Обеспечение национальной безопасности внешняя. I. Обеспечение национальной безопасности в экономической сфере. Классификационная схема экономической безопасности

  • Тема: Терроризм – угроза всему мировому сообществу. Террористическая деятельность в современных условиях.
  • 1. История терроризма
  • 2. Современный терроризм
  • 3. Международный терроризм
  • 4. Терроризм в россии
  • 5. Организация современной антитеррористической борьбы
  • Тема: человек и техносфера
  • 1. Определение и сущность техносферы
  • 2. Стадии развития техносферы
  • 3. Основные характеристики техносферы
  • 4. Структура техносферы
  • 4. Критерии комфортности и безопасности техносферы
  • 1) Критерии комфортности
  • 2) Критерии допустимого воздействия потоков (критерии безопасности техносферы)
  • 3) Показатели негативности техносферы икритерии травмоопасности
  • Тема: негативные факторы среды обитания человека
  • Тема: основные принципы и методы защиты от негативных факторов среды обитания
  • Тема: системы восприятия человеком состояния среды обитания
  • 1. Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
  • 2. Система компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
  • 3. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий
  • Тема: обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
  • 1) Климатическая и воздушная среда (комфортные и допустимые параметры микроклимата)
  • 2) Световая (освещение) и цветовая (визуальная) среда
  • 3) Акустическая среда
  • 4) Психологическая среда (психологические условия труда)
  • 5) Организация рабочего места в соответствии с требованиями эргономики
  • 6) Режимы труда и отдыха (с/р) тема: виды трудовой деятельности и условия труда
  • 1. Условия труда. Классификация деятельности человека в соответствии с производственными условиями.
  • 2. Работоспособность и утомляемость
  • Внешние признаки утомления
  • 3. Классификация условий труда
  • Тема: Психофизиологические основы безопасности. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.
  • 1. Антропогенные опасности. Психология безопасности.
  • 2. Ошибочные действия: нарушения и ошибки. Причины ошибок и профилактика нарушений.
  • 3. Особые психические состояния.
  • 4. Различные психические состояния по уровню напряжения. Типы поведения человека в ситуации эмоционального напряжения.
  • Тема: безопасность в чрезвычайных ситуациях
  • 1. Основные понятия чс
  • 2. Основные причины возникновения чс. Фазы развития чс.
  • 3. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Тема: стихийные природные бедствия и чс природного характера
  • 1. Общая характеристика чс природного происхождения
  • 2. Классификация стихийных бедствий
  • 3. Природные пожары
  • Тактика тушения лесного пожара:
  • Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, мерам безопасности при их тушении и правилам защиты от них
  • 4. Чрезвычайные ситуации Биологического характера
  • Опасные животные Забайкальского края
  • Тема: Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • 1. Основные понятия
  • 2. Экологические кризисы и катастрофы
  • 3. Чрезвычайные ситуации экологического характера
  • 4. Разрушение озонового слоя атмосферы
  • Изменение состояния биосферы
  • 5. Методы экологического контроля:
  • Тема: чс техногенного характера и защита от них
  • 1.Общие понятия
  • 2. Пожароопасные объекты
  • 3. Взрывоопасные объекты (воо)
  • 4. Защита при пожарах и взрывах
  • 5. Классификация вредных химических веществ
  • Тема: социальные опасности и чс социального характера
  • 1. Основные понятия. Классификация социальных опасностей.
  • 2.1. Психические воздействия на человека
  • 2.2. Физическое насилие
  • 4. Здоровый образ жизни
  • Тема: Толпа и массовая паника. Рекомендации по поведению в толпе, охваченной массовой паникой.
  • 1. Толпа
  • 2. Особенности групповой психологии
  • 3. Паника
  • 4. Поведение в толпе
  • Тема: психологическая устойчивость в чс
  • 1. Эмоциональная реакция на опасность
  • 2. Формы реакции на острые стрессовые воздействия в чс:
  • 2. Ступор
  • 3. Апатия
  • 4. Двигательное возбуждение
  • 5. Дрожь
  • 3. Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема: устойчивость объектов экономки в чс
  • Тема: Нормативно-правовые и организационные основы гражданской защиты
  • 1. Система обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • 2. Нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • 3. Основные направления в государственном управлении безопасностью в рф
  • 1) Охрана труда
  • Тема: Кризисное управление в чс: система гражданской обороны и система рсчс
  • Тема: международный опыт организации экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях
  • 1. Соединенные Штаты Америки
  • 2. Франция
  • 3. Германия
  • 4. Швеция
  • 5. Великобритания
  • 6. Бельгия
  • 7. Голландия
  • 8. Систему объединенных сил быстрого реагирования стран Европы
  • Словарь (глоссарий)
  • 2. Основные сферы государственной безопасности

    Жизнь и деятельность народа, государства охватывает различные сферы, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства.

    Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

    Без защиты он уже не государство. И, без государства, нет никакого экономического развития, кроме свободы. Безопасность - это европейская и не только национальная. Франция должна играть ведущую роль в восстановлении Европы вокруг своей безопасности. Поэтому Франция является основой для создания Европы безопасности, основными задачами которой будут борьба с терроризмом, защита жизненно важных инфраструктур и контроль над внешними границами континента. Столкнувшись с давлением демократий и их использованием гибридных конфликтов, заслуживает изучения понятие обычного сдерживания.

    Основные сферы государственной безопасности .

      Геополитическая безопасность направлена на защиту геополитических интересов страны: территории, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Объектами безопасности являются территориальная целостность государства, информационное, экономическое и политическое пространство.

      Это будет иметь смысл в европейском измерении путем мобилизации наших партнеров и координации усилий по разоружению на континенте. Необходимо также активизировать координацию и объединение европейских возможностей, в том числе в области сил. Наконец, сигнал должен быть дан возрождению промышленного сотрудничества, особенно в судостроении.

      Реинвестирование неотделимо от укрепления, а не замедления или даже отказа от усилий по реформе и модернизации Министерства обороны. Таким образом, остается основополагающим для восстановления преимущественного значения политического решения путем создания.

      Политическая безопасность определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства, зависит от внутриполитической стабильности и устойчивости положения государства на международной арене.

      Военная безопасность основывается на способности защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз. Она определяется возможностью обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства.

      Тема: Консультации по канадской системе национальной безопасности. Их ответственность заключается в защите и поощрении права отдельных лиц на неприкосновенность частной жизни. В «Зеленой книге» говорится, что «радикализация, ведущая к насилию», лежит в основе терроризма. Он упомянул о нескольких мероприятиях по профилактике, которые могут быть предприняты для предотвращения радикализации. Несмотря на неоспоримую полезность таких стратегий, как участие общин, научные исследования и пропаганда дискурса об альтернативах радикализации, мы будем обеспокоены тем, будут ли профилактические мероприятия, включая усилия по повышению информированности, обобщенный мониторинг интернет-просмотра.

      Социальная безопасность включает совокупность мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения.

      Экологическая безопасность - это обеспечение устойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равновесия между природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением.

      Если мы создадим ситуацию, когда люди вынуждены подвергать себя цензуре, опасаясь, что их мнение может быть неверно истолковано, они могут прекратить использовать этот важный инструмент для личного развития и исследования идей. Это ожидание варьируется в зависимости от контекста: вполне вероятно, что частное «прямое сообщение» между пользователями в сети социальных сетей создаст большее ожидание, например, чем публичный твит. Кроме того, электронные письма между двумя людьми обычно воспринимаются как частные сообщения, хотя и уязвимы для перехвата.

      Демографическая безопасность определяется состоянием защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

      Культурологическая безопасность - это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего высокого культурного достояния, своей самобытности.

      Внутреннее сообщение информации о национальной безопасности

      Навязчивость предлагаемых «профилактических мероприятий» должна учитывать этот факт. В целом, признавая, что борьба с радикализацией является законной целью, мы выступаем за сбалансированный подход, который ограничивает потенциальный калечащий эффект деятельности по борьбе с радикализацией и направляет деятельность по профилактике или обнаружению на достоверные угрозы. выявленная достоверной информацией. Эти проблемы не изменились. Мы признаем важность обеспечения безопасности канадцев, и для этого расширение обмена информацией может помочь выявить и устранить угрозы безопасности.

      Продовольственная безопасность - это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием, по объему и калорийности соответствующим минимальным медицинским нормам.

      Научно-техническая безопасность включает способность государства обеспечивать поддержание своего научного и технического потенциала на современном уровне, отвечающего потребности общества.

      Насколько нам известно, никто еще не убедительно объяснил, ссылаясь на конкретные примеры, как старое законодательство создает барьеры для оперативного раскрытия информации для обеспечения национальной безопасности. В «Зеленой книге» обсуждается сложность обмена информацией, которая позволяет «своевременно довести информацию до нужного учреждения». Эти объяснения «сложности» старого закона не говорят нам о своих недостатках или о том, как это повлияло на деятельность национальной безопасности государства.

