Социальная политика 1920. Социальная политика советского государства в годы гражданской войны (1917–1922 гг.). Для «дефективных» детей и в санаториях
Общественный стой, утвердившийся в СССР в это время, определился по сути как тоталитаризм, а в частности как режим неограниченной личной Власти Сталины, который в 1922г на 11 съезде партии был избран ее секретарем. Сталинский режим характеризовался:
1) Культом личности – соединение достижений всего народа с именем одного человека, вера в его непогрешимость и всемогущество.
2) Массовыми репрессиями, жертвами которых были:
Старая интеллигенция. 1928 – «шахтинское дело», по которому были репрессированы инженерно-технические работники Донбасса. Начало 1930-х – дело р промышленной партии и о рабочей крестьянской партии, по которому были расстреляны видные ученые, в частности Кондратьев и Челнов
Партийные и хозяйственные кадры. Август 1936 – дело о «тротскинско-зиновьевском центре» по которому были расстреляны 16 видных партийных работника, и в том числе Зиновьев и Каменев. Март 1938 – дело о «право-тротскийском антисоветском блоке» по которому расстрелян 21 член партии и в том числе Бухарин и Рыков.
Военные специалисты. 1937-1939г были репрессированы трое из 5 маршалов СССР (Тухачевский, Серов и Блюхер). Почти все члены высшего командного соатава (Якир, Угоревич) и половина среднего командного состава.
3) Системой принудительного труда. В 1930г в наркомате внутренних дел СССР было создано главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ)
Социально-экономическое развитие в 1918-1930е годы.
Политика военного коммунизма в годы гражданской войны 1918-1920г
Максимальная централизация производства и управления. В декабре 1917г при Сов. Наркоме был создан всеобщий совет народного хозяйства (ВСНХ) с отраслевыми отделами.
Ускорение темпов национализации не только в крупных но и в мелких и средних предприятиях.
Отмена денежного обращения, в январе 1919 года была вторично введена продразверстка (впервые введена в 1916г) - система заготовки с/х продукции когда у крестьян изымали не только излишки но и необходимое зерно и другие с/х продукты безвозмездно, одновременно была отменена частная торговля с/х продукцией.
Милитаризация труда. В январе 1920г была введена всеобщая трудовая повинность и отменялся наем рабочей силы.
Её результаты:
К концу гражданской войны объем промышленного производства в сравнении с 13 годом урезан в 7 раз, а с/х производства на 40%.
В стране разродился экономический и политический кризис.
Её последствия:
1920-1921г – массовое крестьянское восстание в Тамбове под руководством Антонова (Антоновщина), крестьяне выступали против прод-разверстки и власти большевиков. Оно было подавлено, одним из руководителей частей красной армии командовал Тухочевский.
Февраль 1921 – вооруженное восстание моряков и солдат в Кронштате. Кронштатцы выступали за советы, но без коммунистов. «Власть советам а не партиям» и за восстановление демократических свобод.
Кризис военного коммунизма стал причиной перехода к НЭП в 1921 – 1928г.
Командные высоты были сохранены за пролетарским государством.
Либерализация экономики. Определенная денационализация средних и мелких предприятий которое передавались частным лицам, а на крупных пред вводился хоз-расчет
Восстановилось денежное обращение, вместо прямого продукто-обмена существовавшего в период военного коммунизма между деревней и городом:
а)По решению десятого съезда ВКПБ (март 1921г) вместо прод. Разверстки вводился прод. Налог, по размеру в 2 раза меньший, заранее объявляемый крестьянам, которые в замен с/х продукции получали другие товары.
б)В 1922-1924г по инициативе и под руководством наркома финансов Сокольникова Г.Я. была проведана денежная реформа, когда упразднились советские денежные знаки, в замен которых вводилась устойчивая валюта – червонец, обеспеченный золотом.
в)Восстановилась частная торговля
Свободная организация труда, отмена всеобщей трудовой повинности, разрешение на наем рабочей силы и открытие бирж труда.
