Пишем сочинение по исходному тексту художественного стиля. Пишем сочинение по исходному тексту художественного стиля Работа учителя русского языка и литературы Пацера Е.Н. Ключевые вопросы урока

Человек - высшая ценность. Сочинение по А. Солженицыну

Пишем вступление, определяем проблему

Во все времена говорится, что человек - высшая ценность, но бывает так, что он становится изгоем, когда его преследуют, отнимают у него свободу, а порой и жизнь. Проблему бесчеловечного отношения к личности в тоталитарном государстве ставит А. И. Солженицын. Почему обесценивается жизнь человека в стране, где полностью контролируется и общество, и все аспекты жизни человека? Мне кажется, этот вопрос является главным в отрывке из книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Пишем комментарий, приводим два примера из теста

Почему именно этот вопрос представляется мне особенно значимым? Во-первых, здесь рассказывается о судьбе девочки, попавшей в страшные условия сталинского ГУЛАГа. Но не только она, вся её семья страдает не за какие-то уголовные преступления, а за веру в Бога (предложение 3). Во-вторых, мы видим, что девочка, горячо любящая мать, свою семью, «стала политической», так как не может не понимать того, что попирается свобода человека, свобода вероисповедания (предложения 6, 10), само право на жизнь: «И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха». Судили четырнадцатилетнюю! Пусть девочку не расстреляли, но жизнь ей сломали: до восемнадцати лет она была в обычных лагерях, потом в особых. Два или три лагерных срока были у Зои Лещевой «за прямоту и язык». Горько и иронично звучат последние восклицательные предложения о стране, в которой «дети- хозяева коммунизма» преследуются страной, «которая так любит своих детей»!

Мне кажется, что именно в этих горьких восклицаниях и содержится авторское отношение к поставленной проблеме: тоталитарное государство, в котором попираются права человека, - страшное зло, которого быть не должно! С этой точкой зрения невозможно не согласиться, в этом нас убеждает и история, и литература.

Примеры из истории (включи их в сочинение самостоятельно)

В 20-е гг. создается система лагерей (ГУЛАГ). В 1937-1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии (Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и армии (Тухачевский, Егоров, Уборевич и др.), сотни тысяч простых людей, окончательно укрепилась власть Сталина. Исполнители террора во главе с наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежовым были расстреляны, на них же списали вину за «перегибы».

4 миллиона крестьян были раскулачены. Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Примеры из литературы

1. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

2. Б. Васильев. «Завтра была война»

3. А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». "Один день Ивана Денисовича" связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 - 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но описания этого дня читателю достаточно для того, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, многое узнать о жизни заключенных, ужаснуться этой жизни.

4. В. Шаламов. «Колымские рассказы» — первый сборник рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых ГУЛага. Сборник создавался с 1954 по 1962 год, после возвращения Шаламова с Колымы. «Колымские рассказы» знакомят читателя с жизнью заключённых ГУЛАГа и являются художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым за 17 лет проведённых им в заключении c 1929 г. по 1931 г. и Колыме (1937—1951)

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту».

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором обесценивается жизнь человека. Литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём — вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Лучшие люди, не потерявшие способность мыслить, уничтожаются, а остальные теряют связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. «Благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Текст А. Солженицына

(1)Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. (2)Это вот как было. (3)Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. (4)А Зое было всего десять лет. (5)Взяли ее в детский дом (Ивановская область). (6)Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. (7)И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. (8)Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! (9)Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! (10)Борьба за крест продолжалась. (11)Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. (12)«У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. (13)Лучше буду политической, как вся семья».

(14)И она стала политической! (15)Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. (16)И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! (17)Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. (18)На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (19)(Малолетки любят спорт! (20)Важно только правильно их направить. (21)Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. (22)А надписи все появляются, и ребята хохочут. (23)Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.

(24)Террористический акт! (25)Приехали гебисты. (26)Начались по всем их правилам допросы и угрозы: (27)«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (28)(А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. (29)Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.

(30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?

(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. (35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

(39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(40)Да здравствует наша веротерпимость!

(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!

