Социальная политика 1920. Социальная политика советского государства в годы гражданской войны (1917–1922 гг.). Для «дефективных» детей и в санаториях

Общественный стой, утвердившийся в СССР в это время, определился по сути как тоталитаризм, а в частности как режим неограниченной личной Власти Сталины, который в 1922г на 11 съезде партии был избран ее секретарем. Сталинский режим характеризовался:

1) Культом личности – соединение достижений всего народа с именем одного человека, вера в его непогрешимость и всемогущество.

2) Массовыми репрессиями, жертвами которых были:

Старая интеллигенция. 1928 – «шахтинское дело», по которому были репрессированы инженерно-технические работники Донбасса. Начало 1930-х – дело р промышленной партии и о рабочей крестьянской партии, по которому были расстреляны видные ученые, в частности Кондратьев и Челнов

Партийные и хозяйственные кадры. Август 1936 – дело о «тротскинско-зиновьевском центре» по которому были расстреляны 16 видных партийных работника, и в том числе Зиновьев и Каменев. Март 1938 – дело о «право-тротскийском антисоветском блоке» по которому расстрелян 21 член партии и в том числе Бухарин и Рыков.

Военные специалисты. 1937-1939г были репрессированы трое из 5 маршалов СССР (Тухачевский, Серов и Блюхер). Почти все члены высшего командного соатава (Якир, Угоревич) и половина среднего командного состава.

3) Системой принудительного труда. В 1930г в наркомате внутренних дел СССР было создано главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ)

Социально-экономическое развитие в 1918-1930е годы.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны 1918-1920г

Максимальная централизация производства и управления. В декабре 1917г при Сов. Наркоме был создан всеобщий совет народного хозяйства (ВСНХ) с отраслевыми отделами.

Ускорение темпов национализации не только в крупных но и в мелких и средних предприятиях.

Отмена денежного обращения, в январе 1919 года была вторично введена продразверстка (впервые введена в 1916г) - система заготовки с/х продукции когда у крестьян изымали не только излишки но и необходимое зерно и другие с/х продукты безвозмездно, одновременно была отменена частная торговля с/х продукцией.

Милитаризация труда. В январе 1920г была введена всеобщая трудовая повинность и отменялся наем рабочей силы.

Её результаты:

К концу гражданской войны объем промышленного производства в сравнении с 13 годом урезан в 7 раз, а с/х производства на 40%.

В стране разродился экономический и политический кризис.

Её последствия:

1920-1921г – массовое крестьянское восстание в Тамбове под руководством Антонова (Антоновщина), крестьяне выступали против прод-разверстки и власти большевиков. Оно было подавлено, одним из руководителей частей красной армии командовал Тухочевский.

Февраль 1921 – вооруженное восстание моряков и солдат в Кронштате. Кронштатцы выступали за советы, но без коммунистов. «Власть советам а не партиям» и за восстановление демократических свобод.

Кризис военного коммунизма стал причиной перехода к НЭП в 1921 – 1928г.

Командные высоты были сохранены за пролетарским государством.

Либерализация экономики. Определенная денационализация средних и мелких предприятий которое передавались частным лицам, а на крупных пред вводился хоз-расчет

Восстановилось денежное обращение, вместо прямого продукто-обмена существовавшего в период военного коммунизма между деревней и городом:

а)По решению десятого съезда ВКПБ (март 1921г) вместо прод. Разверстки вводился прод. Налог, по размеру в 2 раза меньший, заранее объявляемый крестьянам, которые в замен с/х продукции получали другие товары.

б)В 1922-1924г по инициативе и под руководством наркома финансов Сокольникова Г.Я. была проведана денежная реформа, когда упразднились советские денежные знаки, в замен которых вводилась устойчивая валюта – червонец, обеспеченный золотом.

в)Восстановилась частная торговля

Свободная организация труда, отмена всеобщей трудовой повинности, разрешение на наем рабочей силы и открытие бирж труда.

Её результаты:

Был достигнут довоенный уровень экономики

Устранена угроза голода

Повышена производительность с/х

Форсированное строительство социализма, советская модель индустриализации .

