Иоанно-Богословский Макаровский монастырь. Культовый исторический комплекс. Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: описание, история Т бесплодия макаровский мужской монастырь

Иоанно-Богословский Макаровский монастырь – действующий православный мужской монастырь, расположенный на территории Макаровского Погоста всего в пяти километрах от города Саранск. Макаровский Погост - памятник культуры, истории и архитектуры, имеющий солидный возраст – 300 лет. Культовый ансамбль включает в себя церковь Михаила Архангела, Иоанно-Богословский Собор, Церковь Знамения Божией Матери, колокольню и ограду с двумя башнями.

Название Погоста Макаровский происходит от представителя рода Полянских - Макара Артемьевича. Именно с его легкой руки и началось строительство этого исторического ансамбля. Истоки были заложены в 1700 году. В 1702 году была возведена церковь Михаила Архангела, немногим позднее, в 1704 - Собор Иоанна Богослова. Погост был обнесен стеной, по углам установлены две башни. Ни в церкви, ни в Соборе службы для прихожан не велись, они представляли собой нечто «домашнего монастыря». Кроме этого постройка Иоанно-Богословского Собора замышлялась как фамильная усыпальница, где умерший в 1710 году Макар Полянский нашел свое успокоение. В 1720-1730 года была построена колокольня, в 1763 году - женская богодельня. Строительство продолжалось, и в 1783 году к ограде была пристроена Знаменская церковь, которая повторяла формы Михайло-Архангельской церкви.

Практически до самого 20 века хозяевами Погоста считались Полянские. Построенные ими храмы не были приходскими. Таковыми они стали только тогда, когда Полянские окончательно покинули свои владения и продали имение нескольким владельцам. В результате этого расходы по содержанию Погоста были возложены на верующих, которые не в состоянии были его содержать. Ближе к революции Погост находился в полуразрушенном состоянии, так как средств на его поддержание не было, а после классовой борьбы все здания Погоста были снесены. Единственными постройками, которые сохранилось, были Иоанно-Богословский собор и колокольня. Таким образом, уникальный исторический комплекс был разрушен.

Во времена Великой отечественной войны на территории Погоста предполагалось размещение стрелкового полка, промышленный комбинат. Собор то возвращали верующим, то обратно отнимали. Так было до 1969 года, после чего начались реставрационные работы, продлившиеся до середины 80-х годов. Утраченные постройки восстанавливались по сохранившимся фотографиям, рисункам, архивным документам и раскопкам.

Первосвятительский визит в Мордовию

Одним из важных событий в истории Макаровского погоста стало благословление Патриарха Московского и Всея Руси на открытие мужского Иоанно-Богословского монастыря в 1994 году. В 2002 году была освещена церковь Архангела Михаила, началась реставрация погоста. В 2004 году Погост отметил свое 300-летие.

В настоящее время Макаровский погост является исторической достопримечательностью России. Он находится в центре села Макаровка на возвышенном месте. Погост прекрасно виден с окрестностей юга и запада. Жители некоторых многоэтажный домов города Саранск могут ежедневно любоваться красотой этого комплекса. В лучах яркого солнца блеск куполов привлекает взгляд, завораживает…

Иоанно-Богословский Макаровский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, находящийся в Мордовии, в селе Макаровка, расположенном всего в пяти километрах от города Саранск. Уникальный архитектурный комплекс Иоанно-Богословского монастыря размещается на территории Макаровского Погоста. В культовый ансамбль входят храм Михаила Архангела, Иоанно-Богословский Собор, церковь Знамения Божией Матери, надвратная колокольня, ограда с двумя башнями. В Иоанно-Богословском соборе находится точный список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», излечивающий больных наркоманией и алкоголизмом. На территории Макаровского Погоста находятся два чудотворных источника.