(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

Текст для анализа Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию её отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья». И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их. Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал. Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.) Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила: - Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши? И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела. ?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме: 1).Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. Заключение Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5 Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом: 1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в... Тебе поможет начать сочинения и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … 2.Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения! Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Рассказывая историю Зои Лещевой, автор поднимает проблему бесчеловечного отношения к ребёнку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?). Другие проблемы 2. Вспомним, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?). 3. История Зои Лещевой - это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?) Комментарий к проблеме исходного текста Проблему духовной стойкости человека А. И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения, Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребёнка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить. 3. Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Можно написать: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).» Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами: Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … 4. Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текстарассуждения Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище… Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12. Примерно такими могут быть твои аргументы Судьба Зои Лещеевой потрясла меня. Как же бесчеловечно государство, в котором жизнь человека, тем более ребёнка ценится так низко. От своих дедушки и бабушки я слышал о том страшном времени. Мне рассказывали, что в тридцатые годы человека могли арестовать за что угодно: за политический анекдот, за двусмысленную шутку, за украденные с поля колоски… Примеров страшных гонений против личности в тоталитарном государстве немало в нашей литературе. Вспомним трагическую поэму А. А. Ахматовой «Реквием». (…). Как страшна судьба талантливого поэта О. Мандельштама.(…) Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, сосœеди смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь всœе – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателœем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителœей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделœения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте должна быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в данном случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинœения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всœех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всœего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста͵ который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. ʼʼУ такой святой женщины, как моя мать, дочь не должна быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семьяʼʼ.

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всœех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи всœе появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всœем их правилам допросы и угрозы: ʼʼВыдайте банду террористов, иначе всœех расстреляем за террор!ʼʼ (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. В случае если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

– Это сделала всœе я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восœемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восœемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя всœе сидела.

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!

Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А.И. Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына ʼʼАрхипелаг ГУЛАГʼʼ. Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг - ϶ᴛᴏ группа близко расположенных друг к другу морских островов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, название книги - ϶ᴛᴏ метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всœеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в комментарии: МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разᴦ.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не всœе видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг ʼʼДети – хозяева коммунизмаʼʼ на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвинœенных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

В первую очередь, как и во всœей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой - ϶ᴛᴏ потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинœения, и всœе же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всœего мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
Размещено на реф.рф

Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинœения ЕГЭ.

Итак, нужно быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделœенная проблема ставит под удар содержание всœего сочинœения!

Ключевые вопросы урока:

‣‣‣Что такое комментарий?

‣‣‣Каковы типы комментирования текста?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась.Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья». И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал. Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.) Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила: – Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши? И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела. Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети – хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А.И. Солженицыну)

Показать текст целиком

Передо мной текст А. И. Солженицына, в котором автор рассматривает проблему, как сохранить веру . Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень интересна.

Автор анализируемого текста утверждает, что Зоя Лещёва не отказалась от веры в Бога, хотя это было запрещено: "Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста..." Также писатель говорит о том, что "Зоя устояла: она не научилась ни воровать, ни сквернословить".

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 21 села Архиповского
Будённовского района»
Ставропольского края
Пишем сочинение по
исходному тексту
художественного стиля
Работа учителя русского
языка и литературы
Харлановой Натальи
Георгиевны

Текст для анализа
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с
бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в
Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она
объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И
завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя
озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся
воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя
устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой
женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как
вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней
угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь
увлекла за собою их. Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали
появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно
только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает
слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно
утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы:
«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного,
подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам
распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
- Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности
закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И
потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она
была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй
лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!
Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А. И. Солженицыну)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

1.
2.
3.
4.
5.
Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем
исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
Аргументация собственного мнения по проблеме:
1).Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
Заключение
Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как
минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным
абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше,
абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста,
снижается оценка по критерию К5

Формулировка проблем исходного текста

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким
образом содержание текста касается вас, других людей, всего
человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная
ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация,
частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной
идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте
проблему так, чтобы она охватывала не только случай,
рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно
обозначить следующим образом:
1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то
проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо
проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть,
рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо
проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического
вопроса, например,
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать
настоящими?
Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе,
эссе и т. п.) или
Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их?
Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя
близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли
над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который
остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...
Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:
Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:

2.Можно указать № предложения из текста или записать то
предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная
проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что
она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная,
философская, политическая, нравственная и т. д.
Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста.
Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего
сочинения!