Её источники –исключительно внутренние, перекачка средств из с/х в производство, навязывание населению государственных облигаций, то есть усиливалось налогообложение граждан.

Её характер – ускоренный

Её направление:

Централизованное планирование по пятилеткам.

3 1938-1942 (прервана войной)

Строительство промышленных гигантов: Днепро-ГЭС – самая крупная электростанция в мире, Уралмаш, Магнитогорский Металлургический Комбинат, Челябинский тракторный завод)

Организация социалистического соревнования с целью повышения производительности труда, сначала в форме ударничества а с 1935г в форме стахановского движения.

Её результаты:

С конца 30-х годов СССР превратился в индустриальную державу. Была создана мощная тяжёлая и оборонная промышленность. Без индустриальных преобразований конца 20-х 30-х годов СССР бы не одержал победы в ВОВ.

За период между первой и второй мировыми войнами его оборонный потенциал возрос в 24 раза, а германии, например в 2.4 раза.

Была преодолена техно-экономическая отсталость страны

Форсированное строительство социализма – массовая коллективизация с/х.

Её направления:

Строительство колхозов и совхозов то есть перевод с/х на рельсы крупного общественного производства.

Ликвидация кулачества как класса. Под этот процесс подпали не только зажиточная но и значительная часть средних хозяйств, её жертвами стали около 3млн крестьян.

Второе закрепощение крестьян. Во время всеобщей паспортизации в 1930-е годы крестьянам паспорта не выдали

Для обеспечения технической помощи колхозам созданы государственные предприятия, Машинно-Тракторные Станции например.

Её результаты:

К середине 30-х годов в СССР утвердился колхозный строй.

Городское население было обеспечено стабильным поступлением продуктов питания

Увеличились поставки с/х продукции государству

В 1932-1933 разразился массовый голод на Украине, В нижнем Поволжье и Северном Кавказе

Постоянно возникали агрессивные кулацкие мятежи

В целом, к концу 30-х годов в СССР сложилась командно-административная система, основой которой было централизованное управление экономикой.

В чём вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?

Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?

Согласно сводкам ГПУ, многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй.
Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? Назовите не менее трёх общих черт (параллелей).

Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

Что вы понимаете под терминами «централизованная система власти и управления», «культ личности»? Как формировались явления, отражённые в данных терминах? Как эти явления связаны между собой?

В чём противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.?

Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

В чём вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения?

Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

Сопоставьте режим личной власти Сталина с политическим режимом ленинского периода.

Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

III уровень

  1. Как заявлял И.В. Сталин в 1931 г., история старой России состояла в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские ханы. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную и т.д. Далее он отметил, что мы отстали от передовых стран на 50-100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет. «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через 10 лет. СССР не побили, хотя и изрядно помяли. Значит ли это, что страна «пробежала» 50-100 лет, как предрекал Сталин, за 10 лет?

    По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

    • Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

      Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

      Нэповский вариант был предпочтительнее.

      На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

    Проанализируйте данные по сельскохозяйственному производству в 30-е годы.

    Годы

    Урожайность зерновых (центнеров /га)

    Заготовки зерна (млн.т)

    Валовой сбор зерна (млн.т)

    Посевные площади (млн.га)

    Крупный рогатый скот (млн.голов )

    Население (млн.человек)

  1. Имейте в виду, что за годы предвоенных пятилеток с/х получило 680 тыс. тракторов и 180 тыс. комбайнов, в то время как дореволюционная Россия была страной сохи, цепа. Кроме того, валовая продукция с/х в среднем за год составила 18 млрд. руб. в 1909-1913 гг.; 22 млрд. в 1924-1928 гг.; 15 млрд. в 1929-1932 гг.; 23,5 млрд. руб. в 1936-1940 гг.

    Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение.

    В 30-е гг. в СССР переплелись искренняя восторженность новой жизнью и порыв энтузиазма (строительство Магнитки, Комсомольска–на–Амуре, Турксиба, Днепрогэса) с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Почему стал возможен столь явный парадокс?

