Фрегат черноморского флота адмирал григорович вооружение. Круговая оборона: на что способен переданный ВМФ РФ фрегат «Адмирал Григорович. Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота


История создания проекта 11356 заключается в модернизации имеющихся сторожевых кораблей. Исследования и разработка проектов новых усовершенствованных сторожевых кораблей началась еще в середине прошлого века. Советские ученые трудились над созданием новых универсальных кораблей, которые решали бы множество боевых задач.

История сторожевых фрегатов проекта 11356

В то время существовало два перспективных проекта, 11356 и 22350. Командование ВМФ СССР сошлось на мнении о создании этих двух проектов, которые были разнотипные. Но вскоре решение о строительстве СКР (сторожевых кораблей России) было принято только проекта 11356.

Это решение было принято в связи с экономическими, техническими проблемами, и трудностях в обслуживании двух разнотипных кораблей одновременно.


И только в конце прошлого века, работа над проектом 11356 возобновилась. Среди имеющихся сторожевых кораблей, построенных еще в начале 60-х годов, имелся сторожевой корабль «Буревестник» в двух вариантах, 1135 и 1135М. Эти фрегаты отлично подошли как прототипы для последующей модернизации.

Но с дальнейшим развитием технологий, имевшиеся корабли следовало улучшить, добавив новые компоненты, которые могли бы решить более количество задач. Работа конструкторов продолжилась, что привело к появлению нового, более совершенного сторожевого корабля.

«Буревестник» стал прототипом для последующей модернизации.

В июле 2010 года строительство нового сторожевого корабля проекта 11356 началось на двух заводах, «Янтарь» и Балтийском заводе. Первые 6 кораблей ушли по имевшемуся контракту в Индию, где прошли множество испытаний и сейчас несут свою службу.

Но первые сторожевые корабли проекта 11356 были созданы для экспорта. Фрегатам, которые в будущем войдут в состав ВМФ России, была поставлена цель, установить новое улучшенное оборудование и вооружение. Что в дальнейшем было осуществлено.


Целью строительства новых сторожевых кораблей проекта 11356 является обновление Черноморского флота. Новые универсальные корабли полностью справляются с поставленными целями и боевыми задачами на Черном море.

Разработка концепции проекта

В начале 60-х годов прошлого века, на вооружении у ВМФ СССР стояло большое количество противолодочных кораблей, которые отлично справлялись со своими основными функциями. Но флот испытывал нехватку сторожевых кораблей, что в дальнейшем и способствовало разработке соответствующего фрегата проекта 11356.

2 000 тонны

водоизмещение фрегата по проекту 1135

В 1964 году началось проектирование нового сторожевого фрегата с водоизмещением более 2 тыс. тонн. Также была поставлена задача, вооружить данный фрегат новым четырехтрубным торпедным аппаратом, противолодочными ракетами, точными артиллерийскими установками и системой ПВО.

Новый фрегат должен был иметь большой запас хода, современное многоцелевое вооружение и оборудование.


В ходе испытаний, проект несколько раз перерабатывался. Водоизмещение было увеличено с 2 тыс. до 3,2 тыс. тонн, также несколько раз менялось оборудование и вооружение. После проделанных изменений, сторожевик проекта 11356 прошел все испытания и получил две модификации, 1135 и 1135М.


С развитием вооружения корабли нужно было оснастить авиацией, что позволило решать большое количество дополнительных боевых задач. Именно с этого момента началась работа над новой модернизацией сторожевых кораблей.

Новые фрегаты проекта 11351 получили вертолетные площадки и были переработаны в конструкции, так как нужно было найти место для ангара. Новая модификация значительно превосходила предыдущие проекты. Что являлось отличным стимулом для дальнейшей работы по проектированию более совершенного и многофункционально фрегата.


В начале 90-х годов начался упадок во всех отраслях, включая военное строительство. Спасательным кругом в тот момент являлся контракт с Индией на экспорт российских сторожевиков проекта 11351, который в последующем был переработан в проект 11356.

Схема проекта 11356 значительно отличалась от своего прототипа 11351. Было заменено все вооружение и средства защиты фрегата. Далее был переработан внешний вид, усилен корпус и заменено все оборудование. Водоизмещение было увеличено до 4 тыс. тонн, увеличенные топливные запасы способствовали увеличить запас хода до 4,5 тыс. миль.

