиду из льняной ткани с основанием в 12 ярдов, с помощью которой можно прыгать с любой высоты без вреда для здоровья.

Позднее, другой изобретатель, Фауст Веранчино, исследовав наброски да Винчи, заменил пирамидальный купол куском паруса и даже испытал свое изобретение, прыгнув с Собора Святого Мартина в Братиславе, хотя свидетелей этого прыжка не было.

От древности до наших дней

Современное название – парашют происходит от сочетания греческого слова para - «отклонять» и французского chute - «падать». Оно появилось благодаря французскому физику и испытателю Луи Себастьяну Ленорману, который в 1783 году совершил первый в истории, засвидетельствованный прыжок. Он использовал парашют с твёрдым деревянным каркасом.

Первым человеком, совершившим парашютный прыжок с воздушного шара, стал в 1797 году французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерин. Он впервые использовал бескаркасный парашют из шелковой ткани.

Появлению современного ранцевого парашюта, который и по сей день
используется в авиации, мир обязан русскому испытателю Глебу Котельникову. В 1911 году он изобрел парашют, который имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, закрепленный за спиной прыгающего.

Парашют автоматически выбрасывался в воздух за счет пружин, закрепленных на дне ранца. Кстати, в годы Первой мировой войны, изобретение Котельникова уже использовалось русской армией.

Кому лавры

Однозначного ответа на вопрос, кто именно изобрел парашют, не существует. За этим достижением, как и за многими другими, стоят труды многих людей.

Ведь если бы тогда, во времена Ренессанса, неизвестный ученый не создал бы первый набросок, возможно, сейчас бы у нас не было того самого парашюта, который используется профессионалами и любителями во многих областях человеческой деятельности.

Вы будете удивлены, но парашютный спорт (или скайдайвинг) зародился еще в 90 г. до н.э. в Китае. Знаменитый китайский историк, Сыма Цянь изучал древние письмена, в которых рассказывалось об императоре Шуне, которого пытался убить собственный отец. В попытке спастись он взобрался на амбарную башню, но отец поджег ее. Император связал несколько огромных конических панам из соломы вместе, и спрыгнул с башни, держа эти панамы в руке. Связка сработала, как парашют, и он безопасно приземлился на землю.

Книга под названием “История лакированного стола” автора Йо К’о, опубликованная в 1214 году, ссылается на эпизод, произошедший в Гуанчжоу. В нем араб украл одну ножку от золотого лакированного стола. Он сбежал с ней, взобравшись на вершину очень высокого минарета мечети, и спрыгнул вниз, держась на двух зонтах. Вор приземлился благополучно, без травм. (Китайцы также изобрели первые зонтики).

Есть документальное доказательство того, что китайские и тайские акробаты использовали нечто вроде парашюта во время развлекательных трюков при императорском дворе Китая. Именно их мастерству обязаны изобретатели первых европейских конструкций парашютного типа. Они были придуманы во время правления короля Франции Людовика XIV в 1680-х годах.

Француз Жозеф Монгольфье в конце 18-го века начал использовать парашюты по их общепринятому назначению, тестируя их в прыжках с воздушного шара. Его успех положил начало парашютизму аэронавтов.

К сожалению, несчастные случаи при полете на воздушных шарах были очень частым явлением, и парашют заслужил славу спасательного средства. Известный аэронавт Жан-Пьер Бланшар, который впервые в истории пересек пролив Ла-Манш в одиночку, совершил несколько успешных прыжков с парашютом.

История современного парашютизма

После авиационного успеха братьев Райт началась эпоха современного парашютизма. Первым парашютистом (хоть этот факт и подвержен множеству споров), был Грант Мортон, который в 1911 году прыгнул с самолета Райт “Модель Б” на Венис-Бич в Калифорнии. Он использовал сложенный шелковый парашюта, который успешно раскрылся и благополучно приземлил Мортона на пляж.

Парашюты в то время были “автоматическими”, то есть их либо раздували воздухом до прыжка, либо выбрасывали на поток воздуха из специального блока, закрепленного на платформе для прыжка. Статический тип парашюта был очень опасным для прыжков с движущейся платформе. В 1908 Лео Стивенс изобрел вытяжное кольцо, но по какой-то причине, парашюты с вытяжным кольцом вошли в обиход только в 1920 году.

Следующее важное изобретение в истории парашютизма было запатентовано в 1911 году. Это был гибкий парашют, изобретенный итальянцем Пино. Наконец, парашютист мог носить парашют в сложенном виде на себе, в рюкзаке. Также была разработан специальный кожаный колпак, который раскрывался в меньший парашют. Во время прыжка раскрывался вытяжной парашют, а затем открывался больший парашют из рюкзака.

После Второй мировой войны огромное количество военных парашютов перестало использоваться по назначению. Опытные парашютисты стали прыгать просто для удовольствия, и родился новый вид развлечений и состязательный вид спорта — скайдайвинг.

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Кто изобрел первый парашют?

    ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПАРАШЮТА
    Первый проект ранцевого парашюта разработал отставной артиллерийский поручик Глеб Евгеньевич Котельников (18/2 1944). Особенностью этого парашюта является то, что он помещается в заплечном ранце и раскрывается во время прыжка с летательного аппарата. До этого считалось, что перед прыжком купол парашюта должен быть полностью раскрытым. В 1784 году французский механик Луи Себастьян Ленорман предложил конструкцию полностью раскрытого парашюта, имеющего жесткие спицы и подвешивающегося под воздушным шаром. А первый технический проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи (конец XV века) .
    24 сентября 1910 года в Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания погиб авиатор капитан Л. М. Мациевич. Свидетелем этой трагедии оказался Г. Е. Котельников. Гибель молодого летчика в тот памятный день, писал он позднее, настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности. Уже в 1911 году Котельников напряженно работает над проектом. После многочисленных успешных испытаний модели ранцевого парашюта в одну десятую натуральной величины он обратился в Главное инженерное управление Военного министерства и получил первое отказное решение. Их было много. Первый патент на изобретение Котельникову выдали французы.. .

  1. Парашю#769;т (фр. parachute, от греч. para против и фр. chute падение) устройство, использующееся для мягкого приземления людей или предметов. Для обучения существуют разные программы, основные из них AFF и Классика

    В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:

    Если у человека есть шатр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя.

    Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 кв. м. Эти данные близки к современному парашюту для людей. Отсутствие практической надобности в применении парашюта служило препятствием для изобретения и совершенствования таких снарядов, и только развитие воздухоплавания и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.

    Впервые построил и испытал такой аппарат французский физик Ленорман, который и дал ему название парашют (от греческого пара против и французского шюте падение) . Вначале парашюты изготавливались в виде зонтов или из прорезиненной ткани и были очень несовершенны, занимали очень много места.
    Француз Луи Себастьян Ленорман летит с первым парашютом с башни в Монпелье 26 декабря 1783. Раскрашенная гравюра конца XVIII в.

    Фауст Вранчич из Хорватии считается изобретателем парашюта. В 1597 году он прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.

    3 октября 1785 года Жан Пьер Бланшар с балкона спустил собаку и 23 августа 1786 года овцу на парашюте.

    Первый человек, который добровольно (с парашютом) прыгнул с воздушного шара, был французский аэронавт Андре-Жак Гарнерин, это случилось 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо был первый парашютным прыжком в Европе. Присутствовавший на этом прыжке физик, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.

    В начале XX века немка Кетэ Паулюсь изобрела складной парашют. Она одна из первых женщин-парашютистов.

    В 1911 году русский военный, Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лтчика капитана Мациевича изобрл принципиально новый парашют РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 для спасения и 29 добровольных. После революции первый, вынужденный прыжок с самолта был выполнен 23 июня 1927 года лтчиком-испытателем М. М. Громовым, впоследствии Героем Советского Союза.

    Разновидности парашюта

    Существует два типа: парашют с круглым куполом (круглый парашют) и парашют с прямоугольным (или эллиптическим) куполом (парашют-крыло) . Особняком стоят парашюты, используемые для снижения скорости самолтов и космических кораблей при посадке. Диапазон скоростей и нагрузок радикально различается.

  2. Точного ответа на этот вопрос, пожалуй, не существует. В XIII столетии знаменитый гуманист Роджер Бекон описал принцип действия аппарата, замедляющего падение, в трактате «О секретных произведениях искусства и природы». Но и он не был первым. О таких же приспособлениях упоминается в древних китайских легендах еще две тысячи лет назад. Якобы тамошний император Шунь спрыгнул с чердака горящего дома, повиснув на двух больших шляпах, сплетенных из камыша. Потом, как известно, был итальянский художник, ученый и изобретатель Леонардо да Винчи, детально разработавший конструкцию аппарата, замедляющего падение. «Если человек возьмет полотняный натянутый купол, — писал этот гений, чьи труды еще в полной мере не изучены, — каждая сторона которого имеет 12 локтей ширины и 12 локтей высоты, он сможет безопасно сброситься с любой высоты». Математические расчеты показывают, что итальянец почти с идеальной точностью предсказал истинные размеры современного парашюта! Само слово «парашют» известно с конца XVIII столетия, когда французский физик Луи Себастьян Ленорман создал купол, отдаленно напоминающий современные аналоги. Свое детище он назвал «парашютом», что дословно означает «противопадение». Это произошло в 1783 году.. .Не осталась в стороне от всеобщих поисков аппарата для спуска с неба и Россия. Во времена Ивана Грозного на собственном изобретении пытался спуститься с колокольни один из царских холопов. Чем для него закончилось такое святотатство, легко догадаться.
    —————————————————————————
    К началу ХХ столетия практически все развитые страны мира имели собственные разработки в парашютном деле. Правда, пока основное применение воздушным аппаратам находилось лишь в области развлечений, тем более что обычно прыжки совершались лишь с воздушных шаров. Существовали даже свои рекордсмены, путешествующие по России с показом акробатических номеров на парашютах. Один из них, Юзеф Древницкий, совершил в разных городах свыше 400 прыжков.
    —————————————————————————
    Но человек — существо капризное. Скоро привычное зрелище перестало вызывать удивление, а денежные сборы стали падать. Даже в 22 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в статье о парашюте можно прочесть следующее: «В настоящее время парашюты как спасательное средство почти вышли из употребления».
    —————————————————————————

    И это было справедливо. Вторую жизнь парашютам дала только большая авиация. Здесь более подробнее



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то