Что такое окружающий мир? Урок по окружающему миру на тему "что такое окружающий мир" Означает окружающий мир

На мой взгляд, понятие «окружающий мир» достаточно многогранно , и каждый представляет его по-разному. Что касается меня, то мир, что нас окружает, считаю интересным и удивительным, и счастлив, что в нем живу.

Мир, что нас окружает

Что такое окружающий мир? Для одного человека это будет пространство , что непосредственно его окружает, а для другого - Вселенная . Если выражаться простым языком, это все то, что находится вокруг нас:

Однако мир не просто удивителен, он более удивителен, чем мы можем представить . Существует огромное число животных, явлений и растений, о существовании которых большинство людей даже не подозревает.

Удивительное в окружающем мире

На Мадагаскаре живет совершенно удивительный примат - руконожка . Из-за ее немного странного вида, местные жители относятся к ней очень настороженно. Их поверья связывают это животное со злыми духами и нечистью . Существует примета, что если встретить это животное, то смерть неизбежно настигнет в течение года.


Одно из самых загадочных явлений - ползущие камни , обнаруженные на дне пересохшего озера в США. Перемещение камней без посторонней помощи не подлежит сомнению, однако как это происходит никто не видел - они перемещаются один раз в несколько лет . Ученые предполагают, что подобное возможно из-за изменения температурного режима.


Кокосовый краб по праву считается самым большим представителем ракообразных - его длина нередко достигает 35 сантиметров. Он живет на суше, в норах , где устраивает для себя мягкую «перину» из листьев кокосовых пальм.


Самое удивительное дерево на планете - баобаб . Уникальная способность этого дерева - живучесть: если снять кору, то в кратчайшие сроки нарастет новая. Толщина ствола нередко достигает 10 метров , а древесина подобно губке впитывает влагу. Считается, что дерево способно жить тысячи лет, однако фактически подтвердить это невозможно - отсутствуют годовые кольца .


Муравей-Панда абсолютно не имеет ничего общего с пятнистым медведем, кроме внешнего вида. На самом деле, это даже не муравей , а оса-немка, иногда называемая «бархатным муравьем» благодаря множеству волос, что покрывают ее тело. Как и любая другая оса, этот «муравей» вполне может ужалить , а неприятные ощущения сохранятся несколько часов.

В данной статье представлен материал для учащихся 3 класса, окружающий мир для которых предоставлен в виде упрощенных моделей экосистемы. Также рассмотрено понятие общества людей, его структура и значение в жизни каждого человека. На простых примерах идет процесс объяснения окружающего мира. Это главная задача данного материала.

Понятие экосистем

Для того чтобы школьнику 3 класса лучше понять, что представляет собой планета Земля, необходимо наглядно продемонстрировать модель глобуса. Наша планета имеет наружную оболочку, которая называется атмосферой. Все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом. Атмосфера защищает Землю от перегрева, от излучений космических лучей.

Земля имеет водную оболочку - это гидросфера. Гидросферу образуют подводные воды, реки, моря, океаны земного шара.

Литосфера образует твердую оболочку Земли. Суша, горы, земля относят к литосфере.

Все живые организмы, обитающие на Земле, живут в биосфере. Биосфера находится на границе всех других трех сфер.

Все живые организмы на Земле живут в воздушной, водной и наземной среде. Для того чтобы круговорот веществ в природе не прекращался, все живые организмы не могут обходиться друг без друга. Все организмы по функциям (или ещё можно сравнить функции организмов с профессиями) делятся на производителей, потребителей и разрушителей. Производители - это растения и деревья, потребители - это в основном все животные, а вот к разрушителям относят бактерии, грибы и червей. Производители, потребители и разрушители не могут жить на Земле без воздуха, воды, почвы и горных пород. Следовательно, все выше перечисленные элементы можем разделить на две большие группы: живая и неживая природа. Таким образом, можно представить окружающий мир - это живая и неживая природа.

Понятие общества. Его структура

Для ученика 3 класса для определения понятия общества следует привести в пример его собственную семью, которая (в основной массе) состоит из членов: отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры. Семья (группа людей) является элементарной или основной ячейкой общества. Все члены общества взаимодействуют между собой. Таким образом, также и общество - это окружающий мир. Всё общество держится на четырех составляющих. Этими составляющими являются парламент, больница, церковь, тюрьма. Окружающий мир - это определенная структура, которая была сформирована еще в древние времена, и её основа сохранена и на сегодняшний день.