Таким образом, был создан сторожевой фрегат 11356, который является многофункциональным кораблем, с усиленным вооружением, способным решать любые боевые задачи.

Фрегаты пр. 11356

С 2010 года по проекту корабля 11356, начата работа по построению 6 фрегатов, 3 из которых должны отправиться на Черноморский флот. Все комплектующие и оборудование производятся в РФ.

Список фрегатов проекта 11356:

  • Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». Работы по строительству начались в 2010 г., в 2016 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

Головной фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356
  • Фрегат проекта 11356 — Адмирал Эссен. Работы по строительству головного корабля начались в 2011 г., в 2016 сторожевик прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Макаров - работы по строительству начались в 2012 г., а в 2017 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Истомин - в 2013 г. начало строительства.
  • Адмирал Корнилов - в 2014 г. начало строительства.

Спущенные на воду корпуса приостановленных строительством фрегатов «Адмирал Истомин» (заводской номер 01361) и «Адмирал Корнилов» (заводской номер 01362) модифицированного проекта 11356 на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Калининград, 14.11.2017
  • Адмирал Бутаков - в 2013 г. начало строительства, спущен на воду в 2016 г

Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)

Основные характеристики
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м. 15 м. 15 м.
Осадка 4 м. 4 м. 4 м.
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическо-ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31
Основные характеристики «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м 15 м 15 м
Осадка 4 м 4 м 4 м
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.


Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.

На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.

Вооружение

На вооружении сторожевого фрегата 11356 установлено:

  • 8 ячеек ракетно-стрелкового комплекса;
  • мобильный зенитный ракетный комплекс Штиль;
  • 2×30 мм мобильные шестиствольные установки;
  • высокоточные 533 мм торпедные аппараты;

На фрегат установлены вертикальные пусковые ракетные установки, которые имеют возможность использовать высокоточные ракеты «Калибр», имеющие дальность поражения от 350 км. до 2 тыс. км. высокую точность и большую зону поражения.

Новейшая 100 мм артиллерийская установка А190 обеспечивает огненную поддержку по надводным и воздушным целям. Плотность стрельбы составляет 80 выстрелов в минуту, максимальное расстояние поражения цели 20 км. Радиолокационный комплекс «Пума» производит автоматический захват и сопровождение цели.


За управление всеми видами оружия отвечает информационная система управления «Требование». Данная система способна самостоятельно управлять одновременно всеми видами вооружения, управлять стрельбой и рассчитывать пуски торпед. Система обрабатывает полученные данные и дает полную информацию о состоянии фрегата.

Для защиты судна от воздушных атак используется зенитно-ракетный комплекс «Штиль», который способен поразить цель одновременно тремя ракетами. Дальность поражения до 70 км, максимальная высота до 35 км. Так же защиту корабля обеспечивают две высокоточные зенитные установки АК-630.


Функции противолодочного оружия исполняют два торпедных аппарата, так же установлен комплекс РБУ-6000, обеспечивающий защиту от подводных лодок. Также все фрегаты проекта 11356 оснащены авиационными ангарами и взлетными площадками, на которых установлены вертолеты Ка-31 или Ка-27.

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица Земли небольшие страны — целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.

Один из таких кораблей — фрегат «Адмирал Григорович» судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем,но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.

Качественно новый

Необходимость кардинально обновить отечественный военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил — не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.

В каком-то смысле, фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота стали настоящей находкой — универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.

«Адмирал Григорович» — знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи — будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов — «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота — настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако, прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.

Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики — максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам — даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.

Круговая оборона

Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356 — один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считанные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как «боевой» — никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.

Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющая системой «Требование-М» — пеленг, дальность, курс и скорость цели — лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга для — одна из самых высокопроизводительных в мире.

«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», — поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается так же, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.

Специалисты отмечают так же, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов — от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке, до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.

Из всех орудий

Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника не единственное, чем может похвастаться новейший сторожевик. «Калибр-НК» — новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, так же входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно — после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.

Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно занял место в качестве основного ракетного вооружения кораблей — прежде, чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.

«По большому счету, что «Адмирал Григорович», что другие корабли проекта будут починены одной единственной цели — максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», — поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач перед сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.

Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». 100-мм пятнадцатитонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту в адрес любого противника. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечают ЗРАК «Палаш» тульского КБП — единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.

Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.

По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят боевые возможности ЧФ в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны .

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания , готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.

Головной корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович» за небольшой срок службы под Андреевским флагом в полной мере показал, на что способны новые российские фрегаты дальней морской зоны. Соединив в себе передовую техническую мысль, новейшие технологии кораблестроения, результаты профессионализации военно-морской службы, разработки оперативно-тактической науки морского боя, этот корабль по итогам минувшего года стал самым ходовым на Черноморском флоте и лидером по количеству успешно выполненных учебных и боевых задач.

«Ладненький» первенец

Моряки и кораблестроители считают, что фрегат «Адмирал Григорович» по своей «судьбе» - корабль особенный. Он олицетворяет для них трудно выношенное, но очень ладненькое дитя. Этот первенец серии новейших сторожевых кораблей дальней морской зоны с нетерпением ждали на флоте, о нем много говорили российские и зарубежные эксперты. И сейчас для наших «заклятых партнеров» каждая его морская боевая служба становится «тихим ужасом». По мнению командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) контр-адмирала Олега Криворога, по своим характеристикам корабли этого проекта соизмеримы с ракетными крейсерами прошлого поколения, а по некоторым тактико-техническим параметрам даже превосходят их.

Вот лишь основные вехи двухлетней биографии корабля. Совершены два межфлотских перехода, в ходе которых испытано все новейшее корабельное вооружение. В Средиземном море с противолодочным самолетом отработан поиск и обнаружение подводных лодок, там же выполнены задачи по плану учения с авианесущей группировкой кораблей Северного флота. По прибытии в Черное море моряки «Адмирала Григоровича» провели учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям. На учениях «Кавказ-2016» блестяще осуществлен поиск и «уничтожение» подводной лодки условного противника. Затем фрегат представлял страну в форуме «Русская неделя на Ионических островах».

Справка. ТТХ фрегатов проекта 11356:

Водоизмещение - 3350 тонн

Длина корабля - 124,8 м

Ширина корпуса 15,2 м

осадка - 7,5 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания (на скорости 14 узлов) - 4850 миль

Автономность плавания - 30 суток

Дважды с высокой точностью из акватории Средиземного моря экипаж черноморского фрегата отправил ракеты "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. В 2017 году корабль получил высокую оценку по итогам совместных военно-морских учений с ВМС Турции. Затем последовало еще несколько боевых служб на пределе автономности в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Суммарный показатель лага корабля - около 100.000 миль. При этом в самых жестких условиях боевой учебы в дальней морской зоне неоднократно были выверены все тактико-технические характеристики головного корабля и его вооружения с целью эффективных доработок "младших братьев" по проекту.

Вооружен и очень опасен

Главное оружие «Адмирала Григоровича» - ракетный комплекс «Калибр-НК». Он способен поражать морские цели на расстоянии до 400, а наземные - до 2.000 километров. 8 пусковых ячеек «сторожевика» могут комплектоваться самыми современными противокорабельными ракетами «Оникс», которые способны доставить боеголовку массой в 300 килограммов на расстояние более 500 километров со скоростью в 2,6 числа Маха. Перехватить эту «штуку» практически невозможно. «Умная» ракета сама выбирает траекторию комбинируемого полета и реагирует на противодействие средств РЭБ, выбирая из нескольких целей главную.

Защиту корабля от воздушного нападения обеспечивают зенитно-ракетный комплекс «Штиль» и ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш», способные гарантированно уберечь фрегат от запущенных одновременно четырех противокорабельных ракет противника. Артиллерию на «Адмирале Григоровиче» представляет автоматическая артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров. Она способна обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Два торпедных аппарата имеют по три 533-мм торпеды нового поколения каждый. Дополняет мощный корабельный арсенал проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Есть на новейшем российском «сторожевике» и собственное авиакрыло - вертолет Ка-31 или Ка-27 ПЛ.