    А.И. Солженицын в своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по нескольку человек с топорами, молотками, с кочергами, с чем придётся. Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибёшься, хрястнув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофёром, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»
    Как вы думаете, остановилась бы проклятая машина? Аргументируйте свой ответ.

    Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

    Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

    • Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

      Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

      Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

  2. И.В. Сталин «Из письма в Детиздат при ЦК ВЛКСМ (1938)». «Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»… Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев…. Это опасно и вредно».
    Если Сталин выступал против культа личности, почему же культ личности всё-таки сложился?

    О чём свидетельствуют приводимые ниже цифры? Попробуйте их объяснить.

    • За 1918 – 1929 гг. было проведено 9 партийных съездов и 9 партийных конференций, а также: 79 пленумов ЦК только за 1918 – 1923 гг., 3 съезда и 2 конференции, 16 пленумов ЦК и ЦКК за 1930 – 1941 гг.

      Данные об участии населения в выборах в городские и сельские Советы (в % к общему числу избирателей): 1927 г. – 60% и 50%; 1934 г. – соответственно 90% и 80%, лишены избирательных прав10% избирателей.

      Конституция 1936 г. отменила все ограничения в избирательной системе.

      Высшие органы государственной власти (Всесоюзные съезды Советов) с 1922 г. по 1929 г. созывались 5 раз, с 1930 по 1936 гг. – 3 раза. С 1936 г. высший орган госуд. власти – Верховный Совет СССР, а между его сессиями – Президиум ВС.

    Сделате выводы об эффективности системы и её соответствии интересам и потребностям трудящихся на основе следующих данных:

    • Национальный доход (фонд накопления и фонд потребления) в годы первой пятилетки: 1925 г. – 2,7; 1930 г. – 5,2; 1931 г. – 3,9; 1932 г. – 3,1 млрд. рублей.

      Прирост производительности труда (% по отношению к предыдущему году): 1929 г. – 15; 1930 г. – 21; 1931 г. – 4; 1932 г. – 0,6.

      Фонд накопления:
      1925 г. – 15%; 1930 г. – 29%; 1931 г. – 40%; 1932 г. – 44%.

    Специалисты утверждают, что никогда в истории войн ни одно государство не знало благодаря своей разведке столько о планах врага и его силе, сколько СССР о Германии в 1941 г. Почему Сталин, его окружение не вняли разведданным для повышения готовности к отражению возможной агрессии?

    Часть историков считают, что уже к концу тридцатых годов наметился кризис административно-командной системы руководства экономикой и страной в целом, который был частично смягчён расширением территории СССР в 1939-1940 гг. Другие историки полагают, что в этот период шло поступательное развитие страны, прерванное нападением фашистской Германии. Что вы думаете по данному вопросу?

    Две точки зрения на историю страны в 30-е годы:

    • То, что произошло в 30-е гг., - единственно возможное, неизбежное. Это и есть подлинный социализм, и другого быть не могло. К 1941 г. социализм в СССР в основном был построен.

      Социализм не построен. Контрреволюционный путь Сталина и огромного бюрократического аппарата не был исторически вынужденным и поэтому оправданным. Общество, построенное в 30-е гг., не является социалистическим.

Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд является верной? Почему?
Учтите, что социализм у Энгельса: «Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Советская культура в 1917-1940 гг.

Карта темы 11 «Советская культура в 1917-1940 гг.»

Основные понятия и названия :

«культурная революция»; наркомат просвещения (Наркомпрос); организация пролетарской культуры (Пролеткульт); «сменовеховство»; рабочие факультеты (рабфаки); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств (ЛЕФ); Ассоциация художников революционной России (АХРР); Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП); атеизм; конструктивизм; пункты ликвидации неграмотности (ликбезы); социалистический реализм (соцреализм); Союз писателей СССР; принцип партийности литературы; Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ).

Основные даты:

1919 г. – принятие декрета «О ликвидации неграмотности среди населения».

1925 г. – принятие закона, предусматривавшего введение в стране всеобщего начального обучения.

1930 г. – введение в СССР обязательного всеобщего начального (четырёхклассного) образования.

1934 г. – I Всесоюзный съезд советских писателей.

