Лев Владов: «Нельзя решать градостроительные задачи XXI века методами XX века. Урбанист против уродства. Как пешеходы могут спасти экономику Челябинска

Лев Владов: «Нельзя решать градостроительные задачи XXI века методами XX века»

Инженер-строитель, основатель проекта «Челябинский урбанист», человек, который взял инициативу в свои руки и решил преобразовать родной город. Он рассказал BERLOGOS о том, с чего всё началось, как движется, каких результатов уже удалось достичь всего за полгода.

- Лев, когда, как и с чего начался проект «Челябинский урбанист»?

Я всю жизнь жил в Челябинске, окончил архитектурно-строительный факультет ЮУрГУ. Об урбанистике начал задумываться на последних курсах. Думал, почему мы так сильно отличаемся от Москвы и Питера. У нас есть заводы, есть деньги, а культурная жизнь на крайне низком уровне. Я видел, что мои друзья не связывают своё будущее с Челябинском. Для меня это было печально. Почему? Говорили, что в Челябинске всё серое, нет жизни, скучно, кажется, что здесь всё стоит и нет перспектив.

Летом 2017 я впервые в своей жизни съездил в Европу и много чего посмотрел. Вернувшись обратно, я прозрел. На контрасте с благоустройством европейских городов, я понял убожество среды наших городов. Самое главное, что я осознал — это не от бедности. Это от глупости. И я твёрдо решил с ней бороться.

Я начал снимать видеоролики, где на пальцах объяснял, почему всё так плохо, и как сделать так, чтобы было хорошо. Людей зацепило. Начали подписываться, делиться. И понеслось!

- Какие, на Ваш взгляд, основные характеристики благоустройства европейских городов его нам не хватает?

В Европе сразу ощущаешь, что зона комфорта местных жителей не оканчивается дверью в их квартиру. Она распространяется на их двор, улицу, квартал. Европейцы умеют отводить дождевую воду, ухаживать за растениями, газонами. У них прекрасно получается укладывать плитку на тротуарах. Так как улицы — это большая часть их жизни, они понимают толк в общественных пространствах. Они уютны и интересны.

Ну и, конечно, европейцу не нужно объяснять, зачем городу необходим дизайн-код и почему нужно ценить архитектуру.

- Каким был первый проект «Челябинского урбаниста» ?

Я видел множество трансформаторных ящиков на каждом перекрёстке города, которые ужасно выглядели — были ржавыми и заклеенными разными объявлениями. Они сильно отравляли внешний вид улиц, и я решил это исправить. Узнал, что если превращать подобные шкафы в арт-объекты, расписывая их, можно решить проблему незаконной рекламы — опыт подобных объектов говорил о том, что вандалы обходят творчество стороной.

Я собрал команду: художников, граффитистов и просто неравнодушных ребят. Мы сфотографировали ящики, подготовили эскизы, написали сайт, на котором настроили донат-кампанию и принялись за дело. Жители города переводили нам деньги, а мы покупали материалы и творили. Чтобы покрасить ящик, нужно выполнить большой объём работы: нарисовать эскиз, очистить ящик от ржавчины и объявлений, расписать и покрыть антивандальным лаком. Мы начали проект в конце лета и до наступления холодов нам удалось превратить пару десятков объектов в настоящие шедевры. Горожанам очень понравилось.

Источник: Domchel . ru

- Какие самые важные, на Ваш взгляд, проблемы Челябинска?

Сильно болеющий общественный транспорт, низкое качество строящегося жилья. Однажды в городе расширили дороги, все бросились покупать автомобили. Люди перестали гулять и запрос на хорошую городскую среду исчез. Общественные пространства стали угасать. Но это всё касается градостроительства и благоустройства.

Главная проблема для жителей города сегодня — грязный воздух. У нас не решается проблема с промышленными предприятиями, которые никак не фильтруют выбросы. Ситуация с экологией для людей стала катастрофической, и проблемы городской среды ушли для них на второй план.

Команда «Челябинского урбаниста» начала тестировать карту городских проблем

- Есть ли у Вас предложения по их решению?

Разумеется. Нам не нужно открывать Америку. Со всеми проблемами уже сталкивались другие города. Решения давно известны, мир накопил огромный опыт. Свои предложения я постоянно транслирую в своём блоге и на сайте. Причём я стараюсь уходить от паникёрства и причитания при написании постов. Я обличаю проблему и сразу пишу, как её решить. Так, раз за разом, образование поступает в массы. Это мне и нужно: чем больше людей будут разбираться в том, как сделать хорошо, тем быстрее в России будут разжигаться очаги правильного благоустройства. У людей появится запрос, и они сами будут корректировать деятельность своих властей. Ущербность городской среды наших городов имеет причину — повсеместная неэрудированность. Поборов разруху в головах, начнём стремительно развиваться.

- Какова реакция на Вашу инициативу Комитета градостроительства и архитектуры Челябинска, Администрации города? Поддерживают ли они, идут ли навстречу?

Администрация города, наверное, оказалась самой малореагирующей на нашу деятельность организацией. Никто с нами не связывался с их стороны. Мы сами приходим, обиваем пороги и пытаемся донести до них мысль — нельзя решать градостроительные задачи XXIвека методами XX века.

- Каких успехов удалось достичь на сегодняшний день?

