Готовимся к ЕГЭ по истории. Тренажер для работы с источником. Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева Из воспоминаний советского партийного деятеля медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

12. На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

13. После ка­ко­го события и в каком году про­изо­шла встреча царя с народом, о ко­то­рой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности

государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

14. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

15. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: "Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…" И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

16. Укажите название войны, её хронологические рамки. Напишите название города, пропущенное в тексте.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова вступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Привидением казался мне Малахов курган…Давно ли здесь распоряжались

Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. …Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся гостями».

«С каждым часом делается всё труднее и труднее видеть ежеминутно перед собой страдания людей… Но досаднее всего то, что на каждый наш выстрел неприятель отвечал десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести неприятелю хоть какой-то вред; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно

видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии. Грустно было оставлять [город], так долго нами защищаемый…»

17. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 т.д.), а зате
Из записок иностранного посла в России
С5. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне. С6.
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а за
Из записок Е.Р. Дашковой
С6. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки. ВАРИАНТ 5
Произведения культуры и достижения инауки
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), а затем отве
...
Полное содержание Подобный материал:
  • , 1378.19kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 394.08kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 468.17kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 482.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 259.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 59.28kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 170.3kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится , 293.72kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку , 180.98kb.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки - знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1-С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5-С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

Часть 1

^ При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. 1700,1709,1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны

2) городских восстаний

3) Северной войны

4) Русско-турецких войн

А2. Первый свод законов Древнерусского государства Русская Правда связан с именем


1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

A3. Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были


1) монополии

2) мануфактуры

3) фабрики

4) ремесленные мастерские

А4. С какой целью был созван сьезд русских князей в 1097 г. в Любече?

1) установить новый порядок взимания дани


2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы

4) принять решение о введении на Руси христианства

А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.

«В 1754-1762 гг. () создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».


1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Матвей Казаков

4) Варфоломей Растрелли

А6. Какое из названных событий произошло раньше всех других?


1) Заграничный поход русской армии

2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира

4) создание Свода законов Российской империи

А7. Кто из декабристов был членом «Южного общества»?


1) П.И. Пестель

2) М.С.Лунин

3) С.П.Трубецкой

4) Н.М. Муравьев

А8. Как в XVIII - первой половине XIX в. назывались крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на казенных и частных заводах?


1) посессионные

2) приписные

3) государственные

4) удельные

А9. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние


1) идей славянофильства

2) теории официальной народности

3) идей Просвещения

4) теорий «общинного социализма»

А14. Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?

1) левоэсеровский мятеж в Москве

2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства

4) массовое недовольство крестьян продразверсткой

А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.

«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича! »


1) 11 марта 1801 г.

4) в 1944 г.

А12. Событие, ставшее началом первой российской революции, получило название


1) «Ленский расстрел»

2) «Хождение в народ»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «Великий перелом»

А13. Как назывались участники социалистического соревнования, передовики производства с середины 1930-х гг.?


1) стахановцы

2) челюскиццы

3) петрашевцы

4) нечаевцы

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Сорокина и укажите событие, которому они посвящены.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари... На Литейном увидел бушующее пламя... Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».


1) начало Первой мировой войны

3) Кронштадтский мятеж 1921 г.

4) создание СССР

А16. Полет Ю.А. Гагарина - первый полет человека в космос – состоялся


1) в 1955 г.

4) в 1964 г.

А17. К периоду руководства Л.И.Брежнева (1964-1982 гг.) относится

1) Карибский кризис

2) Потсдамская конференция

3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) строительство Берлинской стены

А18. Что характеризует развитие советской науки в 1960-е гг.?

1) успехи в освоении космического пространства

2) быстрое внедрение научных достижений в производство товаров народного потребления

3) освобождение науки от идеологического контроля

4) мировое лидерство в освоении компьютерных технологий

А19. К экономическим преобразованиям периода перестройки относится


1) создание совнархозов

2) национализация банков

3) политика укрупнения колхозов и совхозов

4) развитие кооперативного движения

А20. Что было одной из причин отставки правительства Е.Т. Гайдара в 1992 г.?

1) недовольство политикой Е.Т.Гайдара со стороны иностранных партнеров

2) выступление ГКЧП

3) конфликт правительства и президента в борьбе за власть

4) недовольство населения последствиями проводимой правительством «шоковой терапии»

Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи

В) Медный бунт Г) итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Крымской войной 1853-1856 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М. Скобелев

2) П. Нахимов

3) П. Багратион

4) Д.Давыдов

5) В. Корнилов

Ответ: ______________________

В4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.