Её результаты:
Был достигнут довоенный уровень экономики
Устранена угроза голода
Повышена производительность с/х
Форсированное строительство социализма, советская модель индустриализации .
Её источники –исключительно внутренние, перекачка средств из с/х в производство, навязывание населению государственных облигаций, то есть усиливалось налогообложение граждан.
Её характер – ускоренный
Её направление:
Централизованное планирование по пятилеткам.
3 1938-1942 (прервана войной)
Строительство промышленных гигантов: Днепро-ГЭС – самая крупная электростанция в мире, Уралмаш, Магнитогорский Металлургический Комбинат, Челябинский тракторный завод)
Организация социалистического соревнования с целью повышения производительности труда, сначала в форме ударничества а с 1935г в форме стахановского движения.
Её результаты:
С конца 30-х годов СССР превратился в индустриальную державу. Была создана мощная тяжёлая и оборонная промышленность. Без индустриальных преобразований конца 20-х 30-х годов СССР бы не одержал победы в ВОВ.
За период между первой и второй мировыми войнами его оборонный потенциал возрос в 24 раза, а германии, например в 2.4 раза.
Была преодолена техно-экономическая отсталость страны
Форсированное строительство социализма – массовая коллективизация с/х.
Её направления:
Строительство колхозов и совхозов то есть перевод с/х на рельсы крупного общественного производства.
Ликвидация кулачества как класса. Под этот процесс подпали не только зажиточная но и значительная часть средних хозяйств, её жертвами стали около 3млн крестьян.
Второе закрепощение крестьян. Во время всеобщей паспортизации в 1930-е годы крестьянам паспорта не выдали
Для обеспечения технической помощи колхозам созданы государственные предприятия, Машинно-Тракторные Станции например.
Её результаты:
К середине 30-х годов в СССР утвердился колхозный строй.
Городское население было обеспечено стабильным поступлением продуктов питания
Увеличились поставки с/х продукции государству
В 1932-1933 разразился массовый голод на Украине, В нижнем Поволжье и Северном Кавказе
Постоянно возникали агрессивные кулацкие мятежи
В целом, к концу 30-х годов в СССР сложилась командно-административная система, основой которой было централизованное управление экономикой.
В чём вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?
Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?
Согласно сводкам ГПУ, многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй.
Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? Назовите не менее трёх общих черт (параллелей).
Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?
Что вы понимаете под терминами «централизованная система власти и управления», «культ личности»? Как формировались явления, отражённые в данных терминах? Как эти явления связаны между собой?
В чём противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.?
Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?
В чём вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения?
Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?
Сопоставьте режим личной власти Сталина с политическим режимом ленинского периода.
Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?
III уровень
Как заявлял И.В. Сталин в 1931 г., история старой России состояла в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские ханы. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную и т.д. Далее он отметил, что мы отстали от передовых стран на 50-100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет. «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через 10 лет. СССР не побили, хотя и изрядно помяли. Значит ли это, что страна «пробежала» 50-100 лет, как предрекал Сталин, за 10 лет?
По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».
Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.
Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).
Нэповский вариант был предпочтительнее.
На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.
Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?
Имейте в виду, что за годы предвоенных пятилеток с/х получило 680 тыс. тракторов и 180 тыс. комбайнов, в то время как дореволюционная Россия была страной сохи, цепа. Кроме того, валовая продукция с/х в среднем за год составила 18 млрд. руб. в 1909-1913 гг.; 22 млрд. в 1924-1928 гг.; 15 млрд. в 1929-1932 гг.; 23,5 млрд. руб. в 1936-1940 гг.
Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение.
В 30-е гг. в СССР переплелись искренняя восторженность новой жизнью и порыв энтузиазма (строительство Магнитки, Комсомольска–на–Амуре, Турксиба, Днепрогэса) с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Почему стал возможен столь явный парадокс?
А.И. Солженицын в своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по нескольку человек с топорами, молотками, с кочергами, с чем придётся. Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибёшься, хрястнув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофёром, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»
Как вы думаете, остановилась бы проклятая машина? Аргументируйте свой ответ.Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?
Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.
Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.
Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.
Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…
За 1918 – 1929 гг. было проведено 9 партийных съездов и 9 партийных конференций, а также: 79 пленумов ЦК только за 1918 – 1923 гг., 3 съезда и 2 конференции, 16 пленумов ЦК и ЦКК за 1930 – 1941 гг.
Данные об участии населения в выборах в городские и сельские Советы (в % к общему числу избирателей): 1927 г. – 60% и 50%; 1934 г. – соответственно 90% и 80%, лишены избирательных прав10% избирателей.
Конституция 1936 г. отменила все ограничения в избирательной системе.
Высшие органы государственной власти (Всесоюзные съезды Советов) с 1922 г. по 1929 г. созывались 5 раз, с 1930 по 1936 гг. – 3 раза. С 1936 г. высший орган госуд. власти – Верховный Совет СССР, а между его сессиями – Президиум ВС.
Национальный доход (фонд накопления и фонд потребления) в годы первой пятилетки: 1925 г. – 2,7; 1930 г. – 5,2; 1931 г. – 3,9; 1932 г. – 3,1 млрд. рублей.
Прирост производительности труда (% по отношению к предыдущему году): 1929 г. – 15; 1930 г. – 21; 1931 г. – 4; 1932 г. – 0,6.
Фонд накопления:
1925 г. – 15%; 1930 г. – 29%; 1931 г. – 40%; 1932 г. – 44%.То, что произошло в 30-е гг., - единственно возможное, неизбежное. Это и есть подлинный социализм, и другого быть не могло. К 1941 г. социализм в СССР в основном был построен.
Социализм не построен. Контрреволюционный путь Сталина и огромного бюрократического аппарата не был исторически вынужденным и поэтому оправданным. Общество, построенное в 30-е гг., не является социалистическим.
Проанализируйте данные по сельскохозяйственному производству в 30-е годы.
Годы | Урожайность зерновых (центнеров /га) | Заготовки зерна (млн.т) | Валовой сбор зерна (млн.т) | Посевные площади (млн.га) | Крупный рогатый скот (млн.голов ) | Население (млн.человек) |
И.В. Сталин «Из письма в Детиздат при ЦК ВЛКСМ (1938)». «Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»… Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев…. Это опасно и вредно».
Если Сталин выступал против культа личности, почему же культ личности всё-таки сложился?
О чём свидетельствуют приводимые ниже цифры? Попробуйте их объяснить.
Сделате выводы об эффективности системы и её соответствии интересам и потребностям трудящихся на основе следующих данных:
Специалисты утверждают, что никогда в истории войн ни одно государство не знало благодаря своей разведке столько о планах врага и его силе, сколько СССР о Германии в 1941 г. Почему Сталин, его окружение не вняли разведданным для повышения готовности к отражению возможной агрессии?
Часть историков считают, что уже к концу тридцатых годов наметился кризис административно-командной системы руководства экономикой и страной в целом, который был частично смягчён расширением территории СССР в 1939-1940 гг. Другие историки полагают, что в этот период шло поступательное развитие страны, прерванное нападением фашистской Германии. Что вы думаете по данному вопросу?
Две точки зрения на историю страны в 30-е годы:
Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд является верной? Почему?
Учтите, что социализм у Энгельса: «Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Советская культура в 1917-1940 гг.
Карта темы 11 «Советская культура в 1917-1940 гг.»
Основные понятия и названия :
«культурная революция»; наркомат просвещения (Наркомпрос); организация пролетарской культуры (Пролеткульт); «сменовеховство»; рабочие факультеты (рабфаки); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств (ЛЕФ); Ассоциация художников революционной России (АХРР); Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП); атеизм; конструктивизм; пункты ликвидации неграмотности (ликбезы); социалистический реализм (соцреализм); Союз писателей СССР; принцип партийности литературы; Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ).
Основные даты:
1919 г. – принятие декрета «О ликвидации неграмотности среди населения».
1925 г. – принятие закона, предусматривавшего введение в стране всеобщего начального обучения.
1930 г. – введение в СССР обязательного всеобщего начального (четырёхклассного) образования.
1934 г. – I Всесоюзный съезд советских писателей.