Нашу активность заметили в Министерстве строительства РФ. Меня пригласили в Москву выступить на обучающем семинаре по городской среде. Там были замгубернаторы и главные архитекторы областей. После этого в своём городе мы провели обучение по благоустройству для глав всех районов —показали, как за небольшие деньги можно делать хорошо, а не как всегда, как реконструировать дворы и общественные пространства.

Завершённый проект «Тактический урбанизм у публичной библиотеки»

Завершённый проект «Книжный шкаф из унылого гаража»

- Насколько реально изменить российские города своими силами?

Без денег изменить города нереально. А вот изменить отношение людей к тому, что происходит у них за окном, — очень даже возможно. Этим мы и занимаемся. Образовательную миссию мы считаем основной в своей деятельности. Нужно, чтобы люди разбирались не только в хороших автомобилях, но и в хороших городах, улицах, архитектуре.

Начните говорить и писать о том, что вас волнует. Я так и сделал. Я начал всего полгода назад, у меня был один подписчик в паблике. Сегодня любой мой пост не оставляют без внимания городские СМИ. А ещё перестаньте клеймить всех чиновников «бездельниками» и начните разбираться в том, что мешает их работе. Знакомьтесь, разговаривайте. Нет никакой «системы», которая сознательно хочет, чтобы было плохо, с которой нужно бороться. Есть недостатки в законах, в полномочиях, в правовой и нормативной базе. Где-то кто-то просто ленится, где-то просто не умеют или не знают. Подскажите, научите. Кажется, у меня это начинает получаться, чиновники начинают прислушиваться. И это прекрасно.

- Сотрудничаете ли Вы с архитектурными ВУЗами/ планируете ли Вы привлекать их к проекту?

Мы начали сотрудничать с нашей almamater — архитектурным факультетом ЮУрГУ. Привлекаем студентов к проектам, просим знакомых преподавателей выдавать полезные для города задания на курсовые работы.

- Вы приглашаете к участию в проекте архитекторов и проектировщиков. Могут ли они предложить собственный проект преобразования городской среды, или предполагается, что они будут работать над уже разработанными (пусть и на ранней стадии)?

Очень-очень приглашаю и жду. У нас небольшая команда и нас на всё не хватает. Конечно, мы с удовольствием примем новые проекты, идеи и инициативы.

Мы желаем проекту «Челябинский урбанист» успехов и приглашаем вас поддержать ребят

Урбанист Лев Владов рассказал, чего боится власть, когда Челябинск догонит Москву и как победить убежденных автомобилистов

Фото: Андрей АБРАМОВ

Изменить размер текста: A A

«Челябинский урбанист» появился в августе 2017 и за пару месяцев сумел хорошенько тряхнуть город. Его идеи просты, но в Челябинске они звучат как некое откровение: сужать дороги, возвращать тротуары, вводить платную парковку. Долой заборы, закопать подземные переходы, вернуть «зебры».

Лидер движения Лев Владов всю жизнь прожил в Челябинске. Окончил архитектурно-строительный факультет и подался в местную стройиндустрию.

Никто не хотел быстро и хорошо работать. Я вкидывал предложения, но в ответ слышал: «Лев, поумерь амбиции, либо поезжай в Москву ». Так я занялся бизнесом - сервис по ремонту IPhone. Подустал от этой сферы и продал дело. Отправился путешествовать по Европе . На велосипеде проехал из Франции в Италию . За 500 км ни разу не поднял колесо, чтобы на бортик запрыгнуть. Вернулся и понял, что в Челябинске все очень плохо, - рассказывает активист.

Всем всё равно.

КАК ПОЯВИЛСЯ УРБАНИСТ

Писал у себя на страничке VK заметки про обустройство города. Понял, что их стало слишком много и создал группу. Первые посты были про вездесущие челябинские заборы. Думал, может меня одного это парит? Оказалось, что и другие горожане обеспокоены. Символом группы стал мужик с барсеткой, который говорит по мобиле и прыгает через лужу на фоне рекламного баннера - типичная челябинская реальность.

РАДИ ЧЕГО

Миссия - объяснить человеку на пальцах: почему так обустраивать город хорошо, а по-другому - плохо. Но мало просто болтать, надо еще и показывать пример. У нас две функции - образовательная и конкретные изменения Челябинска. Мы хотим сделать так, чтобы челябинцы могли повлиять на ситуацию в городе в два клика. На поток жалоб чиновники хорошо реагируют. Люди увидят это и начнут управлять своим городом. Хочется, чтобы люди включались в работу. Начали со своего дома, ЖЭКа. Наводите активность во дворе и понемногу мы изменим жизнь Челябинска.

Появились подражатели из других регионов. Видел «Уфимского урбаниста», «Миасского урбаниста». Пока они только пытаются вдохновить горожан на активность. Но идея ничего не стоит, главное - ежедневое впахивание.

КТО В КОМАДЕ

Около 15 человек постоянно. Другие приходят время от времени. Не все могут сидеть в штабе, но готовы помогать. Например, есть бизнесмен. Ему 35 лет и у себя на работе он большой босс, а здесь с удовольствием спрашивает: «Что делать?».

Мало архитекторов-профессионалов. Те ребята что есть, только закончили универ и им не хватает набитой руки. Пока зима, занимаемся более сложными проектами: проектирование, транспортная аналитика. Не осознаем, что это какая-то работа, скорее общее интересное дело. Приходим в семь вечера и сидим до двух ночи - потом по домам.

