Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Общяга социалогия. Социальная сфера общественной жизни. А5.Покупательская способность денег

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниями о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2) искусством

3) образованием

4) творчеством

А3. Ученые – вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1) познавательно - объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе

3) сохранении здоровья

4) физической активности

А6. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А7. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б. Налоги в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения

2) социальной стратификации

3) социализации

4) социальной мобильности

А9. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А10. Гражданка С., выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с существующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратился в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, навязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров» - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С.?

1) анархистской

2) коммунистической

3) демократической

4) фашистской

А11. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) международное

3) наследственное

4) политическое

А12. Имущественные отношения между супругами регулирует право

1) конституционное

2) семейное

3) финансовое

4) гражданское

А13. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) род 3) семья

2) сословие 4) элита

А19. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения 3) социализации

2) социальной стратификации 4) социальной мобильности

А20. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по по-воду власти.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным соз-нанием верующих.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных ви-дов власти, является (-ются)

1) обращение ко всем гражданам страны

2) отношения господства и подчинения

3) наличие субъектно-объектной связи

4) проявление в форме совокупности обычаев и традиций

А22. Только для пропорциональной избирательной системы является ха-рактерным

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) незначительная роль политических партий в предвыборной борьбе

3) выдвижение кандидатов списком от политических партий и дви-жений

4) правдивое и объективное информирование избирателей о кандида-тах и их программах

А23. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А24. В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, ста-ла формироваться многопартийность. Службы изучения общественно-го мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: «Как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?». Полу-ченные результаты представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения на-селения к проводимой реформе?

1) Возросло число граждан, отрицательно оценивающих введение мно-гопартийности.

2) Количество сторонников многопартийности за истекший период несколько возросло.

3) Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отноше-ние к многопартийности.

4) Количество людей, негативно оценивающих многопартийность, не изменилось.

А25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Монархия и республика являются формами государственного уст-ройства.

Б. Демократия и диктатура являются формами государственного правления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А26. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) международное

3) наследственное

4) политическое

А27. Имущественные отношения между супругами регулирует право

1) конституционное 3) финансовое

2) семейное 4) гражданское

А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент

2) Правительство

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

А29. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодо-го человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение является

1) уголовным 3) административным

2) гражданским 4) экологическим

АЗО. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на самоопределение вплоть до отделения,

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каж-дом субъекте Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнений заданий этой части (В1 - В6) запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте экзаменационной работы, а затем в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, после-довательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве-денными образцами.

В1. Какое слово пропущено в схеме?

В2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключени-ем одного, являются названиями, под которыми в различных клас-сификациях представлены природные потребности человека. Найди-те и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естест-венные.

ВЗ. Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ни-же субъекты: к каждой позиции первого столбца подберите соответ-ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные циф-ры под соответствующими буквами.

СУБЪЕКТЫ

A) лаборант, уволившийся из-за аллергии на химические реагенты

Б) инженер, уволившийся по собственному желанию

B) медсестра, уволившаяся из-за переезда в другой город

Г) машинистка, уволенная в связи с от-сутствием заказов при широком внедре-нии персональных компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с начальником

ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

1) фрикционная

2) структурная

3) циклическая

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

84. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _________________________________.

85. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для дан-ного общества уровнем текущих доходов. (2) Считается, что основная масса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близ-кий к среднему, а число бедных и богатых невелико. (3) Средние слои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4) Можно сказать, что средние слои - это статусно-престижные группы.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные слова.

Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими_______________________(1). Главными социальными ин-ститутами являются ________________(2), семья, наука, образова-ние, религия, бизнес._________________________(3) не следует ото-ждествлять с конкретными организациями, социальными группами

или сообществами. Например, институт_____________________(4)

не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций со-циальных институтов предполагает организованные формы_______

________________(5) людей. Без социальных институтов ни одно со-временное общество существовать не может: институты создают ус-ловия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социаль-ных институтов продолжается в ходе_______________(6) общества.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста-вить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Пом-ните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно запол-няя каждый пробел.

A) частный бизнес Б) государство

B) подсистема Г) функции

Д) социальный институт

Е) объект

Ж) эволюция

3) общественные потребности

И) совместная деятельность

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3

Для. ответов на задания этой части <С1 - С8) используйте бланк отве-тов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем разверну-тый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол-ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будут и полный пра-вильный, и частично правильный ответ.