      Должна быть возможность идентифицировать ситуации, в которых нет законных полномочий, но пока мы этого не сделали. Более четко сформулировав проблемы, связанные со старым законом, будет легче найти пропорциональное решение. Такой низкий порог в значительной степени объясняет, почему законопослушные граждане подвергаются чрезмерному риску. Хотя «строго необходимая мера» является достаточной, чтобы позволить Канадской службе разведки безопасности собирать, анализировать и хранить информацию, как это было сделано с момента ее создания, нам не кажется очень ясным почему этот стандарт не может быть принят для всех департаментов и учреждений, которые играют определенную роль в национальной безопасности.

      Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, характером интеграции в систему мировых экономических связей.

      Необходимость и пропорциональность - это правовые нормы, применяемые в Европе. Европейское право позволяет государствам-членам нарушать гарантированное право на неприкосновенность частной жизни гражданина только в той степени, в которой это нарушение является необходимым и соразмерным в демократическом обществе.

      Вместо принятия стандарта «необходимости и соразмерности» общего применения для обмена информацией можно было бы рассмотреть вопрос о принятии двух пороговых значений, один для учреждений, которые предоставляют информацию и информацию. другой для 17 учреждений, уполномоченных получать его. Более высокий порог будет передан 17 учреждениям-получателям, которые могут принимать обоснованные решения. Комитет рассмотрел вопрос о «двух пороговых значениях» и, по-видимому, является разумной альтернативой при условии, что: для сокращения разрыва между этими двумя разными пороговыми значениями 17 учреждений-получателей должны быть обязаны получать и выборочно сохраняют только информацию, которая отвечает более высоким порогам необходимости и пропорциональности, и по закону будет требоваться вернуть или уничтожить информацию, которая не соответствует этим пороговым значениям.

      Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

    3. Экономическая безопасность : основные компоненты, цель, критерии, объекты и субъекты, уровни, внешние и внутренние угрозы; обеспечение ЭБ.

    Следует отметить, что любые предлагаемые или предлагаемые изменения в деятельности Канады в области национальной безопасности могут повлиять на оценку Европейским союзом статуса нашей страны как соответствующей юрисдикции, которой личные данные европейских граждан могут быть перенесены. Согласно решению Европейского суда по делу Шремса, необходимость и соразмерность являются важными соображениями в поддержании этого статуса. Это решение может иметь последствия для торговых отношений Канады с Европейским союзом.

    Эта практика будет соответствовать недавнему решению Федерального суда о том, что сохранение «связанных данных» является незаконным в случае лиц, которые не представляют угрозы национальной безопасности. Эти соглашения могут быть более конкретными, чем закон, хотя они достаточно широкие, чтобы обеспечить оперативную гибкость. Они должны быть разработаны для управления передачей информации на программном уровне и не применяться к конкретному действию. Они могли бы предоставить более подробную информацию, чем законодательные стандарты.

    Экономическая безопасность является основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости.

    Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. Обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономических возможностей страны.

    В Законе должны требоваться, чтобы соглашения определяли конкретные элементы личной информации, которые будут раскрыты; конкретная цель сообщения; ограничения на вторичное использование и любые последующие передачи, а также другие меры, которые должны быть установлены в соответствии с правилами, такими как меры защиты, сроки хранения и конкретные меры ответственности. Наконец, он должен объяснить, что существование и характер соглашений о раскрытии информации между департаментами или другими правительствами обнародуются.

    Он описывает и количественно оценивает эти риски и предлагает решения для их устранения или сокращения до приемлемого уровня. Эта рекомендация также применяется в контексте предлагаемой реформы канадской системы национальной безопасности. Мы подробно обсудим в другом разделе этой статьи наш взгляд на подотчетность. Но на данный момент мы хотим подчеркнуть, что ведение записей является необходимым предварительным условием для эффективного обзора.

    Экономическая безопасность (Концепция экономической безопасности России ) - это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и устойчивое экономическое развитие.

    Основные компоненты ЭБ:

      развитие (если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам);

      Как уже упоминалось, в соответствии с прецедентным правом Европейского союза и принципами международного права, в демократическом обществе государство должно строго обосновывать необходимый и пропорциональный характер любой инвазивной меры с ее стороны.

      Международный обмен информацией

      Это один из самых важных уроков, который мы извлекли из этих усилий. Необходимо уточнить действующую законодательную базу, чтобы максимально свести к минимуму риск и принять во внимание тот факт, что Канада больше не контролирует эту информацию после ее передачи в иностранное государство. Соединенные Штаты Америки, что подтвердило важность мер подотчетности и надзора для защиты информации, открытой для иностранных государств. В отсутствие предусмотренной законом защиты защита лиц от риска жестокого обращения будет основываться на применении общих конституционных принципов, которые не были четко определены в контексте обмена информацией. между национальными разведывательными агентствами.