ПРО ДЕНЬГИ

Мы собираем около 50 тыс. руб. в месяц. Горожане присылали на конкретные проекты и просто чтобы поддержать нас. Это здорово, но недостаточно, чтобы мы могли посвятить все свободное время проекту. Сейчас я один живу за счет личных накоплений, остальные ребята работают. Поэтому мы уже давно достигли пика производительности, и делать больше и быстрее пока не можем.

Хотел бы иметь возможность нанять несколько проектировщиков на зарплату. Чтоб каждый день занимались конкретным проектом. Здорово, если бы нашлось несколько спонсоров, которые бы закидывали нам по десять тысяч в месяц. Мы бы превратили эти деньги в фонд оплаты труда. Хотели бы, чтобы нам платил город. Ведь он очень сильно выиграет от наших разработок в ближайшие пять лет.

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

Идеи рождаются спонтанно во время прогулок по городу. Потом не могу уснуть, пока не возьмусь за дело. Так произошло с коммуникационными шкафами. Ржавая обклеенная чушь на центральных улицах - дикость. Так мы стали собирать деньги на покраску ящиков. Удалось преобразить около 20 шкафов . В следующем году продолжим эту экспансию добра.

Проект литературного сквера у Публички. Решил показать людям, что такое тактический урбанизм. Кинул клич в группе, собрал народ. Закупили паллеты и за пять вечеров построили скамейки, клумбы. Мы потратили 30 тыс. руб., библиотека потратила на дорожку из гравия - полмиллиона.

Сейчас уже не интересно понижать градус сложности. Единожды поняв решение, хочется идти дальше. Это как сидеть рядом с человеком, который гадает кроссворд и не знает слова, а ты можешь ему подсказать.

КАК ПОБЕДИТЬ ЗАКОРЕНЕЛЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ

Машина в городе - камень преткновения. Убежденным автомобилистам нужно раз за разом объяснять свою позицию. Это как сделал в подъезде стеклянную дверь - ее разбили. Вместо того, чтобы сделать железную, опять ставь стеклянную. Так до тех пор, пока людям не станет понятно, что система не будет работать по-другому.

Проблема в том, что администрация передвигается на авто. Вот бы обязать их ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Ведь ощущение от пребывания в городе резко противоположно. Я тоже долго ездил на машине и меня не парила городская среда. Мне нравились широкие дороги и съезды, отсутствие пешеходов. Как только начал ходить, я стал видеть жестокие проблемы. Но те, кто может их решить, даже не знают о них, потому что сидят в машине. Пока чиновники не начнут гулять, то ничего не изменится.

Когда последний раз наши большие чиновники встали на площади Революции в пять часов вечера и попытались влезть в автобус? Не уверен, что они знают, какие маршруты идут до их дома. А транспорт - это кровь города . А у нас это пятно на мэрии. Что страшнее - я не понимаю ее планов на транспорт. Позитивных изменений нет давно, количество маршруток зашкаливает.

Почему мы должны избавляться от парковок в центре города.

ПОЧЕМУ ПЛОХО РАБОТАЮТ ЧИНОВНИКИ

Каждый день себя спрашиваю, в чем причина "Левиафана" в стране? Я много хожу к чиновникам. Они говорят, что очень переживают за город и хотят его развивать. Однако не всегда видны усилия. Во-первых, им не хватает энтузиазма. Многие наши управленцы выходцы из Союза: они работают в рамках и боятся инициативы. Они изучены системой и просто делают то, что от них требуется не больше не меньше. Если сделают больше, то коллеги начнут подозревать что-то.

Многие решения они принимают, потому что искренне считают, что так надо. Например, заборы - это красиво и безопасно. На деле же, там, где есть ограда - не хочется гулять. А от лихача, который вылетел на тротуар, она не спасает.

«Вырвиглазные» детские площадки ставят, потому что думают - это единственным способом избежать серости во дворах. Этот колхоз они будут и дальше городить, потому что считают его красивым. Они бы и хотели по-другому, но не умеют.

Не хватает свежей крови в администрациях. Люди, которые готовы иметь собственное мнение, оставаясь в системе. Хотя есть и внешние проблемы. Например, главы районов указывали мне, что мешают федеральные законы, решения гордумы.

В нашей администрации хорошие люди, но у них уже сформировались свои взгляды на жизнь, и они не готовы их менять. Значит и мы не сможем протолкнуть новые идеи.

ЧЕГО БОИТСЯ ВЛАСТЬ

Различайте чиновников и политиков. Первому главное, чтобы к несу не пришли органы. Чиновники боятся трех вещей: прокуратуры, счетной палаты и ФАС. Глава района, города - невыборные должности. На мнение народа им плевать. А политикам, депутатам - наоборот важно. Получается патовая ситуация: люди недовольны действиями одних, а важно это другим.

Городская администрация очень восприимчива к общественному мнению. Если резко ввести платные парковки - начнется бунт. Власти испугаются и закроются от инноваций на следующие пять лет. Поэтому нужно работать с общественным мнением.

КОГДА ЧЕЛЯБИНСК ДОГОНИТ МОСКВУ

Любой город можно сильно изменить за три года. Многое делается плохо, просто потому что халатно. На чугунные заборы на проспекте Ленина потратили восемь миллионов. Вдоль центральных улиц на эти деньги могли посадить деревья. Или сделать тротуар там, где его съела дорожная революция. Но внимание администрации обращено не на те вещи. Где можно ленточку перерезать и сказать: «Вот, сделали!». Я об этом публично говорил им на заседании правительства. Давайте делать вещи, которые не покажешь по телеку: заниженные бортики, ставить хорошие остановки.

