Личность как субъект объект общественной жизни. Личность как объект изучения социологии. Академия социального управления

Человек - биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление - социальную сущность.
«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”

в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность - продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем - коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее - трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация - процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании - культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.


Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Социальный тип личности - это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность

По К. Марксу, личность - это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование.

48. Личность как объект и субъект общественной жизни

Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.


49. Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность - деятельностно-практическое проявление духовности. Культура - это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.Кабанов «учебное пособие».

51.Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

К-ра. - в сущности своей родовой овеществленный опыт духовного освоения той ил иной стороны жизнедеятельности человека. Ис-во. – родовой опыт освоения дух. жизни чел-ка. Мир ис-ва – мир дух. жизни чел-ка. культура является ценностью, так как ей живет душа человека(а не тело). Жизнь чел-ка является ценностью только с того момента, когда был накоплен дост. опыт, чтобы понять, ято это явление неповторимо. Чел-к в родовом значении считает, что жизнь ценна сама по себе. Производственная, экономическая, к-ра семьи т.д. – есть родовой опыт выраженный в определенных принципах жизнедеятельности человека. Эти принципы могут быть материализованы. Основная функция к-ры – сделать человека человеком. Причем к-ра единственное средство с помощью которого человек делает себя человеком. Человек существо культурное, все его свойства: способность мыслить и чувствовать, формируются благодаря культуре. В.И.Ленин на 3 съезде комсомола: «коммунистом можно стать лишь тогда, когда ты освоишь все то богатство, что было накоплено человечеством».

На земных делах как следует, реализовывать поставленные цели. И все же, видимо, следует согласиться с трактовкой этих воззрений как предфилософии. В Месопотамии, как и в иных сопредельных областях древнего Востока, не произошло еще отделения философии и науки от универсального мифологического миропонимания. И было так не потому, что отсутствовали предпосылки такого отделения, но потому что...

... (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее - филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма...

Общественных отношений

Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую тео­рию развивает И.С. Кон.

Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое раз­личие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия . Ролевая теория лич­ности выводит социологов не только на понятие «роль» – образец ожидаемого поведения индивида , но и на поня­тие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанно­стей, реализация которых и формирует роль. Понятие ста­туса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» за­меняется терминами «позиция», «социальная позиция».

Личность в ролевой теории – это определенный на­бор социальных ролей, которые выполняет человек: сту­дентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, уче­ный, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Сис­тематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, ко­торый считал, что роль описывается следующими характе­ристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдер­жанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие за­воевываются; в) масштабом – президент, академик, сле­сарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресур­сами или структурой общества, другая – размыта; г) фор­мализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль.

Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей. Но роль – это не просто то или иное социальное действие. Роль – это нор­мативное понятие. Что это означает?

1. Это определенный тип поведения, соответствую­щий роли. Так, например, студент не может во время лек­ции взять в руку мячик и запрыгать по аудитории, но это может сделать трехлетний ребенок.

2. Роль – это требования к поведению, определенные предписания; так, каждая профессиональная, обществен­ная роль предполагает выполнение человеком определен­ных, например, должностных обязанностей.

3. Как нормативное понятие, роль определенным об­разом оценивается окружающими, ожидаемая роль со­держит в себе оценочный момент.

4.Санкция – социальные, правовые или моральные последствия невыполнения предписанной роли. За невы­полнение должностных обязанностей человек может под­вергнуться и моральному осуждению, и юридическим санкциям.



Личность как субъект действия характеризуется ожи­даемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но са­мое главное, что через различные социальные роли проис­ходит развитие сущностных сил личности .

Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем соци­альным институтом, в котором действует человек, и зави­сит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, вы­сокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, пре­стижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотноше­ниями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вво­дится понятие «неформального статуса» . Так, статус ли­дера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса ми­нистра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование . Здесь с личностью могут возникать раз­личные драматиче­ские ситуации, когда статус личности ни в коей мере не со­ответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в советское время многие талант­ливые художники, поэты, писатели, творчество которых не вписывалось в «социалистический реализм», рабо­тали дворниками, грузчиками, истопниками. В годы пере­стройки часть представителей интеллигенции (врачей, учителей, ма­тематиков, «физиков и лириков») стала мел­кими торгов­цами, «челноками», где прошлый уровень об­разования и культуры не имеет решающего значения.

Статус можно приобрести от рождения (националь­ность, социальное происхождение, место рождения), дру­гие статусы достигаются.



Особую роль играет генеральный статус человека – с его правами и обязанностями гражданина той или иной страны, члена общества.

В рамках ролевой теории развиваются идеи ролевого конфликта . Он может быть внутренним, в рамках набора ролей (студент – молодой отец), такой конфликт называ­ется межролевым; чаще всего возникают конфликты ме­жду формальными и неформальными ролями. Более серь­езные ролевые конфликты – это конфликты, связанные с невыполнением предписанных общественных ролей, кон­фликт между личностью и обществом .