Возникновение культового комплекса Иоанно-Богословского мужского монастыря историки относят к XVIII веку. Создателями являются помещики рода Полянских. Макаровский Погост назван по имени его основателя Макара Артьемьевича Полянского, который управлял при царе Петре I Казанским краем до 1700 года. Отойдя от дел государственных, он переехал в Саранск, расширил земли, доставшиеся от отца, и занялся строительством Иоанно-Богословского Собора , который впоследствии стал, так же, его храмом-усыпальницей. Макар Артьемьевич Полянский был человеком властным, настойчивым, упорным и жестким. Сам трудился не покладая рук и другим спуску не давал, например, не пропускал проезжавших, по его территории, пока те не отработают определенное время на строительстве храма.


Первым в культовом ансамбле Иоанно-Богословского Макаровского монастыря был построен храм Михаила Архангела в 1702 году. Через два года засверкали всеми цветами радуги купола Иоанно-Богословского Собора. В 1730 году достроены надвратная колокольня и ограда с двумя башнями, строительство которых продолжалось десять лет. В начале XIX века был построен храм иконы Знамения Божьей Матери . Учреждение Иоанно-Богословского монастыря состоялось в 1994 году. Макаровский Погост в настоящее время представляет собой не только культовый комплекс, но и великолепный памятник русского строительства, на территории которого, кроме храмов, находятся богадельни, флигели, риги, мосты, пруды и парк.


Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , была явлена одержимому страстью пьянства крестьянину во сне в 1878 году. Этот крестьянин пропивал все, что у него, было, дошел до состояния нищеты и потерял способность ходить. Во сне к нему явился старец и приказал идти в монастырь Владычицы Богородицы. После первого явления старца крестьянин не послушался его. Тогда старец явился ему еще в двух снах и был уже более грозен. Начал крестьянин свой путь на четвереньках, а подошел к монастырю, уже опираясь на палку. В монастыре не понимали, о какой иконе идет речь, но, в конце концов, нашли ее в одном проходе. После молебна крестьянин вернулся домой абсолютно здоровым человеком. Позднее чудотворная икона была передана в Покровский храм Высоцкого монастыря, а в Иоанно-Богословском соборе хранится точный ее список.


Фотографии Иоанно-Богословского Макаровского монастыря



Старчество на Руси во все времена было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. Уходя в монастыри, затворы, скиты, чернецы продолжали молиться за весь мир. Особенно созревшие духом подвижники потом выходили к людям и по милости Божией исцеляли недуги, давали советы. В наше время старчество стало явлением очень редким. Господь по великой Своей милости избавляет нас от духовного сиротства и дает нам истинных пастырей. Когда благодать Божия почиет в сердце человеческом, люди ощущают особую радость возле такого человека, и общение с ним дает ощущение присутствия Божия, к такому человеку люди тянутся сами. Старчество — это действительно дар Божий, который Господь дает избранным — тому, кому благоволит Его сердце. К числу таких избранных и относится схиархимандрит Феофан(Даньков) – духовник Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря и Саранско- Мордовской епархии.

«Благослови, душе моя, Господа…»

Родился отец Феофан (в миру Даньков Владимир Федорович) на пензенской земле, в деревне Орловка Башмаковского района, в крестьянской семье. Отец - Федор Васильевич Даньков был «устроителем новой советской жизни», а мать - Мария Петровна — была женщиной глубоко верующей, что и старалась привить своим детям, которых в семье было четверо. Володя появился на свет 15 июня 1935 года. Отец Батюшки в первый год войны в январе 1941 года ушёл на фронт, а в марте на него пришла похоронка. Война была тяжким испытанием для всех и, особенно для вдов, оставшихся с кучей малых детишек на руках.

Владимир рос кротким, смиренным. В советской колхозной деревне нелегко было ему исповедовать Христа. Друзей у него не было. Как только появлялся на улице, детвора тыкала пальцем в него и, смеясь и дурачась, кричала:

— Поп идет!