Понятие экономики

Давайте выделим те вещи, которые необходимы человеку для жизни. Такие вещи называются потребностями. Что мы можем отнести к потребностям человека? Это потребность в еде, в отдыхе, в одежде, в работе, в сохранении здоровья, в транспорте, в безопасности. Этот список можно еще долго продолжать. Потребности у человечества различны по цели и смыслу.

Потребности могут быть познавательными (театр, книги, телевидение), физиологическими (голод, сон), материальными (квартира, компьютер, машина, дача). Многое нам дает природа - это тепло солнца, воздух, вода, урожай земли. А любовь, общение, дружба - это все мы получаем, общаясь друг с другом. А все материальные блага - это то, чего не может быть в природе (дома, машины, одежду) - дает нам экономика. В переводе с греческого языка - "ведение домашнего хозяйства". Вот в таком простом объяснении для учеников 3 класса окружающий мир будет выглядеть просто и понятно.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на масштабность и сложность, окружающий мир - это довольно хрупкая структура, ценить, а главное, беречь его для будущих поколений является главной задачей взрослых перед детьми. Но при этом на этапе обучения у подрастающего поколения необходимо сформировать соответствующую систему ценностей.

Просматривается четкая смена всех времен года. Каждое из них неповторимо и имеет свои отличительные черты. Самые яркие приметы осени, зимы, весны и лета отражены в творчестве великих поэтов, писателей, художников. Кроме того, наблюдения за сезонными изменениями в природе играли важную роль в организации хозяйственной деятельности человека.

Сентябрь

Первым месяцем осени считается сентябрь. Именно в это время начинают происходить изменения, связанные с жизнью живой и неживой природы. Прежде всего это касается понижения температуры воздуха, изменения количества осадков, уменьшения ясных дней. Совсем не случайно сентябрь в древности называли вереснем или хмурнем. Многие приметы осени именно так и характеризуют его.

До наших дней дошли высказывания, родившиеся много веков назад:

  • холоден сентябрь, да сыт;
  • гром в сентябре - к теплой осени;
  • журавли высоко летят, громко курлычут - к хорошей осени.

На первый осенний месяц приходится пора бабьего лета. Многие народные приметы осени связаны с этим периодом. Так, например, ненастной погоде, установившейся с середины сентября до конца месяца, обязательно придет на смену продолжительная сухая осень. Ясное "бабье лето" указывает на то, что зима будет морозная.

Октябрь

Грязник, подзимник, свадебник - все это названия одного и того же месяца - октября. В старинных наименованиях отражены основные особенности второго осеннего месяца, а также общие приметы осени. В октябре учащаются дожди, возможно выпадение снега, ночные заморозки становятся регулярными. Издавна было принято играть свадьбы именно в это время, ведь заканчивалась пора тяжелых сельскохозяйственных работ. Кроме того, после сбора урожая не составляло труда организовать праздничное застолье.

В народе существовали поверья, которым необходимо было следовать неукоснительно. Чтобы журавли вернулись в родные края, необходимо было вслед улетающей стае выкрикнуть: "Колесом дорога!" В первой половине октября на столе всегда должен был стоять мед. В конце месяца рекомендовалось развесить всю одежду на утреннем морозе, чтобы избавиться от злых духов.

Существуют такие приметы осени, о которых знает любой современный человек. Так, например, летящая паутина в начале октября говорит о том, что холода наступят еще нескоро. День 4 октября укажет, какой будет погода еще в течение четырех недель.

Ноябрь

Студень, полузимник, грудень, листопад. Так предки называли последний осенний месяц. Темные ночи - главная его особенность. Но после первого снега, который покрывает землю именно в ноябре, ночью становится светлее.

Большое количество снега, выпавшего в последний месяц осени, позволяет надеяться на хороший урожай в следующем году. Появление комаров в ноябре говорит о том, что ожидается теплая зима. Морозы задержатся, если последние листья с деревьев опадают медленно.

В ноябре и природа, и человек готовятся к приходу зимы. Поэтому многие приметы ноября указывают на то, какой будет предстоящее время года. Знание признаков, умение ими пользоваться помогает людям адаптироваться к природным условиям, чувствовать себя более защищенными. Именно по этой причине знакомство с основными приметами, относящимися к разным временам года, должно происходить еще в детском возрасте.

