Права и обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования. Положение о правах и законных интересах обучающихся, законных представителей несовершеннолетних студентов, преподавателей в государственном бюджет

ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Студенты согласно ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют права. Они перечислены в ст. 16 данного ФЗ:

  • 1) выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
  • 2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
  • 3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
  • 4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
  • 5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
  • 6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
  • 7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • 8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • 9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Современное понятие механизма обеспечения прав человека должно основываться на признании разнообразных специальных институтов защиты прав человека. И важное место в нем должны занимать не только суды общей юрисдикции, Конституционный суд, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а такие специализированные органы, как омбудсмен по правам ребенка, омбудсмен по защите прав военнослужащих и т.д., деятельность которых сконцентрирована на решении проблемы обеспечения прав и свобод одной социальной группы населения. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44]

Интересен в этом плане опыт функционирования вузовского (студенческого) омбудсмена. В Российской Федерации Вузовские омбудсмены были учреждены в 1999 году в таких учебных заведениях, как Московский государственный институт международных отношений, Башкирский государственный педагогический институт и Высшая школа экономики (Москва). При этом вузами преследовалась цель создать независимый орган, который способствовал бы студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям, преподавателям и сотрудникам решать существующие между ними, между ними и администрациями вузов споры, расхождения и конфликты. [Суняева Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. Саратов. 2008].

В МГИМО омбудсмен назначается приказом ректора после утверждения его кандидатуры Ученым советом университета. На эту должность может быть назначено лицо из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющее стаж работы в этом вузе не менее 5 лет, пользующееся авторитетом среди студентов, преподавателей и сотрудников. защита право студент омбудсмен

Досрочное прекращение полномочий омбудсмена возможно в двух случаях: а) в случае добровольной отставки самого омбудсмена; б) по инициативе ректора и Ученого совета при невыполнении омбудсменом своих функций или грубого нарушения им норм действующего законодательства и положений Устава вуза.

Омбудсмен МГИМО принимает жалобы на действия преподавателей, студентов, администрации вуза. Он может отказаться от рассмотрения жалобы, если предмет данной жалобы выходит за рамки его полномочий, либо не содержит, по его мнению, серьезных оснований для проведения расследования, либо прошло больше года со дня нарушения прав жалобщика.

Исследуя жалобу, омбудсмен проводит независимое, нейтральное и конфиденциальное расследование. При этом он имеет право доступа ко всем документам несекретного характера, может опрашивать любого представителя администрации университета, члена коллектива студентов, преподавателей и сотрудников. Никто не имеет права препятствовать деятельности студенческого омбудсмена.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен принимает решение рекомендательного характера. Если оно не выполняется, он докладывает об этом в устной или письменной форме вышестоящим по отношению к заявителю или к сторонам органам университета.

Уполномоченный по правам студентов МГИМО ведет также разъяснительную работу в университете относительно норм и правил, в соответствии с которыми решаются конфликты, используя для этого специальную литературу и университетскую газету. В необходимых случаях он обращает внимание ректора и Ученого совета на те их действия и решения, которые отграничивают конституционные права студентов, преподавателей, сотрудников вуза. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44].

К числу вузов, где вводится должность омбудсмена, относитcя и Северо-Кавказская академия государственной службы.

На уполномоченного по правам студентов будут возложены обязанности по защите прав студентов, разрешению проблем между студентами и преподавателями, а также по оказанию помощи, в том числе юридической, в решение других, не связанных с учебой проблем. [Рудковский С. РИА новости. Ростов-на-Дону. 20.01.2009].

На сегодняшний день принято решение вести такую должность и в ВУЗах города Астрахани.

В создании данной должности, т.е. Уполномоченного по правам студентов был использован опыт Ближнего Зарубежья, в частности, Кыргызского Государственного университета.

В 2008 году Омбудсмен Кыргызской Республики в присутствии участников молодежной конференции подписал приказ о создании Совета по защите прав молодежи и студентов при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Основной целью данного общественного органа является разработка и реализация мер в области защиты прав и свобод молодежи и студентов Кыргызской Республики. Расширенные полномочия Совета, усиленные прямым партнерством с Аппаратом Омбудсмена, делают его первой в своем роде коллегиальной структурой по защите прав молодых людей. [Малиновская А., Гнездилова О., Буров П., Сиволдаев И. Права студентов (законодательное регулирование). Пособие. Воронеж, 2008].

