Сочинение "Мир природы в лирике С. Есенина". В помощь школьнику Сергей есенин любовь к природе

Пименов Андрей

Проектно-исследовательская работа по литературе на тему "Родная природав в лирике Сергея Есенина".

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Слайд 1

Проект, над которым я работал, называется « Родная природа в лирике Сергея Есенина»

Слайд 2

Цель моего проекта: Понять отношение поэта к родной природе на примере поэзии С. Есенина.

Задачи:

Изучить биографию поэта

Подобрать стихи о природе

Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе?

Результатом моего проекта стали:

Выразительное чтение стихов

Компьютерная презентация

Почему я выбрал именно эту тему? Потому что мне нравится поэзия С. Есенина. А еще я очень люблю природу

Когда я в первый раз прочитал стихотворения, меня они просто поразили. Я как будто увидел своими глазами всю русскую природу. Мне захотелось еще найти и прочитать стихотворения Есенина о природе. Я нашёл очень много литературы и о поэте, и о его творчестве и подготовил эту работу.

Слайд 3

Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Слайд 4

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант.

Сам Есенин в разное время называет разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзию Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина.

Слайд 5

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы .

Слайд 6

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Слайд 7

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.

Слайд 8 (видео)

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Слайд 9

«Сыплет черемуха снегом…» - стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей.

Слайд 10

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

При подготовке проекта я прослушал много стихов Сергея Есенина в исполнении известных артистов театра и кино. Особенно мне понравились стихи в исполнении артиста Сергея Безрукова. Завораживающее чтение стихотворений!!!

Слайд 11 (видео)

Слайд 12

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках.

Заслуга поэта велика.

Произведения его затрагивают темы, близкие народу.

Язык Есенина прост и доступен.

Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой.

Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край,

Я влюблён в лирику Есенина!!!

Слайд 13

В ходе работы над проектом я выяснил:

  1. Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины.
  2. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны.
  3. Читая стихи Есенина, я понял, что у природы есть душа, она живая.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель: Понять отношение поэта к родной природе на примере поэзии С. Есенина. Задачи: Изучить биографию поэта Подобрать стихи о природе Научиться выразительно читать стихи Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? Результат проекта: Выразительное чтение стихов Компьютерная презентация

Сергей Александрович Есенин Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

О поэте Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант. Сам Есенин в разное время называет разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзию Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина.

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Берёза

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.

«Сыплет черемуха снегом…» - стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной-порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей.

Т емы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа - часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким "Русь".

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают темы, близкие народу. Язык Есенина прост и доступен. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин - жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край. Я влюблён в лирику Сергея Есенина!!!

В ходе работы над проектом я выяснил: Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны. Читая стихи Есенина, я понял, что у природы есть душа, она живая.

Использованные ресурсы Интернет: 2. Видео: https://youtu.be/8nAzCk1laDI https://my.mail.ru/bk/volodin.52/video/_myvideo/1943.html 1.Фото и картинки http://www.sesenin.ru/# http://900igr.net/kartinki/literatura/Esenin/Sergej-Esenin.htm http://dreempics.com/img/picture/Jul/17/50c6c87dc3dc3402ee657c7aa94e10ef/1.jpg l




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. А. Есенина;
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • портреты и фотографии С. А. Есенина;
  • презентация к уроку (транслируется на экране с помощью проектора);
  • карточки с заданием для работы на уроке, с домашним заданием.

ХОД УРОКА

Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

I. Слово учителя

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа – с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”.
Сегодня на уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.
Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нём-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – поэту даже не понадобилось псевдонимов, столь популярных в его время.

II. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина (с просмотром презентации).

III. Чтение и анализ ранних стихотворений

“Стихи я начал писать рано, лет в девять”, – говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить незаурядность авторского мировосприятия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, метафор, эпитетов:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Котеночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе – ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть – о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Читаем стихотворение «В хате» (1914)

Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок. Вычурных образов, всё обыденно, достоверно… И всё же оно притягивает: меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно, но просвечивает в откровенности, доверительности, в мелодии стиха.

Чтение стихотворений 2-4 (Приложение 1 )

– Как Есенин изображает природу?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями – найдите их в тексте….
В поэзии Есенина есть и тихие звуки – приведите примеры («шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох»…) – и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихотворениях Есенина?

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; много зелёного цвета, синего, голубого и золотого. Есть и белый. И чёрный, и серый цвета… но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные цвета и оттенки.

– В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

«Запах мёда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «Духовитые дубровы», «пряный вечер»…

– А какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Закаты, зори, тучи, озёра, ветер, реки… Есенин рисует и мир природы, и мир животных… Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки, образ лирического героя – с клёном… Найдём примеры.

IV. Анализ послереволюционных стихотворений Есенина

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь – Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и...пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть...

Степь и ветры,
И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе.
Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и “белая береза под моим окном”, и трогательные строки:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

“Страной березового ситца” называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

Чтение стихотворений 5-9 (Приложение 1 )

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль “начертательницы третьего Завета”. При этом верит, что путь страны – “с крестьянским уклоном”. В нашествии “стальной конницы” он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И потому герой его послереволюционных стихов с горечью замечает:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен...

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И он хочет “на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. Поэтому поэт не только примиряется с действительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать

Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

V. Подведение итогов урока

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив “нищую” Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Он пытается увидеть через “каменное и стальное” образ иной страны:
Мне теперь по душе иное...
Но, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской…

VII. Домашнее задание

Выполнить сравнительный анализ стихотворений Есенина «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918) (

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Тема родной природы в лирике С. Есенина

Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России - для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.

Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.

Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».

Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.

Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.

Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера что-ли

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

«Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.

Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».

Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.

Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.

Ученица 9 класса

МАОУ СОШ №7

им. Г.К. Жукова г. Армавира

Тимошинова Екатерина



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то