«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отьемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола... Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным... Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему».

Ответ: _________________________

В5. Что из названного относилось к событиям русско-японской войны 1904-1905 гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.


1) бои у оз. Хасан

2) осада Плевны

3) оборона Порт-Артура

4) Цусимский бой

5) оборона Шипки

Ответ: __________________________

В6. Прочтите отрывок из статьи Р.А.Медведева и напишите название периода в отечественной истории, о наступлении которого в нем говорится.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали...»

Ответ: ______________________

В7. Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запищите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Часть 3

^ Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

^ Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.

С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

^ Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана IV Грозного.

В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства.

С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в.

С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1) битва на Калке

2) восстание древлян

3) первое упоминание о Москве в летописях

4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

А2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?


1) введено новое летосчисление

2) открыта Петербургская Академия наук

3) дана Жалованная грамота городам

4) открыт Московский университет

A3. Что такое «Соборное уложение?»


1) свод гражданских законов

2) военный устав

3) свод церковных законов

4) свод челобитных царю

А4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.?


1) захват и разгром Киева

2) разорение Великого Новгорода

3) начало политической раздробленности Руси

4) разорение северо-восточных русских земель

А5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».


1) Петру I

2) Алексею Михайловичу

3) Павлу I

4) Михаилу Романову

А6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи?


1) 1809 г., 1829 г., 1856 г.

2) 1831 г., 1848 г., 1863 г.

3) 1865 г., 1873 г., 1876 г.

4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.

А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?


1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли

2) В. Кожина, Г. Курин

3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов

4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов

А8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева?


1) социал-демократы

2) славянофилы

3) западники

4) народники

А9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

1) образован единый суд для – представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) ограничена состязательность судебного процесса

4) присяжным заседателям передали функции адвокатов

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.

«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум.

^ Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр».


1) русско-турецкой 1877-1878 гг.

2) Крымской 1853-1856 гг.

3) русско-иранской 1804-1805 гг.

4) русско-турецкой 1806-1812 гг.

А11. Первая российская революция началась


1) в 1894 г.

4) в 1914 г.

А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал


1) Г.В. Плеханов

2) С.Ю.Витте

3) В.И.Ленин

4) П.А. Столыпин

А13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие


1) концессия

3) план Маршалла

4) ленд-лиз

А14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?

1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения

2) установление советской власти в Финляндии

3) разрыв левых эсеров с большевиками

4) проведение выборов в Учредительное собрание

А15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».


1) диссиденты

2) народники

3) челюскинцы

4) стахановцы

А16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена


1) в 1964 г.

4) в 1993 г.

А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства


1) И.В. Сталина

2) Н.С.Хрущева

3) Л.И.Брежнева

4) М.С. Горбачева

А18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса

4) отсутствие инфляционных процессов

А19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для


1) первого послевоенного десятилетия

2) периода «оттепели»

3) периода «застоя»

4) перестройки

А20. Что было одной из причин начала «холодной войны»?

1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы

3) ввод советских войск в Афганистан

4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией

А-14: Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса

Ответ: окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

Ответ: Дмитрий Шостакович

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства

3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.

Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.

B2: Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии

B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)

Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949-1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

C6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв . Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.
Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Задание 20

Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.



Задание 21

Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Задание 22

Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Задание 23

Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии.

Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.

Задание 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.
Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Задание 25

1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:



ЕГЭ по истории часть 2 (Вариант 2)

Нужно записать развёрнутый ответ на следующие задания.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20, 21, 22. Используйте информацию из источника, а также знания по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны кэкономическому и социально-политическому кризису.
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Задание 20

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

Задание 21

Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

Задание 22

Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Задание 23

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Задание 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...

Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...

Задание 25

Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1). 1019 – 1054 гг. 2). 1725 – 1762 гг. 3). 1917 – 1922 гг.

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть I состоит из 21 задания (А1-А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть II состоит из 13 заданий (В1-В13), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть III состоит из 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

А1. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей

2) с дунайскими походами

3) с разгромом хазар

4) с разгромом печенегов

А2. Прочтите отрывок из сочинения и укажите, при каком правителе названные территории были присоединены к Москве. «В 1463 г. все князья ярославские... били челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой... В 1485 г. была завоевана Тверь...».