Далее через год в октябре 2009 года у студентов Кыргызского Государственного Университета имени И. Арабаева появилась собственная организация по защите их прав - Служба уполномоченного по правам студентов, которую возглавляет Уполномоченный по правам студентов.

Было разработано положение «О службе уполномоченного по правам студентов ВУЗа», где в статье 1 говорится, что Служба Уполномоченного по правам студентов ВУЗа - это студенческая организация высшего учебного заведения, занимающаяся защитой прав и свобод студентов, аспирантов, слушателей высшего учебного заведения и абитуриентов, работающая на общественных началах.

В заключении, хотелось бы предложить создать институт Уполномоченного по правам студентов и в ВУЗах Республики Бурятии.

Мало кто предполагал, что защита прав студентов окажется одной из самых острых проблем реформы образования, а суды с вузами станут массовым явлением. Но так, увы, произошло. Десятки вузов, особенно негосударственных, потеряли аккредитацию и лицензию, c другими начались непредсказуемые слияния-поглощения. И часто вместо учебы студентам пришлось думать о том, где продолжить образование, как вернуть деньги за обучение в вузе , бегать по деканатам и ректоратам, где нередко тоже царят неразбериха и растерянность, с исками к вузам по судам и прокуратурам. Дошло до того, что в июне 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев публично призвал чиновников от образования и соответствующих руководителей нарушение прав студентов и преподавателей при реорганизации высших учебных заведений исключить.

Но, как показывает опыт нашего агентства, специализирующегося на защите прав студентов, в образовательных учреждениях хватает и других, «традиционных» конфликтов. Споры с вузами у студентов чаще всего возникают из-за несвоевременного получения академических справок, документов об образовании, не допуска к сдаче экзаменов и итоговых испытаний, нарушений условий договора на оказание образовательных услуг, требований оплатить сдачу зачетов, экзаменов и т. д.

Конфликтных ситуаций настолько много, что возникает вопрос: а может ли студент самостоятельно защитить сегодня свои интересы при споре с вузом?

На первый взгляд, может. Благо, студент сегодня человек подготовленный, да и знающий свои права. Хватает и инстанций для обращений, способных повлиять на «плохой» вуз: Министерство образования и науки, Рособрнадзор, прокуратура, суды, созданный недавно институт Уполномоченного по правам студентов… Однако выиграть спор с вузом, например, в том же суде, самостоятельно получается не всегда.

Во-первых, студенту чисто психологически сложно выяснять отношения в суде с альма-матер, представлять интересы которой, например, может его же преподаватель. Да и по времени накладно. А, во-вторых, суд с вузом – это фактически суд с его руководителями, владельцами, среди которых есть люди с большими возможностями.

Например, в наше агентство обратились студенты одного негосударственного московского вуза, потерявшего сначала аккредитацию, а потом и лицензию на ведение образовательной деятельности. Студентам долго, что называется, морочили голову, заверяя, что все поправимо, и новая аккредитация не за горами. Под эти заверения с сотен студентов взяли и деньги за очередной семестр. Люди поверили, А потом выяснилось, что никакой аккредитации « не светит», и всех их отчислили задним числом. В результате студенты не смогли перевестись в другой в вуз, потеряли курс и деньги. А в руководителях вуза – действующий депутат Госдумы, академик и доктор, да еще работающий в профильном комитете по образованию. Попробуй с таки вузом самостоятельно «повоюй». Тем более — вернуть деньги за обучение в вузе, компенсировать материальный и моральный вред. Тут лучше обратиться к профессионалам нашего агентства, которые выигрывают практически 100% «вузовских» дел в судах.