Персоналии:
Луначарский А.В.; Крупская Н.К.; Богданов А.А.; Плетнёв В.Ф.; Устрялов Н.В.; Маяковский В.В.; Блок А.А.; Есенин С.А.; Гиппиус З.Н.; Мережковский Д.С.; Бунин И.А.; Брюсов В.Я.; Брик О.М.; Бедный Д.; Фурманов Д.А.; Пастернак Б.Л.; Чуковский К.И.; Булгаков М.А.; Зощенко М.М.; Замятин Е.И.; Платонов А.П.; М. Горький; Фадеев А.А.; Шолохов М.А.; Ахматова А.А.; Хармс Д.И.; Мандельштам О.Э.; Садофьев И.Н.; Асеев Н.Н.; Симонов К.М.; Твардовский А.Т.; Толстой А.Н.; Погодин Н.Ф.; Цветаева М.И.; Пришвин М.М.; Лихачёв Д.С.; Тимирязев К.А.; Губкин И.М.; Вальден П.И.; Жуковский Н.Е.; Вавилов Н.И.; Капица П.Л.; Иоффе А.Ф.; Циолковский К.Э.; Вернадский В.И.; Зелинский Н.Д.; Павлов И.П.; Бах А.Н.; Крылов А.Н.; Курчатов И.В.; Лебедев С.В.; Александров А.П.; Ферсман А.Е.; Туполев А.И.; Илюшин С.В.; Чкалов В.А.; Грабин В.Г.; Дегтярев В.А.; Бенуа А.Н.; Васнецов А.М.; Поленов Д.А.; Петров-Водкин К.С.; Греков М.Б.; Пластов А.А.; Кустодиев Б.М.; Фальк Р.Р.; Юон К.Ф.; Моор Д.С.; Андреев Н.А.; Меркуров С.Д.; Шервуд Л.В.; Мухина В.И.; Голубкина А.С.; Жолтовский И.В.; Фомин И.А.; Щусев А.В.; братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины; Мельников К.С.; Довженко А.П.; Пудовкин В.И.; Эйзенштейн С.М.; Мейерхольд В.Э.; Пырьев И.А.; Герасимов С.А.; Александров Г.В.; Ромм М.И.; Шостакович Д.Д.; Прокофьев С.С.; Дунаевский И.О.; Нежданова А.В.; Лемешев С.Я.; Козловский И.С.; Уланова Г.С.; Лепешинская О.В.; Исаковский М.В.; Прокофьев А.А.
Основные вопросы:
Начало «культурной революции» (в годы гражданской войны).
Новый этап «культурной революции» (годы нэпа).
а) Образование и наука.
б) Литература и искусство.
Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е годы).
а) Идеологизация культуры.
б) Образование и наука.
в) Художественная жизнь.
Литература
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001. (CD-ROM for Windows).
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. М., 1997.
Планенборг Г. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.
Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.
Хрестоматия по истории России первой половины XX века /сост. И.С. Хромова. М., 1995.
Разноуровневый контроль знаний по теме 11 «Советская культура в 1917 – 1940 гг.»
I уровень
Что такое «культурная революция» ?
Какое ведомство занималось культурой после Октября? Кто его возглавлял?
Какую политику проводили большевики по отношению к русским учёным?
Кто из крупнейших представителей русской науки стал активно сотрудничать с советской властью?
Кто из представителей «серебряного века» и в каких произведениях воспел революцию?
Кто из представителей «серебряного века» эмигрировал из страны после победы большевиков?
В чём суть идеологии «сменовеховства»?
В чём причины высылки из страны в начале 20-х годов видных учёных и деятелей культуры?
Что такое Пролеткульт?
В каком году был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности»?
Какой процент населения нашей страны умел читать и писать к концу 20-х гг. XX в.?
Напишите расшифровку аббревиатуры – РАПП, ЛЕФ, АХРР.
Кто был режиссёром знаменитого фильма 20-х годов «Броненосец Потёмкин»?
Какую политику проводила советская власть по отношению к Православной церкви?
