Исторические ребусы по истории. История россии в кроссвордах, шарадах и загадках

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чем идет речь.

Загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Отгадали?

Правильно, это ребус. В нашем понимании ребус - это своего рода загадка, где слово или даже фраза представлены в виде картинок, символов. Считается, что само слово «ребус» родилось из латинской фразы «не словами, а при помощи вещей».

Мы встречаемся в своей жизни с ребусами часто. А знаете ли вы историю появления ребусов?

Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И В таком виде ребус дошел и до нас.

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы. Для того, чтобы правильно отгадать ребус, конечно, надо знать эти правила.

Попробуйте разгадать несколько ребусов, а .

Тайна ребусов.

Ребус (от латинского « rebus » - «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.

История возникновения ребусов :

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.

Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.

В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро , появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

О пользе разгадывания ребусов :

«Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…». А так же оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

  1. Способствуют развитию мышления.
  2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
  3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
  4. Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Виды ребусов .

  • Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
  • Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
  • Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
  • Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
  • Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
  • Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
  • Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
  • Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Правила разгадывания ребусов :

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка
  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;
  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 - опять; 100Г - стог);
  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Правила составления ребусов :

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе . Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы . В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например , нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например : «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:


В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо « восемь » можно прочесть « СЕМЬВО » , а вместо « вода » - « ДАВО » . Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика .

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например : «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например : «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по» . Например : «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у» . Например : «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца . Например , нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова . Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую . Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например : «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например , нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами . Например , «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К» . Например , «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например , «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например , слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:


Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, « :) » - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.


«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Ребусы по истории отечества (сборник)

Введение

Ребус (от лат. rebus - «при помощи вещей»), представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвященных, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

В Европе литературные ребусы часто можно было видеть на родовых девизах, личных печатях, монограммах, экслибрисах и, наконец, в качестве развлечений или загадок. В Англии известным ребусом является долговая расписка «IOU». Загадки в виде картинок широко использовались в рекламных кампаниях.

Исторический матери­ ал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для обучающихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо пони­ мают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особен­ ность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только пре­ дельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам.

Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз.

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества» предложены ребусы, которые могут быть интересны педагогам, воспитателям коррекционных школ, а также педагогам из образовательных школ.



















Заключение

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества, 8 класс» предложены ребусы, которые можно использовать на уроках истории, в качестве знакомства с новыми терминами, а также для их закрепления. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз. Поэтому использование ребусов на уроках способствуют развитию и коррекции мышления, запоминанию исторических дат, имен.

В рамках учебно-методического комплекта «История Отечества, 8 класс для школ VIII вида» данный сборник тестов является составной частью комплекта. Все тесты представлены в электронном варианте на диске. Обучающиеся могут самостоятельно использовать их для проверки и закрепления знаний, а также учителем на любом этапе урока.

Список литературы

1. Петрова, Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л. В. Петрова. – М.: Владос, 2003. – 208 с.

2. Пузанов, Б. П. История России: учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / Б. П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 312 с.

3. Смирнова, А. Н. Коррекционно- воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей [Текст] / А. Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 104 с.




Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира в 5 классе Своя игра в ребусах на тему: «Культура Древней Греции».


Симакина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания, ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №62 3-4 вида, республика Бурятия, г. Улан – Удэ.
Краткое описание: Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.,) и дополнительной литературы. Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте она является необходимым условием всестороннего развития ребенка и одним из основных средств его воспитания и обучения. Интеллектуальные игры – это важный и необходимый элемент в развитии учащегося, Проведение игры с использованием ИКТ способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации, Материал может быть интересен учителям истории для проверки домашнего задания, организации повторительно – обобщающих уроков по данной теме перед проведением контрольных работ, также её можно использовать для проведения внеурочных мероприятий.
Цель: Прививать интерес к истории.
Задачи:
- углублять знания о культуре Древнегреческого общества;
- продолжать формировать познавательный интерес к истории Древней Греции;
- развивать умения разгадывать ребусы;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать уважение к ценностям мировой культуры;
- воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде.
Возрастная категория участников: учащиеся 5 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: игра с разгадыванием ребусов.
Предварительная подготовка:
- учащиеся формируют команды, выбирают капитанов, выбирают название своих команд;
- подбор материала к игре;
- подбор стихотворений, музыки;
- составление ребусов, презентации.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор (при использовании презентации), сигнальные карточки.
Раздаточный материал:
Ребусы на каждого ребёнка.
Бланки ответов.
Ресурсы: компьютерная презентация.

Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим «Свою игру». На русский язык название игры переводится, как «Рискуй!». «Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость» - сказал Л.Н. Толстой. Игра – состязание знаний, сообразительности, коллективизма.
В нашей игре будут участвовать 2 команды. 1 команда «Прометей» и 2 команда «Спарта» просим их занять свои места за игровыми столами.
Звучит музыка: «Сиртаки».
Представляется состав жюри.
Правила игры.
Игра состоит из 5 раундов. 1. Раунд – «Школа в Древней Греции», 2. Раунд – «Великие люди», 3. Раунд – «Искусство», 4. Раунд – «Боги Древней Греции», 5. Раунд – «Крылатые слова». На каждую из тем дано 5 вопросов различной степени стоимости – 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Команды отвечают на вопросы письменно.
Команда, которая правильно и быстрее остальных ответила на вопрос, получает право выбрать тему и номер вопроса первой.
Время на обсуждение составляет 1 минута. По истечении 1 минуты по сигналу команды записывают свой вариант в бланк ответа и отдают жюри, при этом, если команда не уверена, то ответ можно вообще не сдавать.
В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса.
Игра заканчивается только тогда, когда все вопросы отыграны. К вопросам, которые остались без правильного ответа, возвращаемся в конце всей игры. В нашей игре к поставленным вопросам есть подсказка в виде ребуса. Отгадав его, вы найдёте правильный ответ.

Ведущий:
Я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы должны определить какому государству он его посвятил.
Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.
Блистательный Патрокл сраженный умирал.
А Гектор меч о траву вытирал
И сыпал на врага цветущие левкои.

Над прахом горестно слетались с плачем сои,
И лунный серп сеть туник прорывал.
Усталый Ахиллес на землю припадал,
Он нес убитого в родимые покои…
Ответы детей.


Ведущий: Верно, своё стихотворение Сергей Есенин посвятил Греции. Наша игра будет посвящена культуре Древней Греции. Ведь культура Древней Греции внесла значительный вклад в развитие всей мировой культуры.


1.Раунд. «Школа в Древней Греции».


10 баллов. Был он сильным – нужен был.
А не стало больше сил
Должен мальчика водить.
В школу. Да к тому же научить
Его всяческим манерам,
Чтоб мог стать для всех примером.


Ответ: Педагог.


20 баллов. Это палочка для письма, у которой один конец был острым, им писали по восковой дощечке, другой – тупым, им затирали написанное.


Ответ: Стиль.


30 баллов. Частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.


Ответ: Палестра.


40 баллов. Центры интеллектуальной жизни - где были места для занятия спортом, отдыха, библиотеки.


Ответ: Гимнасии.


50 баллов. Как называли молодых афинян, которые достигали 18 лет, кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу.


Ответ: Эфеб.


2.Раунд. «Великие люди».


10 баллов. Отец медицины. Он первым стал рассматривать болезнь не как кару богов, а как естественное явление. В наши дни все врачи дают «Клятву...»


Ответ: Гиппократ.


20 баллов. Древнегреческий историк, «отец истории», по выражению Цицерона; вся античная культура испытала на себе влияние его трудов.


Ответ: Геродот.


30 баллов. Отец философии будил мысли о правде, добре и зле.


Ответ: Сократ.


40 баллов. Великий математик, физик, механик и инженер Древней Греции. Известно, что родился в Сиракузах, в III веке до н.э.


Ответ: Архимед.


50 баллов. Отец географии, с 235 г. до н.э. - глава Александрийской библиотеки. Первым в мире подсчитал длину окружности земного шара.


Ответ: Эратосфен.


3.Раунд. «Искусство».


10 баллов. Как назывался «верхний город». В нём в древней Греции находились святыни, казна и те, кто правил государством.


Ответ: Акрополь.


20 баллов. Особое сооружение, приспособленное для драматических и других представлений.


Ответ: Театр.


30 баллов. Памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах.


Ответ: Парфенон.


40 баллов. Древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики, живший в V веке до. н.э.


Ответ: Фидий.


50 баллов. Скульптура Фидия покровительнице Афин и всей Аттики.


Ответ: Богиня Афина.


4.Раунд. «Боги Древней Греции».


10 баллов. Он меткий стрелок и на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он -
Брат Артемиды, бог...


Ответ: Аполлон.


20 баллов. Бело лика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...


Ответ: Афродита.


30 баллов. Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то