А он, не злясь на них, старался поскорее пройти. Терпения ребенку было не занимать. Терпел все: холод, голод, раздетость, разутость, насмешки. В деревне была начальная школа. Мальчик обучился в ней основам грамоты, а дальше, в соседнюю деревню в семилетку ходить не стал – не во что было одеться и обуться.

— Сидел на печке голый, в одной рубашонке, — вспоминает он. — Жили в большой бедности, испытывали холод, голод.

Но даже и в эти невыносимо тяжкие времена, когда мерзлая выкопанная тайком на колхозном поле картошка была великим лакомством, Мария Петровна заставляла своих детей соблюдать пост. Ее неоднократно вызывали в сельсовет и устраивали разнос за то, что она морит детей голодом. Мать молчала, но дома от заповедей Божиих не отступала. За это Бог помиловал всю семью. Дети выросли здоровыми и все дожили до глубокой старости.

В то время по Божьему промыслу у соседки Даньковых поселился благодатный старец Григорий:

— Человек был великой духовной силы и веры, он проповедовал Христа, — рассказывает Батюшка. – К нему стекался весь народ, а колхозное начальство его презирало. Хозяйку заставляли выгнать его из дома, но она стояла на своем – будет жить у меня. Его преследовали, в район возили. Он заходил в управление, снимал шапку. Ему:

— Ты что шапку снял, в церковь, что ли пришел?

А он, показывая пальцем на портрет:

— А вон ваши вожди-то тоже без шапок сидят.

— А ты знаешь, кто это? – и тыкали в портрет Ленина.

— Не знаю, может сам сатана.

А они, ну ладно, мол, достал ты нас, завтра поедешь в район, в Башмаково, там тебе покажут. А в Башмаково опять:

— Ты это говорил?

— Говорил…

И батюшка смеется, как ребенок, радуясь мудрости и бесстрашию своего первого духовного наставника.

— Я так с ним и вырос, — говорит о.Феофан, — Он учил нас с мамкой правильно молиться, пост соблюдать. В праздники и выходные приходили к нему помолиться, с несколькими монашенками.

Когда Володя чуть подрос — в колхоз работать. Поставили его пахать на быках. Позднее он уехал на Урал, учился в ФЗУ на плотника, там и остался на несколько лет строить заводы.

— Как-то поехал к мамке в отпуск в Орловку и меня уже из дома призвали в армию. Попал я на Тихоокеанский флот, в береговую охрану.

За веру ему там тоже доставалось. На политзанятиях пытались вправить мозги отсталому малограмотному крестьянскому парню. Но невдомек было им, что этот худенький солдатик в православной вере был крепок, как камень. В полночь он незаметно выскальзывал из казармы, убегал в лес и молился. К концу службы Владимира посетили скорби и искушения, но Господь не оставлял его и вел по выбранному пути. Положили бойца Владимира Данькова в госпиталь. Случилось несчастье: в советской армии, в госпитале повесился солдатик. ЧП! Сразу из Москвы нагрянули генералы с проверкой. Пошли по палатам. Генерал глянул на тощенького посиневшего солдатика и сказал: «Комиссуйте, а то тоже повесится». «Вот так Господь помог мне выбраться оттуда», — заключает о. Феофан.

К Рождеству 1957 года вернулся Владимир домой, в страшные хрущевские времена, когда церковь гнали. Комиссованный солдатик стал пасти деревенское стадо коров. Попас немного и пошел в церковь, которая была в Башмаково, в 30 км от деревни.

— У ребят на уме одно: вино, кино да танцы. А я этого совсем не понимал. Как же без Бога жить можно? И с тех пор я от церкви не отлучался. Был церковным сторожем, научился читать, петь. В церковь ходили только бабушки, их власти не трогали. Люди в храм и священникам ничего не подавали. А я пойду за милостыней, чтобы подали дров или уголька истопить в храме печку, меня спрашивали, для кого, мол. Говорил, что для себя, и мне охотно давали, — вспоминает Батюшка.