Перед нами отрывок из книги Александра
Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
В книге Солженицына приводится множество
историй людей, несправедливо обвиненных в
различных преступлениях против
существующего государственного строя и
попавших в тюрьмы или на лагерные работы.
Рассказывая историю Зои Лещевой, автор
поднимает проблему бесчеловечного
отношения к ребенку (и человеку
вообще) в тоталитарном государстве
(почему обесценивается жизнь
человека в тоталитарном государстве?).

Другие проблемы

2. Вспомним, что героиня, как и вся ее семья,
страдает за веру в Бога. Следовательно,
автор поднимает проблему свободы
вероисповедания (имеет ли право
государство преследовать человека за
его религиозные убеждения?).
3. История Зои Лещевой - это потрясающий
пример человеческого мужества, верности
своим идеалам. Здесь мы видим проблему
духовной стойкости (что помогает
человеку сохранить человеческое
достоинство в нечеловеческих
условиях?)

Комментарий к проблеме исходного текста

Проблему духовной стойкости человека А. И.
Солженицын раскрывает на примере
сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед
за другими членами своей семьи подверглась
преследованиям за религиозные убеждения,
Автор не случайно подчеркивает, что
речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже
взрослому человеку трудно сохранить веру в
себя и свои идеалы, когда он сталкивается с
насилием, ненавистью, ложью, а Зоя,
несмотря ни на что, не захотела учиться
воровать и сквернословить.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того

3. Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на
вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь
ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая
текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой
на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с
помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к
проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы
к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о
том, что делает автор.
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто.
Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста.
И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств
речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к
своим героям, к заявленной им проблеме.
Можно написать:
«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»
Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень
корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или
к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой
проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими
оборотами:
Автор
- посвящает свою статью;
- полемически заостряет проблему;
- эмоционально воздействует на читателя;
- делает читателя своим союзником;
- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
- раскрывает сущность поставленных проблем;
- точно формулирует мысль;
- заставляет читателя задуматься над проблемой;
- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается найти в читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного
разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

4. Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текстарассуждения
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для
этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог).
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию
автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами
проблеме.
Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать
или опровергнуть. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку
тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может
подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а
аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и
аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией
автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны
постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы
поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая
работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее
драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми, понятными;
отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Читательский опыт
Художественная
литература
Историческая
литература
Научно-популярная
литература
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к
нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение,
чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется,
нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не
причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень
много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва
Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они
стремились стать лучше, добрее, чище…
Когда вы будете обращаться к русской классической литературе,
запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр
Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её
Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как
это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня,
Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать
корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К
12.

Примерно такими могут быть твои аргументы
«Судьба Зои Лещеевой потрясла меня.
Как же бесчеловечно государство, в котором
жизнь человека, тем более ребенка ценится так
низко. От своих дедушки и бабушки я слышал о
том страшном времени. Мне рассказывали, что в
30-е годы человека могли арестовать за что
угодно: за политический анекдот, за
двусмысленную шутку, за украденные с поля
колоски…
Примеров страшных гонений против личности в
тоталитарном государстве немало в нашей
литературе. Вспомним трагическую поэму
А. А. Ахматовой «Реквием». (…..). Как страшна
судьба талантливого поэта О, Мандельштама.
(….)»

Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со

своим собственным
видением этого вопроса

В работе использована материалы статьи
Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич,
Н. А. Шапиро.
«Требования к содержанию части С на ЕГЭ по
русскому языку.
Способы выявления проблемы текста и авторской
позиции. Комментирование как аналитикосинтетическая работа с текстом.»
Русский язык, №22, 2008 год

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то