Антон павлович чехов хамелеон история создания рассказа. «Хамелеон» Чехова: анализ Хамелеон когда написано

Юмористический рассказ «Хамелеон» относится к раннему этапу творческого пути Антона Павловича Чехова . Будучи учеником гимназии, юный Чехов уже начал писать, в основном это были заметки веселые подписи к рисункам, сценки рассказы. В студенческие годы под псевдонимом «Антоша Чехонте» публиковал юморески и фельетоны в юмористических журналах. Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году, когда писатель окончил учебу и начал работать врачом. Писатель продолжал сотрудничать с журналами, возможно, по этой причине в произведении чувствуются характерности публицистического жанра. Но делать выводы, что это является недостатком рассказа, было бы неверно, напротив, стиль исполнения придает ему особую прелесть и уникальность. Молодой человек был начинающим писателем лишь в плане известности, но мастерство и глубина в произведении заметны явно не юношеские.

Главный герой , полицейский надзиратель Очумелов был показан в разных жизненных ситуациях. Образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.

Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин, весьма показательна и характерна для всех времен и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.

К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых. Рабская психология , а именно ее высмеивает Чехов в своем юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власти предержащим».

Анализ литературных приемов, использованных в произведении позволяет сделать вывод о то, что оно написано в стиле реализма . Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. Возможно, причиной тому особая форма изложения, характерная только Чехову и являющаяся его «визитной карточкой». В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается острым кинжалом в памяти и на сердце.

Анализ рассказа «Хамелеон» - не единственное сочинение, доступное на сайт:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

История создания рассказа Чехов дебютировал рассказами и сценками в мелких юмористических журналах. Он писал бытовые картинки, очерки, «мелочишки» , которые в сумме своей создавали особый мир, странный, вызывающий удивление. Люди в этих рассказах (помещики, чиновники, купцы, мещане) часто сравнивались с рыбами, животными, насекомыми. То появлялся герой толстый и круглый, «как жук» , и рядом с ним супруга - «тонкая, как голландская сельдь» («Папаша»), то человек, которого следовало бы называть не человеческим именем, а «так, как зовут вообще лошадей да коров» («За яблочки»), то просто баран в человеческом облике («Баран и барышня»), то свинья («Ряженые»).

История создания рассказа Самая большая известность среди этих человекоподобных животных Чехова выпала на долю хамелеона. Впервые «Хамелеон» , подписанный «А. Чехонте» , был опубликован в журнале «Осколки» , в 1884 году. Рассказ отличается острой сатирической направленностью. Чехов обличает здесь полицейский произвол, угодничество перед начальством и грубость по отношению к нижестоящим. Главный объект сатиры писателя - рабская психология человека. «Осколки» - юмористический литературно-художественный еженедельный журнал. Издавался в Петербурге с 1881 по 1916 год.

Название рассказа Тут имеешь дело с глупостью или со старыми дурными привычками. . . Во всяком случае негодование и суровые попреки тут беспомощны, и скорее нужно смеяться; одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей. А. П. Чехов Название литературного произведения, особенно у писателя-классика, всегда значимо: в нем в сжатом виде заключено содержание произведения. Рассказ Чехова назван «Хамелеон» , и идея затем развертывается в рассказе в переносном, метафорическом смысле. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. В переносном смысле хамелеон - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки» .

Художественные особенности рассказа По своему жанру это типичный чеховский рассказ-сценка. Авторское повествование сведено к минимуму. Оно воспринимается как развернутые ремарки к действующим лицам и декорациям. Для рассказа-сценки характерны парные персонажи (Очумелов и Елдырин). Присутствуют тут и «внесценические» парные персонажи: генерал Жигалов и его брат. «Хамелеон» . Фарфоровая статуэтка, 1950 -е гг.