Москва - это не собянинские решения сужать дороги и делать тротуары. Это молодые проектировщики лоббируют решения делать выделенные полосы, остановки и т.д. Там хорошо настроен муниципалитет, а где-то царит старперский дух. Проблема инертности власти повсеместная для страны. Это отголоски советского прошлого: делать все по плану, не перегонять. Люди просто следуют правилам и не читают ничего нового, мало занимаются самообразованием. Должны поменяться поколения и во власть прийти люди, которые поймут: если ничего не делать, то ничего не изменится.

Где погулять в Челябинске: Кировка да городской бор. В Москве постоянно открывают новые скверы. Хотя мы всего лишь в пять раз меньше столицы, а население там больше в 15 раз. У нас большой хороший город, в котором можно благоустроить много мест. Но чтобы это сделать придется принимать сложные волевые решения. Ведь народ многое может не понять. Например, нам срочно нужно делать выделенные линии для транспорта, несмотря на то, что его мало. Но когда люди увидят, что по «выделенке» троллейбус едет быстрее - они сядут в него, а значит инвестируют.

ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ

В следующем году можно принять много важных решений. Скорость принятия повлияет на то, как быстро мы станем похожи хотя бы на Екатеринбург . Для властей я шанс делать бесплатные проекты. Дайте только помочь, и мы сделаем. Думаю, пока эта игра им интересна. А недавно еще и Минстрой посоветовал южноуральским властям прислушиваться к нам. А там сейчас работают молодые 30-летние технократы и они хотят делать хорошие вещи. Поэтому мы заручились мясистой поддержкой.

Сейчас мы на правильном пути, люди поддерживают нас, закидывают идеями. Мы стали городской службой поддержки, которая подсказывает всем куда нужно обратиться. Люди постоянно пишут. И это не закончится, даже когда мы выпустим учебники. Поэтому планируем сделать бота, который в интернете ответит на вопросы горожан, выдаст ссылки и номера телефонов. Возможно, это удастся сделать на сайте администрации. Пока что у них сайт не очень информативный и понятный.

УЕЗЖАТЬ ЛИ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА

Не хочу быть ни чиновником, ни политиком. Делать мир лучше можно без этого. Можно быть общественником и тоже влиять на жизнь города. Мы как СМИ - четвертая власть. Можем написать о проблеме и на следующий день о ней заговорят.

В начале «Урбаниста» я сказал, что если не смогу изменить Челябинск, то уеду из него. За полгода работы я настроен позитивно. Испытываю большое удовлетворение. Многое можно изменить конкретными предложениями и поддержкой горожан. Мы хотим сделать так, чтобы на публичные слушания ходило много людей, которые лоббировали правильные идеи развития городской среды.


ПЯТЬ ДОСТИЖЕНИЙ УРБАНИСТА ЗА ГОД

1. Выступление в Москве перед чиновниками со всей страны и семинар для районных властей Челябинска.

2. Запустили бурное обсуждение жизни города: начали разбираться не только в хороших машинах, но и хороших улицах.

3. Договорились с председателем городской комиссии по благоустройству Челябинска, что урбанисты примут участие в разработке общественных пространств в будущем году.

5. Раскрашенные шкафы.

ПЯТЬ ПЛАНОВ НА 2018 ГОД

1. Создание тестовой сети велодорожек. Попытаемся проллобировать отсечение части дорог в пользу велотранспорта. Не нужно говорить, что у нас нет велосипедистов. Сначала сделаем инфраструктуру для них, а там посмотрим.

2. Создание выделенных полос для транспорта. Мы последний город-миллионник, где не таковых.

4. Сделать навигацию в городе: стенды, которые показывают маршруты для прогулки, достопримечательности.

5. Разработка фирменного стиля челябинских остановок: стиль, шрифт и новая трамвайная схема. Ее сделали ребята, которые рисовали московское метро.

О Челябинске иностранцы говорят, что это не самый красивый город в мире, но вместе с тем отмечают, что всегда радуются и удивляются, когда встречают старинные здания. За историей, а не хай-теком едут туристы в разные города и страны, утверждает и челябинский краевед Юрий Латышев. В Челябинске есть, что посмотреть уже сейчас. И чтобы увидеть город, представляющий историческую и архитектурную ценность, надо сохранять то, что есть. А в идеале – еще и снести парочку архитектурных примеров современного искусства.

Как сберечь исторический центр города, сделать Челябинск удобным для жизни, внести краски в повседневность городских будней? Разбираемся в этом вместе с нашими экспертами, прогуливаясь по Кировке. Вместе с Юрием Латышевым экспертами «Губернии» сегодня выступают создавший сообщество «Челябинский урбанист» Лев Владов и старший преподаватель Архитектурно-строительного института ЮУрГУ Василий Большаков.

Сохранить Челябинск купеческий

Если обратиться к обсуждениям в интернете, то можно сделать вывод, что челябинцы гордятся прежде всего Кировкой и городским бором. Действительно, полномасштабный лес, да еще и реликтовый, расположившийся прямо в центре города, встретишь не везде. А челябинскую Кировку многие бывалые туристы считают уютнее и функциональнее, чем, например, екатеринбургскую Вайнера, а некоторые даже (о вкусах не спорят) красивее, чем московский Арбат.