Персоналии:

Луначарский А.В.; Крупская Н.К.; Богданов А.А.; Плетнёв В.Ф.; Устрялов Н.В.; Маяковский В.В.; Блок А.А.; Есенин С.А.; Гиппиус З.Н.; Мережковский Д.С.; Бунин И.А.; Брюсов В.Я.; Брик О.М.; Бедный Д.; Фурманов Д.А.; Пастернак Б.Л.; Чуковский К.И.; Булгаков М.А.; Зощенко М.М.; Замятин Е.И.; Платонов А.П.; М. Горький; Фадеев А.А.; Шолохов М.А.; Ахматова А.А.; Хармс Д.И.; Мандельштам О.Э.; Садофьев И.Н.; Асеев Н.Н.; Симонов К.М.; Твардовский А.Т.; Толстой А.Н.; Погодин Н.Ф.; Цветаева М.И.; Пришвин М.М.; Лихачёв Д.С.; Тимирязев К.А.; Губкин И.М.; Вальден П.И.; Жуковский Н.Е.; Вавилов Н.И.; Капица П.Л.; Иоффе А.Ф.; Циолковский К.Э.; Вернадский В.И.; Зелинский Н.Д.; Павлов И.П.; Бах А.Н.; Крылов А.Н.; Курчатов И.В.; Лебедев С.В.; Александров А.П.; Ферсман А.Е.; Туполев А.И.; Илюшин С.В.; Чкалов В.А.; Грабин В.Г.; Дегтярев В.А.; Бенуа А.Н.; Васнецов А.М.; Поленов Д.А.; Петров-Водкин К.С.; Греков М.Б.; Пластов А.А.; Кустодиев Б.М.; Фальк Р.Р.; Юон К.Ф.; Моор Д.С.; Андреев Н.А.; Меркуров С.Д.; Шервуд Л.В.; Мухина В.И.; Голубкина А.С.; Жолтовский И.В.; Фомин И.А.; Щусев А.В.; братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины; Мельников К.С.; Довженко А.П.; Пудовкин В.И.; Эйзенштейн С.М.; Мейерхольд В.Э.; Пырьев И.А.; Герасимов С.А.; Александров Г.В.; Ромм М.И.; Шостакович Д.Д.; Прокофьев С.С.; Дунаевский И.О.; Нежданова А.В.; Лемешев С.Я.; Козловский И.С.; Уланова Г.С.; Лепешинская О.В.; Исаковский М.В.; Прокофьев А.А.

Основные вопросы:

    Начало «культурной революции» (в годы гражданской войны).

    Новый этап «культурной революции» (годы нэпа).
    а) Образование и наука.
    б) Литература и искусство.

    Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е годы).
    а) Идеологизация культуры.
    б) Образование и наука.
    в) Художественная жизнь.

Литература

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001. (CD-ROM for Windows).

    Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

    Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. М., 1997.

    Планенборг Г. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

    Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.

    Хрестоматия по истории России первой половины XX века /сост. И.С. Хромова. М., 1995.

Разноуровневый контроль знаний по теме 11 «Советская культура в 1917 – 1940 гг.»

I уровень

    Что такое «культурная революция» ?

    Какое ведомство занималось культурой после Октября? Кто его возглавлял?

    Какую политику проводили большевики по отношению к русским учёным?

    Кто из крупнейших представителей русской науки стал активно сотрудничать с советской властью?

    Кто из представителей «серебряного века» и в каких произведениях воспел революцию?

    Кто из представителей «серебряного века» эмигрировал из страны после победы большевиков?

    В чём суть идеологии «сменовеховства»?

    В чём причины высылки из страны в начале 20-х годов видных учёных и деятелей культуры?

    Что такое Пролеткульт?

    В каком году был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности»?

    Какой процент населения нашей страны умел читать и писать к концу 20-х гг. XX в.?

    Напишите расшифровку аббревиатуры – РАПП, ЛЕФ, АХРР.

    Кто был режиссёром знаменитого фильма 20-х годов «Броненосец Потёмкин»?

    Какую политику проводила советская власть по отношению к Православной церкви?