Говорящие фамилии персонажей рассказа Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа - люди самые разные, представляющие народ, «улицу» , человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики, имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» - это и есть его полное, создающее комический эффект «имя» , потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин - рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» , он «шагает» , следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

«Золотых дел мастер Хрюкин» - вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении). Генерал Жигалов - внесценический персонаж, слово «генерал» как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы. Владимир Иванович Жигалов - брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

Особенности композиции Основной композиционный прием в рассказе - повторение. Повторяемость, запрограммированность поведения персонажей вызывает смех читателя. В «Хамелеоне» повторяется ситуация выяснения («чья собака» ?). Несколько раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию - оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде. Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…

Художественные особенности рассказа Композиция рассказа кольцевая. Действие начинается и завершается на базарной площади. Такая композиция, подчеркивая заурядность случившегося, в то же время придает истории завершенный, притчевый характер. Центральный эпизод рассказа драматизирован. Через речь действующих лиц отчетливее обозначается их внутренний мир и отношение к факту, вырастающему в ограниченном сознании в целое событие. Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной «проблемы» . Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода. В соответствии с заглавием рассказа и с его идейным содержанием - это цепь «превращений» . Через «трансформации» Очумелова Чехов в предельно лаконичной форме создает впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи.

Важную роль играет смена регистров в речи Очумелова: грубость мгновенно сменяется угодливостью. Укажем также такие детали, как узел в руке Очумелова и решето с «конфискованным» крыжовником у Елдырина. Это взятки «борзыми щенками» . Текст читает Олег Табаков

В качестве примера повторяющейся детали отметим снятие и надевание Очумеловым шинели: его бросает то в жар, то в холод - в зависимости от ситуации. Так, вначале Очумелов говорит: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто! Ужас как жарко!» При перемене ситуации он произносит: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто! Что-то ветром подуло! Знобит!»

Сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет. Чехов писал в письме брату Александру 10 мая 1886 года: «В сфере психики тоже частности. . . Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев» .

Хрюкин так же, как и Очумелов, поставлен в положение сильного (по отношению к собаке) и в положение слабого (по отношению к Очумелову). Чехов показывает, что окраска Хрюкина меняется при Очумелове и находится в полной зависимости от того, оказывает ли Очумелов покровительство Хрюкину или, напротив, обвиняет его. Раболепие его возрастает, а уверенность в выигрышности своего положения уменьшается по мере приближения к финалу: в последней части рассказа Хрюкин, убедившись в том, что сила не на его стороне, рабски присмирев, умолкает.

Очумелов для Чехова - отвратительное и безобразное воплощение порядка, построенного на неравенстве. Как было дело, кто в действительности виноват - это не имеет для Очумелова никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Хамелеонство Очумелова - не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших» , на «толстых» и «тонких» .

Тема урока: А.П.Чехов “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.

Задачи урока:

  1. обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;
  2. расширить представления о многогранности чеховского творчества;
  3. провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;
  4. сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;
  5. учить детей выразительному чтению.

Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя.)

Изучение нового материала.

1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.

2. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии, и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

3. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

– Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

– Вопросы по статье учебника.

*Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

* Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

4. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

*Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

* Выразительное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?

* Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?

Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

*Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?

*Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?

*Почему рассказ назван “Хамелеон”?

*Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

*Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

*Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима (новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина).

– Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

– Речевая структура рассказа.

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога –речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

* Работа с иллюстрацией Д. Кардовского к рассказу “Хамелеон”.

5. Подведение итогов урока.

6. Задание на дом.

  1. Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)
  2. Прочитать рассказ “Злоумышленник”.

Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец (рис. 2).

Рис. 2. Очумелов и Хрюкин ()

На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому что я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы (рис. 3).

Рис. 3. Очумелов, Хрюкин и народ ()

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... (рис. 4) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Рис. 4. Елдырин снимает с Очумелова шинель ()

- Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него все больше легавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

Рис. 5. Генеральский повар рассказывает, чья это собака ()

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало (рис. 5)!

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все.

- Это не наша, - продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади (рис. 6).

Рис. 6. Очумелов уходит с базарной площади ()

Прочитав название «Хамелеон», читатель может предположить, что речь идет о животном мире, о природе. - порода ящериц, быстро меняющих цвет в зависимости от окружающей среды (рис. 7).