Так проходило время в служении Богу, бесхитростных радостях, скорбях.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…»

Епископ Пензенский Мелхиседек (Лебедев) предложил ему рукополагаться, но понимал, что сделать это будет непросто. Владимиру по возрасту, и советским меркам, надо было «пахать» от зари до зари в колхозе. В Мордовии с рукоположением было попроще, поэтому его направили в с. Журавки Зубово-Полянского района. Рукоположили Владимира во иерея. Это важное событие произошло в 1977 году 17 марта на Крестопоклонной неделе. Приступил о. Владимир к службе в день памяти 40 севастийских мучеников.

И все бы было ничего, да староста в церкви оказалась настойчивая, любила, чтобы делалось по ее: не разрешала совершать крещения и венчания. А это Батюшке сильно не нравилось. Но терпение и на этот раз помогло ему. Конфликта не было.

В селе Каменный Брод состарился отец Никифор, которому помогал его слепенький сын Степан. Батюшка вскоре познакомился со Степаном, который приезжал в Журавки помолиться. Тот и предложил переехать в Каменный Брод. О. Владимир согласился. Пока наверху решали, тянули время.

— Я решил принять монашество, — рассказывает он. — Переговорил с Владыкой Серафимом (Тихоновым) и он благословил поехать в Троице-Сергиеву лавру, где я нашел о. Кирилла (Павлова), который тоже благословил меня и дал на постриг все свое: мантию, клобук, рясу.

Батюшка принял монашество с именем Феодосий в 1982 году. Родился новый земной ангел. Всё новое: и одежда, и имя… Через шесть лет о. Феодосий был возведен в сан игумена.

По приезде из Лавры епископ встретил известием о том, что решился вопрос о переводе его в Каменный Брод. А в Журавках спохватились, поехали к Владыке, просили вернуть полюбившегося всем о. Владимира. Прихожане отказывались принимать другого священника. Приезжал туда даже о. Иоанн (о. Иероним Санаксарский), и его не приняли.

— Они обо мне скорбели, что я и не рад был, что ушел. Но на новом месте мне повезло: крестить, венчать — без проблем, а мне только подавай, — с радостью вспоминает Батюшка тот период. — Однажды у меня 75 крестин и 18 венчаний было за одно воскресение. А обычно – более десяти таинств за день. Когда идет давление сверху, народ, наоборот, больше стремится к Богу. Придет этакий мужичок ко мне и просит о том, чтобы я его, коммуниста, покрестил тайно. Никто меня в советские времена не выдавал, но в районе все знали об этом. Начальники мне говорили, чтобы не крестил, а сами украдкой приезжали и крестились. А однажды пришел парторг… В конце разговора я принял у него исповедь, и вскоре тот повенчался со своей женой.

Церковь в Каменном Броду не закрывали. И прослужил в ней Батюшка десять лет. Паства его любила всем сердцем. Да и сам он этот период своей жизни вспоминает с большой сердечной радостью, хотя и тут ему пришлось нести тяжелый крест, о чем его предупредил еще в Лавре о. Кирилл (Павлов).

«Излию от Духа Моего на всяку плоть…»

С открытием Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в 1991 году о. Феодосий перешел в число братии, а в 1992 году был пострижен схиархимандритом Питиримом — бывшим насельником Свято-Успенской Почаевской лавры, которого знал еще по Тамбову, — в схиму с именем Феофан. Так Батюшка стал духовным чадом старца Питирима (отошедшего к Богу в 2010 году). Со всей России люди потоком потянулись в монастырь. Они чувствовали духовный голод, приезжали с одним: увидеть, услышать живого монаха. И Господь вознаграждал их. В Санаксарах они могли соприкоснуться с такими духоносными отцами, как Питирим, Иероним, Феофан, попросить у них совета, святых молитв, получить исцеление.