Как субъект общественных отношений личность ха­рактеризуется способностями, потребностями, установ­ками, мотивами поведения, ценностными ориентациями и интересами. Все это может быть реализовано через дея­тельность. Личность индивидуальна и автономна. Она ха­рактеризуется определенной степенью независимости. Личная независимость во многом связана с развитием са­мосозна­ния личности, ее культурой, волей, способностями к само­анализу, самоконтролю. Ясно, что чем более высо­кий уро­вень культуры у человека, чем более развитым яв­ляется его самосознание, тем более он независим и свобо­ден от окружающей среды. С этой точки зрения личностью явля­ется человек, определивший свое отношение к соци­альной среде, духовным, нравственным, эстетическим ценностям общества.

Но личность – это и объект общественных отноше­ний. Она может развиваться только в обществе, под воз­действием общества. Воздействие социальной среды начи­нается со становления деятельного индивида (развития сознания, усвоения языка, усвоения культуры, умения об­щаться). Личность становится объектом воздействия фак­торов макросреды и микросреды: всего общества в целом и ближайшего окружения (семьи, родственников, друзей, коллектива). Личность застает общество на том или ином этапе его развития, экономического и культурного, с опре­деленной социальной структурой, образом жизни, систе­мой воспитания – все это воздействует на личность через различные факторы объективного порядка: школа, вуз, средства мас­совой информации, сложившаяся в обществе система вос­питания и др. Не менее сильное воздействие на личность оказывают и факторы субъективного порядка – нефор­мальные группы, субкультура этих групп, межлич­ностное общение. Диалектика объективного и субъектив­ного в личности заключается в ее избирательности. На оп­реде­ленном этапе развития личность сама «творит» себя в со­ответствии с теми ценностями, которые она выбирает, с тем поиском варианта, который позволил бы ей лучше са­мореализоваться. Личность чаще всего сама создает свое будущее, свою жизнь. Переплетение социального и инди­видуального, объективного и субъективного выражается в простом, всем известном понятии «судьба ».

Социализация личности

Социализацию личности социология рассматри­вает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об­щества.

Социализация включает как социально контроли­руе­мые процессы, связанные с целенаправленным воздей­ст­вием на личность, так и стихийные, спонтанные, влияю­щие на ее формирование. Об объективных факторах уже упоминалось – это воспитание, образование, культура и др.

Социализация – это сложный процесс диалектиче­ского взаимодействия среды и наследственности. В ре­зультате социализации индивид становится личностью, то есть носителем системы взглядов, оценок, убеждений, привычек поведения. В современной западной социологи­ческой и психологической литературе вопрос о первичной социализации детально разработан. Наибольшей известно­стью пользуются теории социализации З. Фрейда, амери­канских социопсихологов Ч. Кули, Э. Эриксона, Дж. Мида, В. Мак­гвайра, и др.

По З. Фрейду социализация личности начинается с сек­суально-ролевой социализации. Главная роль предназна­чена человеку природой, считает Фрейд. Это роль жен­щины или мужчины. Половая специализация идет с рож­дения и проходит несколько стадий: оральную, когда ре­бенок усваивает навыки сосания и глотания; анальную (1-3 года) – в этот период ребенок учится «туалету», эле­мен­тарному уходу за собой, учится владеть своим телом; фи­зическую (4-5 лет) – в этот период ребенок удовлетво­ряет свое любопытство, познавая разницу между полами; ла­тентную (с 5 лет до подросткового возраста) – здесь вни­мание ребенка сосредоточено на окружающем мире, бы­стро идет процесс интеллектуального развития, сексуаль­ное развитие замедляется; генитальную – это период по­лового созревания, когда особенно остры эмоциональные переживания, истинная зрелость связана с усвоением со­циальных норм поведения.

Американский психолог Эрик Эриксон рассматри­вает социализацию как процесс развития индивидуально­сти . Он формулирует две основополагающие идеи социа­лизации: 1) личность развивается по мере готовности ее двигаться вперед и расширять «радиус» своих социальных ролей; 2) общество, социальная среда могут как содейство­вать этому продвижению, так и тормозить его. Стадии раз­вития личности он формулирует через конфликт, форми­рование противоположных качеств: доверие – недоверие (до 1 года); автономия и уверенность (2-3 года); стыд – со­мнение; инициатива – виноватость; деловитость – непол­ноценность (эти качества формируются в 6-11 лет); юность (самоутверждение – неопределенность); молодость (дружба – любовь или изоляция); средний возраст (вос­производство или самопотребление); пожилой возраст (ин­тегрированность или одиночество и отчаяние, оценка жиз­ненного пути как неудавшегося). Так, по Эриксону, дове­рие – недоверие формируется в зависимости от того, удов­летворяются ли нужды ре­бенка, автономия, уверенность, инициатива, виноватость – от того, как окружающие спо­собствуют его познанию ок­ружающего мира, стимулируют его или постоянно одерги­вают ребенка, говорят ему: «от­стань», «не задавай глупых вопросов» – в этом случае у ребенка подспудно формиру­ется чувство вины, неуверен­ности, он становится безыни­циативным.