Приметы осени для детей дошкольников

Видеть отличительные черты каждого времени года - очень важное умение, которым должен овладеть ребенок еще до посещения школы. Знакомство с приметами того или иного сезона происходит на практическом уровне во время прогулок в лесу, парке, сквере, у водоема. Даже простое наблюдение за природой из окна своей комнаты может дать ребенку многое.

Осень - яркое время года. Ее признаки не могут быть не замечены ребенком. Дети обычно сами начинают задавать вопросы об изменившемся цвете листьев на деревьях, их поражают густые туманы, прощальные крики птиц. Взрослому важно поддержать ребенка в разговорах, дать ему возможность порассуждать и снабдить его новыми знаниями.

Гуляя по парку и наблюдая за белками, можно упомянуть, что большое количество беличьих кладовых с богатыми запасами могут указывать на суровую зиму. Об этом же говорит хороший урожай ягод рябины. По листьям на березе можно узнать о сроках приближения холодов. Если они желтеют снизу - заморозки еще долго не наступят. Если крона берез начала желтеть сверху - приближение студеной поры не за горами.
Регулярные беседы с ребенком о приметах осени приведут к тому, что постепенно у него разовьется познавательный интерес, он сам без труда будет замечать основные изменения, происходящие в природе.

Фенологические наблюдения

Систематические наблюдения за изменениями в природе, связанные со сменой времен года, дети начинают вести во время обучения в школе. К этому обязывают требования программы по предмету "Окружающий мир", который входит в перечень обязательных дисциплин.

В результате изучения отдельных тем дети узнают о том, что характер труда жителей сельской местности зависит от сезона. Признаки зимы, весны, лета перечисляются детьми без каких-либо затруднений, как и приметы осени. 2 класс - этап обучения, когда ученики начинают вести дневники наблюдений за природой. Народные приметы, о которых говорилось на уроках, необходимо по возможности пронаблюдать и убедиться в правильности выводов, сделанных предками. Систематическая работа в этом направлении не только интересна, но и полезна ребенку для дальнейшего изучения природы.

- ▲ мир (чего) обитание окружающий мир. мир совокупность, система всего существующего. свет. белый свет (чего только нет на белом свете). божий свет. ↓ сознание … Идеографический словарь русского языка

См. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …

Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка текущего мгновения, весь мир… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (англ. Dayworld) научно фантастическая трилогия писателя Филипа Хосе Фармера (Philip José Farmer). В целях борьбы с растущим перенаселением человечество поделили на семь частей. Каждый имеет право жить один день в неделю скажем,… … Википедия

Модель пространства и времени Р. Л. Бартини, иллюстрация к работе «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем» (совместно с П. Г. Кузнецовым) Мир Бартини абстракция, согласно которой время, как и … Википедия

« Мир равноразных миров» - После падения «железного занавеса» современный мир стал иным. На смену мирового порядка с двумя сверхдержавами пришли многополярность и многомерность коммуникационного пространства. На горизонтах формирующегося Нового мира международные отношения … Геоэкономический словарь-справочник

- ’МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ’ (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен… …

Мир, пространство, порядок и образ вещей, к рые Богом предназначены для жизни человека. I. СЛОВО МИР В ВЗ: 1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия М. , к рое может выражаться различным образом: а) слова вся земля (Быт 11:1,8,9)или… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е.… … История Философии: Энциклопедия

Ая, ое. Находящийся, расположенный вокруг, поблизости. О ая обстановка, местность. О ие предметы. О. мир. Бороться за чистоту окружающей среды. ◁ Окружающее, ого; ср. О. светло, печально. Верить в переделку окружающего. Интерес, равнодушие к… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Окружающий мир , М. Н. Данилова, И. Р. Колтунова, О. Н. Лазарева. …
  • Окружающий мир , Кадомцева Н.. Окружающий мир - один из самых интересных и полезных предметов в начальной школе. Если ваш малыш уже готовится к началу учёбы, эта книга - для вас. Развивающие и обучающие задания, собранные…

Ричард МЕЙБИ

Какое дерево росло в райском саду?

"Ботаника" - это скучно? Набившие оскомину пестики и тычинки, пыльные гербарии и невзрачные музейные стенды, рядом с которыми останавливаются лишь энтузиасты? Откройте эту книгу, и вы будете поражены! А от школьной скуки не останется и следа.

Вместе с блестящим ученым-натуралистом Ричадом Мейби вы исследуете истоки человеческой цивилизации и, двигаясь сквозь столетия, увидите, как растительный мир наравне с людьми создавал историю, культуру и искусство. Перед вами один из самых увлекательных приключенческих романов о живой природе.