Какое название получило направление в советской культуре 30-х годов, требовавшее от авторов произведений литературы и искусства не просто описания объективной реальности, но и изображения её в революционном развитии, служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»?
Какие художественные фильмы 30-х годов вам известны?
Как назывался, изданный в 1938 г. при личном участии Сталина, учебник по истории коммунистической партии, ставший методологической основой развития общественных наук в СССР в конце 1930х – начале 1950х гг.?
Чем знамениты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский?
Кого из репрессированных в конце 30-х годов деятелей науки и культуры вы можете назвать?
Какие изменения произошли в 30-е гг. в советской школе?
Назовите имена известных вам архитекторов конца 20-х – 30-х годов?
Каким советским учёным проводились исследования по проблемам микрофизики в 30-е годы?
Чем знаменит А.И. Туполев?
II уровень
В чём состояли особенности духовной жизни страны в 20-е годы?
Каково соотношение политики и культуры в 20-е годы?
Почему важнейшим идеологическим принципом в советском государстве был атеизм?
Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией.
Какие общие процессы проходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры? Чем они были обусловлены?
Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?
Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927 – 1928 гг.в 148 вузах – 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один – в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов – выходцы из рабочих и крестьян. Их приём осуществлялся через рабфаки. О чём свидетельствуют эти факты? Объясни их.
Почему к сотрудничеству с советской властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук?
О деятельности какого объединения ведёт речь В. Маяковский: «Это протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введённая непосредственно жизнью»?
В чём вы видите достижения и недостатки «культурной революции» в СССР?
III уровень
1928 г. – расходы на образование в СССР – 8 рублей в год на душу населения, в 1937 г.- 113 рублей.
За годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР – 88%, Белоруссии – 81%, Казахстане – 84%.
К концу 2-ой пятилетки осуществлено всеобщее начальное образование. Поставлена задача: всеобщее среднее образование в городе и семилетнее - в деревне.
1938 г.- во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г.- преподавание иностранных языков в средних школах.
В середине 30-х гг. только по РСФСР не хватало 100.000 учителей, треть учителей города и половина сельских не имели специального образования.
1938 г. – в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.
В чём проявлялось идеологическое давление на деятелей литературы и искусства в 20-е г.г.? Выскажите своё мнение: почему, несмотря на это, 20-е годы были временем создания выдающихся произведений в разных областях культуры?
Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?
А.М. Горький жил в сталинское время. Абсолютное большинство интеллигенции восхваляло «вождя всех народов» без меры. Горький же, даже будучи руководителем Союза писателей, восхваляя социалистический строй, ни разу не упомянул имя Сталина и даже отказался писать его биографию. Почему? Как это ему удавалось? Почему, несмотря на такую сдержанность, писатель не был подвергнут традиционным репрессиям?
Кто из деятелей русской культуры 1920 – 1930-х годов, на ваш взгляд, популярен и сегодня?
Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после неё не приняло ленинских предложений. К началу 20-х годов в России насчитывалось вряд ли более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией, подавляющая же часть отправилась в эмиграцию. Как следует, по-вашему, относиться к людям, покинувшим Родину? Объясните свой ответ. Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?
5 декабря 1931 г., около 12 часов дня, в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим разрушен храм Христа Спасителя, построенный на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. В 1934 г. взорвана знаменитая Сухарева башня, Красные ворота в Москве. Подобная участь постигла и другие ценнейшие исторические и культурные памятники. Каково ваше отношение к уничтожению старых памятников? Знаете ли вы, какие памятники были снесены в нашем городе?
Цель оправдывает средства, считал Сталин. А раз так, то можно распродавать коллекции Эрмитажа, картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана и многих других выдающихся художников. На эти деньги можно покупать тракторы, очень нужные стране. Каково ваше отношение к подобным действиям? Объясните, почему.
В 1933-37 гг. вузы СССР выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно. Уже к 1938 г. в наших вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых. А число инженеров в СССР почти вдвое превышало их число в США. Если в 1926 г. преимущественно умственным трудом занимались 3 млн. человек, то в 1939 г. – 14 млн.