Кировка – это не просто пешеходная улица. Одна из старейших улиц отражает дух дореволюционного Челябинска. «Главная улица сплошной базар», – так писали в начале 20 века о бывшей Уфимской, ныне участке Кирова (от моста до площади Революции). Все так. Те, кто обвиняет город в отсутствии стиля, сильно ошибаются, уверен краевед Юрий Латышев. У Челябинска есть свой стиль, который сегодня иногда трудно разглядеть из-за не всегда правильной градостроительной политики.

– Символ Челябинска – верблюд. Не потому, конечно, что здесь проходил Шелковый путь. Верблюд – это символ торговли, а Челябинск до революции был именно торговым городом. Промышленности было мало, она только начала немножко развиваться в конце 19 – начале 20 веков, – рассказывает Юрий Латыше в . – На 40 тысяч жителей было 400 лавок, то есть на каждые 100 человек – одна лавка. Это очень много для того времени. Потом стали появляться магазины, торговые пассажи. Челябинск – город купеческий, это и надо подчеркивать в центре.

Юрий Латышев рассказывает, что до революции Челябинск был городом двухэтажек. Камня было много (Южный Урал – богатый край), поэтому богатые челябинцы строили дома полностью каменными. Иногда каменным был только первый этаж, второй – из дерева. Много было деревянных домов, в начале 20 века их насчитывалось около четырех тысяч. Каждый хозяин украшал окна дома наличниками, стремление дореволюционных жителей города к индивидуальности приводило к тому, что в Челябинске нельзя было встретить ни одного похожего обрамления. До наших времен сохранилось мало таких зданий, тем более они ценны. Яркий пример деревянного зодчества – дом Прасковьи Юдиной, где ныне располагается Центр развития туризма Челябинской области.

– Кировка, улицы Васенко, Елькина, Труда, Коммуны, Цвиллинга, Карла Маркса, Красноармейская, Пушкина – наше историческое наследие. Новые здания в историческом центре города должны вписываться в его стилистику. А что сейчас делают? «Челябинск-Сити», 23-этажки посреди малоэтажной Кировки, видимо, было недостаточно. Теперь на еще одной старинной улице Труда, где она пересекается со Свободой, строят высотки. Здания, построенные в стилистике исторического центра, можно пересчитать по пальцам, – негодует челябинский краевед.

Высотные дома «закрывают» собой исторические здания. Таким же образом действуют непродуманная застройка в центре и агрессивные вывески на памятниках архитектуры.

– Например, вот дом купца Закира Галеева, где раньше был магазин «Саша», – краевед показывает на здание на улице Кирова, 147 . – Сейчас здесь гастробар «Толстой». Все вот это украшательство портит здание и не позволяет оценить его архитектуру. Между тем двухэтажный особняк – образец богатого купеческого дома, памятник истории и культуры. Конечно, не должно быть такой входной группы, только скромная и аккуратная вывеска с названием.



Или другой пример – Кирова, 139. Это бывшие доходные дома Андрея Холодова, разбогатевшего на торговле хлебом и мукой. Меблированные комнаты располагались на втором этаже. Здание полностью облицовано гранитом. Таких в городе всего три. По своему стилю здание напоминает архитектуру Санкт-Петербурга. Однако летом этот кусочек Северной Пальмиры заслоняли «летники» ресторанов, расположившихся в бывшем доходном доме. Благодаря упорным стараниям инициативной группы краеведов «АрхиСтраж» челябинцы и гости города смогли прикоснуться к истории в буквальном смысле слова. «Летники» по решению суда убрали два года назад.

– Сегодня много говорят о том, что надо сформировать центр Челябинска. Но зачем его формировать, он есть, его надо сохранять. Я периодически вожу экскурсии для приезжих, в том числе иностранцев. Всех интересуют исторические объекты. Я сам, когда путешествую, тоже хочу посмотреть старину, а не современность, – рассуждает Юрий Латышев .



Юрий Владимирович – координатор инициативной группы краеведов «АрхиСтраж». Цель сообщества – охрана памятников истории и культуры Челябинска. За последние годы, как отмечает Юрий Латышев, в Челябинске было найдено два интересных объекта – водочный завод и старинная мостовая. Мостовую, к сожалению, разобрали. Второй объект также под угрозой исчезновения. На площадке между камерным театром и областным военкоматом, где был обнаружен водочный завод, запланировали возведение трехэтажной гостиницы. Строительные работы уже начались. По мнению краеведа, стройка уничтожит подвалы уникального водочного завода, который размещался здесь до 1902 года. Еще раньше под эгидой дорожной революции были снесены три объекта культурного наследия по ул. Цвиллинга,1, Труда, 73 и Красноармейской, 68. До сих пор на месте зданий пустыри, а сами дома числятся в реестре.

– Мы говорим о привлечении туристов, но уничтожаем действительно интересные объекты, – вздыхает Юрий Латышев .

«Закодировать» исторический центр Челябинска

Выпускник архитектурного факультета ЮУрГУ Лев Владов считает: чтобы увидеть исторический центр города, нам необходим дизайн-код. Молодой человек, коренной житель Челябинска, некоторое время назад создал сообщество «Челябинский урбанист». На этой площадке Лев ищет и объединяет единомышленников, которые хотят сделать городскую среду комфортной для проживания.