      устойчивость , которая отражает прочность и надежность ее элементов, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

    Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

      способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

      Парламент также должен сыграть свою роль в защите людей от нарушений прав человека. Мы считаем, что все полномочия, предоставляемые органам национальной безопасности, должны осуществляться в соответствии с обязательствами Канады в соответствии с международным правом в области прав человека в целом и Конвенцией против пыток, в частности, В законодательстве должны быть четкие нормы, запрещающие раскрытие информации, что приводит к нарушению международных обязательств Канады. Мы позволяем себе процитировать рекомендацию Юстиции О'Коннора о том, что «информация никогда не должна предоставляться стране, где существует достоверный риск того, что это приведет к пыткам или будет способствовать их применению».

      способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

      способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

      Эти принципы включают в себя обеспечение точности информации, ограничение хранения собранной информации, обеспечение актуальности и необходимости сбора личной информации и ограничение последующей передачи информации третьим странам. обеспечить механизм регресса в национальных органах власти, когда лицо считает, что его право на неприкосновенность частной жизни было нарушено и потребовать эффективного надзора. Принятие права на определенные совместные принципы заслуживает размышления.

      Возможности опроса в цифровом мире

      Вышеупомянутые опасения относительно соглашений о раскрытии информации также относятся к международной отчетности. «Зеленая книга» справедливо утверждает, что следователи правоохранительных органов и безопасности в Канаде должны иметь возможность эффективно работать как в цифровом мире, так и в реальном мире, а также что законодательство, регулирующее сбор доказательства не поспевают за технологическими достижениями. Однако правовые нормы не смягчены или стандарты защиты не опускаются на основе этих помещений.

    Цель ЭБ - обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.

    Критерий ЭБ - стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5%. Возможно это на основе устойчиво функционирующего производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

    Объекты ЭБ:

      экономическая система страны;

      природные богатства.

    Субъекты ЭБ:

      функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

      налоговые и таможенные органы;

      банки, биржи, фонды, страховые компании;

      производители и продавцы работ и услуг;

      общество потребителей.

    Классификационная схема экономической безопасности

    ЭБ понимается как многоуровневое явление :

        гражданин и предприниматель;

    Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.

    Личная безопасность любого гражданина включает в себя обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

    Под безопасностью предпринимателя понимается безопасность его жизни, жизни его сотрудников и клиентов. У предпринимателя можно отобрать или украсть деньги, заставить его передать дело другим лицам, отдать капиталы, организационно-финансовые инновации, важную информацию. При этом опасность для предпринимателя может исходить как извне, так и со стороны ближайшего окружения, знакомых или сотрудников, являющихся скрытыми агентами.

        организация или предприятие

    ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, выявлением, предупреждением и пресечением посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, морально-психологический климат в коллективе, производственную дисциплину, научные достижения и охраняемую информацию.

        отдельный регион;

    ЭБ региона - это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономической стабильности, устойчивости и поступательное развитие области, края, республики.

        Россия в целом

    По ситуационному временно-политическому признаку :

      Антикризисная экономическая безопасность.

      Экономическая безопасность в условиях мирного времени.

      Экономическая безопасность в условиях вооруженных конфликтов.

      Экономическая безопасность в условиях противостояния государств.

      Экономическая безопасность в условиях изоляционизма.

      Экономическая безопасность в переходный период.

      Экономическая безопасность в чрезвычайных ситуациях.

    По функционально-предметному признаку:

      Внутренняя экономическая безопасность.

      Внешняя экономическая безопасность.

      Информационная безопасность.

      Социально-демографическая безопасность.

      Продовольственная безопасность.

      Энергетическая безопасность.

      Технологическая безопасность

      Техногенная безопасность.

    К внутренним угрозам ЭБ государства относятся:

      спад производства;

      низкая инвестиционная активность и переток капиталов в посредническо-финансовую деятельность;

      низкая конкурентоспособность продукции;

      сворачивание научно-исследовательской работы;

      рост безработицы;

      усиление имущественного расслоения населения;

      криминализация экономики;

      слабость нормативно-правовой базы;

      рост взаимной задолженности экономических субъектов;

      незавершенность экономических преобразований;

      неравномерность развития регионов.

    Среди внутренних угроз России наибольшую опасность представляют собой тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах.

        Социальная сфера играет ключевую роль в национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания; рост бедности.

