Правописание -тся и -ться в глаголах. Всё получится: тся и ться Правила правописания тся ться

Постоянно делаю ошибки в глаголах, оканчивающихся на -тся и -ться. Помогите понять и запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет.

Ответ

Неправильное написание глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" - одна из самых распространённых ошибок на просторах Интернета, режущих глаз и портящих впечатление даже от самых хороших блогов и прочих сайтов. Обычно пишут лишний мягкий знак: "он мне нравиться", "у него ничего не получиться". Для людей, пишущих грамотно, даже не возникает вопроса о том, писать или не писать мягкий знак, они это делают автоматически правильно, не задумываясь. Поэтому правило для правильного (извините за некоторую тавтологичность) написания глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" нужно только тем, кто совершает ошибки. Зная за собой этот "грех", нужно каждый раз при необходимости написать слово с "тся" и "ться" это правило вспоминать, пока в один прекрасный день оно вам перестанет быть необходимым, потому что вы начнёте чувствовать единственно верное написание без прибегания к правилу.

Задайте к глаголу вопрос (один из этих: что делает? что сделает? что делать? что сделать?). Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он необходим. Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове его тоже нет.

Что делает? (мягкого знака нет) - Веселится, кувыркается, женится, отжимается, учится...

Что (будет, хочет, намеревается, собирается...) делать? (мягкий знак есть) - Веселиться, кувыркаться, жениться, отжиматься, учиться...

Что сделает? (мягкого знака нет) - Спохватится, соберётся, надорвётся, отзовётся, простудится...

Что сделать? (мягкий знак есть) - Спохватиться, собраться, надорваться, отозваться, простудиться...

Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он нужен.

Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове он не нужен.

Иногда (очень редко) бывает невозможно задать к глаголу вопрос (если в предложении нет подлежащего). В этом случае смело пишите без мягкого знака.

Не годится молодиться. К "молодиться" легко поставить вопрос: "что делать?", а к "не годится" вопрос задать не получается - пишем поэтому без мягкого знака.

И несколько пословиц, которые помогут почувствовать разницу между "-тся" и "-ться".

Не плюй в колодезь, случится напиться.

Кто без дела божится, на того нельзя положиться.

На что было жениться, коли рожь не родится.

На что тем хвалиться, что в люди не годится.

Хорошотрудиться - хлеб уродится.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Как шьётся, так и носится.

Чем завираться, лучше молча почесаться.

Волков бояться - в лес не ходить.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

💡

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 313.

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!

Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Задачи:

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные :

    формируется умение понимать познавательную задачу;

    формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

    формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные :

    формируется умение планировать необходимые действия;

    формируется умение контролировать учебные действия;

    формируется умение замечать допущенные ошибки;

    формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные :

    формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

    формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные :

    формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

    формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.

Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.

Тип урока : урок умений и навыков.

Ход урока.

    Мотивация (фронтальная работа).

Слайд 2.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

Продолжи предложения с соседом по парте.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

О чем стихотворение?

III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

    Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

Слайд 1.

Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

Слайд 3.

    Работа над темой урока.

    1. Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Неопределенная форма

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Нужно учиться

Нужно трудиться

Он учится

Она трудится

    1. Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

Где нужно поставить мягкий знак?

Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Но!!! Не путай!

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Запомните!

слайд 4

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Вариант физкультминутки.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться.

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

    1. Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

В современном мире очень много общения происходит через написание текстов в интернете – это может быть чат в игре, переписка в или социальных сетях, комментарии в тех же социальных сетях или на других сайтах. Но факт остаётся фактом – текста очень много. Увы, но и ошибок достаточно. Одна из самых распространённых – правописание «ться» и «тся» в окончаниях глаголов.

Ради эксперимента я зашёл в чат одной недавно запущенной и достаточно популярной онлайн-игры. За полчаса я насчитал 22 использования глаголов с соответствующими окончаниями и… 10 раз была допущена ошибка, т.е. практически в половине случаев. И это достаточно печально.

Как же определить, в каком случае нужно писать на конце «ТСЯ», а в каком – «ТЬСЯ»?

Начнём с того, что «ТСЯ» пишется в том случае, если глагол стоит в 3-ем лица, а «ТЬСЯ» — если глагол стоит в инфинитиве. Но есть более простой способ – задать вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет. Если в же в вопросе на конце нет мягкого знака, то его не будет и в глаголе.

  • Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?» или «Что сделает?» — пишется «ТСЯ».
  • Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?» — пишется «ТЬСЯ».

Примеры

На экране смартфона начали появляться царапины. Начала что делать? Появляться. Мягкий знак в данном случае нужен.

Планшет скоро зарядится . Планшет что сделает? Зарядится. Мягкий знак не нужен.

Ты не дал планшету зарядиться , поэтому батарея опять скоро сядет. Не дал что сделать? Зарядиться. Мягкий знак нужен.

Дополнительно

Мальчик старается учиться, но не получается . В первой части предложения имеется два глагола с «тся» и «ться» на конце. Вопрос нужно задать в обоих случаях. Мальчик что делает? Старается. Мальчик старается что делать? Учиться. В первом случае мягкий знак не нужен, а во втором – нужен.

К некоторым глаголам вопросы «Что делать?» / «Что сделать?» не подходят. Их можно заменить на аналогичные вопросы, к примеру, «что происходит?». В этом случае мягкий знак не нужен. Если же вопрос звучит «Что будет происходить?», то мягкий знак нужен. Пример – осенью будет рано смеркаться. Осень что будет происходить? Мягкий знак нужен.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то