1) Дмитрии Донском

2) Иване III

3) Федор Иванович

4) Иване Калите

А3. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) создание Лжедмитрием II тушинского лагеря

2) создание Совета всея земли

3) осада войск в Туле

4) смерть Бориса Годунова

А4. Под руководством Аристотеля Фиораванти на территории Московского Кремля был возведен

1) Успенский собор

2) Архангельский собор

3) Благовещенский собор

4) колокольня Ивана Великого

А5. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Сказал [он] матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

3) Святославе

4) Ярославе

А6. Что явилось следствием укрепления армии в первой половине XVII в.?

1) появление артиллерии

2) создание полков нового строя

3) введение рекрутских наборов

4) создание гвардейских полков

А7. Какую должность занимал?

1) министр государственных имуществ

2) министр внутренних дел

3) министр иностранных дел

4) военный министр

A8. Что из названного относится к последствиям победы России в русско-турецкой войне гг.

1) был основан город Одесса

2) пала Османская империя

3) Крым получил независимость

4) Россия получила возможность контролировать проливы Босфор и Дарданеллы

А9. Прочтите отрывок из книги участника общественного движения XIX в. и укажите его фамилию

«первая и главная черта – это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству…

Хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек – недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню».

А10. Что стало одной из причин русско-турецкой войны гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

___________________ (В)

____________________ (Г)

____________________ (Д)

__________________ (Е)

2) реформа управления государственными крестьянами

6) учреждение III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

9) предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом

В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка И. И. Долуцкого.

«Петербургские куплетисты... распевали куплеты: “Вот шимоза пролетела, меня нисколько не задела”, а на сопках Маньчжурии лилась кровь. Шимозы (мощные разрывные снаряды) косили российское воинство, таких снарядов не имевшее.

Железные дороги могли обеспечить переброску из России только двух-трех дивизий в месяц...

Сухопутной армией командовал, бывший военный министр. Известный генерал Скобелев, у которого Куропаткин служил начальником штаба в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг., дал ему такой со­вет: “Помни, ты хорош на вторых ролях. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника: те­бе не хватает решимости и твердости воли. Какой бы ты великолепный план не разработал, ты его не сможешь довести до конца”.

Плана действий сухопутных сил и флота не было. Макаров, недавно назначенный на Дальний Восток, еще не успел реализовать большинство своих планов по пере­стройке флота. Ситуация усугублялась тем, что над обои­ми командующими поставлен еще и главком – адмирал Алексеев, не ладивший ни с одним из них».

Используя документ и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) этот военный конфликт завершился подписанием Портсмутского мирного договора

2) Россия вела военные действия против Китая

3) Императором России в это время был Александр II

4) По итогам войны Россия потеряла южную часть Сахалина и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром

5) Россия выиграла Цусимское сражение

6) война сделала неизбежной революцию в России

Рассмотрите изображения и выполните задания В12 и В13

В12. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберете два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления того же императора, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Из воспоминаний советского партийного деятеля.

С5. В современной историографии высказывается следующая оценка причин замедления, «застоя» в экономической и социально-политической жизни в СССР в 1970-х – 1980-х гг.:

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».

Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие данную оценку и три аргумента, опровергающие ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают, а какие опровергают ее.

С6. ОДНОГО и выполните задание.

1) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Вариант № 2

КЛЮЧИ

Часть I . 1 балл за правильный ответ

А 5. 3

А 9. 4

А 12. 2

А 14. 1

А 15. 2

А 17. 3

Часть II.

В1. 1 балл

В2. 2 балла

В3. 2 балла

В4. 1 балл Бенкендорф

В5. 1 балл Промышленный переворот.

В6. 3 балла

1

В13. 1 балл 1

Часть III

С1. 2 балла

Ответ: Перестройка. Горбачев

С2. 2 балла

Ответ: Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.

С3. 2 балла

Ответ: ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.

С4. 3 балла

1) Рост налогов

2) Окончательное закрепощение крестьян.

3) Церковная реформа

1) Создание регулярной армии

2) Защита суверенитета и территориальной целостности

С5. 4 балла

Подтверждение:

1) административно-командная модель не восприимчива к НТП

2) рост номенклатурных привилегий

3) обострение проблем потребления

Опровержение:

1) темпы роста снижались, но ситуация не была критической

3) влияние субъективного фактора (личность)

С6. Ниже даны четыре исторических деятеля различных эпох. Выберете из них ОДНОГО и выполните задание.

2) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из направлений.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то