– Дизайн-код – это конкретные правила, которые формируют аккуратный внешний вид центральных улиц города. Дизайн-код регламентирует размещение и размер вывесок, цветовое решение. При этом правила прописываются для каждого здания отдельно, – рассказывает Лев Владов . – Такие документы есть во многих крупных европейских городах, которые любят свой центр и хотят сберечь его.

Сегодня, по мнению парня, прогулка по историческому центру города грозит культурным шоком.

– Посмотрите на эти пластиковые окна, – молодой человек указывает на дом купца Николая Самохвалова, объект культурного наследия, в котором сейчас размещаются заведения общепита. – Нельзя вставлять пластиковые окна или пластиковые двери в крутой старинный дом. Балконы в домах, где они не были задуманы архитектором, навесные конструкции – все это надо убирать. Есть и хорошие примеры, например, здание «Макдоналдс» вписалось в стиль Кировки. А вот рядом «Дзедо» – здание, в котором нет ни форм, ни ритма.



Однако принятие дизайн-кода – только полдела. Параллельно предстоит объяснять горожанам, почему это хорошо. Саратов стал вторым городом после Москвы, где применили дизайн-код. Но жители (преимущественно в лице местного бизнеса) выступили против новшества, объяснив это падением выручки с продаж. Однако, по словам Льва Владова, практика европейских городов показывает обратное.

Лев Владов согласен с краеведом Юрием Латышевым, что в историческом центре не должно быть высокой застройки. Молодой человек идет еще дальше в своей мысли, утверждая, что Челябинску пора отказаться и от популярных сегодня многоэтажных жилых комплексов.

– У нас в центре огромное количество пустырей, можно там строить двух- и трехтрехэтажные жилые комплексы. Центр Челябинска уже перегружен высотками, – говорит Лев Владов. Он категоричен в оценке современной архитектуры. – У нас не так много интересных зданий осталось с точки зрения архитектуры. Потому что лет 50 уже ничего хорошего не строилось. После того, как ушел сталинский ампир, наш город «пережил» нашествие «хрущевок», «брежневок», стали строить здания, заимствуя какие-то западные направления, переделывая их на современные лад. Появилась мусорная архитектура – в моду вошли стеклянные торговые центры, уплотнительная застройка, которая стала убивать гармоничность и ритм фасадов на старых улицах, – подчеркивает Лев Владов .

По мнению молодого человека, внешний вид города должны формировать профессионалы – компетентные люди с чувством прекрасного. Ни в коем случае решения о возведении того или иного здания в историческом центре не должно выноситься на общественный суд всех жителей города. Об этом, кстати, еще Иван Крылов написал в одной из своих басен: «беда, коль пироги начнет печи сапожник...»

Хорош тот город, в котором людям хочется выйти на улицы

Если по Кировке еще можно прогуляться, то по улице Труда пройти невозможно, так как там везде неконтролируемая парковка. А ведь на этой улице также расположено немало старинных зданий. Лев Владов предлагает сделать часть Труда пешеходной. Создание адекватной транспортной схемы – еще один важный вопрос для города.

– Как говорит уважаемый во всем мире мэр Боготы Энрике Пеньялоса, наиболее важным элементом для инфраструктуры города, который отличает развитые города от отсталых, являются качественные тротуары. За три года Пеньялоса сумел сделать депрессивный колумбийский город местом с комфортной городской средой, – рассказывает Лев Владов . – Надо сделать так, чтобы быть пешеходом в Челябинске стало интереснее, чем видеть мир из окна автомобиля. Люди должны проводить время на улицах, общаться. Многие мои знакомые готовы отказаться от автомобилей, если будет создана достойная среда для пешего передвижения по городу и комфортный общественный транспорт. Пока же пешеходы жмутся к стенкам фасадов, в Челябинске нет выделенных дорожек для велосипедистов. Кстати, учитывая невероятную ширину челябинских дорог, мы могли бы без больших затрат изменить ситуацию, повернув город лицом к пешеходам. Многие жалуются на выбросы заводов, но никто не думает о том вреде, который приносят выхлопные газы автомобилей. Мы не закроем заводы, но можем улучшить жизнь челябинцев, сократив количество машин, заменив маршрутки на вместительный современный общественный транспорт – в идеале это легкорельсовый транспорт, который будет в том числе следовать до отдаленных микрорайонов вроде Паркового и Чурилово. Для автобусов необходимо сделать выделенную полосу, чтобы общественный транспорт двигался быстрее, чем личные автомобили. Это та альтернатива, которую мы предложим челябинцам взамен, чтобы они легко и безболезненно отказались от автомобилей. Парковки в центре города должны стать платными, в идеале – люди вообще не должны ездить в центр на машинах. Для этих целей есть такси.



Лев Владов уверен, что его планы не на далекую перспективу, решить основные городские проблемы можно в течение ближайших трех-пяти лет. Уже в следующем году можно облагородить центр Челябинска, приняв дизайн-код и начав «дорожную диету». Но надо быть готовым к недовольству автовладельцев. Кстати, по данным Минтранса США, сужение дорог и сокращение полос для автомобилей уменьшает и количество ДТП.

