Все герои тимур и его команда. «Тимур и его команда» главные герои. Какие пословицы подходят к произведению "Тимур и его команда"


В 1940 г. на экраны вышел фильм
«Тимур и его команда»,
ставший культовым для советских детей.
Его популярность и влияние были очень масштабными:
в СССР развернулось целое тимуровское движение.
Пионеры, подражая своим кумирам, помогали старикам и раненым солдатам, вернувшимся с фронта.
Немногим известно, как сложились судьбы детей, воплотивших на экране идеал самоотверженности, патриотизма и сострадания.

Сценарий к фильму написал Аркадий Гайдар.
Многие ошибочно думают, что фильм стал экранизацией его повести, однако сначала Гайдар создал сценарий, и уже на его основе позже была написана повесть.
Аркадий Гайдар и режиссер фильма Александр Разумный были лучшими друзьями.
Они работали над фильмом в течение 2-х лет.
Сын Разумного вспоминает:
«Дело в том, что Гайдар был очень красивым мужчиной, и к нему липли не только женщины, но и дети.
Мы тогда жили на Тверской, недалеко от площади Маяковского, и когда Гайдар выходил во двор, со всех сторон сбегалась ребятня, чтобы поиграть с ним.
Однажды он придумал игру, которую с радостью приняли все дети.
Позже идея этой игры легла в основу сценария».
Главных героев Гайдар назвал в честь своего сына Тимура от 1-го брака и приемной дочери Жени от 2-го.


Ливий Щипачев в фильме *Тимур и его команда*, 1940

На роль Тимура Гараева, племянника командира Красной Армии, пробовалось около 200 детей.
Утвердили Ливия Щипачева, сына известного на тот момент поэта Степана Щипачева.
Именно таким Гайдар и Разумный представляли себе образцового пионера: светловолосый, голубоглазый, с волевым подбородком.
Ливий запомнился зрителям, но карьеру актера дальше продолжать не стал.
Он окончил школу для особо одаренных детей, институт им. Сурикова по классу живописи, стал членом союза художников.
Его картины экспонируются в Третьяковской галерее и в зарубежных коллекциях.
Ливий Щипачев не любит вспоминать о фильме:
«Я художник, а не актер.
Забудьте о моем прошлом», - говорил он.


Катя Деревщикова в роли Жени, 1940

Роль Жени досталась Екатерине Деревщиковой.
Это была уже не 1-ая ее киноработа.
Судьба этой актрисы сложилась трагически:
ее отца репрессировали, девушку отчислили из ВГИКа по непонятным причинам.
Она долго искала свой путь, какое-то время жила с мужем в Киеве и служила в Театре русской драмы им. Леси Украинки.
В 1960-х гг. она вернулась в Москву и устроилась на работу в
Театр кукол Сергея Образцова.
Ей довелось пережить смерть близких: ее 2-ой муж умер от рака, сын ушел из жизни в возрасте 35 лет.
В 1999 г. ей присвоено звание Заслуженной артистки РФ.


Николай Кутузов в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Николай Кутузов роль Гейки получил случайно:
он занимался музыкой и выступал в составе балалаечного оркестра.
Там его и увидели, и предложили роль в фильме.
В дальнейшем он не стал связывать свою судьбу с кинематографом, так как его настоящим призванием была музыка.
Кутузов написал множество произведений для хора, преподавал в Гнесинке, руководил Академическим хором русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

Игорь Смирнов, исполнивший роль Симы Симакова, тоже посвятил свою жизнь музыке.
Он стал балетмейстером, педагогом, заведующим кафедры хореографии Московского государственного университета культуры и искусство, одним из родоначальников карельского национального балета.


Игорь Смирнов в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Борис Ясень, сыгравший хулигана Мишку Квакина, был старше других ребят и после съемок ушел на фронт.
В 1942 г. он вернулся, чтобы сняться в продолжении киноистории «Клятва Тимура», а после снова отправился на передовую, где пропал без вести.
Эти 2 фильма стали единственными в его творческой судьбе.


Борис Ясень в роли Мишки Квакина

Виктор Селезнев, которому досталась роль Вити - внука доктора Колокольчикова, снимался в кино с 4-х лет, но в дальнейшем продолжать кинокарьеру тоже не стал.
Он увлекался спортом, пулевой стрельбой, окончил школу тренеров, стал Заслуженным тренером РСФСР по пулевой стрельбе.


Удивительно, что практически все дети, снявшиеся в фильме «Тимур и его команда», отказались от кинокарьеры, но успешно реализовали свои способности в других областях деятельности.
Режиссеру удалось найти действительно уникальных и талантливых детей, достойных подражания не только в фильме, но и за кадром!