Нашим клиентам из образовательных учреждений мы предлагаем следующий алгоритм работы и объем услуг, в том числе при необходимости суда с вузом:

  • Консультации при возникновении спора с вузом, урегулирование конфликта на начальном этапе;
  • Составление искового заявления, обращений в органы прокуратуры, Рособрнадзор, аппарат Уполномоченного по правам студентов, трудовую инспекцию (при трудовых спорах в сфере образования);
  • Представительство ваших интересов в суде;
  • Обжалование решений судов различных инстанций, составление апелляционных, кассационных, надзорных жалоб;
  • Бонусная услуга для тех, кто затевает суд с вузом: распространение информации о ходе судебных разбирательств и вступивших в силу судебных решений по спорам с вузами в социальных сетях и профильных СМИ. Практика показывает, что «плохие» вузы такой информации крайне избегают и очень быстро реагируют.

Если вы решили с нашей помощью выиграть суд с вузом, заполните, пожалуйста, форму внизу страницы. Мы среагируем оперативно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Студенты согласно ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют права. Они перечислены в ст. 16 данного ФЗ:

1) выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Современное понятие механизма обеспечения прав человека должно основываться на признании разнообразных специальных институтов защиты прав человека. И важное место в нем должны занимать не только суды общей юрисдикции, Конституционный суд, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а такие специализированные органы, как омбудсмен по правам ребенка, омбудсмен по защите прав военнослужащих и т.д., деятельность которых сконцентрирована на решении проблемы обеспечения прав и свобод одной социальной группы населения. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44]

Интересен в этом плане опыт функционирования вузовского (студенческого) омбудсмена. В Российской Федерации Вузовские омбудсмены были учреждены в 1999 году в таких учебных заведениях, как Московский государственный институт международных отношений, Башкирский государственный педагогический институт и Высшая школа экономики (Москва). При этом вузами преследовалась цель создать независимый орган, который способствовал бы студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям, преподавателям и сотрудникам решать существующие между ними, между ними и администрациями вузов споры, расхождения и конфликты. [Суняева Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. Саратов. 2008].

В МГИМО омбудсмен назначается приказом ректора после утверждения его кандидатуры Ученым советом университета. На эту должность может быть назначено лицо из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющее стаж работы в этом вузе не менее 5 лет, пользующееся авторитетом среди студентов, преподавателей и сотрудников. защита право студент омбудсмен

Досрочное прекращение полномочий омбудсмена возможно в двух случаях: а) в случае добровольной отставки самого омбудсмена; б) по инициативе ректора и Ученого совета при невыполнении омбудсменом своих функций или грубого нарушения им норм действующего законодательства и положений Устава вуза.

Омбудсмен МГИМО принимает жалобы на действия преподавателей, студентов, администрации вуза. Он может отказаться от рассмотрения жалобы, если предмет данной жалобы выходит за рамки его полномочий, либо не содержит, по его мнению, серьезных оснований для проведения расследования, либо прошло больше года со дня нарушения прав жалобщика.

Исследуя жалобу, омбудсмен проводит независимое, нейтральное и конфиденциальное расследование. При этом он имеет право доступа ко всем документам несекретного характера, может опрашивать любого представителя администрации университета, члена коллектива студентов, преподавателей и сотрудников. Никто не имеет права препятствовать деятельности студенческого омбудсмена.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен принимает решение рекомендательного характера. Если оно не выполняется, он докладывает об этом в устной или письменной форме вышестоящим по отношению к заявителю или к сторонам органам университета.

Уполномоченный по правам студентов МГИМО ведет также разъяснительную работу в университете относительно норм и правил, в соответствии с которыми решаются конфликты, используя для этого специальную литературу и университетскую газету. В необходимых случаях он обращает внимание ректора и Ученого совета на те их действия и решения, которые отграничивают конституционные права студентов, преподавателей, сотрудников вуза. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44].

К числу вузов, где вводится должность омбудсмена, относитcя и Северо-Кавказская академия государственной службы.

На уполномоченного по правам студентов будут возложены обязанности по защите прав студентов, разрешению проблем между студентами и преподавателями, а также по оказанию помощи, в том числе юридической, в решение других, не связанных с учебой проблем. [Рудковский С. РИА новости. Ростов-на-Дону. 20.01.2009].

На сегодняшний день принято решение вести такую должность и в ВУЗах города Астрахани.

В создании данной должности, т.е. Уполномоченного по правам студентов был использован опыт Ближнего Зарубежья, в частности, Кыргызского Государственного университета.