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор-мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи-нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об-щества основных структурных подразделений или господствующих социо-культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос-мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен-ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов-ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе-мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти-летий придали проблеме маргинальное™ качественно новые очертания. Ур-банизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носите-лями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой ком-муникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в со-временном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» обществен-ных движений - просветительских, экологических, правозащитных, куль-турных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движе-ний, смысл которых во многом связан с подключением к современной и об-щественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де-мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави-стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ-ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче-ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило-софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по-рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, беру-щих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем за-ключается общественная опасность каждой из них.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

Сб. Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положе-ние о светском характере современного Российского государства.

С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове-ка» (сформулируйте три суждения).

Последнее задание работы (С8) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предло-женных ниже высказываний.

С8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой про-блемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в кур-се обществоведения, а также факты общественной жизни и собствен-ный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обосно-вание своей позиции.

Философия

«Человек имеет значение для общества лишь постольку, по-скольку он служит ему». (А Франс)

Социальная психология

«Вершина нас самих, венец на-шей оригинальности - не наша индивидуальность, а наша лич-ность». (П. Тейяр де Шарден)

Экономика

«Инфляция - золотое время для возврата долгов». (К. Мелихан)

Социология

«Кто умеет справиться с кон-фликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)

Политология

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действу-ют». (Саади)

Правоведение

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». (Платон)

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 2 Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номе-ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что иллюстрирует наиболее широкий смысл понятия «общество»?

1) повседневные взаимодействия людей

2) международное правозащитное общество

3) информационное общество

4) прошлое, настоящее и будущее человечества

А2. К глобальным демографическим проблемам относится

1) неравный допуск к ограниченным природным ресурсам

2) загрязнение природной среды отходами деятельности человека

3) крайняя перенаселенность стран «третьего мира»

4) сокращение биологического разнообразия

A3. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знато-ков, называется

1) народной

2) массовой

3) национальной

4) элитарной

А4. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и обще-ства?

1) создание славянской азбуки

2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) сбор дани князем с подвластных племен

4) написание свода законов «Русская правда»

А5. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. В индустриальном обществе достижения науки стали активно вне-дряться в производство.

Б. В период постиндустриального общества завершилась промышлен-ная революция.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. И чувственное, и рациональное познание

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А7. К потребностям человека, обусловленным его биологической органи-зацией, относятся потребности в

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании

4) самообразовании

А8. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) принадлежность к виду homo sapiens

4) особенности внешности

А9. «Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) мифологического знания

3) религиозной нормы

4) научного знания

А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности. Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

All. Люди считаются безработными, если они

1) не имеют места работы и не ищут работу

2) заняты неполный рабочий день и ищут новое место работы

3) находятся на военной.службе

4) не имеют места работы, ищут работу и готовы приступить к рабо-те немедленно

А12. Конкуренция

1) приводит к повышению цен

2) способствует увеличению разнообразия товаров и услуг

3) способствует понижению качества товаров и услуг

4) заставляет производителей увеличивать затраты на производство товаров и услуг

А13. Как называется плата за пользование трудом?

1) рента 3) заработная плата

2) процент 4) прибыль

А14. Какую функцию выполняют деньги, если вы купили музыкальный центр?

    2009 . Обществознание Обществознание . ЕГЭ . Тематическая рабочая...
  1. Методическая поддержка егэ в санкт-петербурге проблемы и решения (2)

    Методические рекомендации

    В8); средний показатель правильных ответов – 33 ,33 %. Геометрия (В3, В10, В11); ... 2008. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009 . Обществознание . Справочник. – М.: Эксмо, 2008. Лазебникова А.Ю., Королькова Е.Л., Рутковская Е.Л. Обществознание . ЕГЭ . Тематическая рабочая...

  2. О преподавании обществознания

    Документ

    ... ЕГЭ по обществознанию (издания, разработанные при участии ФИПИ в 2008-2009 гг.) ЕГЭ -2009 . Обществознание ... издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ . 2009 . Обществознание / ФИПИ. Авторы- составители... стадиального подхода). 13 33 . Исторический процесс, ...

