Плаксина л программа специальных коррекционных учреждений. Евгения Чевычелова: Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа. Сведения о педагогических кадрах
Данная программа расчитана на обучение, развитие ребенка с нарушением зрения с 3-х летнего возраста.
Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка.
Программа состоит из двух частей - программа детского сада и программа начальной школы.
Программа детского сада имеет два направления - общеразвивающее, коррекционное и включает себя следующие аспекты:
Развитие речи:
осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения; предусматриваются предметно практические занятия по развитию речи и предметного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действиям с ними.
Формирование элементарных математических представлений:
порядок введения тем в образовательный процесс: «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени» направлены на
формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени, а также усвоении способов количественного сопоставления, установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счёта и измерения.
Ознакомление с окружающим:
способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.
Изобразительное искусство:
направлено на овладение детьми сенсорными эталонами; занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с такими разделами как игра, ознакомление с окружающим миром и развитие зрительного восприятия, ручной труд и формирование элементарных математических представлений.
Физическое воспитание включает ряд коррекционных задач:
Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;
Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
Активизация и упражнение зрительных функций;
Трудовое обучение:
формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда, развитие личностных качеств, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Игра:
проведение специальных пропедевческих занятий по обучению игре; специальной задачей в развитии игры является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.
Коррекционная работа в детском саду
Развитие зрительного восприятия:
1-ый год обучения (3 – 4 года)
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру; формировать у детей зрительные способности обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объёмных предметах; закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности используя мозаику, предметы, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом; сформировать у детей представление об окружающих реалиях; обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус. Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительных способностей, цветоразличения, движение глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
2-ой год обучения (4 – 5 лет)
Закреплять у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Учить называть местоположения предметов в пространстве.
3-й год обучения (5 – 6 лет)
Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использовать оптики (линзы, лупу, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группу предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение). Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, схеме. Учить отличать геометрические фигуры и объёмные фигуры. Обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.
Учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине. Учить видеть расположение предметов на картине, называть расположенные предметы ближе, дальше. Учить понимать заслонённость предмета одного другим. Упражнять стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения. Обучение ориентировке в пространстве. Учить анализу сложной формы предмета с помощью вписывания сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.
4-й год обучения (6 – 7 лет)
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов. Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника - ромб; треугольник и квадрат - пятиугольник и т.д.). Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Развивать глазомер у детей. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам. Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Учить ориентировке в пространстве. Формировать у детей умение словесно обозначать пространственные положения на микро- и макро плоскости. Учить составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов на схеме. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств
Коррекция нарушений речи
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребёнка. Т.о. в системеспециальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности,развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушение сенсорной сферы.
Развитие осязания и мелкой моторики
Целью коррекционных занятий является формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального, осязания.
Ориентировка в пространстве
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует
специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.). На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
Социально-бытовая ориентировка
Предметные представления:
- Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, пространственное положение).
- Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием, на вкус, на слух.
- Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов.
- Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате.
Приобщение ребёнка к труду взрослых:
- Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы и др.
- Воспитывать желание помогать им.
- Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.
Наблюдения на улице:
- за людьми, их поведением, на улице;
- наблюдение за движением машин;
- наблюдение на остановке за автобусом.
Ребёнку о самом себе:
- упражнять детей в назывании своего имени, фамилии;
- учить красиво улыбаться, говорить ласковые слова;
- учить красивым манерам общения с окружающими.
Коррекционная ритмика
Коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы, зрительно-двигательную ориентировку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №41» Детский сад №41 города Костромы посещают дети в возрасте 3-7 лет с нарушением зрения, в основном это дети, имеющие зрительные диагнозы: косоглазие, амблиопия, астигматизм разной степени и др.
В дошкольном учреждении функционирует 6 групп:
«Детский сад №41» Детский сад №41 города Костромы посещают дети в возрасте 3-7 лет с нарушением зрения, в основном это дети, имеющие зрительные диагнозы: косоглазие, амблиопия, астигматизм разной степени и др.