Жанр - рассказ-повесть

страниц 112

1985 год.

(ничем не примечателен)

Аркадий Гайдар жил в Российской Империи, в городе Львов.


Главные герои:

Тимур

Женя

Ольга (сестра Жени)

доктор Колокольчиков

молочница

Мишка Квакин

Симаков

Гейка

Георгий Гараев (дядя Тимура)

Александров (отец Жени и Ольги)

План:

1)Встреча Тимура и Квакина
2)Заезды на воротах
3)Сцены с поленницей
4)Вручение ультиматума
5)Получение ответа на ультиматум
6)Пленение шайки
7)Арест шайки
8)Разговор Тимура, Фигуры и Квакина

Сюжет:

Главными действующими лицами повести Гайдара «Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они заняты не обычными для мальчишек развлечениями, хулиганством, а помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.
Женя втягивается в деятельность «организации». Ее старшая сестра Ольга считает, что она связалась с хулиганами и всячески запрещает Жене общаться с Тимуром и его командой. Ольга между тем начинает дружить с «инженером» Георгием, который на деле оказался танкистом и дядей Тимура.
Тимуровцы оказывают помощь родственникам ушедших в армию, защищая их сады от воришек, нося воду, разыскивая пропавших домашних животных. Они решают дать решающее сражение банде хулиганов, которые обворовывают сады жителей.Попытки решить вопрос миром не увенчались успехом и тимуровцы победили хулиганов в рукопашной схватке. Хулиганы были пленены и заперты в будке на центральной площади поселка.
Повесть "Тимур и его команда" заканчивается тем, как Тимур везет Женю навстречу к отцу на дядином мотоцикле. Ольга понимает, что Тимур вовсе не хулиган, а Женя тоже занимается полезными делами.

Гайдар Аркадий Петрович — автор, с которым я уже неоднократно сталкивалась, например, читая произведение Чук и Гек. Этим летом я вновь столкнулась с этим замечательным автором, когда читала очередную работу Гайдара Тимур и его команда. С произведением я познакомилась этим летом. Прочитала работу автора на одном дыхании, ведь это увлекательная повесть, которая рассказывает о благих намерениях тимуровцев, о их помощи простым людям.

Гайдар Тимур и его команда

Читательский дневник и работа Тимур и его команда автора Гайдара знакомит нас с мальчиком, который сумел сплотить своих друзей и поставил общую цель: помогать всем тем, кто нуждается в помощи, и в первую очередь, ребята помогали семьям бойцов Красной армии. Помогают они втайне от взрослых, поэтому, Женя, которая, приехав из Москвы со своей сестрой в деревню, пополнив ряды тимуровцев, не смогла рассказать своей сестре всю правду о Тимуре. Сестра же ее посчитала Тимура хулиганом и запретила общаться с ним Жене. Но, дети продолжали свое благое дело. Так, они помогали старушкам. То дров наколют, то козу отыщут, то бочку наполнят водой, то с ребенком поиграют. Но, самой главной целью у ребят было разоблачить и разогнать шайку Мишки Квакина, которая часто воровала яблоки. И ребятам удается, устроив засаду, запереть хулиганов на базарной площади, где Тимур и его команда прицепили табличку, что сообщала всем о том, что взаперти находятся те самые яблочные воры.

Радует в произведении то, что взрослые, наконец-таки становятся на сторону детей, поняв их и поддержав их. Изменить Оле — старшей сестре Маши — свое мнение о Тимуре позволяет случай, когда Тимур, несмотря ни на что, привез Женю на мотоцикле своего дяди, лишь бы Женя смогла повидать своего отца, который прибыл в город на несколько часов. Но так как время было упущено, так как телеграмма была прочитана слишком поздно, Женя смогла повидать отца лишь несколько минут. Но, благодаря Тимуру, встреча, хоть и мимолетная, но состоялась. Вот этот случай и изменил мнение Ольги о Тимуре.

Тимур и его команда главные герои

В произведении «Тимур и его команда» главным героем является Тимур — это простой самый обычный мальчишка. Хотя нет, обычным его не назовешь, ведь он человечек с добрым и отзывчивым сердцем, поэтому готовый прийти всегда на помощь к каждому. Это гордый комиссар, который сплотил ребят. Теперь Женя, Нюрка, Коля, Гейка, Сима, которые также являются героями произведения, играют в тайную игру, которая непонятна взрослым, поэтому из-за этого и появляются конфликты между детьми и взрослыми. Но, эта игра пронизана большим и щедрым чувством любви к Родине, ведь тимуровцы помогают семьям красноармейцев.