В 2008 году Омбудсмен Кыргызской Республики в присутствии участников молодежной конференции подписал приказ о создании Совета по защите прав молодежи и студентов при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Основной целью данного общественного органа является разработка и реализация мер в области защиты прав и свобод молодежи и студентов Кыргызской Республики. Расширенные полномочия Совета, усиленные прямым партнерством с Аппаратом Омбудсмена, делают его первой в своем роде коллегиальной структурой по защите прав молодых людей. [Малиновская А., Гнездилова О., Буров П., Сиволдаев И. Права студентов (законодательное регулирование). Пособие. Воронеж, 2008].

Далее через год в октябре 2009 года у студентов Кыргызского Государственного Университета имени И. Арабаева появилась собственная организация по защите их прав - Служба уполномоченного по правам студентов, которую возглавляет Уполномоченный по правам студентов.

Было разработано положение «О службе уполномоченного по правам студентов ВУЗа», где в статье 1 говорится, что Служба Уполномоченного по правам студентов ВУЗа - это студенческая организация высшего учебного заведения, занимающаяся защитой прав и свобод студентов, аспирантов, слушателей высшего учебного заведения и абитуриентов, работающая на общественных началах.

В заключении, хотелось бы предложить создать институт Уполномоченного по правам студентов и в ВУЗах Республики Бурятии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правовых гарантий и механизма гарантий прав и свобод. Проблемы доступа к правосудию. Цели судебной реформы, её результаты. Роль судебного толкования в механизме гарантий конституционных прав и свобод. Институт квалифицированной юридической помощи.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

    доклад , добавлен 11.02.2010

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Исследование понятия, основных способов и особенностей защиты нарушенных гражданских прав в Российской Федерации. Выявление актуальных проблем самозащиты как способа защиты гражданских прав.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Механизм государственной защиты прав и свобод. Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. Право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты. Право на судебную защиту прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Государственное регулирование защиты прав потребителей Республики Казахстан. Общие понятия в законодательных актах. Круг основных обязанностей продавца. Многоуровневая система защиты прав и гарантий потребителя от различных фальсификаторов и обманщиков.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

    магистерская работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

Права студента - это базовая, или стационарная часть его правового статуса. Права студента определяются, прежде всего Конституцией РФ и ст. 50 Закона «Об образовании», более детально они регламентированы ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Уставом того образовательного учреждения, где он обучается.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Закон предусматривает два способа подобного обжалования: административный и судебный. Подача жалобы не ограничена никаким сроком. Письменная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана студентом. Общий срок рассмотрения жалобы - один месяц. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем вуза или его заместителем еще на один месяц. Приказы и распоряжения администрации вуза, повлекшие за собой нарушения закона или превышение полномочий, а также ущемляющие гражданские права студента, могут обжаловаться и в судебном порядке.

Администрация вуза обязана давать ответы на вопросы студенческого профсоюзного комитета, любой студенческой группы, собрания студенческого курса (потока) или целого факультета.

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

10) создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности.

Пункт 3 этой же статьи регламентирует порядок выплаты стипендий студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения. Кроме того, в этом пункте оговаривает порядок выплаты дополнительных материальных выплат сиротам, малообеспеченным, инвалидам, студентам занятым культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работой.

В ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» оговаривается и то обстоятельство, что по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Студенты имеют право на отдых: для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

Так же студенты вправе бесплатно:

Получить студенческий билет и зачетную книжку;

Сдавать вступительные экзамены и оформлять документы при проведении вступительных испытаний и зачислении в учебное заведение;

Ликвидировать академическую задолженность, проводить различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных и практических работ.

Медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Студенты имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе и через общественные организации. Конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся определяются договором между ними и уставом вуза.

Сами же студенты считают, что привлечение к решению проблемы, связанной с нарушением их прав, третьей стороны лишь создает повышенную нервозность и накаляет обстановку. Лучше не создавать какую-либо дополнительную структуру (или определенную общественную организацию), помогающую студентам решать свои проблемы, а усиливать внутривузовскую систему защиты прав (например, студенческие профсоюзы или профкомы).

В настоящее время профсоюзы не воспринимаются студентами как орган, защищающий их права. Основные функции профсоюза сейчас: организация досуга студентов (Студенческая весна, посвящения в студенты, КВН), социальная защита студентов. Фактически единственная проблема, касающаяся прав студентов напрямую, которую решает профсоюз, - проблема с общежитием.

