В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»? (Гоголь Н. В.). Смысл названия поэмы "мертвые души" гоголя Значение названия мертвые души

«Мертвые души» - поэма с метафоричным названием. Она написана Н.В. Гоголем в 1942 году. В этом названии заключается неоднозначный смысл: во-первых, оно отображает основной сюжет поэмы, а во-вторых, автор заставляет задуматься читателя над проблемой «мертвых душ».

Сюжет «Мертвых душ» построен на покупке у помещиков душ мертвых крестьян Павлом Ивановичем Чичиковым, главным героем поэмы.

«Перекрестясь по русскому обычаю, приступил … к исполнению» своего дела Чичиков и отправился на поиски душ уже давно мертвых крестьян. И, таким образом, исходя из содержания гоголевского произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении.

Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Путешествуя за главным героем из одного поместья в другое, следуя за ним по разным заведениям губернского города, читатель понимает, что истинно мертвы душой в этом произведении лишь жители города NN и помещики.

Н.В. Гоголь хотел выстроить сюжет «Мертвых душ» по примеру «Божественной комедии» Данте. Так, в первом томе писатель воссоздает «ад», во втором же и в третьем он планировал отразить «чистилище» и «рай» соответственно. И даже имя главного героя не случайно. Павел – это апостол, переживший душевный переворот. Так и Чичиков в дальнейшем должен был пойти по пути святого: наставлять души людей на путь истинный и возрождать их. Он не должен был стать «мертвой душой», так как у него есть стремление обзавестись семьей, детьми. Он и сам удивляется глупости и ограниченности интересов помещиков, постепенно деградирующих и превращающихся в «мертвые души».

Однако обратимся же к первому тому поэмы, в котором Н.В. Гоголь отразил весь «ад» современной ему действительности. Как уже было сказано, в поисках душ Чичиков посещает различных помещиков (Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина). И, ознакомившись с личностью и бытом каждого из них, становится ясно, что душа посещаемых главным героем помещиков давно мертва, она очерствела, словно камень. Так, Гоголь обращает внимание читателя на бесплодность каждой мечты Манилова, на «дубинноголовость» и ограниченность интересов Коробочки, о Ноздреве пишет напрямую: «в этом теле совсем не было души», но самым страшным персонажем становится Плюшкин, «прореха на человечестве», который завершает повествование о купле-продаже умерших крестьян. Это значит, что название поэмы напрямую связано с рассказом об этих помещиках. Более живыми оказываются умершие крестьяне, о чьих достоинствах говорит Собакевич, стараясь их более выгодно продать, нежели помещики, чья душа давно умерла.

Но и за пределами поместий главный герой не находит «живой души». Во время посещения Чичиковым различных заведений, инстанций и мероприятий, сатирически Н.В. Гоголь описывает обездушенное общество, окружающее главного героя. Так в эпизоде бала Чичиков замечает лишь головные уборы, фраки, муслины и прочие одеяния, а автор порой даже олицетворяет их. Во время же посещения Чичиковым канцелярии, Гоголь вновь не раз прибегает к приемам иронии и сарказма. Так, герой вместо людей видит «много бумаги», фраки и куртку, пишущую «какой-нибудь протокол». Ни одного живого, искреннего, естественного чувства нет в них. Используемые писателем приемы обличают пороки жителей губернского города. И, таким образом, представшие перед читателем души помещиков, чиновников и просто жителей города NN оказываются еще более мертвы, чем души крестьян, скупаемые Чичиковым.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», Н.В. Гоголь, по-моему, имел в виду не аферу, задуманную главным героем, а прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни.

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. , как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том - Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

В поэме «Мертвые души» великий русский пи-сатель Н. В. Гоголь мастерски изобразил множество самых разнообразных характеров. Центральное ме-сто в поэме занимают главы, повествующие о раз-ных типах помещиков-крепостников в тогдашней Рос-сии. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читате-ля к мысли о том, что именно эти «хозяева жизни» и являются «мертвыми душами».

Гоголь дает описание помещиков в определен-ном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Об-разы помещиков проходят перед нами один за дру-гим, и с каждым новым персонажем все больше вид-на потеря человеком всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже по-лучает свое реальное воплощение. «Мертвые души» - это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губитель-ную силу крепостного права.

Галерея помещиков в поэме открывается обра-зом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин не ка-жется ужасным персонажем, «мертвой душой». На-оборот, «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности...» Немного слащавый, «сахарный», очень любезный и чрезвы-чайно приятный мужчина, особенно на фоне осталь-ных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». В самом доме Манилова поражает ка-кое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с краси-вой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не за-нимается имением. Он может только приятно улы-баться и расточать любезности. Единственный ре-зультат его «работы»- «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень краси-выми рядами». Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как «мертвая душа», не поте-рявшая, однако, еще какие-то человеческие черты. Такой же пародией на человеке кажется Коро-бочка, которую автор называет «дубинноголовой». На фоне крепкого хозяйства показана тупая, неве-жественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичико-ва. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится «продешевить» при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.

Иной образ «живого мертвеца» олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь - бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: «Эх, Чичиков, ну что тебе стоило при-ехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий...» Гоголь иронически называет Ноздрева «историчес-ким человеком», подчеркивая его типичность: «Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю». В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.

Разложение помещичьего класса проявляется и в образе Собакевича, владельца хорошего имения. Этот «кулак» - новая ступень морального падения человека. «Казалось, в этом теле совсем не было души...,»- пишет Гоголь- Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакеви-ча со средней величины медведем. Этот человеко-ненавистник - законченный реакционер, гонитель на-уки, просвещения.