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

Составьте план текста. Для этого выделите. основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Показать ответ

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда;

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Показать ответ

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку;

Изменение отношения русской знати к иностранцам-европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное

явление, может быть указано, что

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный

процесс, может быть указано, что

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношений, взаимодействие с соседями и др.;даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно;

Через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов N2 1 под номе­ ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «Х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Аl. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

А3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о

мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

образованием

искусством

творчеством

А4. Учевые-вулкавалоги, обследовав склон вулкана, предупредили мест­ ных жителей об опасности извержения. Какая функция науки про­ иллюстрирована этим примером?

1) познавательно-объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономи­

ческие последствия.

Б. Политические институты активно используют продукты духовного

производства.

А6. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

j) понятие, представление, умозаключение

~) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А7. :к потребностям человека, порожденным обществом, относится потреб­

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе З) сохранении здоровья

4) физической активности

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2) темперамент человека, его характер З) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в

человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Вывод «Друзья познаются в беде. - является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта З) художественного вымысла4) экспериментальной проверки

АI0. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические

научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) исключительно стран со смешанной экономической системой

2) исключительно стран с рыночной экономической системой З) исключительно бедных стран4) любой страны

А12. Покупательная способность денег

1) увеличивается в период инфляции

2) уменьшается в период инфляции З) уменьшается в период дефляции

4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

АIЗ. Профсоюз добился повышения минимальной ставки заработной пла­ ты, и уровень ставки стал выше ее равновесного значения. В данной

1) возникнет избыток рабочей силы

2) спрос на труд увеличится З) возникнет дефицит рабочей силы

4) предложение труда сократится

А14. Если численность населения будет расти со скоростью 4% в год, а про­ изводство будет расти со скоростью7% в год, то жизненный уровень

граждан, скорее всего,

1) сначала увеличится, а затем уменьшится

2) увеличится

3) останется неизменным

4) снизится

А15. Верны ли следующие суждения об экономической теории?

А. Экономическая теория исследует экономические проблемы толь­

ко коммерческих структур, но не государственных.

Б. Экономическая теория применяма для решения экономических

1) любые изменения в жизни человека

2) перемещение человека в пределах своей группы

3) несоблюдение принятых в обществе норм

4) изменение статуса человека

А18. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены ко­ торой связаны общностьюбыта и взаимнойответственностью,- это

А19. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

А20. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по по­

воду власти.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным соз­

нанием верующих.

верно только А верно только Б верны оба суждения

оба суждения невервы

А21. Специфическойчертой политическойвласти, в отличие от иных ви­ дов власти, является (-ются)

1) обращение ко всем гражданам страны

2) отношения господства и подчинения

3) наличие субъектно-объектной связи

4) проявление в форме совокупности обычаев и традиций

А22. Только для пропорциональной избирательной системы является ха­

рактерным

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) неаначительная роль политических партий в предвыборной борьбе3) выдвижение кандидатов списком от политических партий и дви­

жений 4) правдивое и объективное информирование избирателей о кандида­

тах и их программах

А23. К признакам понятия «политический режим. относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А24. В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, ста­ ла формироваться мвогопартийностъ. Службы изучения общественно­го мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: .:как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?», Полу­

ченные результаты представлены в гистограмме.

60 1 --------

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения на­ селения к проводимой реформе?

1) Возросло число граждан, отрицательно оценивающих введение мно­гопартийности.

2) Количество сторонников многопартийности за истекший период

несколько возросло.

3) Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отноше­ ние к многопартийности.

4) Количество людей, негативно оценивающих многопартийность, не

изменилось.

А25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Монархия и республика являются Формами государственного уст­ ройства.

Б. Демократия и диктатура являются Формами государственного

правления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

А26. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) междувародвое

3) наследственное

4) политическое

А27. Имущественные отношения между супругами регулирует право

конституционное

финансовое

семейное

гражданское

А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент

2) Правительство

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

А29. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодо­ го человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение

является

А30. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на

самоопределение вплоть до отделения,

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каждом субъекте Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

Часть 2

При выполнении заданий этой части (81 - 86) запишитевашиответы сначалав выделенныедля них местав текстеэкзаменационнойработы,а затем в бланкответовN2 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, после­довательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­ денными образцами.

Вl. Какое слово пропущено в схеме?

Политические

В2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключени­

ем одного, являются названиями, под которыми в различных клас­

сификациях представлены природные потребности человека. Найди­ те и укажите название потребностей другого вида, «вьшадающееэ из

Биологические, физиологические, социальные, органические, естест­

В3. Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ни­

же субъекты: к каждой позиции первого столбца подберите соответ­ ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные циф-" ры под соответствующими буквами.