Рис. 7. Хамелеон ()

Но в рассказе речь идет о людях, об их поведении, о моральных качествах. Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, который меняет свое отношение к окружающему в зависимости от ситуации. Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, пытается выяснить, почему это собралась толпа на базарной площади. Он серьезно берется за дело:

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Ответ на вопрос, чья это собака, изменяется шесть раз. И столько же раз изменяет свое отношение к ситуации Очумелов. Меняются его поведение и его оценка событий. Проследим, как это происходит и почему.

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Чья собака?. Я покажу вам, как собак распускать! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать! Узнай, чья это собака, и составляй протокол!

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!

- У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только...

- А может быть, и генеральская. На морде у ней не написано...

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...

Так вот, ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника произошедшего. Очумелов, будто ящерица хамелеон, меняет свою «расцветку» в зависимости от окружающей среды. Он несколько раз меняет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. Причина - незыблемая убежденность в превосходстве генеральского над всем остальным.

Рис. 8. А.П. Чехов ()

Очень важно, как Чехов (рис. 8) использует в рассказе художественную деталь .

Деталь - выразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Особую значительность полицейскому надзирателю Очумелову придает шинель, которую он использует, будто хамелеон свою шкурку:

- Снимите с меня пальто... Ужас как жарко!

- Что-то ветром подуло... Знобит...

Другой интересной деталью становится палец Хрюкина, который он поднимает как знамя, выступая пострадавшим, и опускает, когда из пострадавшего переходит в разряд обвиняемых.

Сочетание важного вида полицейского надзирателя Очумелова и узелка в его руке создает комический эффект.

Поведение Очумелова - это подобострастие перед вышестоящими и хамство и вседозволенность по отношению к низшим. С одной стороны, в речи полицейского мы слышим слова официально-делового стиля: протокол, постановление . С другой - грубую брань: я покажу ему Кузькину мать . Прием сочетания в речи персонажей разностильной лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову разоблачить героя, показать его истинное лицо. Комичны и реплики городового Елдырина:

- А может быть, она генеральская. На морде у ней не написано...

Вместе с Очумеловым переживает ряд превращений и Хрюкин. От потерпевшего до виновника событий и наоборот. Портрет золотых дел мастера Хрюкина создается несколькими штрихами: ситцевая крахмальная рубаха, расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски: вышеописанный человек .

Настроение толпы тоже меняется в зависимости от ситуации. Обыкновенный случай стал развлечением для сонной базарной площади, и толпа тоже хамелеонствует, тоже меняет свое поведение в зависимости от того, кому принадлежит собака.

Обратите внимание на говорящие фамилии героев рассказа. Очуметь - это утратить способность соображать, ясно мыслить. Хрюкин - свинья.

Можно сделать вывод, что Чехов в своем рассказе высмеивает беспринципных людей, которые меняют свою позицию в зависимости от ситуации. Хамелеонство, глупость, чинопочитание - это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Все жители города хамелеонствуют: толпа, полицейский надзиратель, золотых дел мастер Хрюкин, городовой.

Как вы думаете: рассказ Чехова сатирический или юмористический?

Юмор - изображение героев в смешном виде. Юмор - это смех веселый и доброжелательный.

Сатира (букв. смесь, всякая всячина) - беспощадное осмеяние, критика действительности, явления, человека.

Хамелеон - понятие нарицательное, определяющее целое социальное явление - хамелеонство . Персонажи рассказа комичны именно своей изменчивостью. Но Чехов нас заставляет не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется сатирическая направленность его ранних рассказов.

Список литературы

  1. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе.- 2009.
  3. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - 2008.
  1. Chekhov.velchel.ru ().
  2. Chehov.niv.ru ().
  3. Lang-lit.ru ().

Домашнее задание

  1. Напишите краткий пересказ произведения А.П. Чехова «Хамелеон».
  2. Назовите имена главных героев рассказа и опишите их характер, ориентируясь на их «говорящие» фамилии.
  3. Дайте определение понятию хамелеонство . Приведите примеры проявления хамелеонства из рассказа.