    Какое название получило направление в советской культуре 30-х годов, требовавшее от авторов произведений литературы и искусства не просто описания объективной реальности, но и изображения её в революционном развитии, служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»?

    Какие художественные фильмы 30-х годов вам известны?

    Как назывался, изданный в 1938 г. при личном участии Сталина, учебник по истории коммунистической партии, ставший методологической основой развития общественных наук в СССР в конце 1930х – начале 1950х гг.?

    Чем знамениты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский?

    Кого из репрессированных в конце 30-х годов деятелей науки и культуры вы можете назвать?

    Какие изменения произошли в 30-е гг. в советской школе?

    Назовите имена известных вам архитекторов конца 20-х – 30-х годов?

    Каким советским учёным проводились исследования по проблемам микрофизики в 30-е годы?

    Чем знаменит А.И. Туполев?

II уровень

    В чём состояли особенности духовной жизни страны в 20-е годы?

    Каково соотношение политики и культуры в 20-е годы?

    Почему важнейшим идеологическим принципом в советском государстве был атеизм?

    Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией.

    Какие общие процессы проходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры? Чем они были обусловлены?

    Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?

    Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927 – 1928 гг.в 148 вузах – 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один – в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов – выходцы из рабочих и крестьян. Их приём осуществлялся через рабфаки. О чём свидетельствуют эти факты? Объясни их.

    Почему к сотрудничеству с советской властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук?

    О деятельности какого объединения ведёт речь В. Маяковский: «Это протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введённая непосредственно жизнью»?

    В чём вы видите достижения и недостатки «культурной революции» в СССР?

III уровень

    В чём проявлялось идеологическое давление на деятелей литературы и искусства в 20-е г.г.? Выскажите своё мнение: почему, несмотря на это, 20-е годы были временем создания выдающихся произведений в разных областях культуры?

    Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?

    А.М. Горький жил в сталинское время. Абсолютное большинство интеллигенции восхваляло «вождя всех народов» без меры. Горький же, даже будучи руководителем Союза писателей, восхваляя социалистический строй, ни разу не упомянул имя Сталина и даже отказался писать его биографию. Почему? Как это ему удавалось? Почему, несмотря на такую сдержанность, писатель не был подвергнут традиционным репрессиям?

    Кто из деятелей русской культуры 1920 – 1930-х годов, на ваш взгляд, популярен и сегодня?

    Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после неё не приняло ленинских предложений. К началу 20-х годов в России насчитывалось вряд ли более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией, подавляющая же часть отправилась в эмиграцию. Как следует, по-вашему, относиться к людям, покинувшим Родину? Объясните свой ответ. Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?

    5 декабря 1931 г., около 12 часов дня, в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим разрушен храм Христа Спасителя, построенный на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. В 1934 г. взорвана знаменитая Сухарева башня, Красные ворота в Москве. Подобная участь постигла и другие ценнейшие исторические и культурные памятники. Каково ваше отношение к уничтожению старых памятников? Знаете ли вы, какие памятники были снесены в нашем городе?

    Цель оправдывает средства, считал Сталин. А раз так, то можно распродавать коллекции Эрмитажа, картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана и многих других выдающихся художников. На эти деньги можно покупать тракторы, очень нужные стране. Каково ваше отношение к подобным действиям? Объясните, почему.

    В 1933-37 гг. вузы СССР выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно. Уже к 1938 г. в наших вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых. А число инженеров в СССР почти вдвое превышало их число в США. Если в 1926 г. преимущественно умственным трудом занимались 3 млн. человек, то в 1939 г. – 14 млн.
    Как вы считаете, можно ли данные итоги расценивать как безоговорочно положительные? Какие выводы следует сделать на основании этих цифр?

    Какие выводы можно сделать на основании приведённых ниже данных о выполнении задачи по ликвидации неграмотности в СССР?

    • 1928 г. – расходы на образование в СССР – 8 рублей в год на душу населения, в 1937 г.- 113 рублей.

      За годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР – 88%, Белоруссии – 81%, Казахстане – 84%.