А Господь изливал Свои дары на подвижников. Со всех концов многострадальной России люди потянулись к о. Иерониму, который читал канон за болящих, помазывал их святым маслом, и люди исцелялись. А о. Феофан в это время ходил по мордовским селам с монахиней Параскевой, служа молебен о здравии болящих.

В 1995 году по благословлению епископа (ныне митрополита) Саранского и Мордовского Варсонофия перешел духовником во вновь открытый Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь, куда и хлынул поток болящих на отчитку и лечение.

Позднее схиигумена Феофана перевели в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Теперь наш монастырь знают не только в России, но и далеко за ее пределами. За помощью к батюшке приезжают даже из Америки и Германии, не говоря уже о ближнем зарубежье. Не было ни одного паломника здесь, который бы не отметил особую Божию благодать в Макаровском монастыре. Одна из женщин, объездившая все святые места в мире, коротко сказала:

— Можно больше в Иерусалим не ездить. Здесь для нас Святая Земля, Господь щедро изливает на монастырь и всех приезжающих Свою благодать.

О. Феофан возведен в сан схиархимандрита, и является не только духовником монастыря, но и всей епархии. На исповедь к нему едет все монашество и духовенство. Великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Как Господь приводит ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Своя, так дает Он и пастырей, на которых почивает Дух Святой. Благодать Божья врачует болезни пришедших, вразумляет, восполняет оскудевшие духом души. За их молитвы мы получаем благодать Святого Духа, и Господь дает нам всё для спасения души. Так говорил о духовниках великий подвижник Силуан Афонский.

Нужно ли говорить, насколько это великий, но одновременно тяжкий и скорбный крест - быть свидетелем перед Господом, пропуская через себя? человеческие грехи. По существу духовник берётся помочь душе дойти до Царствия Божия.

Батюшку, согбенного, сияющего доброй улыбкой, всегда можно увидеть окруженного множеством людей. В?его руках большая пачка поминальных записок, которые также растолканы по карманам, лежат в сумке, а в сердце — тысячи имён людей, за кого он молится. Однажды Батюшка в алтаре молился очень долго. Ворох записок, кажется, не уменьшался. После длительного стояния он распластался на записки и возопил:

— Господи! Помилуй, спаси, сохрани, пощади и исцели твоих рабов, имена которых я не успел помянуть. — И заплакал.

В 2010 году Батюшка служил на праздник Владимирской иконы Божией Матери. Вышел на проповедь, начал говорить о помощи Пресвятой Богородицы в годы войны:

— …Никогда в Москве не было лютого мороза. А когда немцы в 41-ом пошли на Москву, Богородица ударила по ним сильным холодом так, что многие из них замерзли в снегах под Москвой. И мы были спасены. И о чем не попросишь, Богородица во всем всегда помогает. Такая она, Наша Матушка, Заступница…

Голос его задрожал, и он затих. Я стояла недалеко от амвона и смотрела на Батюшку, по щекам которого лились слезы. В храме тоже многие плакали. Так проникновенно, с такой любовью о Царице Небесной, нашей Заступнице еще никто из отцов в монастыре не говорил.

Говорили мы с ним и о его духовных чадах, за которых Батюшка молится. Основная часть времени у Батюшки уходит на молитвы с земными поклонами. Люди иногда не понимают, почему они перестали болеть, почему им радостно, легко на душе. И как прозрение: «Батюшка Феофан помолился». Люди безоговорочно верят в молитвы старца. И часто перебарщивают. О чем только не просят?! Сами духовно потрудиться не хотят, отдадут записки Батюшке и ждут, когда у них все исправится в жизни к лучшему.

Измученные грехом, отчаявшиеся, унылые, потерявшие смысл и цель жизни, люди приезжают в Макаровский монастырь. И каждого, кто торопится к о. Феофану, он встречает с непременной любовью и лаской. Получить благословление у старца – большая радость для любого паломника. Какой нежностью светятся его глаза, когда подбегают совсем маленькие детки, сложив ручонки для благословления.

