Когда и а крылов написал первую басню. Биография Крылова Ивана Андреевича. Где и когда родился Иван Андреевич Крылов? Ранее творчество. Драматургия

(оценок: 2 , среднее: 3,00 из 5)


Имя:
Крылов Иван Андреевич
День рождения: 13 февраля 1769
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 21 ноября 1844
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Биография Крылова Ивана Андреевича

Иван Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера в Москве. О писателе осталось очень мало данных. Все, что о нем известно, рассказывали современники. Поэтому в его биографии много пустых пробелов.

Когда Крылов был маленьким, его семья постоянно переезжала с места на место. Они проживали в Твери и были
очень бедны. Ситуация стала еще более плачевной и трагичной, когда в 1778 году умер отец Крылова.

Обучением мальчика занимался отец, после его смерти Крылов ходил к домашним учителям, приходящим к обеспеченной семье по соседству.

Он работал подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, позже — в Тверском магистрате.

Когда семья переехала в Питер, мать ради сына делает все возможное, чтобы он получил хорошую должность, и его берут в Петербургскую Казенную палату мелким чиновником. Сам Крылов активно занимался самообучением.

Творчество Ивана Крылова, вместе с работами Александра Пушкина и Александра Грибоедова, считается началом литературного реализма России.

Первые работы Крылова — драматические произведения, написанные в период 1786-1788. Сюда входят «Кофейница», «Бешеная семья», «Проказники», и многие другие. К сожалению данные произведения не получили признательность читателей.

В 1788 году Крылов уходит со службы и начинает работать журналистом. В 1789 году выходит его сатирический журнал «Почта духов». В итоге журнал запрещают, так как Крылов представляет чиновников в образе разных животных и умело их высмеивает. В 1791 году вместе с друзьями он выпускает еще несколько журналов, однако и их закрыли. Сохранилась информация о том, что Крылову пришлось общаться с самой Екатериной II из-за скандальных журналов.

В 1793 году Крылов возвращается в Москву. С 1795 года, по некоторым сведениям, ему запретили проживать в Питере и Москве.

В 1797 году он служит у князя Галицына личным секретарем и вместе с его семьей отправляется в ссылку. Когда князя назначили генерал-губернатором Лифляндии, Крылов в течение последующих нескольких лет работает управителем дел канцелярии.

Возвращается к литературе Крылов в 1800 году. Он написал антиправительственную шуточную работу под названием «Подщипа, или Триумф». Ее, конечно, запретила цензура, но все равно она стала самой популярной пьесой.

В 1806 году Крылов опять переезжает в Питер. В период с 1806 по 1807 год он пишет две комедии — «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые также получили большой успех.

Известен же Крылов благодаря своим басням. Впервые он пробует себя в этой области в 1805 году, когда переводит несколько басен Лафонтена. В 1809 году впервые выходит сборник басен. Именно в этот период началась активна
я деятельность Крылова в сфере сочинительства басен. Он прочувствовал, что такое настоящая слава, ведь его произведения издаются даже в Париже.

Крылов был весьма неординарной личностью. Он часто становился главным героем анекдотов и баек даже в те времена. У него было множество пороков, как чревоугодие, неопрятность, которых он не только не боялся, но и всячески выставлял.

Он всю жизнь учился, развивался. Два языка, английский и древнегреческий, он изучал до конца своей жизни. Его уважали и ценили даже те, кто не разделял его взглядов на то, как должно выглядеть творчество.

Скончался Иван Крылов в 1844 год. Его похоронили в санкт-петербургской Александро-Невской лавре.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Крылова Ивана Андреевича.