Как вы считаете, можно ли данные итоги расценивать как безоговорочно положительные? Какие выводы следует сделать на основании этих цифр?
Какие выводы можно сделать на основании приведённых ниже данных о выполнении задачи по ликвидации неграмотности в СССР?
Как вы думаете, достигла ли «культурная революция» своей цели?
Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах
Карта темы 1 «Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах»
Основные понятия и названия:
Блицкриг; мобилизация; Ставка Верховного главнокомандования; Государственный Комитет Обороны (ГКО); народное ополчение; советская гвардия; стратегическая инициатива; коренной перелом; капитуляция.
Основные даты:
1944 г. – полное изгнание немецко-фашистских оккупантов с территории СССР.
Персоналии:
А. Гитлер; Кузнецов Ф.И.; Павлов Д.Г.; Кирпонос М.П.; Кузнецов Н.Г.; Попов М.М.; Тюленев И.В.; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И.; Ф. Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.А.
Основные вопросы:
Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “история россии хх век” общая характеристика учебника
Методические рекомендации... по истории России ХХ века представляет собой большую часть ... по истории . Классы бывают однородными и разноуровневыми ... контроля знаний . С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века ... Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя: ...
- Книга
РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...
История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III История России XX век Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
КнигаРАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто говорилось тогда и писалось много потом в специальных исследованиях по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...
Начало Великой Отечественной войны.
а) Стратегическая оборона Красной Армии.
б) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
а) Сталинградская битва.
б) Курская битва.
XIX век» Введение (1 час) История России – часть всемирной истории . XIX век в истории России ... планирование по Истории России XIX век . 8 ... Россия XIX в. 1 Повторение. Итоговый разноуровневый контроль ...
социальный политика большевик беспризорный
Переход к Новой экономической политике (НЭП), который произошел на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. содействовал тому, что вместе с элементами экономических преобразований (замена продразверстки продналогом, привлечение иностранного капитала, свободной торговли) происходит и модернизация системы социальной защиты населения.
Происходит изменение оказания принципов социального обеспечения населения СССР. При сохранении действующей со времен политики “военного коммунизма” системы оказания социальной помощи, происходит сокращение пайкового довольствия в пользу денежного довольствия. Происходит реорганизация органов, осуществляющих мероприятия по социальной защите населения, в частности, отпали или были урезаны многие функции Народного комиссариата социального обеспечения, а также местных органов власти (губсобесов). Также происходит постепенный процесс складывания новых форм социальной работы, вместо старой системы государственного социального обеспечения, таких как государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих, социальное страхование рабочих и служащих, обеспечение крестьян в виде взаимопомощи.
Согласно предписанию СНК, ЦК РКП (б) от 20 мая 1921 г. в ведение органов социального обеспечения возвращались работники, ранее отозванные в другие организации. Постановлением ВЦИК, принятым 30 сентября 1921 года НКСО получили право самостоятельно заготавливать сырье, продовольствие, инвентарь и другие предметы первой необходимости, а также возможности организовать собственные производственные предприятия, пошивочные мастерские, а также земледельческие хозяйства. Финишной точкой в данном процессе стал перевод основных органов НКСО с гражданского снабжения на самоокупаемость, кроме контрольно- инспекционного аппарата. Также, необходимо отметить, что дополнительным источником содержания учреждений социального обеспечения становится самообложение населения.