Не зря фрегаты этого проекта называют многоцелевыми кораблями. Недавно на парном зачетном учении в Средиземном море «Адмирал Григорович» и следующий корабль серии - «Адмирал Эссен» показали все, на что способны. Экипажи фрегатов успешно провели боевые артиллерийские стрельбы, отработали задачи ПВО, выполнили электронные (условные) пуски ракет против надводных кораблей и подводных лодок. А еще они способны обеспечивать огнем высадку морских десантов, сопровождать транспортные конвои.

Новые фрегаты с высокой эффективностью способны действовать как в составе группировок кораблей, так и в рейдерской самостоятельности на большом удалении от своих берегов. По результатам сопровождения наших фрегатов кораблями НАТО, зарубежные специалисты сделали вывод об их малой заметности в локационном поле. Достигнуто это особой формой корпуса с наклонными плоскостями, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение корабля с помощью РЛС.

Равнение на командира

Степень автоматизации фрегата «Адмирал Григорович» - высочайшая. Поэтому на таком же уровне поддерживаются и требования к подготовке его экипажа. Он полностью комплектуется на контрактной основе. Экипаж состоит из 18 офицеров и около 150 матросов и старшин. Кстати, впервые на "сторожевике" специально предусмотрено размещение двух десятков морских пехотинцев. Большая часть рядового состава экипажа имеет среднее техническое образование. Среди мичманов и старшин немало специалистов и с институтскими дипломами. Но, как считает командир фрегата - это лишь основа квалификации, а главное ее наполнение - морская практика на боевых постах.

В нелегких испытаниях морской службы экипаж корабля основательно проникся характерными чертами своего командира. Командир фрегата "Адмирал Григорович" капитан 2-го ранга Анатолий Величко в стремлении к знаниям четко придерживается "золотой" традиции: Нахимовское училище и Военно-морской институт радиоэлектроники он окончил с золотыми медалями. В прошлом году Анатолий Величко стал победителем конкурса "Армия России-2017" в номинации "Морской волк" и был назван лучшим командиром корабля Военно-морского флота России. А сам фрегат под его командованием заслужил почетное наименование ударного корабля.



Головной корабль проекта 11356 "Адмирал Григорович" за небольшой срок службы под Андреевским флагом в полной мере показал, на что способны новые российские фрегаты дальней морской зоны. Соединив в себе передовую техническую мысль, новейшие технологии кораблестроения, результаты профессионализации военно-морской службы, разработки оперативно-тактической науки морского боя, этот корабль по итогам минувшего года стал самым ходовым на Черноморском флоте и лидером по количеству успешно выполненных учебных и боевых задач.

Экипаж фрегата "Адмирал Григорович"

"Ладненький" первенец

Моряки и кораблестроители считают, что фрегат "Адмирал Григорович" по своей "судьбе" - корабль особенный. Он олицетворяет для них трудно выношенное, но очень ладненькое дитя. Этот первенец серии новейших сторожевых кораблей дальней морской зоны с нетерпением ждали на флоте, о нем много говорили российские и зарубежные эксперты. И сейчас для наших "заклятых партнеров" каждая его морская боевая служба становится "тихим ужасом". По мнению командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) контр-адмирала Олега Криворога, по своим характеристикам корабли этого проекта соизмеримы с ракетными крейсерами прошлого поколения, а по некоторым тактико-техническим параметрам даже превосходят их.

Фото из фототеки корабля

Фрегат "Адмирал Григорович"

Вот лишь основные вехи двухлетней биографии корабля. Совершены два межфлотских перехода, в ходе которых испытано все новейшее корабельное вооружение. В Средиземном море с противолодочным самолетом отработан поиск и обнаружение подводных лодок, там же выполнены задачи по плану учения с авианесущей группировкой кораблей Северного флота. По прибытии в Черное море моряки "Адмирала Григоровича" провели учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям. На учениях "Кавказ-2016" блестяще осуществлен поиск и "уничтожение" подводной лодки условного противника. Затем фрегат представлял страну в форуме "Русская неделя на Ионических островах".

Справка. ТТХ фрегатов проекта 11356:

Водоизмещение - 3350 тонн

Длина корабля - 124,8 м

Ширина корпуса 15,2 м

осадка - 7,5 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания (на скорости 14 узлов) - 4850 миль

Автономность плавания - 30 суток

Дважды с высокой точностью из акватории Средиземного моря экипаж черноморского фрегата отправил ракеты "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. В 2017 году корабль получил высокую оценку по итогам совместных военно-морских учений с ВМС Турции. Затем последовало еще несколько боевых служб на пределе автономности в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Суммарный показатель лага корабля - около 100.000 миль. При этом в самых жестких условиях боевой учебы в дальней морской зоне неоднократно были выверены все тактико-технические характеристики головного корабля и его вооружения с целью эффективных доработок "младших братьев" по проекту.