Также героиней произведения Тимур и его команда являются Женя и ее сестра Оля. Женя, после смерти матери стала воспитываться старшей сестрой. Ее сестра строгая и хочет, чтобы Женя росла по всем правилам, чтобы была послушной, дисциплинированной. Но, Женя не совсем с этим согласна, ведь это тринадцатилетний ребенок, которому хочется приключений и, благодаря Тимуру и его команде, Женя получила такую возможность.

Есть здесь и отрицательные герои в лице Мишки Квакина и его шайки, с которой Тимур ведет настоящую войну.

Познакомившись с Тимуром и его командой в кратком содержании, я сделала вывод о том, что это доброе произведение, которое заставляет задуматься, ведь и в наше время очень много людей, которые нуждаются в помощи и было бы хорошо, если бы школьники, объединившись в одну команду, стали некими тимуровцами, которые вершили бы благие дела. Вот и я, сегодня же, схожу к соседке-пенсионерке в гости, возможно, ей нужна моя помощь, от которой она не откажется.

Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году, когда началась Вторая мировая война. Враг еще не вторгся на территорию Советского государства, но СССР был втянут в войну. Боевые офицеры и солдаты уходили на фронт. Писатель дал главному герою имя своего сына Тимура. Можно предположить, что традиция рисовать красные звезды на воротах домов, из которых бойцы ушли на фронт, была рождена этой книгой.

Полковник Александров – командир дивизиона, полковник, отец двух дочерей. Справедливый, понимающий, исполнительный и требовательный.

Ольга – старшая дочь Александрова. Ей 18 лет. И всякий раз, когда нужно было продемонстрировать свой авторитет, она напоминала Жене, что она старшая. В дачном поселке знакомится с Георгием. И ее охватывает новое, непонятное ей чувство. Услышав от соседок нелестные отзывы о Тимуре, всячески старается защитить от него сестру, пока не узнала, что обвинения в адрес Тимура были несправедливыми.

Женя – младшая дочь Александрова. Любознательный, взбалмошный подросток. Уверена, что похожа на своего отца, которым очень гордится. Тимур ей очень нравится, и она охотно выполняет его поручения.

Георгий Гараев – инженер-механик автозавода и командир в запасе. Женя случайно оказалась в доме Георгия и Тимура. Нечаянно выстрелом разбила зеркало, за что Георгий заочно невзлюбил ту девочку, которая пробралась в их дом. Узнав, что это была Женя, он простил ее. В свободное время занимается театральной самодеятельностью. И однажды в наряде старика с пистолетов в руках и саблей напугал молочницу и доктора Колокольчикова, когда тот пришел жаловаться на Тимура, обвинив его в попытке хищения.

Тимур – племянник Гараева. Он организовал ребят поселка на помощь семьям красногвардейцев. Старались делать свои дела незаметно для самих жильцов, чем необычайно удивляли их. Тимур привлек Женю к своей команде, и первым ее заданием было развеселить дочку погибшего пограничника.

Миша Квакин – местный хулиган, со своей шайкой воруют яблоки у селян и дачников. Когда Ольга стыдила Тимура, еще не зная, что это не он и не его друзья воруют яблоки, Мишка стоял рядом и слушал. Ему стало стыдно, неловко. В нем словно что-то переломилось. Он выместил свою злость на Фигуре, но по всему видно, что Ольгина отповедь его проняла до самого сердца.

Фигура – правая рука Квакина, такой же хулиган.

Нюрка – быстроногая девчонка, вечно воюющая со своей козой. Ей частенько достается от бабки, но она терпеливо сносит все обиды и наказания. Нюрка тоже в команде Тимура, и когда коза пропала, ребята помогли найти ее.

Алеша – из банды Квакина. Дружит с Мишкой, но начинает понимать, что Мишка поступает неправильно и несправедливо.

Доктор Колокольчиков – седой, почтенный мужчина. Терпеливый, упорный. Интеллигентный до мозга костей.

Коля – внук доктора Колокольчикова. Любит поспать. Обидчивый и забавный.

Сима Симаков – один из самых активных членов команды.

Гейка – смелый и упрямый парнишка. Сын моряка, старается быть достойным своего отца.

Василий Ладыгин – молчаливый, серьезный.

Повесть заканчивается проводами Георгия. Хитрая Женька, вопреки запрету Тимура созвала ребят. И вся его команда пошла на вокзал, провожать Георгия на фронт. И когда Тимур с грустью заметил, что теперь и он остается один, Ольга ответила: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». В этих словах заключена главная идея повести.

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то