Библиография Крылова Ивана Андреевича

Басни

  • Алкид
  • Апеллес и ослёнок
  • Бедный богач
  • Безбожники
  • Белка (известны две басни про белку)
  • Богач и Поэт
  • Бочка
  • Бритвы
  • Булат
  • Булыжник и Алмаз
  • Бумажный змей
  • Василек
  • Вельможа
  • Вельможа и Поэт
  • Вельможа и Философ
  • Водолазы
  • Водопад и Ручей
  • Волк и Волчонок
  • Волк и Журавль
  • Волк и Кот
  • Волк и Кукушка
  • Волк и Лисица
  • Волк и Мышонокv
  • Волк и Пастухи
  • Волк и Ягнёнок
  • Волк на псарне
  • Волки и Овцы
  • Ворона
  • Ворона и Курица
  • Вороненок
  • Воспитание Льва
  • Голик
  • Госпожа и две Служанки
  • Гребень
  • Два голубя
  • Два Мальчика
  • Два Мужика
  • Две бочки
  • Две Собаки
  • Демьянова уха
  • Дерево
  • Дикие Козы
  • Дуб и трость
  • Заяц на ловле
  • Зеркало и Обезьяна
  • Змея и Овца
  • Камень и Червяк
  • Квартет
  • Клеветник и Змея
  • Колос
  • Комар и Пастух
  • Конь и Всадник
  • Кот и Повар
  • Котел и Горшок
  • Котенок и Скворец
  • Кошка и Соловей
  • Крестьяне и Река
  • Крестьянин в беде
  • Крестьянин и Змея
  • Крестьянин и Лисица
  • Крестьянин и Лошадь
  • Крестьянин и Овца
  • Крестьянин и Работник
  • Крестьянин и Разбойник
  • Крестьянин и Собака
  • Крестьянин и Смерть
  • Крестьянин и Топор
  • Кукушка и Горлинка
  • Кукушка и Петух
  • Кукушка и Орёл
  • Купец
  • Лань и Дервиш
  • Ларчик
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Лев и Барс
  • Лев и Волк
  • Лев и Комар
  • Лев и Лисица
  • Лев и Мышь
  • Лев и Человек
  • Лев на ловле
  • Лев состарившийся
  • Лев, Серна и Лиса
  • Лиса-строитель
  • Лисица и Виноград
  • Лисица и Куры
  • Лисица и осел
  • Лисица и Сурок
  • Листы и Корни
  • Любопытный
  • Лягушка и Вол
  • Лягушка и Юпитер
  • Лягушки, просящие царя
  • Мальчик и Змея
  • Мальчик и Червяк
  • Мартышка и очки
  • Медведь в сетях
  • Медведь у Пчел
  • Мельник
  • Механик
  • Мешок
  • Мирская сходка
  • Мирон
  • Мор Зверей
  • Мот и Ласточка
  • Музыканты
  • Муравей
  • Муха и дорожные
  • Муха и Пчела
  • Мышь и Крыса
  • Обед у медведя
  • Обезьяна
  • Обезьяны
  • Овцы и Собаки
  • Огородник и Философ
  • Оракул
  • Орёл и Крот
  • Орёл и Куры
  • Орёл и Паук
  • Орёл и Пчела
  • Осел и Заяц
  • Осёл и Мужик
  • Осёл и Соловей
  • Откупщик и Сапожник
  • Охотник
  • Павлин и соловей
  • Парнас
  • Пастух
  • Пастух и море
  • Паук и Пчела
  • Петух и Жемчужное зерно
  • Пёстрые овцы
  • Пловец и Море
  • Плотичка
  • Подагра и Паук
  • Пожар и Алмаз
  • Похороны
  • Прихожанин
  • Прохожие и Собаки
  • Пруд и Река
  • Пустынник и Медведь
  • Пушки и Паруса
  • Пчела и Мухи
  • Разборчивая невеста
  • Раздел
  • Роща и огонь
  • Ручей
  • Рыбья пляска
  • Рыцарь
  • Свинья
  • Свинья под Дубом
  • Синица
  • Скворец
  • Скупой
  • Скупой и Курица
  • Слон в случае
  • Слон на воеводстве
  • Собака и Лошадь
  • Собака, Человек, Кошка и Сокол
  • Собачья дружба
  • Совет Мышей
  • Сокол и Червяк
  • Соловьи
  • Сочинитель и разбойник
  • Старик и трое молодых
  • Тень и Человек
  • Троеженец
  • Тришкин кафтан
  • Трудолюбивый Медведь
  • Филин и Осёл
  • Фортуна и Нищий
  • Хмель
  • Хозяин и Мыши
  • Цветыветы
  • Червонецv
  • Чиж и Ёж
  • Чиж и Голубь
  • Щука и Кот
  • Щука и мышенок
  • Ягнёнок

Другие сочинения

  • 1783 — Кофейница (либретто комической оперы)
  • 1786 — Бешеная семья (комедия)
  • 1786-1788 — Сочинитель в прихожей (комедия)
  • 1786-1788 — Проказники (комедия)
  • 1786-1788 — Филомела (трагедия)
  • 1788 — Американцы (комедия, совместно с А. И. Клушиным)
  • 1792 — Каиб (сатирическая повесть)
  • 1792 — Ночи (сатирическая повесть; незакончено)
  • 1798-1800 — Трумф
  • 1801 — Пирог (комедия)
  • 1806 — Модная лавка (комедия)
  • 1807 — Урок дочкам (комедия)
  • 1807 — Илья-бога­тырь (комедия)
  • Лягушки, просящие царя (басня)
  • 1805 — Стрекоза и муравей (басня)

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта.

В юности Иван Крылов много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.