Г) машинистка, уволенная в связи с от­ сутствием заказов при широком внедре­ нии персональных компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с

начальником

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите

цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

фиксация существенных свойств предмета

сохранение в памяти обобщенного образа предмета

утверждение или отрицание чего-либо о предмете

отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого

пронумеровано.

(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для дан­ ного общества уровнем текущих доходов.(2) Считается, что ОСновная масса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близ­ кий к среднему, а число бедных и богатых невелике.(3) Средние

слои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых

позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4) Можно сказать, что средние слои- это статусно-престижные группы.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положени~ букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные

Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной

деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга

(1). Главными социальными ин-

ститутами являются

(2), семья, наука,

образова- I

ние, религия, бизнес.

(3) не следует ото-

ждествлять с конкретными организациями, социальными группами

или сообществами. Например, институт

не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций со-

циальных институтов предполагает организованные формы

________(5) людей. Без социальных институтов ни одно со­ временное общество существовать не может: институты создают ус­ловия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социальных институтов продолжается в ходе (6) общества.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста­ вить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Пом­ ните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно СЛОВ9 за другим, мысленно запол­ няя каждый пробел.

А) частный бизнес Б) государство В) подсистема Г) функции

Д) социальный институт Е) объект Ж) эволюция

3) общественныепотребности И) совместная деятельность

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы.В данной ниже таблицеуказаныномерапробелов. 3апишитепод каждым номеромбукву, обозначающуюв списке выбранноевами слово.

Получившуюсапоследовательностьбукв перенеситев бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов N2 1 (без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3

Для. ответов на задания этой части {С1 - С8) используйте бланк отве­ товN2 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем разверну­ тый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол­ ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будут и полный пра­ вильный, и частично правильный ответ.

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­ мулируйте собственное определение понятия «маргиналы .

С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерныхдля данного общества основных структурных подразделений или господствующихсоциокультурныхнорм и тради­ций»? Приведите два объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

МАРГИНАЛЫ

«Маргивалы - обозначение личностей и групп, находящихся на ((окраи­ нахь , на «обочинахе или попросту за рамками характерных для данного об­ щества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Маргинальная ситуация бывает источником нового восприятия и ос- мысления Вселенной и общества, форм интеллектуального, художествен- ного и религиозного творчества Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­ мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным

личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­ летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Ур­ банизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носите­ лями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размываниевековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой ком­ муникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в со­ временном мире не столько исключением, сколько нормой существованиямиллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг .... в мире начался бурный процесс становлениятак называемых «неформальныхэобществен­ ных движений - просветительских, экологических, правозащитных, куль­ турных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движе­ ний, смысл которых во многом связан с подключением к современной и об­щественной жизни именно маргинализированных групп ...

Однако есть проблема, представляющаятрудностьдля современногоде­ мократическогосознания: как обезопаситьобщество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружениетоталитаристскиеи человеконенави­ стническиеидеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначногоответа на этотвопрос не дано. Противоядиемздесь может быть лишь рост гуманистиче­ ской культуры и демократическогоправосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческогодостоинства, а также глубокое фило­ софское и научное осмыслениетех общественныхпроблем, которые и по­ рождаютантидемократическиеформы сознания .

(Е. Раииеовский)

щих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические

идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем за­ ключается общественная опасность каждой из них.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

Часть А. Выберите один из вариантов ответа.

  1. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
а) малой группой,

б) большой группой,

в) формальной группой,

г) неформальной группой.


  1. По какому признаку образованы социальные группы католики, православные и протестанты?
а) территориальному,

б) этническому,

в) социально-классовому,

г) конфессиональному.


  1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
а) социально-классовый,

б) этнический,

в) демографический,

г) территориальный.


  1. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как
а) сельчане,

б) москвичи,

в) рабочие,

г) католики.


  1. К этническим общностям относятся:
а) общины,

в) маргиналы,

г) народности.


  1. Современное понимание социального равенства выражается в
а) равенстве всех перед законом,

б) отсутствии привилегий для отдельных групп,

в) уравнительном распределении материальных благ,

г) одинаковом уровне природных задатков людей.