Вооружен и очень опасен

Главное оружие "Адмирала Григоровича" - ракетный комплекс "Калибр-НК". Он способен поражать морские цели на расстоянии до 400, а наземные - до 2.000 километров. 8 пусковых ячеек "сторожевика" могут комплектоваться самыми современными противокорабельными ракетами "Оникс", которые способны доставить боеголовку массой в 300 килограммов на расстояние более 500 километров со скоростью в 2,6 числа Маха. Перехватить эту "штуку" практически невозможно. "Умная" ракета сама выбирает траекторию комбинируемого полета и реагирует на противодействие средств РЭБ, выбирая из нескольких целей главную.

Фото из фототеки корабля

Ракетный комплекс "Калибр-НК"

Защиту корабля от воздушного нападения обеспечивают зенитно-ракетный комплекс "Штиль" и ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш", способные гарантированно уберечь фрегат от запущенных одновременно четырех противокорабельных ракет противника. Артиллерию на "Адмирале Григоровиче" представляет автоматическая артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров. Она способна обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Два торпедных аппарата имеют по три 533-мм торпеды нового поколения каждый. Дополняет мощный корабельный арсенал проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Есть на новейшем российском "сторожевике" и собственное авиакрыло - вертолет Ка-31 или Ка-27 ПЛ.

Фото из фототеки корабля.

Не зря фрегаты этого проекта называют многоцелевыми кораблями. Недавно на парном зачетном учении в Средиземном море "Адмирал Григорович" и следующий корабль серии - "Адмирал Эссен" показали все, на что способны. Экипажи фрегатов успешно провели боевые артиллерийские стрельбы, отработали задачи ПВО, выполнили электронные (условные) пуски ракет против надводных кораблей и подводных лодок. А еще они способны обеспечивать огнем высадку морских десантов, сопровождать транспортные конвои.

Новые фрегаты с высокой эффективностью способны действовать как в составе группировок кораблей, так и в рейдерской самостоятельности на большом удалении от своих берегов. По результатам сопровождения наших фрегатов кораблями НАТО, зарубежные специалисты сделали вывод об их малой заметности в локационном поле. Достигнуто это особой формой корпуса с наклонными плоскостями, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение корабля с помощью РЛС.

Равнение на командира

Степень автоматизации фрегата "Адмирал Григорович" - высочайшая. Поэтому на таком же уровне поддерживаются и требования к подготовке его экипажа. Он полностью комплектуется на контрактной основе. Экипаж состоит из 18 офицеров и около 150 матросов и старшин. Кстати, впервые на "сторожевике" специально предусмотрено размещение двух десятков морских пехотинцев. Большая часть рядового состава экипажа имеет среднее техническое образование. Среди мичманов и старшин немало специалистов и с институтскими дипломами. Но, как считает командир фрегата - это лишь основа квалификации, а главное ее наполнение - морская практика на боевых постах.

Командир фрегата "Адмирал Григорович" Анатолий Величко

В нелегких испытаниях морской службы экипаж корабля основательно проникся характерными чертами своего командира. Командир фрегата "Адмирал Григорович" капитан 2-го ранга Анатолий Величко в стремлении к знаниям четко придерживается "золотой" традиции: Нахимовское училище и Военно-морской институт радиоэлектроники он окончил с золотыми медалями. В прошлом году Анатолий Величко стал победителем конкурса "Армия России-2017" в номинации "Морской волк" и был назван лучшим командиром корабля Военно-морского флота России. А сам фрегат под его командованием заслужил почетное наименование ударного корабля.




Добавить коментарий
Последние публикации

С конца XX века в Польше на полуострове Вестерплатте недалеко от города Гданьска 1 сентября ежегодно устраивают торжества по случаю начала Второй миро

Минобороны России рассекретило подборку исторических документов о ходе Бухарестско-Арадской операции к 75-летию освобождения Бухареста. Фотокопии пост


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то