Иван Андреевич Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 Белинский в статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер языка Ивана Андреевича, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» .



Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 Иван Крылов выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это - «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.



В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получал много наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова - многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.



Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Кр ылова.

Всего до конца жизни Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец, академик Петербургской АН (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809-43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «... книгой мудрости самого народа».

Отец - Андрей Прохорович Крылов - армейский офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.

С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить лишь предположительно.

Начал литературное поприще как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782, трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье» высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем известный темперамент Екатерины II), а в «Сочинителе в прихожей» - литератор, униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим актером русской петербургской труппы И. А. Дмитриевским, драматургом и актером П. А. Плавильщиковым. Но в конце 1780-х гг. Крылов сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б, Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив государственную службу.

Он начинает заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал традиции Н. И. Новикова, как мыслитель - традиции философов Просвещения. Крылов установил дружеские связи с издателем И. Г. Рахманиновым, в типографии которого выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать. В 1789 Крылов в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен (последний выпуск - март 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции, а, возможно, из-за настойчивого педалирования опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитриевским, Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным в 1791 Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при содействии Рахманинова в 1792 Крылов выпускает журнал «Зритель», в 1793 - «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

В 1794, видимо, из-за истории с журналом Крылов переезжает в Москву (а его друг Клушин уезжает за границу). С осени 1795 ему запрещено жить в столицах (но об этом существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезает со страниц печати. В 1797 Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов - правитель дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт.

В 1800 для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» - пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий входить в моду карамзинский сентиментализм. В пьесе сатирически изображается конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью, причем автор высмеивает и отвергает и то и другое. «Подщипа» была представлена автором в цензуру в 1807, но запрещена, впрочем, и без публикации став одной из самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал стихотворную комедию «Лентяй» (не закончена), в которой декларирует сознательное неучастие в общественной жизни - заветную позицию автора.

После Риги Крылов переезжает в Москву, здесь и в Петербурге ставятся его новые пьесы («Пирог», 1802; в 1807 - комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели шумный успех и продержались в репертуаре до середины 19 в. Они лишены всякой дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным, избыточной сентиментальностью.

Первая публикация басен Крылов («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Крылов переселяется в Петербург, где участвует в постановке своих пьес. Близкие отношения связывают его в течение нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он становится завсегдатаем салона А. Н. Оленина, под его началом служит в 1808-10 в Монетном департаменте, с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов назначается помощником библиотекаря, с 1816 - библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. (А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и - шире - вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализма.

В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (напр., «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).

Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 - отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. - на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 - на разногласия среди членов Священного союза и пр.).

Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили В. Жуковский и А. С. Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал В. Г. Белинский ("...это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).

На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества современников, от Пушкина до Болгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.

Сам Крылов, чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е гг. стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.

Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получает ордена св. Владимира IV степени, в 1838 - Станислава II степени, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова - 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) начал писать басни уже в зрелом возрасте, будучи известным и опытным литератором - драматургом и прозаиком. В молодости Крылов - воинственный радикал, задиристый журналист. Он единолично издавал журнал "Почта духов", в котором помещал сочиненные или переведенные им сатирические письма. Несколько позже выпускал вместе "с товарищи" журналы "Зритель" и "СанктПетербургский Меркурий". В конце 1780 - начале 1790-х годов он стал известен как язвительный сатирик, продолживший традиции просветительской прозы Н.И. Новикова. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии "Подщипа" ("Триумф"), "Пирог", "Модная лавка", "Урок дочкам" и комическая опера "Илья-богатырь". Современники по праву видели в Крылове-комедиографе преемника Д.И. Фонвизина. Дебют Крылова в жанре басни, если не считать первых басен, созданных еще в конце XVIII века и никак не предвещавших позднейшего триумфа на этом поприще, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в первые годы XIX столетия.

В баснях Крылова периода наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года последовательно утверждался народный взгляд на происходившие события: французы - "воры", вторгшиеся в страну ради грабежа и насилия. Народ держался прямой и простой правды, он не хотел слышать ни о каких политических хитросплетениях. Ему не было дела и до дворцовых интриг, связанных с назначением командующего войсками; народ сразу "выбрал" Кутузова, "своего" полководца, который, по народному мнению, только один мог спасти Россию и которому народ безоговорочно вверил свою судьбу.

В басне "Волк на псарне" Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его истолкования обыденный, бытовой случай. Поимка Волка выглядит как бы привычным делом, отлаженным до мелочей, однако опасным и требующим смелости, быстроты, сноровки:

Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!"...