        В научно-технической сфере наблюдается неослабевающая тенденция «утечки мозгов», что чревато тяжелыми последствиями не толь- ко для экономики, но и в целом для всей национальной безопасности государства.

    Внешние угрозы ЭБ государства:

      зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия;

      преобладание сырьевой направленности экспорта;

      дискриминационные меры к российским товарам;

      высокий уровень внешнего долга;

      агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта;

      скупка за бесценок российской собственности;

      вложение средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов.

    Главная внешняя угроза связана с тем, что позитивный процесс открытия российской экономики при отсутствии надлежащей экономической планировки ослабляет экономическую самостоятельность России.

    Обеспечение ЭБ входит в состав важнейших функций государства. Подтверждением важности данной проблемы является Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996г. («О государственной стратегии экономической безопасности РФ »).

    Обеспечение ЭБ представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В своей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности государства.

    Обеспечение экономической безопасности

    Выделяют систему мер , которые в совокупности представляют собой политику обеспечения экономической безопасности :

      информационно-аналитические меры (мониторинг информации; выработка оценок развития; разработка предложений).

      меры регулятивного воздействия (локализация и нейтрализация угроз; устранение кризисных тенденций).

      меры прямого противодействия (противодействие носителям угроз; контроль за состоянием экономических отношений в стране; программа выхода из экономического кризиса и др.)

    Основные принципиальные положения, связанные с обеспечением экономической безопасности содержатся в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» .

    4. Информационная безопасность: объекты, меры по обеспечению; информационные войны, информационное оружие, защита информации, понятие государственной, коммерческой, служебной, банковской. профессиональной тайны, персональные данные и интеллектуальная собственность.

    Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

    Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

        Закон РФ «О безопасности »

        «Концепция национальной безопасности »

        «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации »

    Основными составляющими информационной безопасности являются

      защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения),

      предохранение информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера,

      реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере,

      защищенность потребностей граждан, отдельных групп и населения в целом в качественной информации для их жизнедеятельности, образования и развития, т.е. информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и общества в целом и их защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий.

    Воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

      система государственной статистики;

      кредитно-финансовая система;

      информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;

      системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

      системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

    Рядом государств ведется разработка концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

    Информационное оружие - это средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограниче­ния или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезор­ганизации работы технических средств, вывода из строя телекомму­никационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования го­сударства.

    Защита информации - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности инфор­мации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных).

    Основные направления защиты информации - охрана государственной, коммерческой, профессиональной, служебной, банковской тайн, персональных данных и интеллектуальной собственности .

    Основные меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики:

      организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

      перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;

      разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

      разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

      совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;

      совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем совместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов России.
    Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:
    объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;
    определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;
    организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
    поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
    Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.
    Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
    подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
    совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
    формирование гармоничных межнациональных отношений; обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;
    укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах; обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.
    Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации являются:
    соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
    единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
    приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;
    реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);
    сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
    Обеспечение безопасности и зашита национальных интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства, направленной на подъем экономики и проведение независимого и социально ориентированного экономического курса.
    Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, принятие и реализация необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении уровня техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности промышленной продукции, подъему благосостояния народа. Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения общественного продукта в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
    На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как устранение деформаций в структуре российской экономики и преодоление прогрессирующего сокращения производства продукции высокой степени переработки, поддержка отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.
    Для этого необходимо усилить государственную поддержку инвестиционной и инновационной активности, принять меры по облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществить реальную государственную поддержку целевых программ структурной перестройки промышленности.
    Важнейшими задачами в области обеспечения экономической безопасности являются опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, неуклонное расширение рынка наукоемкой продукции. Для этого должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития
    прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
    Это предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержку ведущих научных школ, стимулирование привлечения частного капитала на основе организации фондов и использования грантов, осуществление программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной зашитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
    Государство содействует становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, создает равные условия для экономической конкуренции предприятий всех форм собственности, обеспечивает защиту прав потребителей, достаточный уровень социальных гарантий, условия для прогресса науки и образования, духовного и нравственного развития общества, а также эффективную работу механизмов рыночной самоорганизации.
    Необходимо введение определенных ограничений на деятельность иностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуни-каций, транспортных и товаропроводящих сетей. Нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики, оборонной промышленности и естественными монополиями.
    Необходимы разработка и осуществление целевых программ экономического подъема депрессивных регионов, введение льготного режима хозяйственной деятельности, включая льготные тарифы на транспортные перевозки и услуги связи, обеспечивающие единство экономического пространства страны.
    В условиях либерализации внешней торговли необходимо защищать интересы отечественных производителей на внешнем рынке. Государство должно решительно добиваться устранения дискриминационных ограничений на ввоз
    u и П
    российской продукции в развитые страны Запада, не допускать навязывания России политических решений, наносящих ее гражданам и предприятиям экономический или моральный ущерб.
    Важной задачей в области внешнеторговой деятельности является создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширения рынков сбыта российской продукции. Необходимы дальнейшее продвижение по пути формирования единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, демонтаж торговых барьеров, возникших при сотрудничестве со странами бывшего СЭВ.
    Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности.
    В международно-финансовой сфере необходимо проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение
    зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
    Принципиально важным является признание приоритета экономических факторов в социальной сфере как важнейшего условия укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки, развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. Важнейшей задачей при этом является проведение социально справедливой и экономически эффективной политики распределения доходов.
    Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
    Укрепление социально-политической стабильности общества является важнейшим фактором достижения эффективности принимаемых государством мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Основой такой стабильности должно стать наряду с экономическим подъемом общественное согласие относительно путей укрепления федерализма и упрочения межнациональных отношений в стране.
    Идея национального и общественного согласия, выраженная через личные, общественные, корпоративные, национальные и социальные интересы, создаст дополнительные условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики, станет мощнейшим инструментом борьбы с национализмом, национальным и региональным сепаратизмом, будет способствовать консолидации общества в интересах развития России.
    Укрепление единства, солидарности народов многонациональной России является основой воспитания ее граждан и должно стать важнейшим принципом развития общественных отношений и современной отечественной культуры.
    Реализация идеи национального и общественного согласия позволит нашей стране войти в новую эпоху в качестве державы, достигшей экономического и духовного прогресса, имеющей высокий потенциал роста, основанный на де-мократических принципах государственного устройства, внутренней гармонии общественных отношений, ответственности за поддержание глобальной стабильности и устойчивого развития общечеловеческой цивилизации.
    Укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления - важнейшие задачи, решение которых приведет к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Главная цель в этой области - выработка и реализация комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при обеспечении соблюдения интересов Российской Федерации и ее субъектов.
    Осуществление конституционного принципа народовластия, при котором многонациональный народ реализует свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом раз-
    деления властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее договорных отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
    Укрепление российской государственности предполагает повышение роли государства в основных областях общественной жизни, совершенствование законодательства Российской Федерации как универсальной основы государственной деятельности в условиях построения правового государства, обеспечение приоритета Конституции Российской Федерации и федеральных законов над другими правовыми актами, формирование и развитие организационных и правовых механизмов профилактики правонарушений, принятия и исполнения государственных решений в кризисных ситуациях.
    Построение правового государства во многом зависит от правильного определения и уточнения предметов ведения и полномочий органов государственной власти, конкретных видов и статуса издаваемых нормативных правовых актов, порядка их изменения или отмены, совершенствования механизмов и процедур взаимоотношений государства и общества, а также процедуры учета интересов субъектов Российской Федерации.
    Защита российского федерализма включает в себя целенаправленную деятельность по пресечению посягательств на государственную целостность страны, систему органов государственной власти, единство правового пространства России.
    Главная цель защиты российского федерализма - не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные.