Его душа благоухает плодами любви, смирения, сострадания, милосердия. Кто знает тяжесть схимнического, старческого и духовнического креста, кто заглянет в монашеское сердце, кто исповедает ту скорбь, печаль, те раны, что принимает это сердце, и за себя и за всех? Один Господь.

«На недужныя руки возложат…»

В монастырь приезжают люди самые разные. И чтобы удержать их от падения в гибельную пропасть, старец наставляет на истинный путь, исповедует, отчитывает, лечит, дает епитимию для изглаживания тяжких грехов. И если человек не несет ее, тогда Батюшке приходится выполнять самому. Рассказываю об этом его чадам и паломникам, они потрясены. И великий стыд, и самоукорение охватывают их. Мысль о том, что старец за тебя кладет множество поклонов или читает покаянный канон, становится невыносимой.

Старец искренне уверен в том, кто богоугодно живет, того Господь слышит. А молиться надо с великим сокрушением и сердечной теплотой. Сколько притекает к нему людей! Ни разу он не показал, что кто-то не вовремя, что он нездоров, что он устал, что ему некогда. Ему можно открыть любой тайник души и всегда в ответ — только великодушие, милость, любовь.

Огромное количество людей собирается к нему на отчитку и лечение. Задолго до начала молебна они окружают бревенчатую келью старца в ближнем скиту и выстраиваются на всем расстоянии до храма, чтобы взять благословление, задать вопрос. И в какой-то момент по всему монастырю: «Старец вышел». И со всех концов — и старые, и малые бегут к нему с радостными лицами.

— Выхожу на отчитку, а в храме — все болящие, много бесноватых, — вздыхает Батюшка. — Что это значит? За грехи наши Господь подает нам скорбь, болезни. Но если болящий способен измениться, тогда и дело пойдет на поправку.

Перед началом молебна Батюшка обращается к собравшимся. Слушают его, затаив дыхание. И только иногда, пытаясь его прервать, бесы из людей кричат всякие гадости. Можно написать целую книгу с рассказами о множестве случаев чудесных исцелений. И не только православных, но и иноверных людей во вразумление им. Сегодня рассказ о самом Батюшке. В специальном разделе мы поведаем разные истории исцеления и опубликуем письма спасенных людей милостию Божией.

О. Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был у отца Николая (Гурьянова) на острове Залита, ножки ему лечил. Ездил к о. Илию Оптинскому, который исповедался у него. Встречался с о. Кириллом (Павловым), подарившим ему свое монашеское облачение. Общался с о. Иоанном (Крестьянкиным) из Псково-Печерского монастыря… Никому не дано знать, о чем говорили эти духоносные мужи. Ниточка преемственности старчества на Руси не оборвалась, несмотря на все лихолетье и гонения на Церковь. Тихий свет старчества осиял и наше труднейшее, смутное время, когда мир встал у черты гибели, подарив нам надежду на духовное выздоровление и спасение.

Всегда будем помнить, что такие богоугодные мужи идут вслед Христу, принимая с радостью клевету, ложь, поношения, что, к великому сожалению, происходит и в наше время. Враг не дремлет и всегда находит через кого очернить или оклеветать старца Феофана. Но исповедники с Креста не сходят, их снимают. Батюшка считает себя недостойным во всем. Когда заговорили о смирении, он очень жестко отозвался о себе, нет, мол, у меня истинного смирения.

Для многих православных людей схиархимандрит Феофан стал самым дорогим, родным человеком на Земле. И все они зовут его Батюшка Феофан. И по чувству искренней любви, уважения, почитания к нему в письмах обращение «Батюшка» пишут с заглавной буквы.

Жизнь духоносных отцов является сокровенной тайной. И знает ее полностью только Сам Господь. Мы живём со старцем в одном монастыре, встречаемся каждый день, исповедуемся ему, но его внутренняя жизнь остается сокровенной. Как писал апостол Павел: «Духовный [человек] судит о всём, а о нём судить никто не может» (1Кор.гл.2). Батюшка остается тем, кто стяжав дух мирен, спасает вокруг себя тысячи.