Права студенческих профсоюзов:

При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и студенческой (объединенной) профсоюзной организации образовательного учреждения (при ее наличии);

Социальная поддержка в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения и в других формах, которая оказывается студентам в порядке, устанавливаемом образовательным учреждением по согласованию со студенческой профсоюзной организацией (при ее наличии) в зависимости от материального положения студентов;

Положения о студенческом общежитии (студгородке) учебного заведения, а также правила внутреннего распорядка в общежитии разрабатываются и утверждаются по согласованию со студенческими профкомами;

Руководитель студенческого общежития (студгородка) назначается администрацией учебного заведения по согласованию с профкомом студентов и студсоветом.

Студенты имеют право участвовать и в иных студенческих ассоциациях и организациях, которые могут стать на защиту их законных прав и интересов.

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данном уровне высшего профессионального образования.

Данное положение имеет примеры в судебной практике. Викентьева Т.Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта 7 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 501 (в ред. Приказа от 26.03.2001 N 1272), в части, предусматривающей, что документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в вуз, а также академическая справка установленного образца выдаются студенту на руки либо на руки лицу, имеющему на это доверенность в установленной форме. Заявитель считает оспариваемую правовую норму противоречащей статье 43 Конституции РФ, пункту 6 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» в той мере, в какой она запрещает направление документа об образовании и академической справки почтовой связью. Указывает на то, что после отчисления из Института правоведения Московской Государственной Юридической Академии ей на основании данной нормы было отказано в направлении по почте названных документов, она проживает в Смоленской области, является инвалидом второй группы и не имеет достаточных средств для поездки либо направления своего представителя в г. Москву за получением необходимых документов, вследствие этого нарушаются ее права на дальнейшее обучение в другом высшем учебном заведении. В заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Министерство образования и науки Российской Федерации, являющееся в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях сослались на то, что федеральным законом не определен способ выдачи справки об обучении, порядок выдачи соответствующих документов при переводе студента в другое высшее учебное заведение установлен федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной ему компетенции.

Выслушав объяснения представителей Министерства образования и науки Российской Федерации Курдиной Н.В., Тихоненко Л.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П., возражавших против доводов заявления, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему подпунктом 14 пункта 5 Положения об этом министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 395, утвердило Приказом от 24 февраля 1998 г. № 501 Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 1998 г., регистрационный № 1506, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 9, 1998 г.). Указанный нормативный правовой акт издан во исполнение пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Однако это не означает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере образования может произвольно определять такой порядок, снижая объем правовых гарантий, установленных статьей 43 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на образование, пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающим для студентов высших учебных заведений свободу перехода в другое высшее учебное заведение.

В пункте 7 Порядка развивается положение пункта 6 статьи 27 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» о том, что лицам, не завершившим образование названного в пункте 5 этой статьи уровня, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Порядок выдачи указанной академической справки, не относящейся к документам государственного образца об уровне образования, регламентирован оспариваемой нормой. Данная норма, предписывая выдавать документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в высшее учебное заведение, и академическую справку только на руки студенту или его представителю, тем самым исключает возможность выдачи этих документов в ином не запрещенном законом порядке в тех случаях, когда студент по уважительным причинам не имеет возможности явиться лично или направить своего представителя за получением необходимых для продолжения дальнейшего обучения документов. Именно так положения пункта 7 Порядка понимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и применяются судами, о чем свидетельствуют возражения заинтересованных лиц и копия решения Пресненского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2009 г., которым Викентьевой Т.Т. отказано в иске о возложении на Институт правоведения МГЮА обязанности выслать в ее адрес ценным письмом с описью вложения документ об образовании и академическую справку.

Такое правовое регулирование снижает уровень правовых гарантий, предоставленных федеральным законом студентам высших учебных заведений, ограничивает свободу их перехода в другое высшее учебное заведение не предусмотренной законом обязанностью явиться лично (направить представителя) за получением необходимых для продолжения образования документов, исключая возможность их получения почтовой связью, вследствие чего нарушается конституционное право граждан на образование.