В этой небольшой статье мы рассмотрим анализ рассказа "Хамелеон" Чехова. Это произведение было напечатано более ста лет назад - в 1884 году его опубликовал журнал "Осколки". Интересно, что Чехов не стал подписываться своей фамилией, использовав псевдоним, а популярность рассказа была невероятной - его не только перевели для читателей разных стран, но и включили в список обязательных произведений для изучения в российских школах. Кроме того, по мотивам рассказа сняли киноленту. Учитывая такое широкое распространие, можно смело говорить о глубине и яркости произведения, поэтому мы и делаем анализ рассказа "Хамелеон" - он поможет нам лучше увидеть замысел автора.

Сюжет рассказа и определение жанра

Базарная площадь, обычный день. Мы видим полицейского надзирателя, у которого весьма красноречивая фамилия - Очумелов. После некой ситуации с мастером Хрюкиным, которую он наблюдает своими глазами, начинается самая настоящая неразбериха. Дело в том, что Хрюкина укусила за палец борзая собака, и он жалуется людям: как же так, мол? Вроде бы рядовой случай, но люди начинают дознаваться, а чья это собака - генеральская или простая бродяга.

Сам полицейский Очумелов наблюдает со стороны, какой статус присваивается животному, и это сильно влияет на его решение по данному инциденту, потому что Очумелов то решает уничтожить щенка, то пускается в крайность, и хочет отправить в тюрьму самого пострадавшего Хрюкина.

Проводя анализ рассказа "Хамелеон" Чехова, мы не только обратим внимание на сюжет произведения, но и разберемся, к какому жанру он относится. Безусловно, жанр рассказа самый привычный и любимый у его автора - юмористический. Ранний период творческой биографии Чехова отметился тем, что появился целый ряд похожих по жанру рассказов, которые были направлены на высмеивание и подчеркивание тех или иных человеческих недостатков. А как известно, когда проблема выявлена и подчеркнута, ее легче решить. Чехов преследует именно эту цель.

Несколько слов нужно сказать о говорящих фамилиях произведения "Хамелеон", ведь каждая из них уточняет облик персонажа, указывает на его характер. Например, одного из главных героев зовут Хрюкин. Его лицо одутловато, а вид полупьяный, и Чехов замечательно достигает комического эффекта благодаря явному несоответствию между его фамилией и должностью, ведь Хрюкин известен как золотых дел мастер.

Детали анализа "Хамелеон"

Не зря Чехов именно так назвал свое произведение. "Хамелеонство" действительно становится основной темой, и это очень злободневно, ведь тот, кто готов резко менять свое решение или мнение, опираясь на переменчивые взгляды других людей или действие обстоятельств, "достоин" того, чтобы его высмеяли. Конечно, отказ от своего мнения всегда дурно пахнет, и такие непостоянные люди даже опасны для общества.

Надо сказать, что главная тема, о которой мы говорим, ярко прослеживается и в сути самого сюжета, и в диалогах героев. Взять, к примеру, полицейского надзирателя Очумелова. Когда он узнает, что борзой щенок является генеральским, он заискивает перед ним, и в этом видна продажность Очумелова и его зависимость от мнения влиятельных лиц. Отметив эту мысль, продолжим анализ рассказа "Хамелеон".

Очумелов смотрит на своих подчиненных несколько презрительно, не уважает их, хотя когда сам встречает человека по положению выше себя, начинает перед ним расстилаться, и даже готов унизиться. За основу рассказа автор взял короткую, веселую и занимательную историю, а одной из отличительных особенностей произведения является факт большого количества диалогов, в то время как описанию Чехов уделил минимум внимания. Скорее, описание событий можно назвать даже авторскими ремарками.

Порой рассказ начинает напоминать некую драму, что тоже является задумкой автора. Подумаем, например, о том, что на первом плане не внешняя оболочка обстоятельств, а внутренние события. Раскрывается психология того или иного персонажа. На Очумелове хорошо виден эксперимент Чехова. Этот герой выслуживается перед более высоким лицом - генералом, но в то же время полон решимости показать народу, что он весьма значителен и имеет вес. Также переменчива толпа, что точно так же напоминает нам самого настоящего хамелеона.

Вы прочитали выше анализ рассказа "Хамелеон", который написал Антон Чехов. В нашем блоге вы найдете много статей с похожей тематикой, а кроме того вашему вниманию представляем раздел кратких содержаний . Возможно, вас также заинтересует



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то