Текст подготовила монахиня Елисавета

Предлагаю поглядеть на нетипичный (по моему мнению) храм, вокруг которого я гуляла почти два года назад.

Увы, с фотоаппаратом я и сейчас не особенно дружна, а тогда с ним был вооруженный нейтралитет... Прошу меня простить. :)

Начну немного издалека: в Саранске я была в сентябре 2008 года на учёбе в Мордовском госунивеситете им. Н.П. Огарева. В один из вечеров организаторы курсов устроили нам ознакомительную экскурсию по городу и в мужской монастырь.

К нашей скромной группе "приставили" экскурсовода - сотрудника кафедры культурологии Мордовского ГУ Сергея Борисовича (увы, фамилию я в блокнотик не записала, и найти его на сайте университета тоже не смогла). Он - отличный рассказчик и, по-моему, весельчак по жизни. То, что он нам рассказывал (и я успела записать в блокнотик), и буду сообщать вам. Со ссылкой на него, разумеется. :)

Сначала мы гуляли по центру города и уже ближе к ночеру покатили за его пределы. Надо сказать, места вокруг Саранска сказочные и живописные. По дороге встретился поселок с интересным названием Пушкарские выселки. Оказалось, после подавления восстания Пугачева в этот место были сосланы его пушкари. :) Но это так, заметочка.

Макаровка - село в пяти километрах от Саранска, по сути - входит в городской округ Саранск. Тут и находится Иоанно-Богословский мужской монастырь.

Подъехали мы к нему уже в сумерках.

Собственно, тут уже и начинаются необычности (для меня) этого комплекса: до того никогда не видела, чтобы в часовне был вход за стены монастыря. Правда-правда! Сама часовня - высокая и важная (это она на моих фото так смешно вышла, а в общем, она - красавица). "Родилась" часовня в 1720 году и выросла до 36 метров.

Ну что же, прошли через "калитку" внутрь:

Особо крупные мужчины нашей группы вполне могли там застрять, ибо проемы узкие. Наверное, это сделано специально. :)

А внутри тот самый необычный храм, тоже высокий и важный - летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Построен собор немного раньше колоколенки, в 1704 году:

Что же в нём необычного?

Несколько вещей:
во-первых, его форма и композиция. Не нашла в вышеприведенной классификации православных храмов точной идентификации этому (возможно, плохо искала);

во-вторых, манит и внушает кажущаяся многоэтажность здания (высота здания - 44 метра);

в-третьих, крест этого храма украшает сидящая на нем птичка-невеличка - орлик (или орел?).

Со слов Сергея Борисовича "размах крыльев" этой птички составляет один метр. И это единственный православный храм в России, крест которого так "модифицирован".

Комплекс строился на рубеже 17-18 веков при усадьбе помещиков Полянских. Основатель комплекса Макар Полянский активно участвовал в проектировании, в итоге храм получился больше светским зданием, нежели культовым, и очень западным. Сергей Борисович заметил, что храм построен в строго по пропорциям "золотого сечения".

На сайте монастыря нашла такую запись:
Наконец, особенностью русской православной архитектуры рубежа 17 -18 вв. стало личностное начало. До середины 17 в. заказчики - храмодатели согласовывали с архитектором лишь тип храма, его размеры и прототипы, все остальное было импровизацией мастеров. В конце 17 в. ощутимы проявления художественных пристрастий заказчиков. Так, известны сложные отношения П.В. Шереметева и каменных дел мастера Я. Бухвостова, строившего в вотчине боярина: заказчик вмешивался в проектирование и строительство храма и отдал под суд мастера. В архитектуре Макаровского погоста ощутимо проявление воли и эстетических воззрений Полянских.