  1. Касты, сословия, классы – это
а) типы социальной стратификации,

б) этапы развития государства в новое время,

в) социальные группы, присущие средневековому обществу,

г) элементы социального статуса личности.


  1. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является:
а) нация,

г) род.


  1. Классовый тип стратификации:
а) присущ европейскому средневековому обществу,

б) характерен для древневосточной цивилизации,

в) носит универсальный характер,

г) свойственен индустриальному обществу.


  1. Сословное деление общества отражает
а) вид государственного устройства,

б) тип социальной стратификации,

в) характер экономических связей,

г) особенность политической системы.


  1. Кастовый строй является разновидностью:
а) политического режима,

б) государственного устройства.

в) социальной стратификации,

г) экономической системы.


  1. В экономически развитых странах большую часть населения составляют (-ет):
а) маргиналы,

б) средний класс,

в) синие воротнички,

г) пролетариат.


  1. К высшему классу в экономически развитых странах относятся:
а) собственники крупных предприятий,

б) инженерно-технические работники,

в) профессура высших учебных заведений,

г) сотрудники научных учреждений.


  1. К среднему классу в экономически развитых странах относятся:
а) неквалифицированные рабочие,

б) менеджеры предприятий,

в) владельцы небольших фирм,

г) лица, занятые физическим трудом,


  1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?
а) рост числа занятых в сфере информационных технологий.

б) ослабление позиций среднего класса,

в) увеличение притока сельского населения в города,

г) ликвидация люмпенства как социального явления.


  1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
а) маргиналам,

б) социальным низам,

в) синим воротничкам,

г) пролетариям.


  1. Какой статус относится к предписанному статусу?
а) водитель,

б) студент,

в) мужчина,

г) депутат.


  1. После расторжения брака гражданин Сидоров продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности:
а) выполнения социальной роли,

б) соблюдения социальной нормы.

в) осуществления социальной политики,

г) проявления социальной мобильности.


А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

В. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.

В. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется:
а) социальная мобильность,

б) общественный престиж,

в) социальное неравенство,


  1. Социальный статус личности – это
а) поведение, ожидаемое от индивида,

б) положение человека в обществе,

в) оценка занимаемой индивидом позиции,

г) характеристика социальных качеств личности.


  1. Княгиня Ольга определила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (-лась) ее
а) социальное происхождение,

б) социальная адаптация,

в) социальная мобильность,

г) социальная роль.


  1. Великий философ Н.Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
а) социальное неравенство,

б) социальную мобильность,

в) социальную коммуникацию,

г) социальные движения.


  1. Сидоров уехал из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Сидорова является миграцией?
а) она уехала в командировку,

б) она поменяла место жительства,

в) города находятся далеко друг от друга,

г) города расположены в разных странах.


  1. После окончания института Сидоров устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример:
а) социальной стратификации,

б) горизонтальной социальной мобильности,

в) профессиональной дифференциации,

г) вертикальной социальной мобильности.


  1. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражает:
а) глубокое социальное расслоение общества,

б) высокий престиж крестьянского труда,

в) классовый тип социальной стратификации,

г) низкую степень социальной мобильности.


  1. В 20-30-е годы ХХ века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс:
а) социальной мобильности,

б) экономической дифференциации,

в) политической стабилизации,

г) социальной стратификации.


  1. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей», объективно вел к:
а) снижению вертикальной мобильности в обществе,

б) повышению вертикальной мобильности в обществе,

в) улучшению качества (конкурентоспособности) субъектов социальной мобильности,

г) отмене всякой социальной мобильности в обществе.


  1. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
а) престиж,

г) роль.


а) переезд на новое место жительства,

б) получение рабочим водительских прав,

в) получение титула баронета мелкопоместным дворянством,

г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.


  1. Что является примером вертикальной социальной мобильности?
а) переезд из одного района в другой,

б) выход на пенсию,

в) повышение в должности,

г) рождение ребенка.


  1. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример.
а) отклоняющегося поведения,

б) социальной стратификации,

в) социализации,

г) социальной мобильности.


А. Получение образования является средством социальной мобильности.

В. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желаниям человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.

В. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?
А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

В. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


В. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Между понятиями «социальная роль» и «социальные статус» различия существуют.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.

В. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

В. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.

В. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

В. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

В. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

В. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. К социальным нормам относятся:
а) научные идеи,

б) обычаи,

в) экономические законы,

г) философские взгляды.