Выдающийся баснописец Крылов является одним из первых реалистов. Вместе с Ломоносовым, Державиным и Карамзиным он переходит из столетия в столетие, помнится, читается.
И. А. Крылов - это человек XVIII века, воспитанный на идеях просветителей, на вере в человеческий разум, на идеях, подготовивших Великую французскую революцию.
Прежде чем начать писать басни, Крылов испытал себя почти во всех родах словесности. Он писал комедии («Урок дочкам», «Модная лавка», «Сочинитель в прихожей» и другие), оперы («Бешеная семья» - комическая опера, «Илья-богатырь» - волшебная опера), трагедии («Виломела», «Клеопатра») и многое другое. Написание басен Крылов начал с переводов Лафонтена, изображая современную ему эпоху. Сюжет его басен строится на бытовых ситуациях, он очень естественный, написанный легким и быстро запоминающимся языком, оживленный умными шутками, веселостью и остроумием. Крылов - баснописец не боялся обращаться к сюжетам, уже знакомым в басенной традиции, он не только заново обыгрывал традиционную ситуацию, но и вкладывал в нее новую жизнь. Под его пером знакомый сюжет приобретал жизненную правдивость, прозрачность и точность.
Благодаря верности Крылова позициям и идеям, усвоенным в юности, в его баснях очень важное место занимают вопросы морали и нравственного совершенства. На тематику басен Крылова оказала большое влияние эпоха, в которой жил баснописец; она захватывала времена правления Екатерины Великой, Павла I, Александра I, время деятельности Аракчеева и годы Отечественной войны. 1812 года.
Среди басен, написанных Крыловым, можно выделить круг основных тем: басни общественно-политического содержания, отвлеченно-моралистические басни, басни на историческую тему, басни, отражающие литературно-журналистскую борьбу, и басни на бытовую тему.
Первая группа отражает антинародный характер деятельности верхов, произвол помещиков и бюрократизм чиновников, описывает взаимоотношения власть имущих и их подданных. В эту группу входят следующие басни: «Волк и Ягненок», «Конь и Всадник», «Лягушки, просящие Царя», «Крестьянин и Река», «Мор Зверей», «Вельможа», «Рыбья пляска» и другие.
Некоторые басни, относящиеся ко второй группе, описывают разумное устройство мира («Листы и Корни»), указывают на то, что каждое сословие должно знать свое место («Колос») и что каждый должен вносить в благоустройство мира свою лепту («Орел и Пчела»), высмеивают пороки: кумовство («Совет Мышей»), взяточничество («Лисица и Сурок»); другие басни затрагивают проблемы просвещения («Огородник и Философ», «Ларчик», «Вельможа и Философ», «Свинья под Дубом»).
Басни третьей группы освещают исторические события и включают в себя цикл басен, посвященных войне 1812 года. Сюда относятся такие басни, как «Ворона и Курица», «Кот и Повар», «Раздел», «Пожар и Алмаз», «Обоз», «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Собачья дружба», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» и многие другие.
К четвертой группе относятся басни, высмеивающие литературных критиков, которые все лишь бранят («Прохожие и Собака»), басни, направленные против сочинителей, навязывающих всем свои произведения («Демьянова уха»), и басни - ответы на различные советы («Осел и Соловей») и так далее.
К последней, пятой группе относятся басни: «Мартышка и Очки», «Два Мужика», «Лжец», «Стрекоза и Муравей» и другие.
Главными героями басен Ивана Андреевича Крылова являются звери, каждый из которых наделен, определенной чертой: осел - глупостью, орел - гордостью, лиса - хитростью, пчела - трудолюбием, медведь - невежеством, волк - кровожадностью. Зверям приписываются людские поступки, потому что они являются олицетворением человека.
В отличие от своих предшественников Крылов - баснописец в своих творениях осуществляет переход дидактических начал в сатирические, переход к сочувствию народным массам, подчеркивает высокие душевные качества людей труда.
Основная заслуга баснописца перед русской литературой - это замечательный язык его произведений, где самые простые мысли выражаются метко и доступно. Крылов - баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов. Язык басен Крылова - это верный отголосок народного языка, но смягченный и очищенный художником. Благодаря простоте и доступности басни Ивана Андреевича были так близки и понятны народу и так хорошо запоминались. Наибольший комизм в баснях достигается благодаря соединению высокого стиля мифологии с низким жанром басен («Лягушка и Юпитер»). Авторские характеристики героев, соединенные с народными характеристиками, практически заменяют портрет героев: проказница-Мартышка, попрыгунья-Стрекоза.
Иван Андреевич Крылов-баснописец поднялся на высоту совершенства. Белинский писал: «Басни Крылова - это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Новаторство Крылов-баснописец заключалось в типичности образов, в использовании в языке басен просторечья, приема антитезы (глупость - ум, богатство - бедность), в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра, но оживали в новом свете. В своем творчестве Иван Андреевич Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными. Он открыл новый этап в написании басен.