Вы найдете "древо жизни", росшее в райских садах, разгадаете секреты вечной молодости тисов, примете участие в поисках таинственной амазонской лилии, проникнете в тайны государственных гербов. Вас ждут мифы и легенды, занимательные и курьезные факты, невероятные научные открытия и тайны, которые до сих пор будоражат умы ученых. Никогда еще ботаника не была столь увлекательной!

Анатолий Зверев

Экология: наблюдаем и изучаем

Эта книга познакомит детей с живой и неживой природой, покажет их взаимодействие и влияние друг на друга, объяснит происходящие в природе явления, расскажет о представителях растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу.

Теоретический материал дополняется практическими занятиями, наблюдениями, экспериментами, проводимыми во время экскурсий.

"Экология" является первой ступенью в системе непрерывного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствует авторской программе "Экология".

Мария Пономаренко

"Тайны глобуса Блау"

В одном из залов Исторического музея есть экспонат, всегда привлекающий внимание, - блестящий рукописный глобус-гигант в массивной резной раме. Он такой большой, что в нем может поместиться взрослый! Именно этот глобус и станет отправной точкой занятного географического путешествия. Читатель узнает историю самого глобуса и собратьев, а также значимых географических открытий.

Новые земли постепенно появлялись на картах. Вот на знакомом нам глобусе Европа выглядит почти как сейчас. Зато отсутствуют полуостров Камчатка и Аляска, остров Сахалин, а Корея и Калифорния изображены как острова... Еще нет Антарктиды: ее, как известно, откроют лишь в XIX веке...

Глобусы, подобные нашему, делали парами: небесный и земной. Где брат нашего - загадка. Зато на поверхность нашего нанесены легенды, большая часть из них с датами. Значит, можно определить примерный возраст глобуса. Самая поздняя дата в легенде - 1644-й. Выходит, он не мог быть сделан позднее. Тут же ученые сделали открытие: такие карты могли быть в то время лишь у одной фирмы - "Блау". В этой голландской компании работала целая семья. Более 70 специалистов трудились в ней над роскошными картами. Карты тогда печатались на бумаге с водяными знаками! Кстати, вы замечали, что внутри глобуса что-то шумит? Что? Книжка и на этот вопрос даст исчерпывающий ответ.

Дэниел Франклин

Мир в 2050 году

Наш мир постоянно меняется, и в последние десятилетия - быстрее, чем когда бы то ни было. Стремительное развитие технологий, море информации, ее доступность - все это оказывает влияние на состояние государств и гражданского общества.

Каким станет мир к 2050 году? В книге - попытка экспертов легендарного The Economist ответить на этот вопрос. Они выявили и исследовали основные тенденции, оказывающие решающее воздействие на мир в различных сферах жизни - от здравоохранения до экономики.

Они детально, доступным языком описали их и подкрепили большим количеством фактов, благодаря чему книга превратилась в ценный справочный инструмент.

Лена ШЁБЕРГ

"Трогательные факты. Сердце"

Шведка Лена Шёберг известна в родной стране как автор волшебных историй. А за рубежом, напротив, стали популярными ее научно-познавательные книги: "Горячие факты про лед", "Крутые факты о яйцах" и, наконец, "Трогательные факты. Сердце".

Лена собрала самые любопытные сведения о сердце.

И это не только медицинские факты вроде тех, почему мы слышим удары сердца, почему оно не устает, какие именно продукты защитят от инфаркта.

Целая глава отведена сердцам других существ. Оказывается, сердце насекомых длинное и расположено вдоль тела. У голубя сердце бьется с частотой 200 ударов в минуту, а у колибри - 1200! Сердце голубого кита весит 900 кг. У некоторых же ракообразных сердца нет вовсе.

Петр СОХА, Войцех Грайковский

"Пчелы"

Если ваш ребенок в душе энтомолог, это издание будет для него сокровищем. Все-все, что он хотел знать, под обложкой. Мимо книги не пройти. Она огромная. Она красивая и интересная! Вам больше не придется ломать голову над вопросами от самых невинных: кого больше на земле - пчел или людей и как жили эти насекомые во времена динозавров, до вполне себе щекотливых: как пчелы размножаются, кто такой трутень и почему его выгоняют из улья... Автор книги - ученый-биолог. И он рассказал не только о самих пчелах, но и об экосистеме, частью которой они являются.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то