Основной акцент в вопросе социального обеспечения как и в предыдущий период гражданской войны был закреплен на мерах социальной поддержки о семьях красноармейцев. 14 июля 1921 г. НКСО для осуществления вышеперечисленных целей был передан аппарата Центральной комиссии помощи красноармейцам. Основная помощь данной категории граждан заключалась в поддержке необходимой обувью и одеждой, они получали пайку “Красная звезда”, нетрудоспособные члены семей обеспечивались фронтовыми красноармейскими пайками в половинном объеме. Согласно Декрету СНК от 14 мая 1921 г. “Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев” источником средств для социальной поддержки военнослужащих стало бесхозное имущество различных советских фондов, доходы от налогооблажения различного рода увесилительных учреждений, а также организации спектаклей. Согласно имеющимся архивным данным, в начале 1920-х гг. НКСО осуществляло выдачу пенсий и пособий для более чем девяти миллионов семей военнослужащих. Их выплата осуществлялась в основном за счет средств местных бюджетов, и только 25 % брал на себя государственный бюджет. В конце 1924 г. принимается“ Кодекс законов о льготах и преимуществах для красноармейцев и их семей”, согласно которому под льготами понимались, прежде всего, денежные пособия (на лечение, на погребение умерших родственников, компенсации за утраченное имущество),преимущества перед другими категориями населения в получении жилья, право бесплатного получения медицинских услуг и т.д. Важной чертой данного нормативно-правового акта являлось то, что несовершеннолетнии дети, а также нетрудоспособные родители вместе с супругами призванных в армию получали в течении всего срока службы ежемесячные пособия.
Одним из направлений в области социальной защиты выступало изменение в системе социального страхования. При переходе к НЭПу возникли проблемы в социальном обеспечении, участились конфликты между рабочими и администрацией на почве выдачи пособия при потере трудоспособности. 10 октября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) поддержала предложение В. И. Ленина поручить Президиуму ВЦСПС совместно с ВСНХ, НК здравоохранения и соцобеспечения разработать вопрос о страховании рабочих в связи с новой экономической политикой. Основные положения государственного социального страхования были изложены в изданном 15 ноября 1921 г. декрете СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Устанавливалось, что оно должно проводится во всех предприятиях и учреждениях государственных, кооперативных, частных, концессионных. Обязательное соцстрахование распространялось на всех лиц наемного труда и осуществлялась для работников государственной промышленности за счет предприятий, частной и арендной, за счет предпринимателей. Система социального страхования являлась выгодной для рабочих. Бюджет страхования состоял из взносов нанимателей, а также государственных ассигнований, сами рабочие и служащие никаких взносов в страховой фонд не делали.
Необходимо отметить, что если в период “военного коммунизма” социальное страхование было причислено к институту буржуазного права и соответсвенно скрытой формой эксплуатации, то после введения НЭПа партия большевиков вернулась к принципам социального страхования. Одним из положительных моментов стал отказ от многих радикальных и утопических принциов периода “военного коммунизма”. В результате улучшения основных экономических показателей, роста промышленности и сельскогохозяйственного производства происходит выравнивание многих положений доктрины социальной защиты с практикой, особенно в части отношений с трудящимися. В частности, происходит увеличение охвата социальным страхованием (в 1924 г. государственная схема покрывала 5, 5 млн. человек, в 1926 г. уже 8,5 млн., в 1928 г. -11 млн. человек). Данные показатели свидетельствуют по мнению исследователя социальной политики Н. Лебиной о законодательном расширении схемы социального страхования, а также о возрастании рабочей силы,как таковой.
К концу периода НЭПа были введены и пенсии по старости. Они выплачивались мужчинам и женщинам в 60 и 55 лет соответственно, у кого был стаж работы 25 лет, а не только пожилым инвалидам.
Осуществлению декларуемых советскими властями мер по проведению в жизнь мероприятий социального страхования способствовали профсоюзные организации. К примеру, профсоюзы БССР развернули работу по осуществлению постановления советского правительства.
25 декабря 1921 г. расширенный пленум Совпрафбела рекомендовал немедленно принять к исполнению декрет о социальном страховании рабочих и служащих, оказать содействие органам социального обеспечения в их работе. В январе 1922 года был создан отдел социального страхования при наркомате соцобеспечения БССР. Основы системы обеспечения рабочих и служащих по социальному страхованию были закреплены КЗоТ 1922 г. (гл. ХVII). За счет средств соцстраха рабочие и служащие обеспечивались пособием по временной и постоянной потере работоспособности, а также по безработице; оказывалась помощь по уходу за новорожденными; застрахованые пользовались бесплатным медицинским обслуживанием;
проводились профилактические мероприятия. В связи с денационализацией значительной части промышленных предприятий и переводом их на хозяйственный расчет декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. право осуществления социального страхования на производстве передавалось от Наркомата социального обеспечения в распоряжение НКТ.