    Основными направлениями защиты российского федерализма являются: обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
    разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
    выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный учет федеральных и региональных интересов;
    совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные
    цели, и пресечения их деятельности;
    проведение взвешенной и сбалансированной национальной политики. Усилия общества и государства в борьбе с преступностью должны быть направлены на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надежной защиты интересов личности, общества и государства. Первоочередными становятся следующие задачи:
    усиление роли государства как гаранта национальной безопасности, соз-дание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов;
    привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний.
    Важнейшим условием успешной борьбы со всеми проявлениями преступности является гласность. Общество имеет право знать о решениях и мерах, принимаемых органами государственной власти в этой сфере. Они должны быть
    открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
    Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. Необходимо более активно использовать методы оперативно-розыскной деятельности для ликвидации коррупционных связей организованной преступности.
    В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников доходов и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.
    Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности Российской Федерации, так и безопасности мирового сообщества в целом. Кризисная ситуация в обществе и экономике, наличие противоречий в межгосударственных и межконфессиональных отношениях, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей спорные международные и региональные проблем, - все это способствует появлению таких видов преступной деятельности на территории Российской Федерации и диктует необходимость выработки специального комплекса контрмер.
    Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой, перерастающими в глобальное международное явление, должна осуществляться с использованием возможностей всех ветвей государственной власти на основе широкого сотрудничества специальных служб Российской Федерации с аналогичными службами других стран на межгосударственном уровне. Главным фактором успешного противодействия этим видам преступности является устранение порождающих их причин.
    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. России необходимо обеспечить сохранность своего великого культурного достояния, в частности музейных и архивных фондов, основных библиотечных собраний, историко-культурных объектов.
    Особого внимания требует пропаганда через средства массовой информации опыта работы творческо-педагогических школ, культурных и национальных центров, общин, союзов и других учреждений, в том числе для детей, подростков, молодежи и студенчества, а также пропаганда национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни.
    Важнейшую роль в сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской православной церкви и церквей других конфессий. Вместе с тем необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности.
    Духовное возрождение общества невозможно без повышения роли русского языка. Его провозглашение государственным языком и языком межгосударственного общения народов России и государств - участников Содружества Независимых Государств является важнейшим фактором единения народа многонациональной России.
    В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности.
    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в области охраны и укрепления здоровья граждан предполагает усиление внимания общества, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, приоритетное финансирование здравоохранения и федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере становится актуальным направлением деятельности государства и общества. К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:
    борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных про-мышленных и бытовых отходов;
    борьба с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; рациональное использование природных ресурсов.
    Поскольку решение проблем экологической безопасности требует значительного ресурсообеспечения, необходимо осуществление стабильного финан-сирования, источники которого должны закладываться в бюджеты всех уровней.
    Для повышения эффективности природоохранной деятельности требуются неотложные меры, включая принятие законодательных актов, обеспечивающих юридические основы экологической безопасности, организационно- административные меры, направленные на совершенствование управления приро-доохранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях.
    Проведение внешней политики, направленной на утверждение равноправного партнерства стран мирового сообщества и на активизацию их сотрудничества, является важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
    Россия не намерена вступать в конфронтацию с каким бы то ни было государством либо союзом государств, не преследует гегемонистских или экспансионистских целей. Как влиятельная европейско-азиатская держава она будет поддерживать отношения партнерства со всеми заинтересованными странами мирового сообщества.
    Приоритет во внешней политике Российской Федерации отдается обеспечению важнейших национальных интересов, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в
    рамках Содружества Независимых Государств, налаживанию эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Беларуси и России, а также с участниками Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
    Углубление и развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств является важнейшим фактором, способствующим урегулированию этнополитических и межнациональных конфликтов, обеспечению социально-политической стабильности на границах России и препятствующим в конечном итоге центробежным явлениям в самой России.
    Россия также заинтересована в полноправном участии в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах. Поэтому, стремясь к взаимовыгодному сотрудничеству, Российская Федерация будет продолжать развитие конструктивного партнерства с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Китаем, Японией, Индией и другими государствами. Это отвечает политическим и экономическим интересам Российской Федерации и обеспечит возможность для полномасштабного включения России во все организации и институты коллективного управления глобальными политическими процессами.
    Непременным условием реализации внешнеполитических усилий России должно стать создание обращенной в XXI век модели обеспечения глобальной, региональной и субрегиональной безопасности, основанной на принципе равенства и неделимой безопасности для всех. Это предполагает создание принципиально новой системы европейско-атлантической безопасности, в которой координирующую роль играет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; наращивание усилий по созданию многосторонних структур, обеспечивающих сотрудничество в сфере международной безопасности в Азиатско- Тихоокеанском регионе и Южной Азии; активное участие России в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН в урегулировании и предотвращении региональных кризисов и конфликтов; дальнейшее совершенствование режима международного контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; твердую защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом, в строгом соответствии с нормами международного права.
    Важным направлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей национальной безопасности во внешнеполитической сфере является содействие урегулированию региональных и локальных конфликтов путем миротворческой деятельности. При этом необходимо стремиться к максимальному использованию коллективных усилий в этом направлении Содружества Независимых Государств, Организации Объединенных Наций, а в перспективе и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    Россия будет твердо и последовательно выполнять свои обязательства в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществлять меры по укреплению доверия и стабильности, обеспечению международного контроля за поставками военных технологий и технологий двойного назначения, а также содействовать созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения.
    Свои усилия по обеспечению национальной безопасности во внешнеполитической сфере Российская Федерация также будет направлять на решение проблем международного
    и экономического сотрудничества, и прежде всего с точки зрения укрепления своих позиций в международных финансово-экономических организациях.