Хозяин усадьбы очень торопился с постройкой, денег не хватало, тогда он схитрил: устроил платный проезд через село (а дороги через Макаровку вели в Алатырь и Нижний и далее) и платный же проезд через каменный мост на реке. Заодно, Макар Полянский таким образом выделился и оставил о себе память (в названии села "застряло" его имя).

В деле не обошлось без женщины (шерше ля фам!) - один из последующих владельцев усадьбы, тоже Полянский, был женат на лютеранке Антонии, которая, несмотря на свою веру, с терпимостью отнеслась к необходимой реставрации храма, наняла мастера и в благодарность ей прихожане установили на купол храма такой необычный крест. Так, с 1882 года с герба (?) Полянских орел "перелетел" на макушку храма.

Но это еще не все "чудесатости" Макаровского монастыря: справа и слева от колокольни находятся два зимних храма - церковь Михаила Архангела и Святых Бесплотных Сил (1702 г.) церковь Знамения (1800-е гг.) - они симметричны, одного роста (22 метра), вторая была создана по образу и подобию первой для завершения ансамбля (в плане храмовый комплекс выстроен как прямоугольник: по двум углам - зимние церкви, и между ними колокольня; по двум другим - башни; внутри фигуры - летний храм Иоанна Богослова).

Признаться, не сразу нашла в литературе, какой из храмов как величают.
Знакомьтесь, это церковь Знамения (она слева от входа):

Тоже считается необычной по своей конструкции, но это больше к специалистам (или можно почитать на сайте монастыря).

В Архангельской церкви (она справа от входа) на момент нашего прибытия началась служба, внутрь заходить я не стала (была в брючках, а в монастыре строгие порядки), но некоторые мои однокурсники зашли поставить свечу и восхитились чудесным мужским пением.

К середине службы через "калитку" монастыря буквально влетела небольшая группа запыхавшихся женщин: они торопились застать одного из монахов - старца, отца Феофана. Он обладает даром исцеления, к нему спешат те, кому нужна помощь. Слава о нем уже достигла (по информации с сайтов) даже российских окраин.

такую конструкцию дома и башни придумал тоже Макар Полянский (похоже, большой затейник был). Ныне здесь находится резиденция архиепископа Саранского и Мордовского.

Тут тоже есть колокольня, церковь Николая Чудотворца и два дома для монахов. Всё из особой "мраморной" сосны, чисто и аккуратно. На мордовских сайтах писалось, что наличники у этих домиков уникальные - нет повторяющихся. :)
Экскурсовод сообщил, что по завершению строительства скит будет закрыт для посетителей.

А мы прошли мимо келий монахов и стройки, вернулись обратно к часовне и покинули славную достопримечательность. :)

Вот такие необычности!

Еще фото в

Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывает не главу, а колокольню. В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной.

После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли. В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый Дом отдыха. Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного , Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось епархиальное управление.

В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Братия живет по уставу . Служба ведется во всех храмах монастыря. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Среди святынь обители — два ковчега с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

В 2011 году при Макаровском монастыре в новопостроенном здании открылась гостиница миссионерско-паломнического центра, которая расположена в живописной парковой зоне, примыкающей к скиту святых Новомучеников и исповедников Мордовских. Она рассчитана на одновременный прием 100 человек. На третьем этаже размещен домовый храм, освященный в мае 2011 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. В гостинице имеется конференц-зал на 266 мест и трапезные палаты с большим залом на 120 человек и с малым залом на 50 человек.

В обители ныне подвизается 16 монахов. В 2009 году наместником Иоанно-Богословской обители стал , с 30 мая 2001 года — Краснослободский и Темниковский. Духовник монастыря и всей Саранской епархии — схиархимандрит Феофан (Даньков), почитаемый как старец во всей епархии и далеко за ее пределами.

Братия монастыря активно участвует в миссионерской деятельности в детских дошкольных учреждениях г. Саранска.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то