– Я считаю, что Челябинская область не реализовала свой потенциал в плане туризма. А ведь у нас есть, что посмотреть в регионе. Челябинск как столица Южного Урала мог бы привлекать больше туристов, – уверен молодой челябинец. – Я хочу превратить Челябинск в европейский город: с комфортной средой, в место, в котором удобно и приятно гулять, в котором люди довольны своей жизнью.

Урбанистика – деятельность будущего или профессия, которой нет

Урбанистика – новый термин для нашей страны. И многие до сих пор не понимают, чем урбанист отличается от архитектора или градостроителя. Урбанистика – наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другие), их взаимодействию между собой и (что особенно важно) с жителями города. Первым урбанистом можно назвать Платона, который в своем труде «Государство» описывал идеальную модель города, исходя из философских рассуждений о взаимодействиях между людьми. То есть если градостроители и архитекторы смотрят на город, как на пустое пространство, которое им нужно заполнить, то урбанист оценивает город как место, где уже живут конкретные люди с определенными привычками и при формировании городской среды исходят в первую очередь из предпочтений местных жителей.

По словам старшего преподавателя Архитектурно-строительного института ЮУрГУ Василия Большакова , такой профессии как урбанист нет. Есть урбанистическое движение, как закономерная реакция на рост урбанизации в мире.

– Человек, пытается и желает осознать себя в пространстве и как это пространство преобразить, сделать лучше, – говорит Василий Большаков. – Объектом исследований, наблюдений или просто интереса у людей, называющих себя урбанистами, является город. Предмет же может быть разный – среда, социология, экономика, хозяйство. Если брать ту сторону деятельности, которой занимаются всерьез, то это скорее близко к разделу науки – когнитивная география – представления о человеческой деятельности в пространстве города, как географическом объекте.

По мнению преподавателя ЮУрГУ, в Челябинске нет исторического центра, который бы в полной мере сохранил историческую среду. Есть несколько улиц, где остались старые здания. При этом, по словам Большакова, многие из них не имеют эстетической ценности.

– В советское время довольно много действительно значимых объектов разрушили. Сейчас город тоже меняется, это нормальный процесс, другое дело, что он должен меняться в лучшую сторону, обогащаться новыми зданиями, которые будут формировать новое пространство и создавать новую историю города, – отмечает архитектор.

Если для Челябинска урбанистика – общественная деятельность, то в столице уже оценили значимость этого явления. Выучиться на урбаниста можно, например, в Высшей школе урбанистики в Москве. Одна из образовательных программ носит название «Управление пространственным развитием городов». Как сообщается на официальном сайте ВШУ, за два года учреждение, имеющее государственную аккредитацию, планирует подготовить профессионалов, влияющих на развитие современных городов и способных отвечать на вызовы, с которыми сталкиваются мегаполисы и агломерации.


Фото: Андрей Ткаченко, Вячеслав Никулин, из личного архива Юрия Латышева, gubernator74.ru

Вне системы идей больше

Среди челябинцев много критикующих свой город, но не так много тех, кто переходит к активным действиям, хотя и президент неоднократно говорил, что именно от активности самих граждан зависит, как изменится городская среда. А что для вас стало последний каплей? Очередные выбросы?

Как ни странно, решение я принял за границей. В самом Челябинске, наверное, глаз у меня поначалу был замылен, многого не замечал. И тут однажды с друзьями проехал от Ниццы до Рима на велосипеде. Я на разу за время пути не приподнял руль, чтобы перепрыгнуть через бортик, представляете? Разве такое в Челябинске было бы возможным? Но дело, конечно, не только в велосипедах.

Я переехал в новый микрорайон и понял, что мы строить не только не научились, а скорее даже разучились, потому что утрачено было и многое из хорошего прошлого. Я инженер-строитель по образованию, могу судить об уровне инфраструктуры. Начал делиться своими соображениями в блоге. Так и родился проект «Челябинский урбанист». Повлияло и то, что практически все мои друзья уехали из Челябинска. Я задумался: почему так происходит? Честно говоря, я и сам бы уехал, но потерял бы весь социальный капитал. От малого бизнеса, которым когда-то занимался, у меня остались сбережения, и я решил посвятить всё своё время общественной деятельности.

Недовольных много, но обычный человек, которому надо семью кормить, пожалуется на городские власти за кружкой пива, а потом снова пойдет на работу. А тут надо целенаправленно не только критиковать, но и предлагать.

- И получается? Есть мнение, что чиновников наших не расшевелить.

Почти сразу мне стали писать другие горожане, поддерживать, и я понял, что «раскорябал болячку». В защиту чиновников могу сказать, что быть госслужащим достаточно сложно. Это постоянный страх куда-то не туда наступить, быть вне системы. Я и мои друзья несистемные, так что можем подсказать необычные варианты. Например, сделать заход с улицы Коммуны в новый сквер за публичной библиотекой - сейчас там этот проезд заставлен машинами, а может получиться проход на Кировку. Знаете, я напрямую связываю городскую среду с экономическим развитием региона. Почему в городе умирает малый бизнес? Потому что люди у нас чаще не гуляют, а заезжают на машинах в большие ТРК - крупные сети, которые принадлежат москвичам. Другие ниши исчезают, и, повторю, люди уезжают.Те же мои друзья - очень талантливые люди, но они создадут кучу проектов, рабочих мест в других городах и регионах. Я намеренно делал опрос среди челябинцев в возрасте от 18 до 35 лет - почти у каждого по шесть-семь знакомых, покинувших Челябинск. Это пугает.