      К концу 2-ой пятилетки осуществлено всеобщее начальное образование. Поставлена задача: всеобщее среднее образование в городе и семилетнее - в деревне.

      1938 г.- во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г.- преподавание иностранных языков в средних школах.

      В середине 30-х гг. только по РСФСР не хватало 100.000 учителей, треть учителей города и половина сельских не имели специального образования.

      1938 г. – в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.

    Как вы думаете, достигла ли «культурная революция» своей цели?

Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах

Карта темы 1 «Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах»

Основные понятия и названия:

Блицкриг; мобилизация; Ставка Верховного главнокомандования; Государственный Комитет Обороны (ГКО); народное ополчение; советская гвардия; стратегическая инициатива; коренной перелом; капитуляция.

Основные даты:

1944 г. – полное изгнание немецко-фашистских оккупантов с территории СССР.

Персоналии:

А. Гитлер; Кузнецов Ф.И.; Павлов Д.Г.; Кирпонос М.П.; Кузнецов Н.Г.; Попов М.М.; Тюленев И.В.; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И.; Ф. Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.А.

Основные вопросы:

    Начало Великой Отечественной войны.
    а) Стратегическая оборона Красной Армии.
    б) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

    Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
    а) Сталинградская битва.
    б) Курская битва.

    XIX век» Введение (1 час) История России часть всемирной истории . XIX век в истории России ... планирование по Истории России XIX век . 8 ... Россия XIX в. 1 Повторение. Итоговый разноуровневый контроль ...

  1. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “история россии хх век” общая характеристика учебника

    Методические рекомендации

    ... по истории России ХХ века представляет собой большую часть ... по истории . Классы бывают однородными и разноуровневыми ... контроля знаний . С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века ... Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя: ...

  2. Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...

  3. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III История России XX век Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

    Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто говорилось тогда и писалось много потом в специальных исследованиях по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...

социальный политика большевик беспризорный

Переход к Новой экономической политике (НЭП), который произошел на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. содействовал тому, что вместе с элементами экономических преобразований (замена продразверстки продналогом, привлечение иностранного капитала, свободной торговли) происходит и модернизация системы социальной защиты населения.

Происходит изменение оказания принципов социального обеспечения населения СССР. При сохранении действующей со времен политики “военного коммунизма” системы оказания социальной помощи, происходит сокращение пайкового довольствия в пользу денежного довольствия. Происходит реорганизация органов, осуществляющих мероприятия по социальной защите населения, в частности, отпали или были урезаны многие функции Народного комиссариата социального обеспечения, а также местных органов власти (губсобесов). Также происходит постепенный процесс складывания новых форм социальной работы, вместо старой системы государственного социального обеспечения, таких как государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих, социальное страхование рабочих и служащих, обеспечение крестьян в виде взаимопомощи.

Согласно предписанию СНК, ЦК РКП (б) от 20 мая 1921 г. в ведение органов социального обеспечения возвращались работники, ранее отозванные в другие организации. Постановлением ВЦИК, принятым 30 сентября 1921 года НКСО получили право самостоятельно заготавливать сырье, продовольствие, инвентарь и другие предметы первой необходимости, а также возможности организовать собственные производственные предприятия, пошивочные мастерские, а также земледельческие хозяйства. Финишной точкой в данном процессе стал перевод основных органов НКСО с гражданского снабжения на самоокупаемость, кроме контрольно- инспекционного аппарата. Также, необходимо отметить, что дополнительным источником содержания учреждений социального обеспечения становится самообложение населения.