    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере является важнейшим направлением деятельности государства, предметом постоянного общественного внимания. Главной целью практической деятельности государства и общества в этой сфере является совершенствование военной организации Российской Федерации для обеспечения возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
    Характер этих угроз требует уточнения задач Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оптимизации их структуры и состава, расширения их профессионального ядра, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
    Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.
    Вооруженные Силы Российской Федерации - основа военной организации государства. Они играют главную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми методами.
    Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.
    Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.
    Защита национальных интересов государства предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и локального масштаба. Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно- космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
    Интересы обеспечения национальной безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение там на договорной основе и на принципах
    партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) должно демонстрировать готовность Российской Федерации выполнить свои союзнические обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и обеспечивать Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в начальной стадии ее зарождения.
    Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяют необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций должно стать важнейшим средством предотвращения либо ликвидации кризисных ситуаций на стадии их зарождения и развития.
    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере предполагает ее участие в договорном процессе по сокращению ядерных и обычных вооружений, контролю за распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.
    Важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере является уточнение и оптимизация задач системы обеспечения национальной безопасности. Приоритет в решении задач по предотвращению и парированию внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации принадлежит Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в которых необходимо иметь соответствующие силы, средства и органы, способные выполнять специальные задачи.
    Проведение реструктуризации оборонно-промышленного потенциала с минимальными потерями для новых технологий и научно-технических возможностей, укрупнение компаний, являющихся разработчиками и производителями вооружений и важнейших видов продукции гражданского назначения, и создание на их основе корпораций и фирм мирового уровня, поддержка и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация вооружения и военной техники, внедрение н практику отвечающей современным требованиям системы заказов вооружения и военной техники должны быть направлены на совершенствование оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
    Необходимо также совершенствовать сотрудничество в военно- технической сфере, что даст России возможность представлять свои интересы на новых международных рынках.
    В обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы.
    Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
    Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства;
    применение Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться решительно, последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации условий заключения мира;
    использование военной силы должно осуществляться на законной основе и только тогда, когда все невоенные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
    применение военной силы против мирных граждан либо для достижения внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу национальным интересам Российской Федерации, допускаются совместные действия отдельных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками, воинскими формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
    участие Вооруженных Сил Российской Федерации в войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для ре-шения приоритетных военно-политических и военно-стратегических задач, отве-чающих национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам.
    Важнейшим условием обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере должно стать целевое выделение бюджет-ных средств на программное развитие сил, средств и органов, осуществляющих защиту национальных интересов России силовыми методами.
    Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеют своевременное обнаружение угроз и определение их источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей роли Службы внешней разведки Российской Федерации, политических, военных, экономических, информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые влияют на национальную безопасность Российской Федерации, на состояние и боевую готовность ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Возрастает также значение контрразведывательной деятельности в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
    Геополитическое положение России, масштабы ее территории имеют особое значение при решении задач, связанных с обеспечением национальных интересов и безопасности Российской Федерации в сфере защиты и охраны ее государственной границы. Для этого необходимо объединение усилий всех федеральных органов исполнительной власти при координирующей роли Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
    Обеспечение национальных интересов и безопасности Российской Федерации на ее государственной границе и в пограничном пространстве предполага-ет совершенствование международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, развитие межгосударственного пограничного сотрудничества и осуществление мер коллективной безопасности на внешних границах государств - участников Содружества Независимых Государств.
    Увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, влекущих значительные материальные и
    людские потери, нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах. В связи с этим особую значимость приобретают качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами государств - участников Содружества Независимых Государств.
    В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий резко возрастает значение обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Важнейшими задачами здесь являются:
    установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
    совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
    разработка соответствующей нормативной правовой базы и координация, при ведущей роли Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения ин-формационной безопасности;
    развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;
    защита государственного информационного ресурса, и прежде всего в федеральных органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.
    Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
    Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безо-пасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
    Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности.
    Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.
    В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участвуют:
    Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности;
    Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере: в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;
    Правительство Российской Федерации - обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    Совет Безопасности Российской Федерации - рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, обо-
    U U 1 U U 1
    ронной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.
    Совет Безопасности Российской Федерации - ответствен перед Президентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз национальной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
    федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают соблюдение за-конодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;
    органы государственной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
    Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
    В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений
    вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.
    * * *
    Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.
    По мере поступательного развития России, формирования и укрепления новой, основанной на равноправном партнерстве системы международных отношений отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации дополняются, уточняются и конкретизируются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
    Дипломатический вестник. 1998. № 2. С. 3-18.



    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то