  1. Нравственные (моральные) нормы
а) возникли позднее правовых норм,

б) фиксируются в нормативных актах,

в) устанавливаются и поддерживаются государством,

г) отражают представления о добре и зле.


  1. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
а) традициям,

б) этическим нормам,

в) эстетическим нормам,

г) правилам этикета.


  1. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры
а) норм этикета,

б) норм морали,

в) традиций,

г) народной мудрости.


  1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
а) опираются на силу общественного мнения,

б) обеспечиваются силой государственного принуждения,

в) поддерживаются моральным сознанием,

г) осваиваются в процессе социализации.


  1. За добросовестный многолетний труд гражданин Сидоров был награжден орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-ятся):
а) вручение грамоты,

б) комплименты,

в) аплодисменты,

г) слава.


  1. Пианистка Сидорова получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной нормы,

г) социальной санкции.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
а) всенародная слава,

б) всеобщий почет,

в) награждение грамотой,

г) доброжелательное отношение.


  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:
а) вручение грамоты,

б) лестный отзыв товарища,

в) премирование,

г) вручение памятного подарка.


  1. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:
а) неформальных позитивных,

б) формальных позитивных,

в) неформальных негативных,

г) формальных негативных.


  1. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
а) адаптивного поведения.

б) конформистского поведения,

в) экономического поведения,

г) девиантного поведения.


  1. Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:
а) увлечение спортом,

б) отшельничество,

в) погружение в науку,

г) коллекционирование.


  1. Отклоняющееся поведение – это
а) любые изменения в жизни человека,

б) перемещение человека в пределах своей группы,

в) несоблюдение принятых в обществе норм,

г) изменение статуса человека.


  1. Отличительным признаком семьи традиционного типа является:
а) добровольное распределение обязанностей между супругами,

б) главенствующее положение отца семейства,

в) активное участие женщин в общественном производстве,

г) посильное участие детей в домашних делах.


  1. Патриархальной семье присуще:
а) отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские,

б) совместное принятие решений,

в) заключение браков между близкими родственниками,

г) совместное проживание нескольких поколений родственников.


  1. Отличительным признаком партнерской семьи является:
а) выполнение функции социализации детей,

б) главенствующая роль отца семейства,

в) отсутствие отношений господства и подчинения,

г) регулирование поведения всех членов семьи.


  1. Демократическая семья, в отличие от патриархальной семьи, характеризуется:
а) совместным проживанием как минимум трех поколений,

б) справедливым разделением домашних обязанностей,

в) экономической зависимостью женщины от мужчины,

г) главенствующей ролью мужчины в семье.


  1. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
а) регламентация поведения,

б) воспроизводство социальной структуры,

в) организация семейного досуга,

г) распределение домашнего труда.


  1. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:
а) воспитательную,

б) репродуктивную,

в) эмоционально-психологическую,

г) социально-статусную.


  1. Репродуктивная функция семьи проявляется в:
а) организации потребления,

б) моральной регламентации поведения,

в) воспитании детей в традициях семьи,

г) биологическом воспроизводстве.


  1. Что характеризует досуговую функцию семьи?
а) опека над малолетними,

б) социализация молодого поколения,

в) организация семейного отдыха,

г) укрепление дружеских основ брачного союза.


  1. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?
а) воспитательная,

б) рекреационная,

в) эмоционально-психологическая,

г) репродуктивная.


  1. Взрослая внучка ухаживает за бабушкой, помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
а) воспитательную,

б) социального контроля,

в) хозяйственно-бытовую,

г) социально-статусную.


  1. Молодежь как социальную группу отличает (-ют):
а) общность быта,

б) сходные черты сознания и поведения,

в) однородность, отсутствие дифференциации,

г) единство политических взглядов.


  1. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивых экономических связей являются признаками:
а) нации,

б) государства,

в) народности,

г) класса.


  1. Род, племя, народность – это
а) демографические группы,

б) кровнородственные общности,

в) национальные группы,

г) этноисторические общности.


  1. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является:
а) единое гражданство,

б) единство убеждений,

в) общность социального статуса,

г) общность языка.


а) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность,

б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств,

г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.


  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
а) деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена,

б) ограничены возможности воспитывать и обучать на родном языке,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национального большинства,

г) указание и определение гражданином своей национальной принадлежности обязательно.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то