Основной акцент в вопросе социального обеспечения как и в предыдущий период гражданской войны был закреплен на мерах социальной поддержки о семьях красноармейцев. 14 июля 1921 г. НКСО для осуществления вышеперечисленных целей был передан аппарата Центральной комиссии помощи красноармейцам. Основная помощь данной категории граждан заключалась в поддержке необходимой обувью и одеждой, они получали пайку “Красная звезда”, нетрудоспособные члены семей обеспечивались фронтовыми красноармейскими пайками в половинном объеме. Согласно Декрету СНК от 14 мая 1921 г. “Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев” источником средств для социальной поддержки военнослужащих стало бесхозное имущество различных советских фондов, доходы от налогооблажения различного рода увесилительных учреждений, а также организации спектаклей. Согласно имеющимся архивным данным, в начале 1920-х гг. НКСО осуществляло выдачу пенсий и пособий для более чем девяти миллионов семей военнослужащих. Их выплата осуществлялась в основном за счет средств местных бюджетов, и только 25 % брал на себя государственный бюджет. В конце 1924 г. принимается“ Кодекс законов о льготах и преимуществах для красноармейцев и их семей”, согласно которому под льготами понимались, прежде всего, денежные пособия (на лечение, на погребение умерших родственников, компенсации за утраченное имущество),преимущества перед другими категориями населения в получении жилья, право бесплатного получения медицинских услуг и т.д. Важной чертой данного нормативно-правового акта являлось то, что несовершеннолетнии дети, а также нетрудоспособные родители вместе с супругами призванных в армию получали в течении всего срока службы ежемесячные пособия.

Одним из направлений в области социальной защиты выступало изменение в системе социального страхования. При переходе к НЭПу возникли проблемы в социальном обеспечении, участились конфликты между рабочими и администрацией на почве выдачи пособия при потере трудоспособности. 10 октября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) поддержала предложение В. И. Ленина поручить Президиуму ВЦСПС совместно с ВСНХ, НК здравоохранения и соцобеспечения разработать вопрос о страховании рабочих в связи с новой экономической политикой. Основные положения государственного социального страхования были изложены в изданном 15 ноября 1921 г. декрете СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Устанавливалось, что оно должно проводится во всех предприятиях и учреждениях государственных, кооперативных, частных, концессионных. Обязательное соцстрахование распространялось на всех лиц наемного труда и осуществлялась для работников государственной промышленности за счет предприятий, частной и арендной, за счет предпринимателей. Система социального страхования являлась выгодной для рабочих. Бюджет страхования состоял из взносов нанимателей, а также государственных ассигнований, сами рабочие и служащие никаких взносов в страховой фонд не делали.

Необходимо отметить, что если в период “военного коммунизма” социальное страхование было причислено к институту буржуазного права и соответсвенно скрытой формой эксплуатации, то после введения НЭПа партия большевиков вернулась к принципам социального страхования. Одним из положительных моментов стал отказ от многих радикальных и утопических принциов периода “военного коммунизма”. В результате улучшения основных экономических показателей, роста промышленности и сельскогохозяйственного производства происходит выравнивание многих положений доктрины социальной защиты с практикой, особенно в части отношений с трудящимися. В частности, происходит увеличение охвата социальным страхованием (в 1924 г. государственная схема покрывала 5, 5 млн. человек, в 1926 г. уже 8,5 млн., в 1928 г. -11 млн. человек). Данные показатели свидетельствуют по мнению исследователя социальной политики Н. Лебиной о законодательном расширении схемы социального страхования, а также о возрастании рабочей силы,как таковой.

К концу периода НЭПа были введены и пенсии по старости. Они выплачивались мужчинам и женщинам в 60 и 55 лет соответственно, у кого был стаж работы 25 лет, а не только пожилым инвалидам.

Осуществлению декларуемых советскими властями мер по проведению в жизнь мероприятий социального страхования способствовали профсоюзные организации. К примеру, профсоюзы БССР развернули работу по осуществлению постановления советского правительства.

25 декабря 1921 г. расширенный пленум Совпрафбела рекомендовал немедленно принять к исполнению декрет о социальном страховании рабочих и служащих, оказать содействие органам социального обеспечения в их работе. В январе 1922 года был создан отдел социального страхования при наркомате соцобеспечения БССР. Основы системы обеспечения рабочих и служащих по социальному страхованию были закреплены КЗоТ 1922 г. (гл. ХVII). За счет средств соцстраха рабочие и служащие обеспечивались пособием по временной и постоянной потере работоспособности, а также по безработице; оказывалась помощь по уходу за новорожденными; застрахованые пользовались бесплатным медицинским обслуживанием;

проводились профилактические мероприятия. В связи с денационализацией значительной части промышленных предприятий и переводом их на хозяйственный расчет декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. право осуществления социального страхования на производстве передавалось от Наркомата социального обеспечения в распоряжение НКТ.