В дошкольном учреждении функционирует 6 групп:
В дошкольном учреждении функционирует 6 групп:
1 группа раннего возраста её посещают 23 ребёнка из них 8 детей с нарушением зрения 1 ребёнок инвалид
5 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, средняя наполняемость групп 13 человек, общая численность детей 62 ребёнка из них 7 инвалидов по зрению
Дети с нарушением зрения в дошкольном учреждении получают интенсивное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим корреционно-развивающую работу с учётом нарушения зрительного анализатора.
Сведения о педагогических кадрах
Программное обеспечение
Основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой, Москва 2004 год; Специализированная программа для детей с нарушением зрения «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной, 1997 г.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:
«Наш дом- природа», Н. Рыжова;
«Познай себя», С.С.Фролова, Е.Э. Цветкова;
«Экологическое воспитание», Н.Николаева;
«Юный Костромич» – региональная программа, руководитель Г.В. Власова
В дошкольном учреждении созданы все условия для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка, а так же для улучшения или стабилизации результатов лечения глазной патологии:
- работает кабинет врача – офтальмолога; -оборудованы комната для занятий музыкальной деятельностью и для занятий физической культурой (с красочным спортивным оборудованием для активизации зрительной функции и двигательной активности; - оборудованы кабинеты учителей – дефектологов.
Коррекционно-развивающая среда
В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмо – гигиенических требований:
Основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Специализированная программа для детей с нарушением зрения «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной, 1997 г.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:
«Наш дом- природа», Н. Рыжова;
«Познай себя», С.С.Фролова, Е.Э. Цветкова;
«Экологическое воспитание», Н.Николаева;
«Юный Костромич» – региональная программа, руководитель Г.В. Власова
В дошкольном учреждении созданы все условия для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка, а так же для улучшения или стабилизации результатов лечения глазной патологии:
- работает кабинет врача – офтальмолога; -оборудованы комната для занятий музыкальной деятельностью и для занятий физической культурой (с красочным спортивным оборудованием для активизации зрительной функции и двигательной активности; - оборудованы кабинеты учителей – дефектологов.
Коррекционно-развивающая среда
В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмо – гигиенических требований:
«Наш дом- природа», Н. Рыжова;
«Познай себя», С.С.Фролова, Е.Э. Цветкова;
«Экологическое воспитание», Н.Николаева;
«Юный Костромич» – региональная программа, руководитель Г.В. Власова
-оборудованы комната для занятий музыкальной деятельностью и для занятий физической культурой (с красочным спортивным оборудованием для активизации зрительной функции и двигательной активности; - оборудованы кабинеты учителей – дефектологов.
Коррекционно-развивающая среда
В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмо – гигиенических требований:
- оборудованы кабинеты учителей – дефектологов.
Коррекционно-развивающая среда
В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмо – гигиенических требований:
Правильное освещение в группах и кабинетах дефектологов оно не менее 500 люкс
Дополнительное освещение в виде подсветок досок;
Наличие офтальмотренажеров в физкультурном зале, в кабинетах дефектологов, группах; работа на подставках (дети с косоглазием)
Созданная предметная развивающая среда способствует укреплению здоровья, развитию зрительных возможностей детей посещающих наш детский сад.
Офтальмо – гигиенические требования:
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, состоящая из двух взаимосвязанных направлений это коррекционно – педагогическая работа и лечебно – восстановительный процесс.
В свою очередь корреционно - педагогическая работа состоит из специально – организованной деятельности учителей – дефектологов, логопеда, педагога – психолога и организации коррекционных упражнений воспитателями, инструктором по ФИЗО, музыкального руководителя.
обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Учителями – дефектологами (тифлопедагогами) совместно с педагогом – психологом и другими специалистами разработаны индивидуальные карты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, где даны рекомендации специалистов детского сада (тифлопедагогов, логопеда, психолога), ведутся тетради преемственности в работе воспитателей со специалистами
Учителя – дефектологи и специалисты ДОУ проводят специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушением зрения, его зрительной патологии
Коррекционно-педагогическая работа:
Воспитатели на группах организуют коррекционные упражнения на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.
Воспитатели на группах организуют коррекционные упражнения на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.
Педагоги владеют информацией о состоянии зрительных функции каждого ребёнка, о результатах обследования врачом-офтальмологом, о назначенном лечении. Зная зрительные возможности детей, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.