Машина - это роскошь!

- Разве в Челябинске совсем нет мест, ориентированных на пешеходов? Взять ту же Кировку.

Я однажды сравнил два снимка Кировки - 2003 года и нынешнего. И на старом фото нет засилья ларьков, рекламных вывесок. А что сейчас? Кроме того, водостоки на главной пешеходной улице без решёток - почему это нельзя решить за несколько лет? Беда в том, что у нас страна ручного управления. Но зачем на кого-то постоянно перекладывать ответственность? Надо тактически, по месту решать проблемы. Начать с базовых потребностей - чтобы человек дошёл до остановки, не прыгая по бортикам и не огибая лабиринты из киосков и фонарных столбов, а это сплошь и рядом не только в Парковом, но и в центре города!

Это не только городская среда, это и экономика. Чем активнее люди гуляют, чем больше у них таких мест, тем больше различных магазинчиков, заведений. Давно известно, что пешеход тратит больше, чем автомобилист. И инфраструктура для автомобилей в девять раз дороже, чем для общественного транспорта.

- Получается, вы сторонник тех, кто считает, что надо ограничивать движение автомобилей?

Я за то, чтобы иметь машину в городе было роскошью. Это и так дорого: в среднем содержание автомобиля обходится более чем в 200 тысяч рублей в год, то есть почти 20 тысяч в месяц. И машины делают нас интровертами, тогда как пешеходная культура нацелена на общение. Но, увы, у нас до сих преобладает мышление выходцев из СССР, для которых машина - показатель благосостояния. Беда в том, что пешеходам мешают даже на тротуарах. Чуть ли не у каждого управления свой столб! Один для проводов, другой для видеокамер, третий ещё для чего-то! И ставят их, отнимая место у тротуаров. Стенды для объявлений устанавливают опять же чуть не на проходе! На одном из перекрёстков на улице Молодогвардейцев я насчитал семь ларьков на остановке!

Безграмотных решений много. Кому пришло в голову разместить стоянку для эвакуированных машин у ЧелГУ, рядом с ботаническим садом? Такое выигрышное место, а там сейчас этот ужасный железный забор. Или же пешеходный переход на Университетской набережной - для жителей Северо-Запада это был самый удобный путь к мосту и парку Гагарина. Переход убрали. Зачем?

- Пешеходы с вами согласятся, а вот автомобилисты…

Так можно учесть интересы всех. В Челябинске был специалист из Лондона, который сказал: «При такой численности населения и ширине дорог у вас вообще не должно быть пробок! А проблема города в том, что у вас нет профессионалов, которые бы отрегулировали движение транспорта». И я понимаю, о чём он говорит. У нас полно перекрёстков, где сигналы светофора меняются по совершенно непонятным правилам! Так, на пересечении улиц Худякова и Энтузиастов машины по полторы минуты стоят перед пустой дорогой. А на перекрёстке Российской и Труда пешеходу надо чуть ли не бегом пересекать проезжую часть. И таких примеров масса!

Но далеко не все резоны автомобилистов надо принимать. Особенно по поводу парковок. Я выложил интервью мэра города Боготы, столицы Колумбии, который правильно сказал: «Спрашивать, где мне ставить своё авто, - это всё равно что интересоваться: я, мол, купил одежду, и где мне её теперь хранить?» Это твоё имущество, ты и решай, где ставить. Но не в ущерб другим. И если поставишь авто не у самого подъезда, как у нас привыкли, а в нескольких десятков метров от него - ничего страшного, пройдешься пешком, для здоровья полезно!

Ларёк с шаурмой на колёсах

- Получается, чем больше пешеходов на улицах, тем комфортнее городская среда?

Скорее, наоборот, но тут многие процессы взаимосвязанные. И для преобразования среды иногда не нужны большие деньги. Почему бы не устанавливать скамейки не только в скверах, но и у края тротуаров, где позволяет ширина? Есть и экологичные технологии - я знаю, как из паллет (европоддоны) за 100 тысяч рублей наделать лавочек, которыми можно уставить всю набережную Миасса!

Или же другой проект - заручиться согласием жильцов, взять один из дворов и полностью избавить его от машин. Чтобы были только детские, спортивные площадки, цветники, зоны для барбекю. Автомобилистам отвечу: в Германии таких дворов много, и ведь как-то люди живут! А уровень автомобилизации там выше, чем в России. Надо создать такой двор и посмотреть, согласятся ли сами владельцы авто потом всё вернуть обратно.

Многие считают, что Челябинску необходимо и коренное преобразование системы общественного транспорта. К примеру, убрать с улиц маршрутки. Разделяете это мнение?

Для меня маршрутка и, скажем, троллейбус - это как ларёк с шаурмой и ресторан. Вот едите вы шаурму и не знаете, повезет - не повезет, не отравитесь ли. Так и в маршрутке: неизвестно, доедете ли без приключений. Сам платишь водителю, и высадят тебя зачастую неизвестно где. А троллейбус? Тебя обслужит кондуктор, остановки объявят, и в широкие окна ты можешь видеть город, а не ковролин на перегородке водителя маршрутки!

Поменять ситуацию и с общественным транспортом, и со многим другим можно. Если каждый почувствует свою ответственность за то, что происходит в городе. И меня радует, что среди таких людей много молодёжи.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то