И все же не Собакевич является пределом дег-радации помещиков в поэме. «Венцом» всему ока-зывается Плюшкин, «прореха на человечестве», «мертвая душа». Духовная гибель человека показа-на в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюшкина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется «дрях-лым инвалидом», читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом-фоне возни-кает странная фигура: не то мужик, не то баба, в «нео-пределенном платье, похожем на женский капот». Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность уби-ла даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые «мрут, как мухи» или ударяются в бега. «И до такой ничтожнос-ти, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в «живой труп», не вызывающий ничего, кроме отвращения.

Прошло уже более ста лет с момента создания поэмы, но и по сей день мы восторгаемся мастер-ством Гоголя-сатирика, так правдиво и вместе с тем художественно изобразившего российскую действи-тельность 1-й- половины XX века.

Смысл названия. Известен тот факт, что сюжет поэмы подсказал
Гоголю Пушкин, но также известно, что при чтении Гоголем
первой главы Пушкин становился все мрачнее и мрачнее.
И как давно замечено в критике, название «Мертвые души» имеет
двойственное значение. Главный герой по сюжету скупает умерших
крестьян, которые числятся живыми по ревизской сказке (реестру
душ). И второе значение названия - это омертвение души человеческой,
превращение ее в мертвую душу. И в самом названии соединено
несоединимое (душа вечно живая). Поэма тоже имеет два плана,
два уровня: физический (авантюра Чичикова, галереи помещиков
и чиновников) и духовный. Духовный план раскрыт в предсмертной
записке Гоголя: «Будьте не мертвые, а живые души». Проблему
пошлости, основную проблему поэмы, Гоголь рассматривал
как религиозную, он писал об этом в «Выбранных местах...»:
«Это свойство выступило с большой силой в "Мертвых душах".
"Мертвые души" не потому так испугали Россию и произвели такой
шум внутри ее, чтобы они раскрыли какие-нибудь ее раны или внутренние
болезни, и не потому также, чтобы представили потрясающие
картины торжествующего зла и страждущей невинности. Ничуть не
бывало. Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только добрую черту
любому из них, читатель бы помирился с ними всеми. Но пошлость
всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного
явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести
дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как
бы точно вышел из какого-то душного погреба на Божий свет. Мне
бы скорей простили, если бы я выставил известных извергов; но
пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность
более, чем его пороки и недостатки».
Поэма Гоголя вызвала скандал. Толстой-Американец предложил
даже выслать Гоголя в Сибирь, в кандалах. Но были и горячие восторженные
похвалы от критиков (В. Белинского, К. Аксакова, Плетнева,
Шевырева, Герцена).
Идея произведения. Зачем же Гоголь явил миру кунсткамеру
уродов? Цель была та же, что и у «Ревизора»: обратить внимание
каждого человека на себя, как это сделал сам Гоголь, признаваясь в том,
что каждую человеческую черту, доведенную до абсурда, он брал
у себя. Он хотел таким образом искоренить свои пороки.
Размах гоголевской поэмы грандиозен. Россия представлена со
всех сторон, она явилась читателю «через зримые слезы сквозь смех».
Гоголь посмеялся над всем пошлым и уродливым, что есть в человеке
и во всей России, но грустно и тяжко было ему от этого смеха.
Было задумано три тома. Первый том являет нам всю «тину мелочей
», главного героя Чичикова, человека средней руки, и самого автора.
Второй и третий том должны были показать «возрождение» героя.
От второго тома осталось всего несколько глав, атретьего тома нет вообще.
Художественное пространство «Мертвых душ»
Прежде чем приступить к прочтению каждой главы, а их всего 11,
необходимо бросить взгляд сверху, увидеть панорамным зрением всю
картину, т. е. необходимо увидеть всю поэму целиком. Существует
такое понятие, как «художественное пространство» произведения.
Есть жизненное пространство, на котором умещается как частная
жизнь, так и жизнь страны или даже целого мира, а есть пространство,
созданное воображением художника, на котором размещаются
художественные образы, их внутренний мир, а также и те места, куда
заносит воображение писателя, необходимое для реализации той или
иной идеи, другими словами, идея произведения организует художественное
пространство.
Идея «Мертвых душ» - показать всю Россию хотя бы с одного боку.
Вот эта идея и организовала художественное пространство поэмы.
По мысли Ю. М. Лотмана, дорога становится универсальной формой
организации художественного пространства в «Мертвых душах».
И с появлением образа дороги появляется и идея пути как цели для
конкретного человека и для целого человечества. Образ дороги предполагает
линейное пространство, но в художественной структуре
произведения есть еще образы героев, читателей и автора, которые
составляют разное пространство.
Герои - очень приземленные люди, они живут на земле и очень
ограничены в своем видении, т. к. заняты своими мелкими делами,
превращающими их в «мертвые души».
Точка зрения читателя находится где-то наверху: он может все
знать о героях, их прошлом и будущем, наблюдать одновременно
сразу нескольких персонажей. Он может передвигаться в этом
пространстве благодаря авторским словам: «перенесемся в...»,
«посмотрим, что делает...». И Гоголь так определяет различия между
читателем и персонажами: «Читателям легко судить, глядя из своего
покойного угла и верхушки, откуда открыт весь горизонт, на все,
что делается внизу, где человеку виден только близкий предмет».
Автор же - человек пути, т. е. он знает моральный исход, он пророк,
поэтому все, что ни есть на Руси, «обратило» на него «полные ожидания
очи». Он проповедует в бесконечном будущем славу России, придумав
образ птицы-тройки, которая вынесет его на широкую дорогу - путь.
Сюжет «Мертвых душ» - это дорожный сюжет. Катится, катится
по дорогам бесконечной России бричка Чичикова, и каждая остановка
в пути - это приобретение, скупка «мертвых душ».

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то