Важной мерой поддержания безработных и смягчения безработицы было оказание рабочим трудовой помощи. С одной стороны, по мнению исследователя О.Ю. Бухаренковой, эта политика позволяла привлечь к труду значительное число незанятого населения, что способствовало сохранению и повышению их квалификации. С другой стороны, трудовая деятельность безработных способствовала благоустройству городов и развитию промышленности. К видам такой поддержки относились организация и проведение общественных работ, а также создание коллективов и артелей из безработных.
К общественным работам в 1922-1923 гг. в основном привлекались неквалифицированные мужчины. Работы включали в себя лесозаготовки, работы по мелиорации, ремонтные работы на железной дороге, уборка городов. На общественных работах люди были заняты не более 2-3 месяцев, так как обязательным принципом их организации была постоянная сменяемость безработных. В период участия в работах безработные не снимались с очереди на бирже и получали пособие, если имели на него право. В среднем, на общественных работах было занято не более 5-7% безработных.
Помимо финансовых средств на организацию общественных работ отпускались и продукты питания. Однако снабжение ими было не всегда своевременным. Так, П. Заводовский, заведующий Отделом рынка труда, сообщал в письме в Народный Комиссариат Продовольствия от 22 марта 1923 г., что хлебные ресурсы, предназначенные для организации общественных работ и переведенные на места согласно нарядам НКП рода от 25 и 31 января 1923 г. во многих губерниях до настоящего времени еще не получены. Имелись сведения о неполучении этих ресурсов из Иваново- Вознесенска, Киргизской Республики, Дагестана, Ростова-на-Дону и так далее. Недофиинансирование тормозило проведение работ, что в условиях высокого уровня безработицы было чрезвычайно опасным.
Начиная с 1921 г. пособие по безработице было предусмотрено только высококвалифицированным рабочим, у которых не имелось средств для существования, а также низкоквалифицированным работникам, имеющим трехлетний стаж работы. Последнее требование исключало огромную массу безработных из числа потенциальных получателей пособия. Существовали различия пособий в зависимости от степени риска, в частности в более выгодных условиях оказывались заболевшие, в отличие от безработных и длительное время нетрудоспособных. В период с 1924 по 1928 гг. ежемесячные выплачиваемые пенсии составляли 31-36 % от средней оплаты труда, в то время как пособия по временной нетрудоспособности достигали 95 % от среднего заработка.
Эксперименты советского правительства по соединению рынка с социалистической экономикой в годы НЭПа способствовали развитию различных хозяйственных укладов, в том числе в жилищной сфере, где была восстановлена система платежей за услуги. В конце 1920-х годов широко обсуждались механизмы оплаты, включающие в себя не только учет качество жилья, его площадь, объем и состав потребленных услуг, но и доходы жильцов.
Можно согласиться с точкой зрения некоторых исследователей о том, что ключевыми объектами социальной защиты в период НЭПа стали промышленные рабочие и дети, в то время как крестьянство оказалось вытесненным за пределы социальной политики советского государства. Для данного периода времени характерны широкие дискуссии о сущности и основных принципах социальных проблем и механизмов их решения. В тоже время обозначился и определенный сдвиг от предложения ценностного консенсуса к ценностному конфликту, что было связано с историческими условиями существования Советского государства и борьбы с различными социальными стигматизированными группами («кулаки», «враги народа»). Данные тенденции роста конфликтных ситуаций усиливаются вместе с укреплением режима личной власти Сталина.
Таким образом, важными особенностями эпохи НЭПа стали достижения в сфере социального обеспечения, которые выразились, прежде всего, в том, что она охватила собой практически все население страны. Органами социального обеспечения СССР производилась выплата пенсий, пособия по нетрудоспособности, по утрате кормильца и т.д. Вместе с тем в условиях хозрасчетных отношений система социального обеспечения не обеспечивала высокий уровень социальных выплат, крестьянство было лишено социальной помощи государства.