Важной мерой поддержания безработных и смягчения безработицы было оказание рабочим трудовой помощи. С одной стороны, по мнению исследователя О.Ю. Бухаренковой, эта политика позволяла привлечь к труду значительное число незанятого населения, что способствовало сохранению и повышению их квалификации. С другой стороны, трудовая деятельность безработных способствовала благоустройству городов и развитию промышленности. К видам такой поддержки относились организация и проведение общественных работ, а также создание коллективов и артелей из безработных.

К общественным работам в 1922-1923 гг. в основном привлекались неквалифицированные мужчины. Работы включали в себя лесозаготовки, работы по мелиорации, ремонтные работы на железной дороге, уборка городов. На общественных работах люди были заняты не более 2-3 месяцев, так как обязательным принципом их организации была постоянная сменяемость безработных. В период участия в работах безработные не снимались с очереди на бирже и получали пособие, если имели на него право. В среднем, на общественных работах было занято не более 5-7% безработных.

Помимо финансовых средств на организацию общественных работ отпускались и продукты питания. Однако снабжение ими было не всегда своевременным. Так, П. Заводовский, заведующий Отделом рынка труда, сообщал в письме в Народный Комиссариат Продовольствия от 22 марта 1923 г., что хлебные ресурсы, предназначенные для организации общественных работ и переведенные на места согласно нарядам НКП рода от 25 и 31 января 1923 г. во многих губерниях до настоящего времени еще не получены. Имелись сведения о неполучении этих ресурсов из Иваново- Вознесенска, Киргизской Республики, Дагестана, Ростова-на-Дону и так далее. Недофиинансирование тормозило проведение работ, что в условиях высокого уровня безработицы было чрезвычайно опасным.

Начиная с 1921 г. пособие по безработице было предусмотрено только высококвалифицированным рабочим, у которых не имелось средств для существования, а также низкоквалифицированным работникам, имеющим трехлетний стаж работы. Последнее требование исключало огромную массу безработных из числа потенциальных получателей пособия. Существовали различия пособий в зависимости от степени риска, в частности в более выгодных условиях оказывались заболевшие, в отличие от безработных и длительное время нетрудоспособных. В период с 1924 по 1928 гг. ежемесячные выплачиваемые пенсии составляли 31-36 % от средней оплаты труда, в то время как пособия по временной нетрудоспособности достигали 95 % от среднего заработка.

Эксперименты советского правительства по соединению рынка с социалистической экономикой в годы НЭПа способствовали развитию различных хозяйственных укладов, в том числе в жилищной сфере, где была восстановлена система платежей за услуги. В конце 1920-х годов широко обсуждались механизмы оплаты, включающие в себя не только учет качество жилья, его площадь, объем и состав потребленных услуг, но и доходы жильцов.

Можно согласиться с точкой зрения некоторых исследователей о том, что ключевыми объектами социальной защиты в период НЭПа стали промышленные рабочие и дети, в то время как крестьянство оказалось вытесненным за пределы социальной политики советского государства. Для данного периода времени характерны широкие дискуссии о сущности и основных принципах социальных проблем и механизмов их решения. В тоже время обозначился и определенный сдвиг от предложения ценностного консенсуса к ценностному конфликту, что было связано с историческими условиями существования Советского государства и борьбы с различными социальными стигматизированными группами («кулаки», «враги народа»). Данные тенденции роста конфликтных ситуаций усиливаются вместе с укреплением режима личной власти Сталина.

Таким образом, важными особенностями эпохи НЭПа стали достижения в сфере социального обеспечения, которые выразились, прежде всего, в том, что она охватила собой практически все население страны. Органами социального обеспечения СССР производилась выплата пенсий, пособия по нетрудоспособности, по утрате кормильца и т.д. Вместе с тем в условиях хозрасчетных отношений система социального обеспечения не обеспечивала высокий уровень социальных выплат, крестьянство было лишено социальной помощи государства.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то