Образ родины в лирике поэтов. Тема родины в лирике А. А. Блока. Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина

Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.

Замечание 3

В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.

А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.

Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.

Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.

Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.

Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия - его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова - понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу - сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: , Некрасов, Блок, . Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваша непогода.

Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» - тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога».

Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, - носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения - солдаты, крестьяне - внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

… степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах.

Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению - разливы рек ее подобны морям.

Поэту дороги:

… дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

«С отрадой, многим незнакомой», - говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветное предание

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.

Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Средства художественной выразительности. Эпитеты (печальные деревни, безбрежные леса), метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой), олицетворение (степей холодное молчанье), анафора (Её степей …Её лесов), аллитерация (Разливы рек её, подобные морям), ассонанс (полный гордого доверия покой).

Стихотворный размер и рифма . Разностопный ямб; перекрёстная, парная и кольцевая рифма.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то