С точки зрения Дж. Мида , «Я» – это продукт опыта социального взаимодействия (об этом уже шла речь ранее). Поэтому и социализация – это определенный тип взаимо­действия, игры. Первый этап социализации – подготови­тельный или этап имитации детьми поведения других. Второй этап – собственно игровой, освоение социальных ролей ребенком идет через игру в той или иной последова­тельности. Третий этап – этап системной игры , когда «исполнение» социальных ролей идет уже осознанно. Иначе эти стадии можно назвать «имитация, подражание, научение». Основой для понимания между личностью и обществом Мид считает существование двух «Я»: а) сти­хийные, внутренние тенденции, заложенные в человеке; б) социализированное «Я» – усвоение социальных позиций других, общих для группы, общества в целом.

Бихевиористские тенденции прослеживаются здесь в том, что Мид рассматривает поведение человека как серию «инициатив» моего «Я» и коррекцию этих инициатив об­ществом.

Известный психолог Жан Пиаже в качестве веду­щего фактора социализации рассматривает интеллектуаль­ное развитие личности, которое он неразрывно связывает с со­циальной средой. Согласно операциональной концеп­ции интеллекта Пиаже , функционирование и развитие пси­хики совершается в рамках адаптации к среде: сенсомо­торная стадия, способность сохранять в памяти образы предметов; предоперационная стадия – дети учатся раз­ли­чать сами предметы и их символы, например, они уже не отождествляют домик из песка с настоящим домиком; ста­дия конкретных операций; стадия формальных операций (или абстрактное мышление). Ребенок в про­цессе социали­зации ассимилирует материал, который он получает извне, а затем последовательно «приспосабли­вает» (у Пиаже это называется аккомодацией) его к кон­кретным ситуациям. Высшая форма такой аккомодации – проявление у инди­вида операционных структур, то есть определенных сис­тематизированных предметных дейст­вий. Развитие при этом абстрактного мышления, по Пиаже, это мерило ин­теллектуального развития.

В самом широком социологическом аспекте социали­зация – это процесс филогенетический (формирование ро­довых свойств человека) и онтогенетический (формирова­ние конкретного типа личности). При этом процесс спе­циализации не сводится к непосредственному взаимодей­ствию индивидов, а включает в «снятом» виде всю сово­купность общественных отношений. Результатом социали­зации является развитие индивидуальности. Социализация – не механическое наложение на индивида готовой «соци­альной формы», а результат его активного взаимодействия с этой «формой». Процесс социализации идет и продолжа­ется всю сознательную жизнь личности. Поэтому в социо­логии присутствует и понятие ресоциализации – «усвое­ние новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не­достаточно усвоенных или устаревших» . Ресо­циализация охватывает многие виды деятельности чело­века – от исправления дефектов речи до профессиональной переподготовки, усвоения новых видов деятельности, адаптации к новым социальным условиям. Необходимо заме­тить, что помимо социализации и ресоциализации су­щест­вует и процесс, который можно назвать десоциализа­цией – это утрата человеком уже имеющихся социальных ка­честв, навыков, свойств, чаще всего его связывают с де­градацией личности или маргинализацией. В любом слу­чае, это «социализация наоборот».

В последние годы в нашем обществе идет процесс роста «десоциализированных» слоев, людей, утративших свой прежний социальный статус, опустившихся мо­рально, физически и интеллектуально. Это бомжи, прости­тутки, алкоголики, наркоманы, некоторая часть безработ­ных и др. Так что процесс социализации неизбежно имеет и свои издержки – дефектологические школы и десоциали­зированные слои населения.

Немаловажную роль в процессе социализации имеет система «агентов» социализации и показателей социализа­ции. Так, агентами социализации являются родители, вос­питатели, друзья, учителя, наставники. Чтобы человек пра­вильно и гармонично развивался, ему необходимо внима­ние, забота и любовь. Отсутствие родительской заботы выражается в социологии термином депривация . Дети, выросшие в условиях депривации, как правило, отстают от своих сверстников не только в эмоциональном развитии, но и в интеллектуальном, крайней степенью депривации является госпитализм, или изоляция. В условиях изоляции воспитываются дети в детских домах, домах ребенка, ин­тернатах. Здесь они полностью лишены родительской ласки и любви.

Сегодня имеют огромное значение такие средства или агенты социализации, как средства массовой инфор­мации и школа. Пожалуй, именно эти два фактора оказы­ваются наиболее сильными по интенсивности и длитель­ности воздействия.

Что касается показателей социализации, то ими яв­ляются технико-экономические показатели, например, ма­териально-техническая база образования, наличие средств для проведения досуга, наличие материальных возможно­стей для тех или иных видов деятельности, реализации по­требностей личности.

В заключение необходимо сказать, что социализация – процесс, играющий огромную роль в жизни как лично­сти, так и общества. Социализация обеспечиваетсамово­зобновляемость общественной жизни, а с точки зрения личностной – это реализация способностей, задатков чело­века, усвоение культуры.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.

Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.

Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.



Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.

Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то