Пункт 8 Порядка, на который сослался представитель Министерства образования и науки России в обоснование своих возражений, не устраняет установленные оспариваемой нормой препятствия для свободного перехода студента в другое высшее учебное заведение, поскольку этот пункт устанавливает не обязанность, а лишь право ректора принимающего высшего учебного заведения до получения документов допустить студента к занятиям своим распоряжением, и не освобождает студента от обязанности получить в последующем лично или через представителя эти документы и представить их для продолжения обучения.

Ссылка на Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную Приказом Министерства образования и науки России от 10 марта 2005 г. № 65, является необоснованной. Данный нормативный правовой акт имеет равную юридическую силу по отношению к оспариваемому Порядку и не может вводить ограничения, не установленные федеральным законом. Обязанность студента (его представителя) лично явиться за получением необходимых для продолжения обучения документов либо запрет на пересылку этих документов в почтовых отправлениях федеральным законом не установлены. Употребление в пункте 6 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» относительно справки об обучении термина «выдается» не исключает выдачу студенту такой справки через оператора почтовой связи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», устанавливая в статье 22 ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ, не относит документы об образовании к числу запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях.

При поступлении в высшее учебное заведение для поступающего не имеется препятствий направить требуемый для этого документ об образовании через оператора почтовой связи общего пользования, что не отрицали в судебном заседании и представители заинтересованных лиц. Возврат в таком же порядке этого документа (вместе со справкой об образовании) по просьбе студента, не имеющего возможности получить необходимые ему документы лично или через представителя, оспариваемая норма не допускает, что не соответствует требованиям федерального закона.

Довод представителей Министерства образования и науки России о том, что обучение в образовательном учреждении связано с необходимостью посещения этого учреждения студентом, в связи с чем, до отчисления студент должен посещать образовательное учреждение, в частности при проведении текущего контроля или промежуточной аттестации, не имеет значения по настоящему делу. Оспариваемая норма не регулирует порядок реализации образовательных программ, распространяется на отношения, возникающие после отчисления студента из высшего учебного заведения.

С учетом изложенного пункт 7 Порядка в той части, в которой он не допускает пересылку документов почтовой связью, нарушая тем самым гарантированную федеральным законом свободу перехода в другое высшее учебное заведение, подлежит признанию недействующим.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Викентьевой Т.Т. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 7 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 501 (в ред. Приказа от 26.03.2001 № 1272), в части, исключающей направление через операторов почтовой связи общего пользования по просьбе студента высшего учебного заведения документа об образовании, на основании которого он был зачислен в высшее учебное заведение, и академической справки установленного образца.

Значительные права студентам предоставляют Уставы вузов, например, Устав Марийского Государственного Университета (п. 5.3), гарантирует студентам следующие права:

Получения образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

По согласованию с преподавателем посещать все виды занятий в МарГУ, а по согласованию между руководителями и в других вузах;

Участвовать в обсуждении и решении важных вопросов деятельности МарГУ, в том числе через общественные организации и органы управления Университета;

Бесплатно пользоваться в рамках учебно-воспитательного процесса библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений МарГУ;

Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях Университета;

Обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Нуждающиеся иногородние студенты обеспечиваются местами в общежитии Университета (при наличии свободных мест).

Также Устав МарГУ предоставляет студентам право на восстановление в МарГУ в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бюджетной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине, - за академическую неуспеваемость, за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка - производится ректором МарГУ по решению совета факультета, ученого совета института, при наличии вакансии. Восстановление на первый курс не допускается для лиц, отчисленных по неуважительной причине.

Условия и средства, которые фактически позволяют реализовать права студентов и их надежную защиту, - это их гарантии. Различают гарантии реализации и гарантии охраны прав, обязанностей и законных интересов личности, общие гарантии (для всех прав и обязанностей) и особенные, или специальные, для конкретного права. Представляется, что в сфере образования гарантии также нужно подразделять на общие, обеспечивающие само право граждан на высшее профессиональное образование, и специальные, поддерживающие реализацию различных прав студентов, то есть обеспечивающие статус студентов. Между этими гарантиями нет жесткой границы, они могут плавно «перетекать» из одной группы в другую. Традиционно к гарантиям прав граждан относят гарантии экономические, политические, юридические и организационные.