Лечебно-восстановительная работа
Дети в нашем дошкольном учреждении получают интенсивное специальное комплексное лечение. В офтальмологическом кабинете ведёт приём врач-офтальмолог Г.В.Изволова, ежедневное лечение осуществляется сестрой ортаптисткой. В своей работе они используют аппараты:
Дети в нашем дошкольном учреждении получают интенсивное специальное комплексное лечение. В офтальмологическом кабинете ведёт приём врач-офтальмолог Г.В.Изволова, ежедневное лечение осуществляется сестрой ортаптисткой. В своей работе они используют аппараты:
Амблиотренер – для тренировки зрения при косоглазии;
Синаптофор-для диагностики и лечения косоглазия;
ТАК-6, “Ручеёк” - для тренировки аккомодации и глазодвигательных функций;
БТВР - 2 Бивизиотренер - для повышения остроты зрения при амблиопии;
БЗР «Радуга» - для восстановления бинокулярного зрения;
ТБО «Световое перо» - для тренировки координации движения глаз-рука;
ПСР «Мозаика» - для паттерн стимулирующих упражнений;
Аппарат лазерный «Спекл» - для стимуляции сетчатки при амблиопии и другое офтальмологическое оборудование.
Кабинет врача-офтальмолога
Оптимальное сочетание коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий создаёт благоприятные условия для разностороннего развития детей с нарушением зрения, повышает эффективность преодоления патологии зрения и способствует подготовке детей к обучению в школе.
По итогам выпуска 2011 года из 13 детей подготовительной к школе группе (3 инвалида), были выпущены с остротой зрения в/о 1,0 - 8 детей, в/о – 0,9 – 3 детей, в/о – 0,8 и ниже – 2 детей, с одного ребёнка была снята инвалидность.
Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют внимание воспитанию подрастающего поколения нашей страны. Ленинской заботой о коммунистическом воспитании детей, об их всестороннем и гармоническом развитии проникнуты решения XXV съезда КПСС. В свете этих важнейших задач приобретает значение дальнейшее совершенствование системы общественного воспитания детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, расширение сети специальных дошкольных учреждений и всестороннее улучшение их деятельности.
За годы девятой пятилетки количество учреждений подобного типа значительно возросло, увеличился и контингент воспитывающихся в них детей. Особенно быстро развивается сеть дошкольных учреждений специального назначения и специализированных дошкольных групп в массовых детских садах в РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской, Таджикской, Литовской, Грузинской ССР и других союзных республиках
Коррекционно-воспитательная работа в специализированных детских садах тесно сочетается с лечебно-восстановительной. В соответствии с общепринятой «Программой воспитания в детском саду» педагогические коллективы детских садов специального назначения ведут большую работу по умственному, физическому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения. Большое значение придается ознакомлению детей с окружающим миром. В целях повышения активности и самостоятельности детей, развития целенаправленной деятельности, накопления ими социального опыта, формирования двигательной ориентировки проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры, занятия по изобразительной деятельности и музыке и др. Помимо этих общих задач, педагогическая работа в детском саду специального, назначения преследует цель коррекции зрения слабовидящих детей.
Для совершенствования деятельности учреждений данного типа и активизации обмена опытом работы в течение последних, лет Министерством просвещения СССР неоднократно проводились всесоюзные семинары для руководителей, педагогических и медицинских работников этих учреждений. Самое деятельное участие в работе семинаров приняли ведущие специалисты и ученые в области советской дефектологии и офтальмологии. Организованный на семинарах обмен профессиональным опытом показал, что в дошкольных учреждениях данного профиля имеются не только отдельные интересные начинания, эффективные приемы и методы обучения и лечения детей с нарушениями зрения, но и начала складываться целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Эти достижения отражены в настоящем сборнике.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики,...
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л. И. Плаксиной для старшей группы детей с нарушением зрения, представлены основные направления образовательного процесса: развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, социально-бытовая ориентировка. План каждого раздела четко структурирован, определены цели и задачи педагогической работы, учитывающие интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно-развивающим технологиям позволят учителям-дефектологам, воспитателям и психологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии с ФГТ, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений, родителям.