11 Комедии Д.И.Фонвизина. Особенности поэтики.

ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) , русский писатель, просветитель.
В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования.
"Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ]

Волшебный край!
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,

писал А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” . И в самом деле, “друг свободы” острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувствовал историческое зло - отсутствие в России “государственных законов” . А потому - пророчески писал: “Где... произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может; там есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и обязанностей” .
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. (по другим сведениям - 1744 г.) . Отец его, служивший в Ревизион-коллегии и вышедший в отставку в 1762 г., был замечательный человек, бескорыстный, честный, о котором сын вспоминал с теплотой и гордостью: “В передних тогдашних знатных вельмож никто его не видывал” . Некоторые его черты нашли воплощение в положительных героях писателя.
В 1762 г. Фонвизин окончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел. С 1769 г. он - один из секретарей графа Н. И. Панина.
В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия “Бригадир”. Ее действующие лиц - дворяне. Комедийный конфликт, казалось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязывают в женихи несимпатичного и неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома: “Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский” . Успех “Бригадира” был оглушительным. Н. И. Панин говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: “Когда он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышу” . В русской литературе рождался новый - подлинный - характер героев.
В 1787 г. Д. И. Фонвизин побывал во Франции. Восхищенный развитием в этой стране “фабрик и мануфактур” , театрального драматического искусства, писатель разглядел и другое: “Первое право каждого француза есть вольность; но истинное настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою, а если захочет пользоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голоду”.
В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства. В забвении дворянством собственного долга перед страной он видел корень всех общественных бед. В 1783 г. писатель обращался к Екатерине II: “Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие... Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце” .
Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина- комедия “Недоросль” .
“Эта комедия - бесподобное зеркало” , - писал о “Недоросле” В. О. Ключевский. И добавлял: “Комедия не лиц, а положений” . Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? “Фонвизин взял героев “Недоросля” прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений... Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина...” , - писал историк.
Что же объясняет нам “Недоросль” своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: “Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?” В этих словах - исторический смысл комедии. Простакова - “мастерица толковать указы” - хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие.
Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. “Значительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недоросль Митрофан, был жертвой этого непонимания” , - писал В. О. Ключевский. Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности.
Дворянству предстояло освоить новую роль - хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить “исторический грех” обладания крепостными “душами” . В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знаменательное событие: был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколения дворян: “комедия” может кончиться настоящей драмой.

«Мораль басни Крылова» - Методические цели проекта: Участники проекта: Дидактические цели проекта: Цели и задачи проекта: Представление результатов проекта: Мудрость и мораль басен Крылова. Презентация; буклет. Освоить новые термины: мораль, мудрость и басня. Этапы работы над проектом:

«Басни Крылова урок» - Сообщение о басне. Иван Андреевич Крылов (02.02.1769-09.11.1844). Лебедев-Кумач. Итог урока. Домашнее задание. Высказывания о баснях Крылова. Беседа по рисункам. Викторина «Найди пару» Выразительное чтение басен Крылова. Назови героев и название басни. Крылов родился в Москве. Цели урока. Эпиграф к уроку.

«Музыка в баснях Крылова» - Музыка раскрывает мир человеческих чувств. Музыка, конечно, есть везде. Случилось Соловью на шум их прилететь. Семья Ивана Андреевича Крылова. Цель проекта. Квартет. Музыка в баснях И.А.Крылова. Музыка в баснях: «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Соловьи». Сначала в басне главное – комедийное вступление.

«Крылов Стрекоза и муравей» - Уважай мнение другого. Вопрос урока: Верно ли выполнили задания? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо. 1769-1844. Иван Андреевич Крылов. «Петух и бобовое зернышко». Спокойно высказывай своё мнение. Внимательны или отвлекаются участники группы? Из каких басен иллюстрации. Без работы хоть убей, Жить не может муравей.

«Биография Ивана Крылова» - Отдельное издание. Крылов лишился матери. Чинов я пышных не искал. Крылатые слова. Русский писатель. Биография Ивана Андреевича Крылова. Заслуги Крылова. Известные басни Крылова. Итог творчества Крылова. Перевод двух басен Лафонтена. Жизнь Крылова.

«Иван Крылов» - Крылову вручен орден св. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. 1809г. Мартышка и Очки. Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянский языки. Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 года- 21 ноября 1844 года.

Всего в теме 30 презентаций



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то