Экономические гарантии высшего образования предполагают стабильную экономику, эффективно работающую промышленность, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату зарплаты, стипендии, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере образования в современных условиях явно недостаточны. Одним из проявлений отсутствия надлежащих экономических гарантий является низкий размер стипендий, к тому же право на ее получение имеют сегодня очень немногие. Различные модели взаимодействия с промышленностью, предпринимательским сектором, позволяющие учебным заведениям находить решения финансовых проблем, могут способствовать и усилению прямой финансовой поддержки студентов и других категорий обучающихся.

В то же время именно совокупность государственных мер экономического характера позволяет категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получать высшее образование: это повышенные стипендии, государственное обеспечение, значительные выплаты после окончания вуза и др.

Политические гарантии прав и свобод, обязанностей обучающихся - это, главным образом, сам факт существования государственной политики в области образования, закрепленный законодательно (ст. 2 закона РФ «Об образовании»). Перечисленные в ст. 2 принципы составляют набор основных политических гарантий: единство федерального и регионального образовательного пространства; общедоступность образования, то есть равный доступ всех граждан; светский характер образования (отделение церкви от государства, свобода совести); свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления образованием. К этому нужно добавить право выбора языка обучения (с учетом возможностей образовательного учреждения); недопустимость создания и деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Наконец, политической гарантией служит разграничение компетенции между федерацией и субъектами, а также между органами государственной власти - в сфере образования.

Конституция относит образование к сфере совместного ведения. Однако управление высшим образованием закреплено за федеральным органом - Министерством образования и науки РФ.

Организационные гарантии права на образование - это разветвленная сеть образовательных учреждений, органов управления образованием, разнообразных специализированных структур, государственно-общественных объединений и т.п. Не случайно и Н.В. Витрук называет организационные гарантии «гарантией гарантий», исключая из общего ряда гарантий.

Наряду с вышеназванными, организационными гарантиями, обеспечивающими право граждан на высшее профессиональное образование, гарантиями качества образования являются различные структуры для подготовки преподавательских кадров и кадров высшей квалификации, а также Высший аттестационный комитет Министерства образования России, управляющий процессом формирования научных кадров и подтверждения их квалификации. При этом нормы, устанавливающие требования к соискателям ученых степеней и званий, а также определяющие порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава и повышения научно-педагогической квалификации, будут относиться к юридическим гарантиям.

Специализированным органом, чья задача - обеспечение качества образования и его соответствие государственным образовательным стандартам является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Таким образом, все вышеперечисленные структуры, органы государственно-общественного управления на основе и во исполнение Конституции РФ и законодательства об образовании осуществляют разнообразную практическую деятельность по претворению в жизнь предоставленного гражданам права на высшее профессиональное образование. Вместе с тем, этим целям должна способствовать и оптимальная внутренняя структура вуза, современный эффективный менеджмент. Самостоятельность в организации внутривузовского управления и формировании вузовских подразделений должна, наряду с эффективным решением уставных задач, обеспечивать соблюдение и реализацию прав, свобод, законных интересов студентов и иных категорий обучающихся.

К числу организационно-правовых гарантий в системе высшего профессионального образования относятся все существующие нормативы и требования по организации образовательного процесса: стандарты образования; максимально допустимое количество часов аудиторной нагрузки; предельное число экзаменов и зачетов в рамках одной сессии; запрет на занятие педагогической деятельностью лицом, лишенным судом права работать в образовательных учреждениях в течение определенного срока и др. Хорошей организационной гарантией могут быть требования, которые сам вуз устанавливает для занятия должностей ассистента, доцента и др. Заслуживает внимания закрепление в актах «силовых» ведомств процедур распределения учебной нагрузки в зависимости от квалификации преподавателя: лекции могут читать доценты и профессора, ассистенты проводят практические занятия, семинары. Универсальной юридической гарантией прав и обязанностей граждан является закон, в широком смысле - все действующее законодательство. Кроме того, за защитой своих прав студент может обратиться в суд.

Предоставленные права студент, как и многие другие лица, наделенные государством особым статусом, должен реализовывать «разумно, добросовестно и ответственно». Наличие прав требует и успешной реализации обязанностей.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то